ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — презентация
logo
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • Тема 1. Человек и общество Часть 2.
  • Вопросы:
  • 1. Деятельность человека
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • Отличительные признаки деятельности человека
  • Структура деятельности
  • Структура деятельности
  • Мотивы деятельности
  • Значение и функции деятельности
  • Классификация деятельности
  • Классификация деятельности человека
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • Игровая деятельность
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • 2. Познание как особый вид деятельности
  • Виды знаний
  • Виды знаний
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • Гносеология – теория познания
  • Структура познавательного процесса
  • Формы чувственного познания
  • Формы рационального познания
  • Формы рационального познания - УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Основные направления познаваемости мира
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • Объективная истина
  • Объективная истина
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • Виды истины
  • Заблуждение
  • Конкретность истины
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • Формы знаний, выделяемые по отношению к научному знанию
  • Критерии научной истины
  • Вторичные критерии:
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • Эмпирические методы:
  • Теоретические методы:
  • Методы, соединяющие теоретический и эмпирический уровни научного знания
  • Формы научного знания
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • 3. Обучение как вид деятельности
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • 4. Труд как вид деятельности
  • Функции труда
  • 5. Общение как вид деятельности
  • Выделяют несколько функций общения
  • Виды общения
  • Общение и коммуникация
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • 6. Творчество как особый вид деятельности
  • Виды творчества
  • Творческая деятельность
  • 7. Межличностные отношения
  • Виды межличностных отношений
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • Культура общения включает в себя:
  • Межличностные отношения. Общение
  • Малые группы
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • Виды малых групп
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • Групповые нормы и правила
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • Положительное влияние группы
  • Отрицательное влияние
  • Конформизм
  • ВИДЕО
  • Определения:
  • Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
  • Общение
  • Общение
  • Распределение ролей в группе
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • Конфликты и их разрешение
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • Задание для самостоятельной работы:
1/90

Первый слайд презентации: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Подготовка к ОГЭ

Изображение слайда

Слайд 2: Тема 1. Человек и общество Часть 2

Панькова Наталья Михайловна к.ф.н., доцент Отделения социально-гуманитарных наук Школы общественных наук Томского политехнического университета

Изображение слайда

Слайд 3: Вопросы:

Деятельность человека. Виды/формы деятельности. Структура деятельности. Познание как особый вид деятельности Обучение как вид деятельности. Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося Труд как вид деятельности Общение как вид деятельности. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в современных условиях. Особенности общения в виртуальном пространстве Творчество как особый вид деятельности. Межличностные отношения (деловые, личные). Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях 3

Изображение слайда

Слайд 4: 1. Деятельность человека

Человек - это биосоциальное существо, то есть соединяет в себе природную и социальную сущности. При этом социальная сущность человека наиболее полно раскрывается в деятельности, поскольку только человек может определять цели и ставить перед собой задачи, планировать и достигать. Деятельность - совершение человеком последовательности физических и (или) умственных действий, направленных на достижение конкретной цели. Деятельность - сознательная активность человека, в ходе которой он изменяет мир вокруг себя и меняется сам. 4

Изображение слайда

Слайд 5

Однако легко можно вспомнить многочисленные истории о том, как что-либо делают животные: рисуют, собирают мусор, танцуют, спасают людей. Возникает закономерный вопрос: чем отличается деятельность человека от зачастую похожей на неё деятельности животных? Ключевое отличие кроется в приведённом выше определении деятельности. Человеческая деятельность - сознательная, целенаправленная и меняет мир вокруг. Животные же осуществляют не деятельность, а всего лишь активность, поскольку они не обладают сознанием и не меняют мир вокруг. Существуют и другие отличия. 5

Изображение слайда

Слайд 6

Соответственно, животные ограничиваются активностью, а деятельность человека — целенаправленная, сознательная и меняющая окружающий мир. 6

