Первый слайд презентации: Николай Николаевич Жалдак, к.ф.н., доц., НИУ «БелГУ» ЗНАКОМЬТЕСЬ: ВАША ЛОГИКА РУССКОГО ЯЗЫКА – МЕТОД ПОЗНАНИЯ
Слайд 2: Презентация предназначена всем заинтересованным в эффективной работе с информацией и для помощи студентам в самостоятельной творческой научной работе
2 Презентация предназначена всем заинтересованным в эффективной работе с информацией и для помощи студентам в самостоятельной творческой научной работе.
Слайд 3: Разум, ум – главная сила человека. Он управляет всеми другими его силами. Человек тем умнее, чем эффективнее логически перерабатывает и использует информацию. Осознанная логика – необходимый метод мысленного научного познания. Но научные дисциплины существуют независимо от осознания логики в её стандартных вузовских курсах
3 Разум, ум – главная сила человека. Он управляет всеми другими его силами. Человек тем умнее, чем эффективнее логически перерабатывает и использует информацию. Осознанная логика – необходимый метод мысленного научного познания. Но научные дисциплины существуют независимо от осознания логики в её стандартных вузовских курсах.
Слайд 4: Без осознания же своей логики нет уверенности в правильности своих или чужих рассуждений, нет свободы и самостоятельности мышления. Есть потребность во внешних арбитрах. Отсюда вопрос: «Осознаём ли мы логику в научном познании, а если не осознаём, то что именно?
4 Без осознания же своей логики нет уверенности в правильности своих или чужих рассуждений, нет свободы и самостоятельности мышления. Есть потребность во внешних арбитрах. Отсюда вопрос: «Осознаём ли мы логику в научном познании, а если не осознаём, то что именно?
Слайд 5: Логика обычного языка – это его средства для вывода и правила их понимания и употребления. Логика служит методом познания тем, что правильно строя вопросы, ответы и умозаключения, мы узнаём новое. Умозаключения состоят из посылок и заключений, которые выводятся из посылок
5 Логика обычного языка – это его средства для вывода и правила их понимания и употребления. Логика служит методом познания тем, что правильно строя вопросы, ответы и умозаключения, мы узнаём новое. Умозаключения состоят из посылок и заключений, которые выводятся из посылок.
Слайд 6: Вывод делается через образы того, что обозначают логические средства языка. (Выводом часто также называют не переход от посылок к заключению, а само заключение.) Обозначаемое — одно для всех языков, но найти в разных языках символы, которые обозначают одно и то же, бывает сложно
6 Вывод делается через образы того, что обозначают логические средства языка. (Выводом часто также называют не переход от посылок к заключению, а само заключение.) Обозначаемое — одно для всех языков, но найти в разных языках символы, которые обозначают одно и то же, бывает сложно.
Слайд 7: Рассмотрим основные логические средства языка и правила. Они усваиваются с обучением языку в основном до 5 лет на всю жизнь и взрослыми передаются детям. Именно благодаря этому наше мышление можно называть логическим. Моделируем занятие с дошкольником. Ваши ответы – ваша логика
7 Рассмотрим основные логические средства языка и правила. Они усваиваются с обучением языку в основном до 5 лет на всю жизнь и взрослыми передаются детям. Именно благодаря этому наше мышление можно называть логическим. Моделируем занятие с дошкольником. Ваши ответы – ваша логика.
Слайд 10: 2. Союзы существования случаев 2.1. Союз «(в случае) если…, то…» Если на карточке есть кружок, то на ней должен быть квадратик. На какую карточку надо положить квадратик?
10 2. Союзы существования случаев 2.1. Союз «(в случае) если…, то…» Если на карточке есть кружок, то на ней должен быть квадратик. На какую карточку надо положить квадратик?
Слайд 11: Ответ: «Правильно, на карточку с кружком, но без квадратика. О карточках без кружка, речь не идёт!» 2.1. Союз: «если» На карточке должен быть квадратик, если на ней есть кружок. На какую карточку надо положить квадратик?
11 Ответ: «Правильно, на карточку с кружком, но без квадратика. О карточках без кружка, речь не идёт!» 2.1. Союз: «если» На карточке должен быть квадратик, если на ней есть кружок. На какую карточку надо положить квадратик?
Слайд 12
12 Ответ: «Правильно, опять на карточку с кружком, но без квадратика. О карточках без кружка, речь не идёт!» Суждение со словами «(во всяком случае) если» означает, что нет ни одного случая, в котором это условие есть, а указанного обусловленного нет. Если такой случай есть или был, то это суждение ложно.
