Слайд 2: Специфика науки
Наука – система знаний о мире и его законах. Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.
Слайд 3: Наука - основная форма познания
Стремление к объективности Целенаправленность Определенные методы Доказательность Выявление законов и закономерностей Особый язык Черты науки
Слайд 4: Классификация наук
Физика Химия Биология Естественные Технические Информатика Генная инженерия Электротехника История Социология Политология Экономика Социальные Гуманитарные Филология Психология Этика По предмету и методу познания
Слайд 5: Этапы развития науки
До XVI в. Существуют лишь разрозненные элементы научного и технического знаний, знания носят практический характер XVI - XVII вв Первая научная революция. Открытия Галилея, Кеплера, Декарта. Использование эксперимента для получения знаний XVIII – I -я половина ХХ в. Бурное развитие науки. Фундаментальные научные открытия, ставшие основой для создания современной картины мира. Усиление связи науки с производством. С середины ХХ века Научно-техническая революция (НТР): превращение науки в непосредственную производительную силу.
Слайд 6: Особенности современного этапа в развитии науки
Рост числа ученых (5 млн.), повышение социальной ответственности научного сообщества Наука охватывается все больше областей знаний (15 тысяч дисциплин) Использование информационных технологий Объем научной информации удваивается Через каждые 5-10 лет Наука стала непосредственной производительной силой Интеграция и дифференциация научных исследований
Слайд 7: Функции науки
2 5 4 3 1 Познавательно-объяснительная Производственная Культурно-мировоззренческая. Социальная Прогностическая
Слайд 8: Познавательно-объяснительная функция
Наука осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития. Изначально – главная функция науки.
Слайд 9: Культурно-мировоззренческая функция
Помогает человеку объяснить и выстроить в целостную систему знания о мире, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, формирует научное мировоззрение.
Слайд 10: Производственная функция
На основе научных открытий осуществляется разработка технологий для развития отраслей промышленности, транспорта, связи.
Слайд 11: Прогностическая функция
Осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению
Слайд 12: Социальная функция
Данные научных исследований используются для решения социальных проблем ( в том числе проблем борьбы с болезнями), глобальных проблем современности, управления обществом
Слайд 13: Наука как социальный институт
Мировоззренческая Производственная Социальная Познавательная Прогностическая Магистры, аспиранты, кандидаты и доктора наук, академики Признаки Науки Как Социального института Наука как социальный институт Осуществление определенных функций Система специальных организаций и учреждений НИИ, Вузы, Академии наук, Научные центры Ролевая система Наличие определенных норм Требования предъявляемые к научным исследованиям, порядок присвоения ученых степеней
Слайд 14
Разработка новых способов защиты компьютерной информации от несанкционированного доступа к ней иллюстрирует функцию науки прогностическую социальную познавательную мировоззренческую
Слайд 15
Какую функцию науки иллюстрирует применение ультразвука во время сложных медицинских операций Культурно-мировоззренческую Познавательную Социальную нравственную
Слайд 16
Выведение и распространение неприхотливых, устойчивых к болезням пород домашних животных отражает функцию науки социальную мировоззренческую производственную познавательно-объяснительную
Слайд 17
По инициативе правительства субъекта федерации ученые-экологи обследовали водоемы края и предупредили население об опасности заболачивания почв. Какая функция науки проиллюстрирована этим примером? познавательно-объяснительная производственная социальная мировоззренческая
Слайд 18
Что из перечисленного относится к культурно-мировоззренческой функции современной науки? 1) программирование развития общества 2) разработка новых средств коммуникации 3) разработка проблемы происхождения жизни на Земле 4) прогнозирование социальных последствий реформ
Слайд 19
Какой факт делает в наши дни наиболее актуальной проблему социальной ответственности учёных Стремление науки к познанию истины Неоднозначность последствий научных исследований Появление новых отраслей науки Обновление законодательной базы науки
Слайд 20
Верны ли следующие суждения о роли науки в современном обществе? А. Современная наука представляет собой особую систему знаний об окружающем мире, обществе, человеке. Б. Современная наука является системой особого рода организаций и учреждений, сотрудники которых вовлечены в исследования окружающего мира, общества и человека. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4)оба суждения неверны
Последний слайд презентации: Наука
Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера её осуществления Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных научных исследований, и науки, изучающие эти проблемы. Приведите три примера влияния современной науки на общество Известны слова поэта: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется...» Как вы думаете, применимы ли они к современным научным исследованиям и их последствиям? Приведите два примера, подтверждающих ваши выводы.