Первый слайд презентации
Норма как историческое явление. Характеристика основных норм русского литературного языка Цховребова Белла Филушовна bella-c@mail.ru
Слайд 2
План Понятие «языковая норма». Изменение языковых норм и общие тенденции их развития. Варианты языковых норм. Структурные типы норм. Нормативные словари русского языка.
Слайд 3
Основная: 1. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. Е. Ю. Кашаева.-Ростов н /Д, 2010.-539 с. 2. Русский язык и культура речи: Учебник. / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2016. Литература:
Слайд 4: Дополнительная:
1. Балашова, Л. В. Русский язык и культура общения для деловых людей. / Л. В. Балашова. Т.А. Милехина, С.А. Рисинзон, Н.М. Орлова. – Саратов: Слово, 2007. 2. Голуб, И. Б. Секреты хорошей речи / И. Б. Голуб, Д. Е. Розенталь. – М., 2010.
Слайд 5
Языкова́я но́рма — исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период.
Слайд 6: Характерными чертами языковых норм являются:
относительная устойчивость; распространённость ; общеупотребительность ; общеобязательность; соответствие употреблению, обычаю и возможностям самого языка.
Слайд 7
Нормированность речи — это её соответствие литературно-языковым нормам. В литературном языке различают следующие типы норм : 1) нормы письменной и устной форм речи; 2) нормы письменной речи; 3) нормы устной речи.
Слайд 9: Отрывок статьи из «Литературной газеты»
« Некоторые плЮют на нормы литературной речи. Нам, мол, все позволенО, мы семьЯми так говорим, нас так и похоронЯт. Я вздрогнУл, услышав такое, но не стал выступать протИв … »
Слайд 10: Варианты языковых норм
Варианты могут быть равноценными: пЕтля и петлЯ, инспекторы и инспектора, а могут быть основными, т.е. сильными и слабыми: договОр и дОговор (допустимо только в неофицальной разговорной речи). Подавляющее большинство вариантов подвергается стилистической дифференциации: звАла звалА, бухгалтеры бухгалтера, обусловливать обуславливать, машу махаю (вторые варианты по сравнению с первыми имеют разговорный или просторечный оттенок).
Слайд 11: Варианты представлены на всех уровнях языка: Уровень
Фонетический (Чтобы — чтоб, папоротник — папортник, уполномочивать — уполномачивать ) Словообразовательный ( Осмысление — осмысливание, слесарничать — слесарить, геройски — по-геройски, читальня — читалка, волчица — волчиха )
Слайд 12
Морфологический ( Полотенец — полотенцев, в цехе — в цеху, поезжай — езжай — съезди, важнейший — самый важный — наиболее важный, в ста метрах — в сотне метрах — в стах метрах )
Слайд 13
Синтаксический ( Ждать поезда — ждать поезд, купить хлеба — купить хлеб, ехать на поезде — ехать в поезде — ехать поездом, рекомендовать тренером - рекомендовать как тренера - рекомендовать в качестве тренера )
Слайд 14
Фразеологический ( Язык прилип/присох к гортани, язык не повернется/не поворачивается сказать, языком трепать/чесать/ болтать/молоть)
Слайд 15: Структурные типы норм
Так, наречие где-то имеет одно значение — «в каком-то месте», «неизвестно где» (где-то заиграла музыка ) слово стали употреблять в значении «около, приблизительно, когда-то»: Занятия планировали провести где-то в марте
Слайд 16
Речевым недочетом следует считать частое употребление слова порядка в значении «немногим больше», «немногим меньше». Ущерб, нанесенный городу, составляет порядка 300 тысяч рублей.
Слайд 17
неправильное употребление глагола ложить вместо класть. Неправильно: Я ложу книгу на место; Он ложит папку на стол и т. д. В этих предложениях следует применить глагол класть: Я кладу книги на место; Он кладет папку на стол.
Слайд 18: Употребление в речи паронимов
Неправильно употребляются глаголы предоставить и представить. Неправильно: Слово представляется Петрову; Разрешите предоставить вам доктора Петрова. Правильно: Слово предоставляется Петрову; Разрешите представить вам доктора Петрова.
Слайд 19
дефективный – дефектный сталагмит-сталактит колледж- коллеж эффективный – эффектный обидный – обидчивый и т.д.