Изображение слайда

Слайд 7: Отличительные признаки деятельности человека

Для деятельности характерны такие отличительные черты: Сознательность, то есть сознательная постановка целей. Продуктивность, то есть направленность на получение результата. Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя. Общественный характер - необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата. 7

Изображение слайда

Слайд 8: Структура деятельности

Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом. Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество. Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям. Цель деятельности — образ желаемого результата. Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность. Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата. Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта. 8

Изображение слайда

Слайд 9: Структура деятельности

Субъект деятельности - всегда человек. В свою очередь объекты деятельности разнообразны - это могут быть вещи, люди, социальные группы, общество в целом. 9

Изображение слайда

Слайд 10: Мотивы деятельности

Мотивами деятельности человека могут выступать: Потребности - нужда человека в необходимом для жизни и развития. Социальные установки - ориентация человека на что-либо. Убеждения - эмоционально-ценностные отношения к действительности Интересы - реальная причина действий, которая стоит за мотивами. Влечения - психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость. 10

Изображение слайда

Слайд 11: Значение и функции деятельности

Основная функция деятельности — удовлетворение потребностей человека и общества в целом. Но у деятельности есть и другие функции: воспитательная : все виды деятельности изменяют и формируют человека; познавательная : все виды деятельности способствуют познанию мира и дают человеку новые знания; преобразовательная : в процессе всех видов деятельности человек изменяет окружающий мир. Человек не может существовать без деятельности, поскольку именно в ней проявляется его социальная сущность. 11

Изображение слайда

Слайд 12: Классификация деятельности

Виды деятельности в обществознании – это: труд, игра, общение, учение и творчество. Труд направлен на создание материальных благ Игра развивает социальные навыки Общение улучшает взаимодействие в обществе Учение способствует освоению знаний Творчество, особый вид деятельности, поскольку от пронизывается все другие виды деятельности, выражает личные идеи и чувства В обществознании существует не одна классификация деятельности. 12

Изображение слайда

Слайд 13: Классификация деятельности человека

13

Изображение слайда

Слайд 14

14

Изображение слайда

Слайд 15

15

Изображение слайда

Слайд 16

16

Изображение слайда

Слайд 17

17

Изображение слайда

Слайд 18

18

Изображение слайда

Слайд 19: Игровая деятельность

Игра  - свободная развивающая деятельность, которая, как правило, осуществляется по желанию, ради удовольствия от самого процесса. У детских игр есть определённые правила, и это готовит ребёнка ко взрослой жизни с её многочисленными нормами и требованиями. Более того, во многих играх дети копируют обстановку «взрослого» мира: например, игра в школу, игра в дочки-матери, в магазин. Так дети осваивают новые роли, развивают навыки и приобретают жизненный опыт. 19

Изображение слайда

Слайд 20

Но это не значит, что играют только дети! Существует большое количество игр в которые с удовольствием играют и взрослые: Компьютерные игры Спортивные Интеллектуальные Творческие Командные Настольные Тренинги и другие 20

Изображение слайда

Слайд 21: 2. Познание как особый вид деятельности

Познание  — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Сознание  — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека. Таким образом, познание есть сознание в действии, постоянная реализация сознания. Знание есть продукт познания. 21

Изображение слайда

Слайд 22: Виды знаний

Знания являются результатом отображения в нашем сознании окружающего мира в виде понятий, суждений, умозаключений и т.п. Знания формируются путем обработки человеком имеющейся у него информации. Одна и та же информация может сформировать различные знания у разных людей. Каждой форме общественного сознания (мифология, религия, наука) соответствует свое специфическое знание. Распространенным является деление знания на научное и ненаучное. В многообразии знания выделяют также практическое знание (опыт), народную мудрость (коллективный опыт и здравый смысл) и искусство. 22

Изображение слайда

Слайд 23: Виды знаний

Житейское  - носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле, жизненном опыте и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию. Научное  - понимание действительности в её прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлечённых понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.). 23