Слайд 13: Для освоения детьми, союз «если…, то…» легче, чем союз «или». Но союз «если…, то…» и логическое следование в учебниках определяют неправильно (нерелевантно) таблицей истинности
13 Для освоения детьми, союз «если…, то…» легче, чем союз «или». Но союз «если…, то…» и логическое следование в учебниках определяют неправильно (нерелевантно) таблицей истинности Есть эти Есть такие Если есть эти, то есть такие истина истина истина истина ложь ложь ложь истина истина ложь ложь истина
Слайд 14
14 «В случае если есть Солнце (истина), то есть люди (истина)». Это - ложь, так как были случаи, когда Солнце было, а людей не было. А по таблице истинности эта ложь - истина. «В случае если есть Солнце» означает, что о случаях в которых нет Солнца, в суждении просто не говорится. Как можно высказывать истины о том, о чём не говоришь?
Слайд 15
15 Логики понимают, что определение «если…, то…» и логического следования такой таблицей истинности обычному языку не соответствует, и строят системы релевантной символической логики. Наша же задача не строить искусственные символические системы, а выявить, как сами носители языка, включая вас, образно представляют, что обозначают логические средства языка (союзы и др.).
Слайд 16: В отличие от «значит» («следовательно»), «если… то…» не исключает, что основание, т. е. условие, - гипотетическое, может быть, а может и не быть. «Если бы, да кабы, да выросли во рту грибы, то был бы не рот, а целый огород». Сравните: «Во рту выросли грибы, значит это не рот, а целый огород». Есть логические следования из условных и неусловных оснований
16 В отличие от «значит» («следовательно»), «если… то…» не исключает, что основание, т. е. условие, - гипотетическое, может быть, а может и не быть. «Если бы, да кабы, да выросли во рту грибы, то был бы не рот, а целый огород». Сравните: «Во рту выросли грибы, значит это не рот, а целый огород». Есть логические следования из условных и неусловных оснований.
Слайд 17: 2.2. Союз «значит» («следовательно»…) На карточке есть кружок, значит, на ней есть квадратик. Какая карточка правильная, а какую надо убрать?
17 2.2. Союз «значит» («следовательно»…) На карточке есть кружок, значит, на ней есть квадратик. Какая карточка правильная, а какую надо убрать?
Слайд 18: Ответ
18 Ответ Карточка с кружком и квадратиком правильная. Карточку с кружком, но без квадратика, надо убрать. О карточках без кружка речь не идёт.
Слайд 19: 2.3. Союз «значит то же, что» («следовательно то же, что»…) На карточке есть кружок, значит то же, что, на ней есть квадратик. Какая карточка правильная, а какие с кружком или квадратиком надо убрать?
19 2.3. Союз «значит то же, что» («следовательно то же, что»…) На карточке есть кружок, значит то же, что, на ней есть квадратик. Какая карточка правильная, а какие с кружком или квадратиком надо убрать?
Слайд 20: Ответ
20 Ответ Карточка с кружком и квадратиком правильная. Карточки с кружком, но без квадратика, и с квадратиком, но без кружка, надо убрать. О карточке без кружка и квадратика речь не идёт.
Слайд 21: 3. Количественные слова: «есть» («больше 0»), «нет» («0»), «все», «не все», «только» и др.) Подними одну руку выше, другую ниже. Говорим только о пальцах твоих рук. Сделай так (вариант ответа – показан на пальцах):
21 3. Количественные слова: «есть» («больше 0»), «нет» («0»), «все», «не все», «только» и др.) Подними одну руку выше, другую ниже. Говорим только о пальцах твоих рук. Сделай так (вариант ответа – показан на пальцах):
Слайд 22
22 Поставь одну руку выше, другую ниже, ладонями ко мне Говорим только о пальцах рук. Сделай так: 1)чтобы на верхней (В) руке были согнутые пальцы, 2) чтобы ни один палец верхней руки не был согнут,
Слайд 23
23 3) чтобы все пальцы верхней руки были согнуты; 4) чтобы не все пальцы верхней руки были согнуты; (Согнуты или не согнуты пальцы нижней руки – безразлично.)
Слайд 24
24 5) чтобы только на нижней руке были согнутые пальцы; 6) чтобы не только на нижней руке были согнутые пальцы;
Слайд 25
25 7) чтобы только все пальцы верхней руки были согнуты, 8) чтобы не только все пальцы верхней руки были согнуты;
Слайд 26
26 9) чтобы все пальцы, кроме пальцев верхней руки были согнуты; 10) Чтобы на руках были только согнутые пальцы.
