Первый слайд презентации: Объекты живой природы в натюрморте - композиция - художественные средства - образ
Слайд 2
Коровин Константин (1861-1939) Гвоздики и фиалки. 1912. Размер - 91,5 x 73,5 Материал – холст, Техника – масло, ГТГ По ступило из Дома офицеров в городе Ровно. 1957 Творчество Константина Коровина – калейдоскоп ярких пейзажей, портретов, натюрмортов, маленьких этюдов и монументальных панно, эскизов костюмов и декораций. Художник, начавший свой путь с традиционной школы реалистической живописи, вскоре не только стал превосходным мастером, нашедшим свой индивидуальный почерк, но смог воплотить своими талантами идею эпохи о синтезе искусства. Активный участник выставочных объединений «Мир искусства» и «Союза русских художников», педагог, Коровин блестяще проявлял свой дизайнерский талант в оформлении павильонов и отделов на знаменитой Нижегородской выставке 1896 и Всемирной выставке в Париже 1900 годов, возглавлял театрально-декорационные мастерские Императорских театров Москвы. Натюрморт «Гвоздики и фиалки» исполнен Коровиным в Париже, о чем свидетельствует авторская надпись на холсте. Ноябрь 1912 года художник проводит во французской столице вместе с семьей директора Конторы Императорских театров Владимиром Теляковским с целью осмотра репертуара передовых и модных сцен города. Париж составляет отдельную главу в жизни и творчестве мастера. Помимо изображений со сверкающими огнями бульварами, художником в течение ряда лет создавалась целая серия натюрмортов, написанных на фоне окон с изящными коваными решетками, через узоры которых проступают образы вечернего города с зажженными уличными фонарями и теплым светом, льющимся из окон соседних домов. Роскошный букет, составленный из ярко красных гвоздик и пурпурных фиалок, подчеркивается художником простотой белоснежной фаянсовой вазы. Виртуозно исполнен серебряный сливочник, стоящий на сверкающем подносе, где двумя красочными аккордами рыжего предстают экзотические фрукты – апельсины. Любопытна игра бликов на поверхностях серебра, ягодах винограда и городского холодного освещения улиц. Из мозаики размашистых разноцветных мазков складывается изысканное «зрелище». Натюрморт звучит настоящей живописной «одой», прославляющей жизнелюбие и красоту, непременным поклонником которых являлся сам Коровин
Слайд 3
Эта картина – яркий и значительный образец натюрмортного творчества И.И. Машкова переломного периода. Илья Иванович Машков – один из основателей художественного объединения «Бубновый валет», ориентировавшегося на достижения новейшей западной живописи (постимпрессионизм, фовизм) и на искусство «примитива» – лубок, вывеску, творчество архаичных племен. Натюрморт – один из главных жанров мастеров «Бубнового валета». На рубеже 1910–1920-х годов Машков перешел от подчеркнутой декоративности цвета и примитивистской трактовки форм к ориентации на «искусство музеев», на старых европейских мастеров. Это сказалось и в выборе «натурщиков» натюрморта. На круглой «сценической площадке» столика красного дерева, возле ампирного пьедестала из карельской березы, на фоне любимого «бубновыми валетами» расписного подноса группируются «действующие лица»: две изящные фарфоровые статуэтки в костюмах XVIII века, классические персонажи галантных сцен и картин Константина Сомова, Александра Бенуа, Сергея Судейкина. Перед ними выстроилась цепочка ярких фруктов – художник обыгрывает всю гамму разных фактур и красок, которые предоставляют ему плоды земли, их лоснящиеся и матовые, бликующие и подернутые восковым налетом, гладкие, бархатистые и бугристые поверхности. Машков сохраняет эпатажный задор своей авангардной молодости, хотя теперь это не так откровенно бросается в глаза. Плебейский ярко-зеленый пупырчатый огурец расположился на переднем плане подобно лежащей мужской фигуре во множестве традиционных групповых фотографий, внося в мир дорогого полированного красного дерева и фарфоровых статуэток отчетливо звучащую юмористическую ноту. Простая закуска прямо с огорода словно хохочет над изящной жизнью благородных старинных вещей. Это нечасто встречающийся в живописи, особенно в натюрморте, образец иронии, явленной в наборе, сочетании и трактовке предметов. В этом уникальность работы – в других натюрмортах Машкова этого периода подобного скрытого вызова нет. Интересно, что эта деталь может напомнить и излюбленный мотив художника кватроченто Карло Кривелли, который во множестве своих произведений помещал в не вполне ясном сейчас символическом контексте изображение огурца рядом с мадоннами (впрочем, итальянский мастер, конечно, не вкладывал в это никакой иронии). Машков Илья (1881-1944) Натюрморт с фарфоровыми статуэтками. 1922 Размер - 95,5 x 112. Холст, масло Приобретено у Ю.В.Кубасова, Москва. 1984
Слайд 4
Яковлев Михаил (1880-1942) Кукла. 1907. Размер - 107,2 x 106,5 Материал – холст.Техника - масло Приобретено Советом галереи у автора. 1909 Михаил Яковлев – яркий представитель русского импрессионизма. Его живописные произведения первого десятилетия ХХ века отличает сочная палитра, густой пастозный мазок и жизнерадостное настроение, создающее впечатление полнокровности бытия. Художник часто использовал кинематографический прием крупного плана, намеренно преувеличивая детали натюрмортов. Тщательно выстроенные «кадры» будто выхватывали куски живой реальности. Маленькая тряпичная кукла Арлекин в розово-голубом костюмчике почти не заметна в углу детского кресла, стоящего прямо на траве среди пышных букетов полевых цветов. Куколки паяцев – героев итальянской комедии dell’arte – были любимыми игрушками в странах Европы и в России, особенно на рубеже XIX–ХХ веков. Детская игрушка, забытая ребенком в саду, невольно напоминает о близком присутствии других членов семьи, быстрой смене поколений. Небрежная легкость и стремительность, с какой написан этот летний натюрморт, подсказывают, что художник, скорее всего, писал его на даче, где отдыхал вместе со своей семьей и детьми. Соседство изумрудных оттенков травы и сизой листвы деревьев с лимонно-желтыми, синими и белыми цветами впечатляет декоративной нарядностью. Насыщенная синь васильков в большом глиняном горшке и белая охапка полевых ромашек завораживают взгляд, создавая звучные цветовые акценты. Один из ведущих критиков той поры Сергей Маковский как особенную удачу художника отмечал эти цветы, написанные «ярко, солнечно, непосредственно».