Изображение слайда

Слайд 24

Практическое  - овладение вещами, преобразование мира. Художественное  - целостное отображение мира и человека в нём. Строится на образе, а не на понятии. Рациональное  - отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением. Иррациональное  - не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки. Личностное  — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности. 24

Изображение слайда

Слайд 25: Гносеология – теория познания

Познание - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знания целенаправленная деятельность человека субъект познания - S Окружающий мир - О познания 25

Изображение слайда

Слайд 26: Структура познавательного процесса

2 ступень Рациональное познание Представление (память и воображение) Восприятие Ощущение Умозаключение ( индукция и дедукция ) Суждение (истинное или ложное) Понятие (абстрагирование) 1 ступень: Чувственное познание 26

Изображение слайда

Слайд 27: Формы чувственного познания

ОЩУЩЕНИЕ – единичный акт чувственного познания ВОСПРИЯТИЕ – совокупность нескольких ощущений, целостный образ предмета ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – образ ранее воспринятого предмета 27

Изображение слайда

Слайд 28: Формы рационального познания

ПОНЯТИЕ – словесный символ, выражающий существенные признаки предмета СУЖДЕНИЕ – совокупность связанных между собой понятий УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – совокупность нескольких суждений, связанных между собой по законам логики Яблоко 28

Изображение слайда

Слайд 29: Формы рационального познания - УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все люди смертны. Сократ — человек. Следовательно, Сократ смертен. дедукция Железо - твердое тело. Медь - твердое тело. Золото - твердое тело. Железо, медь, золото... - металлы. Все металлы - твердые тела. индукция 29

Изображение слайда

Слайд 30: Основные направления познаваемости мира

Гносеологический пессимизм Гносеологический оптимизм Агностицизм Скептицизм 30

Изображение слайда

Слайд 31

Гносеологический оптимизм утверждает принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверных знаний о мире. Гносеологический пессимизм отрицает возможность достоверного познания мира. Он разделяется на скептицизм и агностицизм Представители агностицизма считали, что мир непознаваем, отрицают полностью или частично возможность познания мира, считают, что познание не даёт достоверных сведений о мире. Представители скептицизма не отрицают принципиальной возможности познания мира, но выражают сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер. 31

Изображение слайда

Слайд 32

32

Изображение слайда

Слайд 33: Объективная истина

Характерная черта истины – наличие в ней объективных и субъективных сторон. По своему содержанию истина определяется как объективное знание. Объективная истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как если бы он существовал сам по себе, независимо от человеческого сознания. 33

Изображение слайда

Слайд 34: Объективная истина

Имеет 3 аспекта: Понимается как объективная часть бытия. Тесно связано с понятием смысла жизни, моральными и этическими ценностями. В этом случае истина понимается как правда, в противоположность лжи, несправедливости. Раскрывается через деятельность человека, направленную на преобразование объективной реальности. Истина – как характеристика объективного знания о свойствах предмета (например, для его эффективного использования) 34

Изображение слайда

Слайд 35

Субъективная истина – это отражение объективного знания в индивидуальном или общественном сознании. Это приводит к возникновению различных точек зрения на один и тот же предмет и порождает проблему заблуждений. 35

Изображение слайда

Слайд 36: Виды истины

Абсолютная истина  - отражение знания неизменного, неопровержимого в ходе дальнейшего рассмотрения. Абсолютная истина – это не процесс, она статична, неизменна, это исчерпывающее знание. Абсолютная истина недостижима, идеал 2. Относительная –истина, отражающая имеющееся знание об объекте на данный момент времени. Преувеличение роли абсолютной истины – догматизм Преувеличение роли относительной истины - релятивизм 36

Изображение слайда

Слайд 37: Заблуждение

Знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним, неумышленное искажение информации. Искаженное отражение действительности, возникающее как результат абсолютизации отдельных ее сторон Ложь – преднамеренное искажение информации в чьих-либо интересах: Дезинформация – передача искаженной информации Ошибка – результат неверных действий 37

