НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ — презентация
logo
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
  • НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
  • План работы по курсу «Нейропсихология»
  • Темы занятий
  • Рекомендуемая литература
  • Тема лекции
  • 1. Нейропсихология и её место в ряду социальных и биологических наук
  • Вклад психологов, патопсихологов и психиатров в развитие нейропсихологии
  • Вклад психологов, патопсихологов и психиатров в развитие нейропсихологии
  • Вклад нейрофизиологов
  • Вклад нейрофизиологов
  • Современная нейропсихология
  • Методологические основы
  • Методологические основы
  • Методические основы
  • Основные направления в нейропсихологии
  • Выводы из основных направлений:
  • Общепсихологические проблемы, которые решает нейропсихология
  • 2. Нейропсихология и практика
  • Диагностическое направление
  • Диагностическое направление
  • Диагностические направление
  • Реабилитационное направление
  • Реабилитационное направление
  • Реабилитационное направление
1/24

Первый слайд презентации: НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

Преподаватель: Богданова Мария Даниловна Ассистент кафедры педагогики и медицинской психологии

Изображение слайда

Слайд 2: План работы по курсу «Нейропсихология»

Весенний семестр – общая нейропсихология. Осенний семестр – методы нейропсихологической диагностики. Экзамен – январь 2023 года. Основные требования по освоению курса в весеннем семестре: Посещаемость: не больше 3 пропусков; Один доклад за семестр; Монографии: 29/03 и 31/05; Коллоквиум: тест или письменная работа 21/06; Активное участие на занятиях (включенная камера, ответы на вопросы предыдущих лекций, вопросы к докладчикам). ‹#›

Изображение слайда

Слайд 3: Темы занятий

‹#›

Изображение слайда

Слайд 4: Рекомендуемая литература

Основной учебник: Хомская Е.Д. «Нейропсихология». Монографии: Сборник текстов по высшим зрительным функциям (рассказы О.Сакса, глава из ВКФ Лурии А.Р.); Лурия А.Р. «Потерянный и возвращённый мир». Дополнительная литература: Лурия А.Р. «Высшие корковые функции человека», «Основы нейропсихологии»; Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. «Клиническая нейропсихология»; Баулина М.Е. “Нейропсихология” Тонконогий И., Пуанте А. «Клиническая нейропсихология»; Баарс Б., Гейдж Н. «Мозг, познание, разум. Введение в когнитивные нейронауки ». ‹#›

Изображение слайда

Слайд 5: Тема лекции

1. Нейропсихология и её место в ряду социальных и биологических наук. 2. Нейропсихология и практика. ДЗ : Хомская Е.Д. "Нейропсихология" главы 1, 5. Повторение : анатомия и физиология ЦНС. ‹#›

Изображение слайда

Слайд 6: 1. Нейропсихология и её место в ряду социальных и биологических наук

Вклад Л.С.Выготского в развитие нейропсихологии: развитие ВПФ; смысловое и системное строение сознания; принцип "экстракортикальной" организации психических процессов (с помощью орудий, знаков и прежде всего языка); основная закономерность психического развития: последовательное (хронологическое) формирование ВПФ человека и последовательное прижизненное изменение их мозговой организации (вследствие изменения "межфункциональных" отношений); положение о неодинаковому системном влиянии очаговых поражений мозга на высшие ПФ на разных этапах психического развития. ‹#›

Изображение слайда

Слайд 7: Вклад психологов, патопсихологов и психиатров в развитие нейропсихологии

Р.Я.Голант (1950) - описание мнестических расстройств при локальных поражениях мозга, в частности при поражении диэнцефальной области; М.О.Гуревич (1948) и А.С.Шмарьян (1949) - первый детально описал психосенсорные расстройства, возникающие при различных поражениях мозга, и дал их подробный неврологический и психоневрологический анализ. Второй, изучая больных с локальными поражениями мозга (опухолями), описал синдромы изменений сознания при диэнцефальных, базально-височных и лобных поражениях мозга; А.Л.Абашев-Константиновский (1959) - разработка проблемы общемозговых и локальных симптомов, возникающих при локальных поражениях мозга. Им описаны характерные изменения сознания, возникающие при массивных поражениях лобных долей мозга, и выделены условия, от которых зависит их появление; ‹#›

Изображение слайда

Слайд 8: Вклад психологов, патопсихологов и психиатров в развитие нейропсихологии