Слайд 5
Акварель Виктора Попкова соединила в себе два жанра изобразительного искусства: натюрморт и автопортрет. В мир окружающих человека мертвых вещей художник вводит свое живое лицо, отраженное в зеркале. Пристально вглядываясь в себя, он как бы пытается разгадать значение своей личности, проникнуть в тайну человеческой природы. Ровное мягкое освещение, соразмерное распределение светлых и темных приглушенных цветовых пятен, плавно перетекающих друг в друга, чистота линий и форм предметов вызывают ощущение умиротворения и гармонии, но оно внезапно нарушается тревожным размытым ликом в зеркале, придавая образу мистическую таинственность и недосказанность. Широко известны автопортреты Виктора Попкова в картинах «Мой день. Встреча» (1968), «Работа окончена» (1970), «Шинель отца» (1970–1971), раскрывающие проблемы нравственной и духовной жизни современного человека. Скрытый драматизм заключен в многочисленных графических автопортретах мастера. Осознание своего места в жизни и искусстве было очень важно для такого искреннего в своих творческих исканиях художника, как Виктор Попков. Характерная для него потребность к самоанализу ярко проявилась в работе «Натюрморт с зеркалом», отражающей конфликт художника и с самим собой, и с окружающим его миром. Приобретено у К.И. Калинычевой, вдовы художника, с персональной выставки (М.,1982). 1985 Попков Виктор (1932-1974) Натюрморт с зеркалом. 1971.Размер - 36 x 48 Материал – бумага, Техника - акварель
Последний слайд презентации: Объекты живой природы в натюрморте - композиция - художественные средства -
Нивинский Игнатий (1881-1933) Цветы. 1927. Размер - 63,5 x 47,7 Материал – бумага, Техника - тушь, перо, гуашь Приобретено у автора. 1934 Игнатий Нивинский был художником разносторонним. Он успешно выступал и как график – рисовальщик и офортист, не менее известен был также в качестве сценографа. Слава об оформлении Нивинским спектакля Евгения Вахтангова «Принцесса Турандот » по сказке Гоцци дошла до наших дней. Интересно работал Нивинский как художник-монументалист. Он был автором оформления Траурного зала Мавзолея Ленина и декоративной отделки интерьера Египетского зала в Музее изящных искусств. Вместе с архитектором В. Дубовским декоратор Нивинский создал в Москве ряд ставших городской легендой жилых зданий, сочетающих в себе черты одновременно дворца, замка и театральной декорации – так называемые Дом под рюмкой на Остоженке, Дом с рыцарем на Арбате. В течение многих лет художник с удовольствием работал на Кавказе, здесь были созданы известные по музейным собраниям офорты и рисунки. Лист «Цветы» был впервые показан на выставке в Ленинграде в 1928 году. Мастер великолепно использует перо для прорисовки и силуэта глиняного сосуда с цветами, и причудливых очертаний зданий в глубине рисунка, и крыши видимого за балконом домика, и занятых рукоделием изящных женских фигурок на соседнем балконе. Кисть служит ему для воплощения облика могучих деревьев – фона для яркого разноцветного букета. Важно отметить оригинальный композиционный ход: кистевой рисунок заключен в некую овальную форму, почти повторяющую абрис букета и придающую графическому листу необходимую цельность. Когда Нивинский обращался к технике цветного офорта, он чаще придавал листу общую окраску-подцветку. Но здесь, работая гуашью, мастер азартно насыщает изображение цветом. Яркими красками пишет художник букет на переднем плане. Цветы светятся на фоне темной, почти черной зелени деревьев, покрывающих склон горы. В небольшом рисунке Нивинский передал своеобразную красоту городка, окруженного горами, и немного мрачное вечернее освещение, нарушенное звонкими цветовыми всплесками букета.