Слайд 20
Неправильно: Команда спортсменов обречена на победу; Выступление ансамбля обречено на успех; Он обречен быть гениальным; Задуманные мероприятия обречены на процветание. Во всех приведенных предложениях речь идет о положительных результатах (победа, успех, процветание), в то время как глагол обрекать имеет значение «предназначить, силою обстоятельств принудительно поставить в какие-нибудь условия»
Слайд 21
«Правильность русской речи: Словарь-справочник» (составители Ю.А. Бельчиков, М.С. Панюшева ); «Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: Словарь-справочник» (под ред. К.С. Горбачевича ); « Трудности русского языка: Словарь-справочник журналистов» (под ред. Л.И. Рахмановой); « Грамматическая правильность русской речи: Опыт частотно-стилистического словаря вариантов» (К.Л. Граудина, В.А. Ицкович, Л.П. Катлинская ).
Слайд 22: Морфологические нормы
Имя существительное Категория рода : Трудности представляют заимствованные слова, называющие лица, – менеджер, брокер, дилер. В русском языке есть пары: киоскер– киоскерша, а пара менеджер – менеджерша не существует.
Слайд 23
Неизменяемые слова обычно иноязычного происхождения ( рантье, леди, импрессарио ). Их род определяется по реальному положению вещей (старая леди, молодой месье). Только мужского рода слова атташе, буржуа, крупье, импрессарио и нек. др. Двуродовые слова (или слова общего рода) визави, протеже, инкогнито (мой визави, моя визави).
Слайд 24
рояль, табель, толь, тюль – м.р. (черный рояль, подписанный табель, новый тюль, тяжелый толь ). бандероль, вуаль, дуэль, мозоль – ж.р. кафе-столовая, красивая витрина-стенд
Слайд 25: Категория числа существительных
сутки, чернила, счеты, кавычки – мн.ч. крестьянство, профессура, Иванов, радость, масло – ед.ч. Падеж Трудности прежде всего связаны с родительным и предложным падежами для существительных мужского рода.
Слайд 26
при отрицании ( нет времени), объектных отношениях (решение собрания), при назывании исчисляемого существительного ( много народу ). Вариантными являются окончания род. и вин. падежей ( не показывать вид- а/-у, нет отбо-я /- ю, купить сахар-у /-а). При глаголах чаще употребляется окончание У/Ю ( выпить чаю), при существительных –А/Я ( пачка чая ).
Слайд 27: Во множественном числе параллельные формы отмечаются для всех родов
а) названий парных предметов (пара ботинок, чулок ), исключение: носков ; б) названия некоторых национальностей (много англичан, башкир, болгар), исключение: киргизов, таджиков и некоторые другие; в) некоторые названия единиц измерения (несколько ампер, ватт); варианты граммов–грамм, килограммов – килограмм; г) некоторые особым образом образуемые формы род. падежа: дно –доньев, кочерга – кочерёг, кровля – кровель, серги – серег, доля – долей, свеча – свечей, пригоршня – пригоршней.
Слайд 28: Склонение имен и фамилий
Имена славянского типа на –О ( Марко, Петро и др.) склоняются по 2-му склонению (как окно ). Иностранные имена на согласный склоняются при наличии фамилии или нескольких имен подряд, например сказки Ганса Христиана Андерсена. Иностранные и русские фамилии, оканчивающиеся на согласный, склоняются, если относятся к мужчинам, и не склоняются, если относятся к женщинам: ср. студенту Ремчуку – студентке Ремчук.
Слайд 29
Не склоняются фамилии на – аго, яго, - ых, -их: встретил у Ивана Долгих, прочитал у Дурново. Иностранные фамилии: проза Данте, опера Верди. Из фамилий на ударяемое –а, -я склоняются только славянские: у писателя Майбороды. Нерусские фамилии на –а, -я без ударения на конечном слоге (в основном славянские и романские – итальянские, испанские) склоняются: сонеты Петрарки, трактат Авиценны. Исключение составляют фамилии на – а,-я с предшествующим гласным и: стихи Гарсиа. Не склоняются финские фамилии: встреча с Куусела.
Слайд 30
Украинские фамилии на –ко обычно не склоняются: юбилей Шевченко. В сочетаниях русских фамилий с именами числительными используют такие формы: два Петрова, оба Петровы, двое Петровых ; оба брата Петровы ; две (обе) Жуковских.