Изображение слайда

Слайд 38: Конкретность истины

Существует зависимость знаний от конкретных связей и взаимодействий, а также от условий существования объекта в момент его отражения субъектом. Истинное знание всегда конкретно – имеет привязку к определенному месту, времени и другим соответствующим условиям. Поэтому при усвоении знания всегда следует учитывать возможность его трансформации (например появление новых данных об объекте в связи с расширение познавательных возможностей субъекта) 38

Изображение слайда

Слайд 39

Абсолютная истина всегда объективна! Но не наоборот! Объективная истина абсолютна только в определенных условиях. 39

Изображение слайда

Слайд 40: Формы знаний, выделяемые по отношению к научному знанию

Донаучное  — прототип, предпосылки научного знания (элементы науки до XVI в.). Ненаучное  — разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами. Паранаучное  — внешне похоже на научное, но несовместимо с имеющимся научным знанием. Лженаучное  — сознательно использующее домыслы и предрассудки. Антинаучное  — утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. 40

Изображение слайда

Слайд 41: Критерии научной истины

Первичные критерии истины: Рациональная обоснованность (доказуемость) Объективная направленность Системность и упорядоченность Применимость на практике Подтверждение фактами и экспериментально Согласованность с научной парадигмой Корректность и точность понятийного аппарата 41

Изображение слайда

Слайд 42: Вторичные критерии:

Продуктивные: красота, простота, гармоничность, ясность, очевидность Не продуктивные: вера, авторитет, традиционность 42

Изображение слайда

Слайд 43

В религиозных учениях под истиной понимается путь, знание, которое ведет человека к спасению. Это знание содержится в словах учителя или приобретается на пути следования заповедям. 43

Изображение слайда

Слайд 44: Эмпирические методы:

Наблюдение – процесс восприятия процессов и явлений с целью их познания Измерение – процесс представления свойств реальных объектов в виде количественных величин Эксперимент – процесс воздействия на реальный объект или его изучение в заданных условиях 44

Изображение слайда

Слайд 45: Теоретические методы:

Гипотетико-дедуктивный – выведение значения из гипотез, истинное значение которых неизвестно Абстрагирование – отвлечение от одних свойств и качеств предмета с выделением других, более значимых, Идеализация – процесс создания мысленных, не существующих в реальности объектов или условий: точка, идеальный газ ит.д. Обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предмета 45

Изображение слайда

Слайд 46: Методы, соединяющие теоретический и эмпирический уровни научного знания

Сравнение – сопоставление различных объектов по одинаковым характеристикам Анализ – разделение целостного объекта на составляющие элементы Моделирование – создание модели объекта (мысленное, математическое, физическое, виртуальное) 46

Изображение слайда

Слайд 47: Формы научного знания

Факт – данные, подтвержденные научным экспериментом Проблема – вопрос, не имеющий однозначного решения Гипотеза – предположение о свойствах, причинах, структурных связях изучаемых объектов Закон – теоретические утверждения, отражающие существенные и постоянные связи явлений Теория - совокупность умозаключений, отражающая объективно существующие отношения и связи между явлениями 47

Изображение слайда

Слайд 48

Самосознание  — знание и осознание человеком самого себя, выделение себя из окружающего мира, осознание своей уникальности и неповторимости, своих физических, психических и моральных качеств. В результате у человека формируется «образ Я». «Образ Я» — это неповторимая система представлений, образов и оценок, относящихся к самому себе. Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. В процессе общения люди познают и оценивают друг друга. Эта оценки сказываются на самооценке личности. Самооценка  — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе. Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека самим собой, своей деятельностью. 48

Изображение слайда

Слайд 49: 3. Обучение как вид деятельности

Обучение как вид деятельности  — это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования. Деятельность обучения считается завершённой, а цель её - достигнутой, если количество и качество учебного материала в повторно изготовленном продукте ученика будут соответствовать цели обучения или составлять должный уровень (средний, эталонный, возможный), представленный в цели обучения. 49

