Первый слайд презентации: Народная музыкальная культура Курс лекций 2023-2024 уч.год
Преп. Топоркова Е.А. Сост.по «Народное музыкальное творчество», ред. О. Пашина. СПб., 2005; видеолекции Д.Баранова ( Спб ). Занятие 7. Семейно-бытовые обряды и песни. Народная музыкальная культура Курс лекций 2023-2024 уч.год
Слайд 2: Обряды и песни жизненного цикла
В течение жизни человек растёт, меняется, выполняет разные социальные роли. В традиционном обществе за каждой возрастной группой закреплены особые формы поведения Переход от одной жизненной стадии к другой осуществляется в ходе особых ритуалов 3 основные стадии существования человека, освящённые «ритуалами перехода»: 1. Рождение 2. Свадьба 3. Смерть
Слайд 7: Зерно, лен, конопля
Суть «обрядов перехода» - преобразование «природного» в «культурное». Поэтому зачастую символический ряд обрядов касается зерна, приготовления блюд из него, а также прядения, ткачества, шитья. Зерно – фундаментальная оппозиция жизни и смерти. Зерно – бросают и на крестинах, и покойнику в могилу, и обсыпают им молодых во время свадьбы. Поминальная каша – «кутья»
Слайд 8: Прядение
«Нить судьбы» - во многих мифологиях мира. Прядение изо льнам или шерсти – преобразование материи, делание нового, основа древних магических практик. Культ волос – представление о жизненной силе, здоровье, богатстве, плодородии.
Слайд 9: Действия с волокнами= «магия быта»
Скручивание, завивание, переплетение - придание объёма, « прирастание » Девичьи косы – в мифах и легендах обладают магической мощью Расплетание косы невесты в свадебном обряде – начало действий, ведущих к плодородию «Свивать ребёнка» =пеленать « Повивание невесты» =украшение для свадьбы « Окручивание покойника» =одевание в саван
Слайд 10: Полотенца
Всегда украшаются « обережной » вышивкой Представляют собой символический путь, связывающий «тот» и «этот» свет
Слайд 12: Детство и подростковый возраст
Человек при рождении должен прийти в этот мир «правильно», в этом состоит суть обрядовых действий. Роды – лишь начало перехода человека из природного – в социокультурное состояние. Подготовка «правильного» рождения – множество запретов для беременных женщин (нельзя стричь волосы, вязать, смотреть в зеркало и на огонь и пр.) В момент родов – нужно расплести космы и развязать все узлы, чтобы облегчить рождение ребёнка.
Слайд 13: Обряды рождения
Рождение в бане = «пограничный локус». Повитуха – отворяет все ворота, двери, сундуки в доме. Ребёнка нужно «долепить», потом – обмыть и завернуть в одежду родителей. Названия среднего рода – дитя, чадо До крещения – дети считаются «нечистыми», бесполыми существами, недавними выходцами из иного мира Крещение= « имянаречение », ребёнок становится частью своего рода и наделяется «долей», т.е. судьбой
Слайд 14: Первые песни - колыбельные
Сопровождают первые два года жизни Байки, котЫ, баюкальные песни, баюшки Зыбка (люлька) в центре избы двигалась вверх-вниз («выращивала ребёнка») Усыпление – многократные повторы «бай», «люли», призывание ритуальных помощников (угомон, кот-баюн, другие животные птицы, которые должны помочь ребёнку заснуть) Обилие повторов+монотонность, текст - импровизация
Слайд 15: Охранительные» песни
Переход от бодрствования ко сну – пограничное состояние Магические функции ритуальных текстов «Смертные байки» - одна из самых жутких традиций русского песенного фольклора Известны с XIX века, выполняют роль оберега, чтобы обмануть смерть Напевы колыбельных совпадают с мотивами похоронных плачей, отличаются только маловыразительной манерой подачи. Образы «сна-смерти» в виде колыбельной в классической музыке: М.П. Мусоргский «Песни и пляски смерти», №1 «Колыбельная»; С.С. Прокофьев «Александр Невский», №6 «Мёртвое поле»
Слайд 17: Потешки и прибаутки
От 6 месяцев до 4 лет – физическое и интеллектуальное развитие, наблюдение над ростом и нормальным развитием Формирование критического мышления Развитие слуха, памяти, моторики Название песен: прибаутки, прибабуньки, пестушки, потешки Ритмическая организация – чёткая, напоминает взрослые плясовые песни, терцовые или квартовые мотивы, часто повторяющиеся, без распевов
Слайд 18: Поэзия пестования»
это « полуречь »- « полупение », исполняется «на грани», не воспринимаются исполнителями как «песни», Важно - исполняется только сольно В этой же группе – песенки из сказок, поющиеся от лица персонажей Передача в песне характера сказочного героя через манеру интонации Пример – « Медведь-липовая нога»
Слайд 19: Стадии приобщения детей к труду
5-6 лет, девочки – могли разжигать лучину на супрядках (рабочих посиделках зимой) 7 лет – можно пасти гусей 8-9 лет – девочки начинают прясть 10 лет – девочки учатся ткать
Слайд 25: Как Иван-молодец царску дочку спасал» (1989 г.) «… У хорошей жены – муж завсегда герой!» Цитата
Слайд 26: Подростковый возраст. Инициация
Память об инициации в сказочных сюжетах: «Морозко»/ «Матушка Метелица» (девушка) « Гензель и Гретель » (юноша и девушка) Инициация юноши/взросление, право на власть (царевич!»)+брачное испытание: «Иван Царевич и серый волк» «Царевна Лягушка» Путь – дорога к смерти/дорога в смерть, образ Кащея Образ Бабы Яги как помощницы – «страж» и «праматерь» Испытания и трудности
Слайд 27: В.Я. Пропп – 7 героев сказки
Герой Вредитель Отправитель Даритель Помощник Царевна Ложный герой
Последний слайд презентации: Народная музыкальная культура Курс лекций 2023-2024 уч.год: Задание (творческое)
Произвольно назовите 7 героев сказки (часть из них может быть заменена волшебными предметами) За 30 минут напишите сказку В случае правильно выполненного задания в сказке вы сформулируете проблему, которая наибольшим образом вас волнует, и возможно – найдёте пути решения.