Первый слайд презентации: Обобщающее слово
Например Были приглашены все хоббиты: и Бэггинсы, и Брендибаки, и Туки. На деревьях, на ограде, на ветках кустов ― всюду висели гирлянды. Элронд пригласил на Совет всех: и эльфов, и гномов, и людей, и хоббитов, и магов. Обобщающее слово – это слово или сочетание слов, которое является общим обозначением ряда однородных членов, то есть даёт им общее название.
Слайд 2
Является тем же членом предложения, что и однородные члены, отвечает на тот же вопрос. Конкретизируется, уточняется рядом однородных членов. Графически обобщающее слово обозначается знаком В роли обобщающих слов часто выступают местоимения и наречия : все, никто, ничто, везде, всюду. Обобщающее слово Обобщающие слова могут быть выражены словосочетаниями. Весной оживает всё : леса, поля, луга. В начале лета в лесу появилось много цветов : ромашки, лиловые колокольчики, незабудки.
Слайд 3
графические обозначения [ ] ― границы простого предложения однородные члены ― обобщающее слово в предложении с однородными членами
Слайд 4: Знаки препинания при обобщающем слове
Если обобщающее слово стоит ПЕРЕД однородными членами, то после него ставится ДВОЕТОЧИЕ : :,,. Решения Фрэда ждали все: Сэм, Мерри, Пин. Если обобщающее слово стоит ПОСЛЕ однородных членов, то перед ним ставится ТИРЕ : ,,, −. Элронд, Гэндальф, Арагорн, Гимли – все решили идти вместе с Фродо.
Слайд 5: Знаки препинания при обобщающем слове
* Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, но после ряда однородных членов предложение продолжается, то после обобщающего слова ставим двоеточие, а после однородных членов – тире: :,, – … Все: люди, гномы, эльфы, хоббиты – с нетерпением ждали решения Фродо. * Более подробно этот случай вы будете изучать в 8 классе.
Слайд 6
Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах [ ] : ‚ ‚ [ ] ‚ ‚ ‚ Листья лежали везде : на полу, на столе, на шкафу. На полу, на столе, на шкафу – везде лежали листья. [ : ‚ ] . [ . ] ‚ ‚
Слайд 7
Подберите обобщающее слово к ряду однородных членов. 1) красные, зелёные, жёлтые, фиолетовые – _________________ 2) тетради, учебники, ручки, карандаши – ____________________ 3) сосна, осина, дуб, берёза, орешник, пихта – _______________ 4) собака, кошка, морская свинка, шиншилла – _______________ 5) картофель, редис, перец, сельдерей – _____________________ Задание 1
Слайд 8: Задание 1. Проверка
1) красные, зелёные, жёлтые, фиолетовые – разноцветные 2) тетради, учебники, ручки, карандаши – канцелярские принадлежности 3) сосна, осина, дуб, берёза, орешник, пихта – деревья 4) собака, кошка, морская свинка, шиншилла – домашние животные 5) картофель, редис, перец, сельдерей – овощи Подберите обобщающее слово к ряду однородных членов.
Слайд 9
Составьте схемы предложений. Вокруг не было никого: ни путников, ни птиц, ни животных. Деревья, кусты, холмы и равнины – всё озарено солнечным светом. Эльфы могут договариваться с любыми животными: лесными, степными, горными. Зонт, книжную полку, набор серебряных ложек – всё это оставил Бильбо своим родным и знакомым. Задание 2 Образец: Он навестил всех: и друзей, и Бильбо, и Арагорна. – [ : и, и, и ].
Последний слайд презентации: Обобщающее слово
Книга наш с.. ветчик и друг. Из книг мы узнаём много инт.. ресного. Над созданием их трудя(тся, ться) писатели художники печатники. Труд их важен и почётен. Помни об этом и береги книги! Умная книга научит тебя многому доброте чес(н, тн )ости спр.. ведливости. Ст.. райся читать разные книги ф.. нтастику приключенческую литературу книги о путешествиях и открытиях. 4 Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Составьте схемы предложений с однородными членами (второй абзац).