Изображение слайда

Слайд 50

Выделяют два основных направления обучения : Взаимодействие между педагогом и учеником, результатом которого является формирование у обучаемого определённых знаний, умений и навыков, основанных на личной активности. Организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся  для получения знаний, умений и навыков, развития творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических устоев. 50

Изображение слайда

Слайд 51: 4. Труд как вид деятельности

Труд - это целенаправленная деятельность, в ходе которой человек создаёт предметы или услуги для удовлетворения потребностей общества. Выделяют 2 вида труда : Физический. Связанный с мышечной силой и выносливостью человека. Примеры профессий: грузчик, шахтёр или слесарь. Умственный. Связанный с приёмом, анализом и переработкой информации. Примеры специальностей: разработчик игр, учитель, архитектор. 51

Изображение слайда

Слайд 52: Функции труда

производство материальных и духовных благ для удовлетворения личных или общественных потребностей накопление материальных и нематериальных богатств обеспечение безопасности жизни человека и общества, существования государств, развития культуры, сохранения природы саморазвитие человека. 52

Изображение слайда

Слайд 53: 5. Общение как вид деятельности

С точки зрения обществознания, общение - это способ передачи информации от одного человека другому. Это также процесс установки и эволюции контактов между людьми или группами людей. Общение — это вид совместной деятельности человека, без которого невозможен любой другой вид совместной деятельности. Общение сопровождает многие виды труда. 53

Изображение слайда

Слайд 54: Выделяют несколько функций общения

Контактная. Цель - установление контакта. Информационная. Цель - обмен сообщениями, передача каких-либо сведений. Побудительная. Цель - стимуляция активности партнёра, ориентация на выполнение тех или иных действий. Координационная. Цель - согласование действий при организации совместной деятельности. Амотивная. Цель - возбуждение в партнёре нужных эмоциональных переживаний. Оказание влияния. Цель - изменение состояния, поведения партнёра, его намерений. 54

Изображение слайда

Слайд 55: Виды общения

в зависимости от связей (личное и деловое) в зависимости от субъекта (межличностное и групповое) в зависимости от направленности (прямое и опосредованное) в зависимости от времени протекания (кратковременное и долговременное) : 55

Изображение слайда

Слайд 56: Общение и коммуникация

Коммуникация и общение - два ключевых понятия, которые играют важную роль в нашей жизни. Эти понятия взаимосвязаны, но имеют существенные различия в своих значениях и подходах к взаимодействию между людьми. Коммуникация  - это процесс обмена информацией между людьми или группами людей с использованием различных способов передачи сообщений, включая устную речь, письменный текст, жесты и другие формы. Общение  - это процесс взаимодействия между людьми, включающий различные аспекты межличностного общения, такие как обмен информацией, эмоциями, опытом, установление контакта и поддержание отношений. 56

Изображение слайда

Слайд 57

Коммуникация   – это более узкое понятие, чем общение. Главное здесь – ее функция передачи и получения информации (идей, мыслей или чувств) от одного человека другому. Коммуникация основана на обмене сообщениями ; она может быть вербальной и невербальной (жесты, мимика, движения); эффективна в установлении рабочих отношений, повышении производительности и решении проблем. Можно считать, что коммуникация состоялась успешно, если собеседники выражают свои сообщения ясно, понятно и с готовностью адаптироваться под своего оппонента. 57

Изображение слайда

Слайд 58

Общение  представляет более широкий контекст и включает в себя не только передачу информации, но и создание связей, установление контакта и участие в социальных отношениях. Взаимодействие основано на эмоциях, сопереживании и понимании друг друга. всегда включает помимо слов невербальные сигналы ; применимо в дружеской и семейной обстановке, а также для развития долгосрочных связей с деловыми партнерами, где способствует укреплению отношений и развитию доверия. Показатель успешного общения — это активное слушание, эмоциональная поддержка, умение собеседников разрешать и предотвращать конфликты. 58

