Слайд 2
Цель урока: ЗНАТЬ: основные признаки назывных предложений, их значение, сферу употребления. УМЕТЬ : находить назывные предложения; отличать их от других типов односоставных предложений и двусоставных предложений с составным именным сказуемым; использовать назывные предложения в речи.
Слайд 3: Блиц-опрос: - Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?
- На какие группы делятся односоставные предложения по форме главного члена?
Слайд 4: Блиц-опрос: - Назовите основные группы односоставных предложений с главным членом сказуемым. -Какие предложения называются определенно-личными?
Слайд 5
Блиц-опрос: Какие предложения называются неопределенно-личными? Какие предложения называются безличными? - Какие предложения мы относим к обобщённо-личным?
Слайд 6
Мини – тест -Дайте характеристику предложениям. 1. Брожу по набережной снова. 2. Повеет полем, первой бороздой. 3. Его везли из крепости, из Бреста. 4. Цыплят по осени считают. 5. В лесу держался запах прелой травы. 6. Пальто купил к зиме. 7. Листопадит в роще, листопадит. 8. В Сибири не любят горячку и спешку. 9. Уже смеркалось. 10. Прочитайте Гоголя.
Слайд 7
Назывные предложения Шепот, робкое дыханье, трели соловья. Серебро и колыханье сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица. В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания и слезы, И заря, заря !
Слайд 8
«В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина», - восторженно отмечал Л.Н.Толстой. Назывные предложения
Слайд 9: Назывные предложения
Главный член выражен: сущ. числ.+ сущ. Вечерний час. Второе декабря. Называют: предметы события явления 9 Односоставные предложения
Слайд 10
Сфера употребления назывных предложений: Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной речи (поэзии, прозе) и публицистическом стиле (в очерках и статьях)
Слайд 11
Проснувшись и взглянув в окно, я был поражен светом и ослепительной белизной. Ясный, морозный денек! Снегопад. День, как гнездышко, весь пуховый, мягкий, свежий. Серо - белое небо. Падал пушистый, непримятый снег. Крупные снежные хлопья. Снега намело почти до крыш. Тихо. Мягко. Бело. Великолепный пейзаж!
Слайд 12
Ясный, морозный денек! Снегопад. Серо-белое небо. Крупные снежные хлопья. Великолепный пейзаж!
Слайд 13: Назывные предложения в составе сложного предложения
1. Ясный, морозный денек. Хозяин решил затопить печь в доме. 2. Серо – белое небо. Снег не идет. 3. Великолепный пейзаж. Домой идти совсем не хочется. А И НО
Слайд 14: Проверь себя
Ясный, морозный денек, и хозяин решил затопить печь в доме. Серо - белое небо, но снег не идет. Великолепный пейзаж, и домой идти совсем не хочется.
Слайд 16: Задание 1.Проверим усвоение материала Записать назывные предложения. Определить грамматическую основу
1. Светает. 2. Рассвет. 3. Люблю дымок спаленной жнивы. 4. Не привыкайте к чудесам, дивитесь им, дивитесь! 5.Ласковый прибой. 6. Жарко. 7. Дни поздней осени бранят обыкновенно. 8. Жара. 9. Зимний лес. 10.Лесные тропинки.
Слайд 17
Задание № 2 Переписать и подчеркнуть назывные предложения. Мороз. Хрустит под валенками снег. 2. Опять Евпатория. Южный зной. 3. Яркий зимний полдень. Мороз крепок и жгуч. 4. Март. В тёплом воздухе сонная, ленивая тишина. 5. Октябрь. Ночь. Дождь и ветер. Окопы над болотом, поросшим ольхой.6. Я ехал в гости. Проснулся на рассвете. Тишь. Маленькая станция. Дома. Пески. Безоблачное небо. Ветер. Задание № 3. При помощи согласованных и несогласованных определений распространите назывные предложения. 1. Утро. Река. Остров. Кусты. В их густой тени сидит рыболов. 2. Вечер. Стадион. Матч. Команды готовы к встрече.