Первый слайд презентации: Образный уровень чтения
« Все писатели обращаются к памяти, поскольку любая форма литературной деятельности основана на воспоминаниях о прошлых событиях; все авторы черпают их из памяти, как материал из каменоломни». Гейл Грин «Взрослея я понял, что счастье - это, по преимуществу, то что было и вспоминается. Это открытие заставило меня смотреть на моменты, способные стать счастьем, как бы из будущего, видеть их в пожелтевшем глянце фотографий» Водолазкин Е.Г. Первый шаг становление человека искусства
Слайд 2: Превращение реальности в текст (написание текста), и текста – в реальность (полноценное чтение текста )
Слайд 3: Автор-читатель и читатель-автор, как творческое состояние
Творческий процесс символизации внутренней реальности в текст – это творческий путь автора. А процесс превращения символического текста во внутреннюю реальность – это творческий путь читателя. Два этих процесса разнонаправлены, отражаются друг в друге, как в зеркале, и оба вместе, в целостной взаимосвязи, являются неделимым творческим состоянием человека.
Слайд 5: Оживление» текста. Первый шаг входа в творческое состояние
На фактическом уровне чтения нам удалось прочитать текст с помощью своей познавательной рациональной функции мышление, понять его на уровне слов, увидеть в нём логические связи, смыслы, идеи. Теперь перед нами стоит задача попробовать восстановить живую сторону текста, оживить состояние, что стоит за текстом и неясно проглядывает сквозь абстрактный текст-выражение. Первым шагом такого оживления текста, попыткой познать его с помощью собственного переживания будет присоединение к тексту ленты личных ментальных образов из глубинных хранилищ нашей памяти. Для этого мы направляем свое внимание на работу наших внутренних органов чувств и наблюдаем цепочку образов, звуков, запахов, которую создаёт наш ум в процессе чтения текста. Так мы входим в своё творческое состояние и с его помощью создаем внутри себя свою образную реальность, которая соответствует тексту. «Оживление» текста: Где? – в своей внутренней реальности; С помощью чего? – используем внутренние органы чувств; Как? – используются визуальные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильные образы, хранящиеся в памяти
Слайд 6: Михаил Пришвин про образы и поэзию
Поэзия не подчиняется планированию. Об этом сказано у Пушкина в сказке о золотой рыбке. Всякая мысль, с которой ты входишь в лес, даже грибы собирать, есть твой план. Но чтобы лес понять, ты должен свой план забыть. Если же ты будешь о плане думать и тем насиловать лес, то образы тебе не покажутся. Образы не выносят прямого насилия и по существу своему автономны, как золотая рыбка автономна, хотя и состоит на службе у старухи.
Слайд 11: Леонардо да Винчи о созерцании и сборнике образов
Способность к созер цанию «Ум живописца должен быть подобен зеркалу, которое всегда превращается в цвет того предмета, который оно имеет в качестве объекта, и наполняется столькими образами, сколько существует предметов, ему противопоставленных.» «Живописцу необходимы:... мозг, способный изменяться в зависимости от разнообразия предметов, перед ним находящихся... Но прежде всего – иметь душу, подобную поверхности зеркала, которая преобразуется во столько разных цветов, сколько цветов у противостоящих ей предметов». «Самый жестокий обман, от которого страдают люди, — это обман, проистекающий из их собственных мнений». Художник создаёт в своей памяти сборник ментальных образов «Итак зная, что ты не можешь быть хорошим живописцем, если ты не являешься универсальным мастером в подражании своим искусством всем качествам форм, производимым природой, и что ты не сумеешь их сделать, если ты их не видел и не зарисовал в душе, то, бродя по полям, поступай так, чтобы твое внимание обращалось на различные объекты, и последовательно рассматривай сначала один предмет, потом другой, составляя сборник из различных вещей, отборных и выбранных из менее хороших». «Также я испытал на себе, что получается немалая польза от того, чтобы, лежа в постели в темноте, повторять в воображении поверхностные очертания форм, прежде изученные, или же другие достойные внимания предметы, захваченные тонким размышлением. И на самом деле это очень похвально и полезно для того, чтобы закреплять себе предметы в памяти». «Живописец должен не оставлять предмета, пока он не запечатлится в памяти».
Слайд 13: Леонардо да Винчи. Выводы
Творчество художника происходит в пространстве ума, где он проектирует, конструирует и визуализирует свою будущую картину из имеющихся в его памяти ментальных образов; Первичные ментальные образы попадают в память художника в результате его чувственного опыта, который основан на главном правиле созерцательного восприятия – освобождения своего восприятия от собственных мнений; Ментальные образы отличаются от соответствующих им вещей тем, что тесно связаны с глубинными пластами психики художника, с мифологическими и божественными основами человеческой культуры. Поэтому картины, первично созданные в уме из ментальных образов, хранящихся в памяти, обладают большой силой убедительности, харизмой и глубиной бессознательного влияния. Поэтому слова Леонардо, что он «ученик опыта» нужно ещё понимать и как постоянное кропотливое и тщательное пополнение своей памяти ментальными образами в результате созерцательных опытов.
Последний слайд презентации: Образный уровень чтения: Домашнее задание: упражнение «Выбор подарка»
Представьте человека, к которому вы испытываете искреннюю благодарность; Как вы видите его внешний облик, его состояние, его желания? Вы находитесь в ЦГБ СМИБС. Выберите один магазин из трех близлежащих, в котором вы сможете найти нужный подарок: «Магнит», «Цветы» или «Горилка». Вы выходите из ЦГБ, в полном внимании, идете в магазин и покупаете подарок. Кого вы встретили из знакомых на выходе из библиотеки/на улице?/ в магазине? Какая на улице погода, как вы ее чувствовали? Какие мысли появлялись? Как выбирали подарок? Что вам сказали на кассе? На каких покупателей вы обратили внимание? Вы дарите подарок. Как реагирует человек на подарок? Запишите всё, что происходило.