Изображение слайда

Слайд 59: 6. Творчество как особый вид деятельности

Творчество - это созидательная деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Сущность творческой деятельности заключается в способности человека к мышлению, воображению, инициативе, а также способности видеть мир по-новому и выражать свою уникальность. Творчество играет важную роль в развитии личности, позволяя человеку раскрывать свой потенциал, развивать креативное мышление и обогащать своё внутреннее мироощущение. 59

Изображение слайда

Слайд 60: Виды творчества

Литературное творчество. Написание книг, рассказов, поэм, стихов, пьес, сценариев и других литературных произведений. Визуальное искусство. Охватывает живопись, скульптуру, графику, фотографию, рисунок и коллаж. Музыка и исполнительское искусство. Формы творчества, связанные с созданием и исполнением музыкальных произведений, а также пением, игрой на музыкальных инструментах, композицией и аранжировкой музыки. Театр и кино. Создание и постановка театральных спектаклей, фильмов, сериалов, анимационных фильмов и документальных работ. Дизайн и архитектура. Создание проектов в области графического и промышленного дизайна, моды, интерьеров, архитектурных проектов и ландшафтного дизайна. Ремесленное искусство. Создание уникальных изделий рукоделия, таких как украшения, текстильные изделия, керамика, деревянные изделия, куклы и другие поделки. 60

Изображение слайда

Слайд 61: Творческая деятельность

Особым видом деятельности является творчество - процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые. Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности как: комбинировать уже существующие знания создавать новые образы в сознании (воображение) создавать яркие, сильные представления (фантазия) получать знания неосознанно (интуиция). 61

Изображение слайда

Слайд 62: 7. Межличностные отношения

Общение   - вид деятельности, при котором проис­ходит обмен информацией, идеями, оценками, чувства­ми, конкретными действиями. В широком смысле слова общение - взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми. Межличностные отношения  - взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, группой (большой или малой). Межличностные отношения, как правило, характеризуются словом «взаимно». Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет   культура общения. 62

Изображение слайда

Слайд 63: Виды межличностных отношений

Деловые (официальные) - связаны с соблюдением каких- либо формальностей, правил, установленных администрацией, а также каким-либо официальным лицом (например, учитель - ученик; директор школы - учитель; президент РФ - председатель Правительства РФ и т. д.). Личные (неофициальные) - складываются между людьми на основе частных взаимоотношений вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами. 63

Изображение слайда

Слайд 64

При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе определенных чувств — эмоциональных переживаний. Всю гамму чувств, составляющих основу межличностных отношений, можно свести в две большие группы: чувства, сближающие людей, и чувства, разъединяющие людей: чувства, сближающие людей, - симпатия  (внутреннее расположение, привлекательность человека); чувства, разъединяющие людей, - антипатия (внутреннее недовольство человеком, неудовлетворённость его поведением). Симпатия и антипатия между людьми зависят от того, как они воспринимают и понимают друг друга. Понять другого человека - важное условие межличностных отношений. Нормальные отношения между людьми возможны при наличии у них способности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека. 64

Изображение слайда

Слайд 65: Культура общения включает в себя:

наличие доверия к тому, с кем общаешься; наличие уважения к тому, с кем общаешься: общаться необходимо бережно и вежливо; демонстрация уступчивости в общении; отказ от навязывания своих вкусов, привычек, предпочтений другому; внимание к собеседнику; владение культурой речи. 65

Изображение слайда

Слайд 66: Межличностные отношения. Общение

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды, в которой люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Они делятся на  большие   (государство, нация, партия, класс, и т.п.) и  малые   группы (семья, школьный класс). 66

Изображение слайда

Слайд 67: Малые группы

Человек всегда зависит прежде всего от влияния малой группы, которая представляет собой небольшое объединение людей - от 2-3 (например, семья ) до 20-30 (например, школьный класс), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Отношения носят эмоционально окрашенный характер ! Такие малые группы представляют собой элементарную ячейку общества, именно в них человек проводит большую часть своей жизни. Для участников малой группы характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности. Мера психологической общности определяет сплоченность группы. 67