Б.В.Зейгарник: были изучены нарушения мышления у больных с локальными и общими органическими поражениями мозга; описаны основные типы патологии мыслительных процессов в виде различных нарушений самой структуры мышления в одних случаях и нарушений динамики мыслительных актов (дефектов мотивации, целенаправленности мышления и т. д.) — в других; изучение патологии аффективной сферы при органических поражениях мозга (продолжила исследования в этой теме Т.А.Доброхотова ). Грузинская школа психологов - Д.Н.Узнадзе (1958) - особенности фиксированной установки при общих и локальных поражениях мозга; Б.Г.Ананьев (1960) - проблема взаимодействия полушарий головного мозга и внесшие существенный вклад в построение современных нейропсихологических представлений о мозговой организации психических процессов (осязание, пространственная ориентировка, сложные виды праксиса). ‹#›

Изображение слайда

Слайд 9: Вклад нейрофизиологов

Г.В.Гершуни (1967) - исследования, посвященные слуховой системе и выявившие, в частности, два режима ее работы: анализ длинных и анализ коротких звуков, что позволило по-новому подойти к симптоматике поражения височных отделов коры мозга у человека, а также многие другие исследования сенсорных процессов; Н.А.Бернштейн (1947) - уровневая организации движений послужила основой для формирования нейропсихологических представлений о мозговых механизмах движений и их нарушениях при локальных поражениях мозга; П.К.Анохин (1968, 1971) - о функциональных системах и их роли в объяснении целесообразного поведения животных была использована А. Р. Лурия для построения теории системной динамической локализации высших психических функций человека; ‹#›

Изображение слайда

Слайд 10: Вклад нейрофизиологов

Е.Н.Соколов (1958) - работы, посвященные изучению ориентировочного рефлекса, также были ассимилированы нейропсихологией (вместе с другими достижениями физиологии в этой области) для построения общей схемы работы мозга как субстрата психических процессов (в концепции о трех блоках мозга, для объяснения модально-неспецифических нарушений высших психических функций и др.); Н.П.Бехтерева (1971, 1980) и В.М.Смирнов (1976) - впервые в нашей стране с помощью метода вживленных электродов показана важная роль глубоких структур мозга в осуществлении сложных психических процессов — как когнитивных, так и эмоциональных. ‹#›

Изображение слайда

Слайд 11: Современная нейропсихология

1. Отечественная нейропсихология, созданная трудами Л. С. Выготского, А. Р. Лурия и продолжаемая их учениками и последователями в России и за рубежом (в бывших советских республиках, а также в Польше, Чехословакии, Франции, Венгрии, Дании, Финляндии, Англии, США и др.). 2. Традиционная западная нейропсихология, наиболее яркими представителями которой являются такие нейропсихологи, как Р. Рейтан, Д. Бенсон, X. Экаэн, О. Зангвилл и др. ‹#›

Изображение слайда

Слайд 12: Методологические основы

Отечественная нейропсихология – диалектический материализм Постулаты: ♦ о материалистическом (естественнонаучном) понимании всех психических явлений; ♦ об общественно-исторической обусловленности человеческой психики; ♦ о принципиальной значимости социальных факторов для формирования психических функций; ♦ об опосредованном характере психических процессов и ведущей роли речи в их организации; ♦ о зависимости психических процессов от способов их формирования и др. ‹#›

Изображение слайда

Слайд 13: Методологические основы

Американская нейропсихология, не имеет общей концептуальной схемы работы мозга, общей нейропсихологической теории, объясняющей принципы функционирования мозга как целого. Бихевиоризм Неврология Психометрика ‹#›

Изображение слайда

Слайд 14: Методические основы

Отечественная нейропсихология: центральной задачей нейропсихологического исследования является определение качественной специфики нарушения, а не только констатация факта расстройства той или иной функции. Американская нейропсихология: главным методическим подходом к изучению больных с локальными поражениями мозга является применение стандартизированных количественных методов оценки отдельных функций. ‹#›

Изображение слайда

Слайд 15: Основные направления в нейропсихологии

Клиническая нейропсихология или синдромология; Экспериментальная нейропсихология; Реабилитационная психология; Нейропсихология детского возраста; Нейропсихология старческого возраста (геронтонейропсихология); Дифференциальная нейропсихология (нейропсихология индивидуальных различий); Нейропсихология пограничных состояний ЦНС. ‹#›