Слайд 31: Имя числительное
В сложных числительных склоняются обе части: нет пятидесяти рублей ; в составных числительных склоняются все составляющие их слова: не хватает ста двадцати рублей.
Слайд 32
Собирательные числительные употребляются: с существительными мужского рода: двое сослуживцев / два сослуживца; с существительными, имеющими только формы множественного числа: двое суток; с существительными со значением лица: четверо незнакомых лиц, трое людей ; с личными местоимениями: нас трое.
Слайд 33
Собирательные числительные в сочетании с одушевленными существительными употребляются во всех падежах : предупредить троих участников. В сочетании с неодушевленными существительными – в косвенных падежах (кроме винительного) не употребляются: трое суток, но в родительном падеже – нет трех суток ( неправильно – троих суток).
Слайд 34
При числительном полтора существительное ставится в форме единственного числа только в именительном и винительном падежах ( полтора дня, полтора мешка, но нет полутора мешков). При склонении числительных оба (с сущ. м. и ср.р.) и обе (с сущ. ж.р.) сохраняется их родовое различие: обоих сыновей, но обеих дочерей. Недопустимо употребление обои, обое.
Слайд 35: Глагол
читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают, читал, читала, читало, читали, буду читать, будешь читать, будет читать, будем читать, будете читать, будут читать; прочитаю, прочитаешь, прочитает, прочитаем, прочитаете, прочитают, прочитал, прочитала, прочитало, прочитали.
Слайд 36
1. Существуют глаголы с ущербной парадигмой: победить, чудить, убедить, умилосердить, дерзить, грезить и др. У этих глаголов не образуется форма 1 лица единственного числа. Для передачи значения 1 лица следует использовать описательные формы: смогу победить, пытаюсь убедить. 2. Возможно параллельное употребление форм : выздоровеют – выздоровят, движет – двигает, меряет – мерит и пр.
Слайд 37
3. Параллельные формы вида могут образовываться с изменение гласного основы: обустроить – обустраивать, заморозить – замораживать, оспорить – оспаривать. В некоторых случаях не будет ошибкой использование двух вариантных форм обусловливать – обуславливать, приурочивать – приурачивать, сосредоточивать – сосредотачивать, условливаться – уславливаться, уполномочивать – уполномачивать.
Слайд 38
4.Формы повелительного наклонения образуют не все глаголы: хотеть, жаждать, видеть, ехать, мочь (Пусть он едет, а не едь ). 5.Существуют паронимы-глаголы: основываться на фактах – обосновывать фактическими данными; ориентировать маклера – ориентироваться на создание филиала. ( отчитываться в израсходовании аванса – сделать отчет о работе; обращать внимание на факты – уделять внимание подбору кадров) или одинаковых слов (удовлетворять потребности – удовлетворять всем требованиям, рекомендовать агента – рекомендовать для участия).
Слайд 39: Деепричастия
неправильно построены предложения Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела галоша, Переползая через овраг, в него попал снаряд неправильно Калоша, спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела, Снаряд, переползая через овраг, попал в него
Слайд 40
например: Подводя итоги работы за год, можно отметить несомненные успехи. конструкция является неверной: Прочитав рассказ, мне стало грустно.
Слайд 41
Допускается употребление деепричастного оборота при кратком прилагательном: Она была права, обидевшись на его молчание. Но не следует употреблять деепричастный оборот при страдательном причастии: Убежав из дома, мальчик был вскоре найден родителями, так как при этом у причастия и деепричастия оказываются разные субъекты (Убежал мальчик, нашли родители).
Слайд 42: Причастие
( читать – читающий, читавший, читаемый, читанный ) “Работа выполнена в течение пяти дней вместо предполагаемых шести ” Правильным является предполагавшихся
Слайд 43: Местоимение
часто возникает неясность или сознательно создаются курьезы. В предложении Он не разрешает мне производить опыты над собой двусмысленность связана с тем, что над собой может быть соотнесено и к местоимению он и к местоимению мне
Слайд 45: Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные причины изменения языковых норм и общие тенденции их развития. 2. Как вы оцениваете явление вариантности норм? Ответ мотивируйте. 3. Охарактеризуйте основные структурные типы норм. 4. Назовите основные нормативные словари русского языка.