Изображение слайда

Слайд 68

Семья - устойчивая система взаимоотношений основана на общности имущества и совместном проживании супругов и родственников. Представители одной семьи, как правило, принадлежат к одному общественному классу, или, с изменением классового статуса, сохраняют преимущества избранного социального класса. Нуклеарная семья – это родительская пара и их невзрослые дети. 68

Изображение слайда

Слайд 69: Виды малых групп

По признаку совместной деятельности   выделяются следующие виды малых групп: производственные, семейные, учебные, спортивные и т.д. По характеру взаимоотношений между членами группы   они делятся на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Формальные группы создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций (например, школьный класс, спортивная команда «Спартак» и т.д.). Неформальные группы обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций (поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организацию болельщиков какого-либо футбольного клуба и т.д.) 69

Изображение слайда

Слайд 70

70

Изображение слайда

Слайд 71

71

Изображение слайда

Слайд 72

Один и тот же человек одновременно является участником неопределенно многих малых групп, и в каждой из них его положение (статус) меняется. Например, один и тот же человек является младшим братом, учеником в классе, капитаном сборной команды по футболу, бас-гитаристом в рок-группе и т.д. Группа всегда оказывает существенное влияние на психологию и поведение человека через отношения его с остальными участниками группы. И это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. 72

Изображение слайда

Слайд 73: Групповые нормы и правила

Групповые нормы - совокупность правил и требований, по которым живёт группа. Группа может применять поощрительные или запретительные санкции. Поощрительной санкцией может быть повышение статуса, слова благодарности или похвала. А запретительные санкции могут выражаться в виде запрета, отвержения или игнорирования/прекращения общения. Социальный контроль  — это способы регулирования отношений, используемые обществом, чтобы его члены соблюдали социальные нормы. 73

Изображение слайда

Слайд 74

Общество в вопросах реализации социального контроля живёт по принципу «доверяй, но проверяй». С одной стороны, оно предоставляет свободу для совершенствования людей и их самореализации. С другой стороны, социум неустанно наблюдает за тем, чтобы предоставленная свобода не противоречила установленным в нём порядкам. Отклоняющееся от установленных социальных норм поведение ( девиантное поведение ) может начать угрожать как отдельным общественным отношениям, так и обществу в целом. Чтобы не допустить угрозы существующему порядку, общество осуществляет внешний контроль. Он бывает  неформальным и формальным. Неформальный  внешний контроль связан с реакцией социального окружения на поведение индивида или социальной группы. Формальный  же реализуется через общественные организации или учреждения. Внешний контроль оценивает поведение, исходя из установленных в обществе правил, и воздействует на тех, кто не укладывается в рамки допустимого. Степень общественной реакции зависит от того, насколько значительно нарушение.

Изображение слайда

Слайд 75: Положительное влияние группы

члены группы выступают для индивида источниками духовной культуры; в группе происходит усвоение положительных ценностей и социальных норм; в результате внутригруппового общения совершенствуются коммуникативные способности; от членов группы индивид получает объективную информацию о себе, что способствует формированию адекватной самооценки; члены группы поддерживают индивида в его деятельности и начинаниях. 75

Изображение слайда

Слайд 76: Отрицательное влияние

потеря личностью своей индивидуальности, отказ от собственных взглядов - «обезличивание»; Причины обезличивания: анонимность; высокий уровень эмоциональной возбужденности; сосредоточенность внимания не на собственном поведении, а на том, что происходит вокруг; высокая сплоченность группы ведет к конформизму (стремление подстраиваться под групповые интересы); сниженный уровень самосознания и самоконтроль индивида; группа может снижать уровень творческого потенциала высокоодаренных личностей. Преобладание того или иного эмоционального состояния у личности в период общения с членами группы называется эмоциональным состоянием личности в группе. 76