Изображение слайда

Слайд 16: Выводы из основных направлений:

центральная теоретическая проблема нейропсихологии — проблема мозговой организации (или локализации) высших психических функций человека — остается главной для каждого из них, только она изучается на разном «материале» и разными методами; в целом отечественная нейропсихология представляет собой качественно новую ступень в изучении проблемы «мозг и психика»; от простого собирания фактов о нарушениях психических процессов в результате локальных поражений головного мозга, которыми изобилует клиническая литература уже более 100 лет, она перешла к их систематизации, т. е. к научному знанию. ‹#›

Изображение слайда

Слайд 17: Общепсихологические проблемы, которые решает нейропсихология

уровневая (произвольная и непроизвольная) организация высших психических функций; структура межсистемных связей (т. е. характер взаимосвязи различных психических функций, входящих в единый синдром, или плеяду функций); особенности пластичности высших психических функций, их перестройки под влиянием специального обучения и ряд других. ‹#›

Изображение слайда

Слайд 18: 2. Нейропсихология и практика

Основные направления практического применения нейропсихологии: Диагностическое направление; Реабилитационное/коррекционнное направление. ‹#›

Изображение слайда

Слайд 19: Диагностическое направление

Два основных типа нарушений психической деятельности: нарушения относительно «элементарных» уровней, которые могут быть скомпенсированы включением высших форм организации психической деятельности, связанных с речью; нарушения высших форм организации психических процессов и системно с ними связанных «элементарных» форм, требующие иных методов компенсации. ‹#›

Изображение слайда

Слайд 20: Диагностическое направление

Создание Луриевских методов диагностики. Топическая диагностика. Диагностика не только травматических и опухолевых поражений ГМ, но и: Сосудистые поражения ГМ (АВМ, субарахноидальные кровоизлияния, тромбоз мозговых сосудов); Окклюзия сосудов и динамические нарушения мозгового кровообращения (предынсультные состояния, связанные с гипертонической болезнью); Менингоэнцефалит; Эпилепсия различной этиологии; Инфекционные заболевания; ‹#›

Изображение слайда

Слайд 21: Диагностические направление

Диагностика не только травматических и опухолевых поражений ГМ, но и: Паразитарные заболевания мозга; Пациенты с подкорковыми дискинезиями (стереотаксическая практика); До- и послеоперационная диагностика пациентов (динамика состояния ВПФ); Клиника психических заболеваний (старческая деменция, старческие психозы - б.Паркинсона, б.Альцгеймера, б.Пика и другими заболеваниями, имеющими органическую основу). Контроль за ходом лекарственной терапии (в клинике нейрохирургии); Экологические проблемы (анализ последствий радиационного облучения); Наркологические клиники (алкогольные энцефалопатии); Клиника локальных поражений ГМ у детей; Нейропсихология здорового человека (нейропсихология индивидуальных различий). ‹#›

Изображение слайда

Слайд 22: Реабилитационное направление

посвященное восстановлению высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений мозга. Восстановление ВПФ путём перестройки ФС. Основные принципы восстановительного обучения: принцип опоры на сохранную афферентацию; принцип опоры на смысловое содержание речевой деятельности; принцип использования развернутого набора внешних средств с постепенным их «свертыванием»; «этапный» принцип и др. ( А. Р. Лурия, 1948 и др.). ‹#›

Изображение слайда

Слайд 23: Реабилитационное направление

Функции пораженного мозга могут восстанавливаться разными путями: с помощью различных фармакологических средств; путем постепенного спонтанного восстановления угнетенного функционального состояния мозга — по механизму диашиза (вследствие растормаживания инактивных нервных структур); путем спонтанного изменения межполушарных отношений в организации функции или замещения разрушенных участков мозговой ткани соседними (т. е. путем викариата); путем специальной перестройки мозговой организации функции (т. е. введения новых звеньев в функциональную систему, лежащую в основе психической функции) ( А. Р. Лурия, 1948; 1962; Л. С.Цветкова, 1972, 1985). ‹#›

Изображение слайда

Последний слайд презентации: НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ: Реабилитационное направление

Два типа перестроек: внутрисистемная (усиление роли сохранных звеньев функции или опора на них); межсистемная (включение в функциональную систему новых звеньев). ‹#›

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено