Первый слайд презентации: Общество как система. Личность и общество
Основные определения и темы.
Слайд 3: На макроуровне изучаются глобальные законы развития человечества (формационный и цивилизационный подходы)
Общество – целостная система, основанная на совместном взаимодействии людей, обладающая своими составными элементами, пространственными и временными границами своего существования. На микроуровне изучается функционирование социальных групп.
Слайд 4: Структура общества на макроуровне – изучается общество в целом
Экономическая - хозяйственные отношения, сфера производства и обслуживания. Социальная – связи и отношения социальных групп и страт (гражданское общество). Политическая – отношения, связанные с взаимодействием государства и гражданского общества. Духовная – развитие культуры, науки, искусства, религия как социальный институт, идеология. По основным видам деятельности (в статике):
Слайд 5: По характеру развития (в динамике) в социальной философии есть две основные теории прогресса:
Глобальная (формационная) концепция философии истории. История человечества понимается как единый процесс, в котором есть общие закономерности и последовательная смена периодов. Культурно-цивилизационная концепция философии истории. История понимается как цикличный процесс, протекающий внутри локальной культуры и имеющий общие закономерности с аналогичными процессами.
Слайд 6: Основные темы и представители
Глобальная (формационная) концепция философии истории. Система «абсолютного идеализма» Г.В.Ф. Гегеля. К. Маркс и теория общественно-экономических формаций. Идеалистическая философия истории русской религиозной философии (Н.А. Бердяев, В. С. Соловьёв). Теория постиндустриального общества (Д. Белл). Теория глобализма (И. Валлерстайн ). Культурно-цивилизационная концепция философии истории. Славянофильство и западничество. Неославянофильство – почвенничество (Ф.М. Достоевский) и органическая теория (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев). Евразийство. Концепции О. Шпенглера, А. Тойнби. Теория этногенеза Л.Н. Гумилёва.
Слайд 7: Систематическое взаимодействие социальных групп объединяет их в социальную организацию
Таким образом, социальная система – это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи и отношения. Общество как система.
Слайд 9: Человек как часть общества
Индивид – отдельный человек, единица человеческого рода, воплощающий характерные признаки целого. Индивидуальность – означает особенное, неповторимое, самобытное, отличающее конкретного человека от других, включающее как унаследованные, так и выработанные физические и психологические особенности. Личность – устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Определение от общего к особенному.
Слайд 10: Структуры личности
Биологическая – человек как часть биосферы (русский космизм – В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, затем П. Тейяр-де-Шарден). Ноосфера и техносфера понимаются как эволюционное развитие биосферы. Основная роль человека в процессе эволюции биосферы – развитие познавательных способностей, научных и культурных знаний. Психологическая – пример: структура личности по Фрейду (подсознательное («оно»), сознательное (эго, «я») и « сверх-я » (процесс и результат социализации). Социологическая - деятельность по производству материальных и духовных ценностей, а также образ, уровень и качество жизни – сущностное звено структуры личности, формируется в процессе социализации. Биологическая, психологическая, социологическая.
Слайд 12: Роль личности в истории
1) Русская «субъективная» социология и народничество. П.Л. Лавров («Исторические письма»), Н.К. Михайловский, Р.И. Иванов-Разумник. Есть люди- «локомотивы цивилизации» (внесословная интеллигенция) и большинство «присутствующих при цивилизации» (всесословное мещанство). 2) Элитология В. Парето - если общество не в состоянии произнести определённое количество элиты во всех сферах, то деградация неизбежна. 3) Теория «вызовов и ответов» А.Дж. Тойнби – если элита не в состоянии дать ответ на вызов, стоящий перед цивилизацией, то цивилизация не может развиваться дальше. 4) Феномен массы: Х. Ортега-и-Гассет «Восстание масс» – благополучие человечества зависит от небольшого количества компетентных в своей сфере людей. 5) Д. Белл – в современном обществе только элита с инженерно-техническим образованием способна организовать общество. Х. Ортега-и-Гассет «Восстание масс».
Слайд 13: 4. Философы Нового времени об обществе и государстве
Концепции государства и гражданского общества.
Слайд 14: Концепции происхождения государства
Патриархальная – от Аристотеля, согласно природе человека люди объединяются в государство как в большую семью. Теократическая – со времён средневековья. «Договорная» - теория «естественного права» (Т. Гоббс): государство – результат договора, соглашения гражданского общества. Эксплуататорская – государство как выразитель интересов эксплуататорского класса, инструмент эксплуатации в руках эксплуататорского класса (А. Смит, К. Маркс). Патриархальная, теократическая, «договорная», эксплуататорская.
Слайд 15: По видам политических режимов
Демократия прямая и представительская. Формы прямой демократии – собрание, вече. Опосредованная форма прямой демократии – референдум, имеющий силу закона. Представительская демократия – выборы представителей в законодательный орган власти и главы государства. Авторитаризм – ограничение политических свобод, но возможны экономические свободы. Д. Берг- Шлоссер : классификация авторитарных режимов – традиционные монархии, военные режимы (хунты), теократии, буржуазно-компрадорские режимы в бывших колониальных странах. Тоталитаризм – ограничение политических и экономических свобод, возникают в процессе перехода от традиционного аграрного к индустриальному обществу на основе мощного промышленного роста, характеризуются однопартийной системой и властью «харизматического лидера». Способ взаимодействия государства и гражданского общества.
Слайд 16: Виды политических идеологий: 1. Консерватизм. Т. Гоббс как сторонник абсолютной монархии, Э. Берк (1729-1797). Идеологическое обоснование сохранения существующего строя или восстановления недавно существовавшего. В России XIX века – С.С. Уваров, автор «теории официальной народности»
2. Либерализм. Защита прав и свобод, основанных на естественном праве, прогресс в обществе на основе реформирования законодательства, эволюции правовой системы. Основатель классического либерализма – Дж. Локк. В дореволюционной России развивалось правовое направление – Б.Н. Чичерин, Е.Н. Трубецкой. 3. Радикализм. Революционное разрушение для создания нового. Левый радикализм стремится к прогрессу, «светлому будущему» для большинства, правый радикализм оставляет будущее для избранной социальной группы (национальности, религии, расы). Традиция русского революционного радикализма: декабристы – народничество – марксизм и большевизм.
Слайд 17: 5. Проблемы человека и общества в русской философии
Основные подходы и характеристики.
Слайд 18: Проблема свободы человека и общества
Социально-политический аспект. М.С. Башкин ( XVI век) – «ересь Башкина». Выступил против крепостного права как противоречащего христианской идеологии, отпустил своих крестьян на волю. И.С. Пересветов ( XVI век) против крепостного права (холопства и кабальной зависимости). И.Д. Якушкин (1793/94 – 1857), декабрист. «Что такое человек?» (атомистическая материалистическая концепция). Революционно-материалистическая традиция. Метафизический аспект. Русская религиозная философия. Соборность-общинность-всеединство. Н.А. Бердяев «Философия свободы», В.С. Соловьёв, С.Л. Франк «Духовные основы общества». Свобода как ответственность, коллективные начала духовного развития. Русский космизм. (Н.Ф. Фёдоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).