Слайд 27
27 Если согнутые пальц ы есть, то от двух и больше. Поэтому возможны другие варианты правильных ответов. Все эти варианты охватываются общими правильными ответами с указанием чего (сколько-нибудь) есть или чего нет (ни одного). Суждения со словами «все», «не все» и далее по списку значат то же, что соединения союзом «и (а, но и т. п.» двух или более суждений о том, что есть, чего нет.
Слайд 28
28 Все пальцы руки согнутые, значит то же, что есть пальцы руки согнутые и нет пальцев руки не согнутых. Это доказывается практически на пальцах. Например, сделаете на руке все пальцы согнутыми и на ней будут согнутые пальцы и не будет несогнутых, и наоборот. То же (см. общие ответы в строках 1-9) на пальцах доказывается и для других суждений с количественными словами.
Слайд 30
30 «Только» труднее, чем все «все». Участилось сбивание взрослых на «не только». Но детьми после этих слов команда с «только все» выполняется быстрее и легче, чем с «только». Выражения «только все» и «не только все» считал нелитературными, пока не увидел множество переводов с английского « not only all… but also ».
Слайд 31: 4. Правила логики 4.1. Основные правила логики (для выводов) 1. Однозначность знаков: выражаться понятно, что именно, а не что-то другое, обозначает каждый знак (в т. ч. в посылках и заключениях)
31 4. Правила логики 4.1. Основные правила логики (для выводов) 1. Однозначность знаков: выражаться понятно, что именно, а не что-то другое, обозначает каждый знак (в т. ч. в посылках и заключениях).
Слайд 32: 2. Устранять противоречия типа: это есть, но его нет; это такое, которое не такое и т. п., отрицая ложь или конкретизируя. (Если противоречие «есть и нет», то неизвестно, есть или нет. Если противоречие «такое не такое», то неизвестно, такое или не такое.)
32 2. Устранять противоречия типа: это есть, но его нет; это такое, которое не такое и т. п., отрицая ложь или конкретизируя. (Если противоречие «есть и нет», то неизвестно, есть или нет. Если противоречие «такое не такое», то неизвестно, такое или не такое.)
Слайд 33: 3. Обоснованность выводов. В заключении должна быть только информация основания. Основание из двух и более посылок – это соединение посылок в одно суждение соединительным союзом «и», «а», «но» и т. п
33 3. Обоснованность выводов. В заключении должна быть только информация основания. Основание из двух и более посылок – это соединение посылок в одно суждение соединительным союзом «и», «а», «но» и т. п.
Слайд 34: Суждения «есть это», «нет этого» – простейшие. Суждения со словами «все» и прочими значат то же, что соединения таких простейших союзом «и». Все пальцы руки согнутые, значит то же, что есть пальцы руки согнутые и нет пальцев руки не согнутых
34 Суждения «есть это», «нет этого» – простейшие. Суждения со словами «все» и прочими значат то же, что соединения таких простейших союзом «и». Все пальцы руки согнутые, значит то же, что есть пальцы руки согнутые и нет пальцев руки не согнутых.
Слайд 35: В этой логике строим образы того, что есть, чего нет согласно отдельным посылкам. По правилам вывода эти образы соединяем в образ того, что есть, чего нет согласно основанию, и сообщаем в заключении. Ваш образ мира тоже служит для выводов
35 В этой логике строим образы того, что есть, чего нет согласно отдельным посылкам. По правилам вывода эти образы соединяем в образ того, что есть, чего нет согласно основанию, и сообщаем в заключении. Ваш образ мира тоже служит для выводов.
Слайд 36: 4.2. Правила вывода
36 4.2. Правила вывода 1. «Нет этих» значит то же, что «нет этих таких, и нет этих не таких». (На таблицах справа и ниже, где эти правила даны таблицами: Э – эти, Т – такие.)
Слайд 37
37 2. «Есть эти» значит то же, что «есть эти такие или эти не такие». 3. «Есть такие или не такие, но нет таких» значит то же, что «нет таких и есть не такие».
Слайд 38
38 4. «Есть такие или не такие, и есть такие» значит то же, что «есть такие». 5. «Нет таких» и «есть такие», значит то же, что «противоречие: нет таких и есть такие».
Слайд 39
39 6. Есть эти такие, значит, эти есть. 7. «Нет этих таких и нет этих не таких» значит то же, что «нет этих».
Слайд 40: Части таблиц посылок Предложение основания Часть таблицы основания Предложение заключения
40 Части таблиц посылок Предложение основания Часть таблицы основания Предложение заключения 5. Вывод по этим правилам
Слайд 41: Полные таблицы посылок и основания
41 Полные таблицы посылок и основания
Слайд 42: 5. Вопросительные слова. Вопросы Вопрос выражает, что именно не знаем и хотим узнать. Необходим для познания и деловых решений. Киплинг назвал шесть вопросов слуг в познании, а Маршак перевел и переставил: «Зовут их Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где». (Но вначале надо спрашивать «Что?» потом «Как?».)
42 5. Вопросительные слова. Вопросы Вопрос выражает, что именно не знаем и хотим узнать. Необходим для познания и деловых решений. Киплинг назвал шесть вопросов слуг в познании, а Маршак перевел и переставил: «Зовут их Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где». (Но вначале надо спрашивать «Что?» потом «Как?».)
Слайд 43: А вот вопросы в должном порядке: Есть, о чем речь, иль нет его? Какое? Что и сколько? При, в чем? Насколько таково? Где, от и до по сколько? Лишь как бы? От и из чего? Когда? Чем? Как? К чему? При ком? Кто? С кем и от кого?― Зачем? За что? Кому? 5 (Здесь, «от и до» – это границы меры. «Лишь как бы» – это то же, что «только кажется».)
43 А вот вопросы в должном порядке: Есть, о чем речь, иль нет его? Какое? Что и сколько? При, в чем? Насколько таково? Где, от и до по сколько? Лишь как бы? От и из чего? Когда? Чем? Как? К чему? При ком? Кто? С кем и от кого?― Зачем? За что? Кому? 5 (Здесь, «от и до» – это границы меры. «Лишь как бы» – это то же, что «только кажется».)
Слайд 44: 6. Заключение о наличии логики у читателя Вы сознательно отвечали на вопросы о союзах и количественных словах, согласились с названными правилами логики и с тем, что для познания нужны все перечисленные вопросы. Значит, у вас е́сть осо́знанная логика русского языка. Вы могли не осознавать, что перечисленное есть важнейшая часть вашей логики
44 6. Заключение о наличии логики у читателя Вы сознательно отвечали на вопросы о союзах и количественных словах, согласились с названными правилами логики и с тем, что для познания нужны все перечисленные вопросы. Значит, у вас е́сть осо́знанная логика русского языка. Вы могли не осознавать, что перечисленное есть важнейшая часть вашей логики.
Слайд 45: Насколько эффективно вы ее используете – вопрос другой. Но, например, для бухгалтерских таблиц её правила обязательны, а с линейно-табличными диаграммами автора она эффективнее
45 Насколько эффективно вы ее используете – вопрос другой. Но, например, для бухгалтерских таблиц её правила обязательны, а с линейно-табличными диаграммами автора она эффективнее.
Слайд 46
46 Приложение : Какие противоречия в нонсенсе и сколько их? Юный старичок В грядущем юный старичок Полушагами бегал, Катаясь с пятки на бочок, Пёк бублики из снега. И капал из кастрюли снег В заоблачную высь. Был дождь сухим и скучным смех, Но бублики пеклись.
Слайд 47
47 Траву пилил он на дрова, Сушил в подземной луже, Ступая, вязла голова По грудь и даже глубже. Старик, что в тяготах забот Не дожил до рожденья, Клал дырки бубличные в рот И ел их с наслажденьем.
Слайд 48: Литература 1. Жалдак, Н. Н. Обучение логичности : Учебное пособие для отделений дошкольного обучения, начальных классов и коррекционной педагогики / Н. Н. Жалдак. – Белгород : ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ», 2020. – 136 с. 2. Жалдак, Н. Н. Познавательная логика вопросов и ответов : [монография] / Н. Н. Жалдак. – Москва : Издательство Ипполитова, 2023. – 224 с. 3. Жалдак, Н. Н. Прикладная логика : учебник и практикум для вузов. – М. : Юрайт, 2020. – 248 с. – URL: https://urait.ru/bcode/449507. 4. Жалдак, Н. Н. Прикладная логика для экономистов : учебное пособие для вузов. – М. : Юрайт, 2020. – 139 с. – URL: https://urait.ru/bcode/447476 5. Жалдак, Н. Н. Составление задач для целенаправленного формирования логичности мышления : Учебное пособие для высших и средних педагогических учебных заведений. – М. : Издательство Ипполитова, 2023. – 272 с. 6. Биобиблиографический указатель // Сайт научной библиотеки НИУ»БелГУ». – URL : : https://library.bsu.edu.ru/upload/iblock/466/Жалдак указатель 25.05.2022.pd 7. Жалдак Н. Н. Захаров А. А. Сложное умозаключение [Видео] – URL : https :// vk. com / video 41516201 456239019? ysclid = lsdox 4 c 8 qb 90784567
48 Литература 1. Жалдак, Н. Н. Обучение логичности : Учебное пособие для отделений дошкольного обучения, начальных классов и коррекционной педагогики / Н. Н. Жалдак. – Белгород : ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ», 2020. – 136 с. 2. Жалдак, Н. Н. Познавательная логика вопросов и ответов : [монография] / Н. Н. Жалдак. – Москва : Издательство Ипполитова, 2023. – 224 с. 3. Жалдак, Н. Н. Прикладная логика : учебник и практикум для вузов. – М. : Юрайт, 2020. – 248 с. – URL: https://urait.ru/bcode/449507. 4. Жалдак, Н. Н. Прикладная логика для экономистов : учебное пособие для вузов. – М. : Юрайт, 2020. – 139 с. – URL: https://urait.ru/bcode/447476 5. Жалдак, Н. Н. Составление задач для целенаправленного формирования логичности мышления : Учебное пособие для высших и средних педагогических учебных заведений. – М. : Издательство Ипполитова, 2023. – 272 с. 6. Биобиблиографический указатель // Сайт научной библиотеки НИУ»БелГУ». – URL : : https://library.bsu.edu.ru/upload/iblock/466/Жалдак_указатель_25.05.2022.pd 7. Жалдак Н. Н. Захаров А. А. Сложное умозаключение [Видео] – URL : https :// vk. com / video 41516201_456239019? ysclid = lsdox 4 c 8 qb 90784567
Слайд 49: 8. Жалдак Н. Н. Ищем вашу логику [видео] – URL : https://vk.com/video41516201 456239025?ysclid=lt4mw6gpj496953843 9. Жалдак Н. Н. Обучение дошкольников логике естественного языка как методу научного познания // Педагогика и психология современного образования : монография / Г. В. Юдин, С. В. Красовская, Т. Н. Васягина [и др.]; гл. ред. Ж. В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. – Чебоксары: Среда, 2023. – С. 167-178. – URL : https://phsreda.com/e-publications/e-publication-10549.pdf 10. Жалдак Н. Н. Обучение умозаключениям с логикой ментальных моделей // Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 дек. 2023 г.) / редкол.: Ж. В. Мурзина [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2023. – С. 371-373. – URL: https://phsreda.com/e-publications/e-publication-10561.pdf 11. Жалдак Н. Н. Оптимизация обучения логике естественного языка как осознанному методу познания // Современные вопросы педагогики и психологии: теоретико-методологические подходы и практические результаты исследований : монография / А. А. Киселев, А. И. Кугай, Г. И. Авходиев [и др.]; гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. – Чебоксары: Среда, 2024. С. 92-113. – URL: https://phsreda.com/e-publications/e-publication-10568.pdf
49 8. Жалдак Н. Н. Ищем вашу логику [видео] – URL : https://vk.com/video41516201_456239025?ysclid=lt4mw6gpj496953843 9. Жалдак Н. Н. Обучение дошкольников логике естественного языка как методу научного познания // Педагогика и психология современного образования : монография / Г. В. Юдин, С. В. Красовская, Т. Н. Васягина [и др.]; гл. ред. Ж. В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. – Чебоксары: Среда, 2023. – С. 167-178. – URL : https://phsreda.com/e-publications/e-publication-10549.pdf 10. Жалдак Н. Н. Обучение умозаключениям с логикой ментальных моделей // Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 дек. 2023 г.) / редкол.: Ж. В. Мурзина [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2023. – С. 371-373. – URL: https://phsreda.com/e-publications/e-publication-10561.pdf 11. Жалдак Н. Н. Оптимизация обучения логике естественного языка как осознанному методу познания // Современные вопросы педагогики и психологии: теоретико-методологические подходы и практические результаты исследований : монография / А. А. Киселев, А. И. Кугай, Г. И. Авходиев [и др.]; гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. – Чебоксары: Среда, 2024. С. 92-113. – URL: https://phsreda.com/e-publications/e-publication-10568.pdf
Слайд 50: Пишите: zhaldak @ bsu. edu. ru ; zhnn3@mail.ru https://library.bsu.edu.ru/upload/iblock/466/Жалдак указатель 25.05.2022.pd
50 Пишите: zhaldak @ bsu. edu. ru ; zhnn3@mail.ru https://library.bsu.edu.ru/upload/iblock/466/Жалдак_указатель_25.05.2022.pd