Изображение слайда

Слайд 77: Конформизм

Существуют три способа реагирования человека на давление группы: внушаемость, когда человек бессознательно принимает линию поведения, мнение группы. конформизм, т.е. осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы. сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее ценностей, норм и идеалов. Иногда человек для того, чтобы оставаться в группе, идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно, становится конформистом. Конформным называют такое поведение человека, при котором он, осознанно расходясь в мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений. 77

Изображение слайда

Слайд 78: ВИДЕО

Конформизм. Социальные эксперименты https://www.youtube.com/watch?v=IlaMpXE2uO8 Эксперимент с кашей https://www.youtube.com/watch?v=g5zh8Gxx-7I&t=162s Эмпатия. Кастрюлька Анатоля https://www.youtube.com/watch?v=objjK5oO9-Y 78

Изображение слайда

Слайд 79: Определения:

Нация – исторически сформированный тип народа, представляющий собой социальную целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых отношениях собственности, культуры, социально-психического склада и этнического самосознания. Пол – это совокупность биологических и социальных особенностей человека, единство биологического и социального в нем. Концептуальной основой исследования пола в социальной теории пола становится представление о социальной конструкции пола - гендер как элементе культуры 79

Изображение слайда

Слайд 80: Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение

Межличностные отношения  - это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. Групповая динамика – это совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: Образование, функционирование, развитие, стагнация (застой), регресс, распад. 80

Изображение слайда

Слайд 81: Общение

Общение  представляет собой процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит обмен информацией. Содержание - это та информация, которая передается живыми существами при межиндивидуальных контактах. И человек, и животные могут передавать друг другу информацию о потребностях, об эмоциональных состояниях, сигналы об опасности. У человека цели общения могут быть достаточно разнообразными: например, развитие, обучение и воспитание, установление деловых контактов и др. У животных цели общения, как правило, ограничены удовлетворением биологических потребностей, у человека - это еще и удовлетворение культурных, эстетических социальных, познавательных и других потребностей. Средства общения  - способы, посредством которых передается перерабатывается и расшифровывается передаваемая информация. 81

Изображение слайда

Слайд 82: Общение

82

Изображение слайда

Слайд 83: Распределение ролей в группе

83

Изображение слайда

Слайд 84

84

Изображение слайда

Слайд 85

85

Изображение слайда

Слайд 86

В основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к другому человеку: симпатия  - внутреннее расположение, устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, обычно следствие положительных чувств; антипатия  - чувство неприязни, нерасположения, отношение, прямо противоположное симпатии, обычно следствие отрицательных чувств; стереотип  - обобщённое и упрощённое представление об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе. 86

Изображение слайда

Слайд 87

87

Изображение слайда

Слайд 88: Конфликты и их разрешение

Ученые-психологи выделяют несколько факторов, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. К ним можно отнести: неумение различать намерения и мотивы действия людей; неумение понимать состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними; наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у человека задолго до первого знакомства (например: «А что он может мне сказать такого, что я не знаю?..»); наличие стереотипов, в соответствии с которыми все люди заранее относятся к определенной категории (например: «Все мальчишки грубияны», «Все девчонки не умеют держать язык за зубами»); стремление делать преждевременные заключения о личности человека задолго до того, как о нем получена достаточная и исчерпывающая информация; отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться только на собственное мнение. 88

Изображение слайда

Слайд 89

Нормальные отношения между людьми складываются при наличии желания и потребности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека. Основные правила взаимодействия: Чаще искренне и доброжелательно улыбаться. Не жалеть искренних комплиментов. Не спешить делать выводы по первому впечатлению. Не быть навязчивым. Не торопиться с выводами. 89

Изображение слайда

Последний слайд презентации: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: Задание для самостоятельной работы:

Проанализируйте высказывание: « Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже ». Сократ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Задание для самостоятельной работы: 90

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено