Слайд 2: Наука — система знаний о явлениях и процессах окружающего мира (природного и социального), их сущности и законах развития, полученная при помощи специальных методов познания
Наука *
Слайд 3: Науку принято рассматривать:
как особую систему знаний о природе, обществе и человеке; как особый вид деятельности человека, систему научных исследований, направленных на получение новых знаний; как систему специфических организаций и учреждений.
Слайд 4: Основные черты науки
Универсальность Фрагментарность Объективность Системность Незавершенность Преемственность Критичность Достоверность Внеморальность Рациональность *
Слайд 5
Универсальность: получаемые ею знания пригодны для всех людей и её язык - однозначный. Фрагментарность: изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности, а сама делится на отдельные дисциплины, которые являются определенной проекцией на мир. Фрагментарность – свойство знаний, позволяющее разбить целостную систему на различные части. Научная объективность — понятие, характеризующее научные притязания, методы и результаты. Основной смысл данного понятия сводится к идее, согласно которой эти притязания, методы и результаты не находятся под влиянием или, по крайней мере, не должны находиться под влиянием личных и групповых интересов, предвзятых взглядов, ценностных воззрений, а также других субъективных факторов. Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи ); совокупности сущностей и отношений (А. Д. Холл, Р. И. Фейджин, поздний Л. фон Берталанфи ). Незавершенность науки — это означает, что сколько бы человек ни изучал природу, общество, все равно он не сможет достичь конца в научном познании. Преемственность в науке выступает фундаментальной закономерностью становления и развития научного знания, научных отношений, научной деятельности и оказывает существенное влияние на формирование и развитие мировоззренческой, профессиональной, социальной позиции субъекта научной деятельности. *
Слайд 6
Критичность: готовность открыто и свободно выражать различные мнения, поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие результаты. Достоверность —обоснованность, доказательность, бесспорность тех или иных элементов научного и обыденного знания. Достоверное суждение такое суждение, в котором выражается прочно обоснованное знание; напр.: «Луна спутник Земли». Внеморальность — научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относится либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его применению. Рациона́льность (от лат. ratio — разум) — термин, в самом широком смысле означающий разумность, осмысленность, противоположность иррациональности. В более специальном смысле — характеристика знания с точки зрения его соответствия некоторым принципам мышления. *
Слайд 7: Существует целый ряд явлений и проблем, которые, по крайней мере на современном уровне развития наших знаний, не могут быть исследованы научными методами
К ненаукам относятся: мораль, искусство, религия, теология, демонология и т.д. *
Слайд 8: Псевдонаука
Псевдонаука - ненаучные концепции и учения, позиционируемые или воспринимаемые в качестве научных, но по сути таковыми не являющиеся. *
Слайд 9: Характерные черты псевдонаук
нефальсифицируемость, апелляция к СМИ, претензия на революционный переворот, опора на понятия, означающие феномены, существование которых не доказано, обещание быстрых положительных эффектов. *