Слайд 2: Тема 1. Человек и общество Часть 2
Панькова Наталья Михайловна к.ф.н., доцент Отделения социально-гуманитарных наук Школы общественных наук Томского политехнического университета
Слайд 3: Вопросы:
Деятельность человека. Виды/формы деятельности. Структура деятельности. Познание как особый вид деятельности Обучение как вид деятельности. Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося Труд как вид деятельности Общение как вид деятельности. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в современных условиях. Особенности общения в виртуальном пространстве Творчество как особый вид деятельности. Межличностные отношения (деловые, личные). Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях 3
Слайд 4: 1. Деятельность человека
Человек - это биосоциальное существо, то есть соединяет в себе природную и социальную сущности. При этом социальная сущность человека наиболее полно раскрывается в деятельности, поскольку только человек может определять цели и ставить перед собой задачи, планировать и достигать. Деятельность - совершение человеком последовательности физических и (или) умственных действий, направленных на достижение конкретной цели. Деятельность - сознательная активность человека, в ходе которой он изменяет мир вокруг себя и меняется сам. 4
Слайд 5
Однако легко можно вспомнить многочисленные истории о том, как что-либо делают животные: рисуют, собирают мусор, танцуют, спасают людей. Возникает закономерный вопрос: чем отличается деятельность человека от зачастую похожей на неё деятельности животных? Ключевое отличие кроется в приведённом выше определении деятельности. Человеческая деятельность - сознательная, целенаправленная и меняет мир вокруг. Животные же осуществляют не деятельность, а всего лишь активность, поскольку они не обладают сознанием и не меняют мир вокруг. Существуют и другие отличия. 5
Слайд 6
Соответственно, животные ограничиваются активностью, а деятельность человека — целенаправленная, сознательная и меняющая окружающий мир. 6
Слайд 7: Отличительные признаки деятельности человека
Для деятельности характерны такие отличительные черты: Сознательность, то есть сознательная постановка целей. Продуктивность, то есть направленность на получение результата. Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя. Общественный характер - необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата. 7
Слайд 8: Структура деятельности
Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом. Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество. Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям. Цель деятельности — образ желаемого результата. Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность. Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата. Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта. 8
Слайд 9: Структура деятельности
Субъект деятельности - всегда человек. В свою очередь объекты деятельности разнообразны - это могут быть вещи, люди, социальные группы, общество в целом. 9
Слайд 10: Мотивы деятельности
Мотивами деятельности человека могут выступать: Потребности - нужда человека в необходимом для жизни и развития. Социальные установки - ориентация человека на что-либо. Убеждения - эмоционально-ценностные отношения к действительности Интересы - реальная причина действий, которая стоит за мотивами. Влечения - психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость. 10
Слайд 11: Значение и функции деятельности
Основная функция деятельности — удовлетворение потребностей человека и общества в целом. Но у деятельности есть и другие функции: воспитательная : все виды деятельности изменяют и формируют человека; познавательная : все виды деятельности способствуют познанию мира и дают человеку новые знания; преобразовательная : в процессе всех видов деятельности человек изменяет окружающий мир. Человек не может существовать без деятельности, поскольку именно в ней проявляется его социальная сущность. 11
Слайд 12: Классификация деятельности
Виды деятельности в обществознании – это: труд, игра, общение, учение и творчество. Труд направлен на создание материальных благ Игра развивает социальные навыки Общение улучшает взаимодействие в обществе Учение способствует освоению знаний Творчество, особый вид деятельности, поскольку от пронизывается все другие виды деятельности, выражает личные идеи и чувства В обществознании существует не одна классификация деятельности. 12
Слайд 19: Игровая деятельность
Игра - свободная развивающая деятельность, которая, как правило, осуществляется по желанию, ради удовольствия от самого процесса. У детских игр есть определённые правила, и это готовит ребёнка ко взрослой жизни с её многочисленными нормами и требованиями. Более того, во многих играх дети копируют обстановку «взрослого» мира: например, игра в школу, игра в дочки-матери, в магазин. Так дети осваивают новые роли, развивают навыки и приобретают жизненный опыт. 19
Слайд 20
Но это не значит, что играют только дети! Существует большое количество игр в которые с удовольствием играют и взрослые: Компьютерные игры Спортивные Интеллектуальные Творческие Командные Настольные Тренинги и другие 20
Слайд 21: 2. Познание как особый вид деятельности
Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека. Таким образом, познание есть сознание в действии, постоянная реализация сознания. Знание есть продукт познания. 21
Слайд 22: Виды знаний
Знания являются результатом отображения в нашем сознании окружающего мира в виде понятий, суждений, умозаключений и т.п. Знания формируются путем обработки человеком имеющейся у него информации. Одна и та же информация может сформировать различные знания у разных людей. Каждой форме общественного сознания (мифология, религия, наука) соответствует свое специфическое знание. Распространенным является деление знания на научное и ненаучное. В многообразии знания выделяют также практическое знание (опыт), народную мудрость (коллективный опыт и здравый смысл) и искусство. 22
Слайд 23: Виды знаний
Житейское - носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле, жизненном опыте и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию. Научное - понимание действительности в её прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлечённых понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.). 23
Слайд 24
Практическое - овладение вещами, преобразование мира. Художественное - целостное отображение мира и человека в нём. Строится на образе, а не на понятии. Рациональное - отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением. Иррациональное - не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки. Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности. 24
Слайд 25: Гносеология – теория познания
Познание - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знания целенаправленная деятельность человека субъект познания - S Окружающий мир - О познания 25
Слайд 26: Структура познавательного процесса
2 ступень Рациональное познание Представление (память и воображение) Восприятие Ощущение Умозаключение ( индукция и дедукция ) Суждение (истинное или ложное) Понятие (абстрагирование) 1 ступень: Чувственное познание 26
Слайд 27: Формы чувственного познания
ОЩУЩЕНИЕ – единичный акт чувственного познания ВОСПРИЯТИЕ – совокупность нескольких ощущений, целостный образ предмета ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – образ ранее воспринятого предмета 27
Слайд 28: Формы рационального познания
ПОНЯТИЕ – словесный символ, выражающий существенные признаки предмета СУЖДЕНИЕ – совокупность связанных между собой понятий УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – совокупность нескольких суждений, связанных между собой по законам логики Яблоко 28
Слайд 29: Формы рационального познания - УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все люди смертны. Сократ — человек. Следовательно, Сократ смертен. дедукция Железо - твердое тело. Медь - твердое тело. Золото - твердое тело. Железо, медь, золото... - металлы. Все металлы - твердые тела. индукция 29
Слайд 30: Основные направления познаваемости мира
Гносеологический пессимизм Гносеологический оптимизм Агностицизм Скептицизм 30
Слайд 31
Гносеологический оптимизм утверждает принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверных знаний о мире. Гносеологический пессимизм отрицает возможность достоверного познания мира. Он разделяется на скептицизм и агностицизм Представители агностицизма считали, что мир непознаваем, отрицают полностью или частично возможность познания мира, считают, что познание не даёт достоверных сведений о мире. Представители скептицизма не отрицают принципиальной возможности познания мира, но выражают сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер. 31
Слайд 33: Объективная истина
Характерная черта истины – наличие в ней объективных и субъективных сторон. По своему содержанию истина определяется как объективное знание. Объективная истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как если бы он существовал сам по себе, независимо от человеческого сознания. 33
Слайд 34: Объективная истина
Имеет 3 аспекта: Понимается как объективная часть бытия. Тесно связано с понятием смысла жизни, моральными и этическими ценностями. В этом случае истина понимается как правда, в противоположность лжи, несправедливости. Раскрывается через деятельность человека, направленную на преобразование объективной реальности. Истина – как характеристика объективного знания о свойствах предмета (например, для его эффективного использования) 34
Слайд 35
Субъективная истина – это отражение объективного знания в индивидуальном или общественном сознании. Это приводит к возникновению различных точек зрения на один и тот же предмет и порождает проблему заблуждений. 35
Слайд 36: Виды истины
Абсолютная истина - отражение знания неизменного, неопровержимого в ходе дальнейшего рассмотрения. Абсолютная истина – это не процесс, она статична, неизменна, это исчерпывающее знание. Абсолютная истина недостижима, идеал 2. Относительная –истина, отражающая имеющееся знание об объекте на данный момент времени. Преувеличение роли абсолютной истины – догматизм Преувеличение роли относительной истины - релятивизм 36
Слайд 37: Заблуждение
Знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним, неумышленное искажение информации. Искаженное отражение действительности, возникающее как результат абсолютизации отдельных ее сторон Ложь – преднамеренное искажение информации в чьих-либо интересах: Дезинформация – передача искаженной информации Ошибка – результат неверных действий 37
Слайд 38: Конкретность истины
Существует зависимость знаний от конкретных связей и взаимодействий, а также от условий существования объекта в момент его отражения субъектом. Истинное знание всегда конкретно – имеет привязку к определенному месту, времени и другим соответствующим условиям. Поэтому при усвоении знания всегда следует учитывать возможность его трансформации (например появление новых данных об объекте в связи с расширение познавательных возможностей субъекта) 38
Слайд 39
Абсолютная истина всегда объективна! Но не наоборот! Объективная истина абсолютна только в определенных условиях. 39
Слайд 40: Формы знаний, выделяемые по отношению к научному знанию
Донаучное — прототип, предпосылки научного знания (элементы науки до XVI в.). Ненаучное — разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами. Паранаучное — внешне похоже на научное, но несовместимо с имеющимся научным знанием. Лженаучное — сознательно использующее домыслы и предрассудки. Антинаучное — утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. 40
Слайд 41: Критерии научной истины
Первичные критерии истины: Рациональная обоснованность (доказуемость) Объективная направленность Системность и упорядоченность Применимость на практике Подтверждение фактами и экспериментально Согласованность с научной парадигмой Корректность и точность понятийного аппарата 41
Слайд 42: Вторичные критерии:
Продуктивные: красота, простота, гармоничность, ясность, очевидность Не продуктивные: вера, авторитет, традиционность 42
Слайд 43
В религиозных учениях под истиной понимается путь, знание, которое ведет человека к спасению. Это знание содержится в словах учителя или приобретается на пути следования заповедям. 43
Слайд 44: Эмпирические методы:
Наблюдение – процесс восприятия процессов и явлений с целью их познания Измерение – процесс представления свойств реальных объектов в виде количественных величин Эксперимент – процесс воздействия на реальный объект или его изучение в заданных условиях 44
Слайд 45: Теоретические методы:
Гипотетико-дедуктивный – выведение значения из гипотез, истинное значение которых неизвестно Абстрагирование – отвлечение от одних свойств и качеств предмета с выделением других, более значимых, Идеализация – процесс создания мысленных, не существующих в реальности объектов или условий: точка, идеальный газ ит.д. Обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предмета 45
Слайд 46: Методы, соединяющие теоретический и эмпирический уровни научного знания
Сравнение – сопоставление различных объектов по одинаковым характеристикам Анализ – разделение целостного объекта на составляющие элементы Моделирование – создание модели объекта (мысленное, математическое, физическое, виртуальное) 46
Слайд 47: Формы научного знания
Факт – данные, подтвержденные научным экспериментом Проблема – вопрос, не имеющий однозначного решения Гипотеза – предположение о свойствах, причинах, структурных связях изучаемых объектов Закон – теоретические утверждения, отражающие существенные и постоянные связи явлений Теория - совокупность умозаключений, отражающая объективно существующие отношения и связи между явлениями 47
Слайд 48
Самосознание — знание и осознание человеком самого себя, выделение себя из окружающего мира, осознание своей уникальности и неповторимости, своих физических, психических и моральных качеств. В результате у человека формируется «образ Я». «Образ Я» — это неповторимая система представлений, образов и оценок, относящихся к самому себе. Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. В процессе общения люди познают и оценивают друг друга. Эта оценки сказываются на самооценке личности. Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе. Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека самим собой, своей деятельностью. 48
Слайд 49: 3. Обучение как вид деятельности
Обучение как вид деятельности — это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования. Деятельность обучения считается завершённой, а цель её - достигнутой, если количество и качество учебного материала в повторно изготовленном продукте ученика будут соответствовать цели обучения или составлять должный уровень (средний, эталонный, возможный), представленный в цели обучения. 49
Слайд 50
Выделяют два основных направления обучения : Взаимодействие между педагогом и учеником, результатом которого является формирование у обучаемого определённых знаний, умений и навыков, основанных на личной активности. Организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся для получения знаний, умений и навыков, развития творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических устоев. 50
Слайд 51: 4. Труд как вид деятельности
Труд - это целенаправленная деятельность, в ходе которой человек создаёт предметы или услуги для удовлетворения потребностей общества. Выделяют 2 вида труда : Физический. Связанный с мышечной силой и выносливостью человека. Примеры профессий: грузчик, шахтёр или слесарь. Умственный. Связанный с приёмом, анализом и переработкой информации. Примеры специальностей: разработчик игр, учитель, архитектор. 51
Слайд 52: Функции труда
производство материальных и духовных благ для удовлетворения личных или общественных потребностей накопление материальных и нематериальных богатств обеспечение безопасности жизни человека и общества, существования государств, развития культуры, сохранения природы саморазвитие человека. 52
Слайд 53: 5. Общение как вид деятельности
С точки зрения обществознания, общение - это способ передачи информации от одного человека другому. Это также процесс установки и эволюции контактов между людьми или группами людей. Общение — это вид совместной деятельности человека, без которого невозможен любой другой вид совместной деятельности. Общение сопровождает многие виды труда. 53
Слайд 54: Выделяют несколько функций общения
Контактная. Цель - установление контакта. Информационная. Цель - обмен сообщениями, передача каких-либо сведений. Побудительная. Цель - стимуляция активности партнёра, ориентация на выполнение тех или иных действий. Координационная. Цель - согласование действий при организации совместной деятельности. Амотивная. Цель - возбуждение в партнёре нужных эмоциональных переживаний. Оказание влияния. Цель - изменение состояния, поведения партнёра, его намерений. 54
Слайд 55: Виды общения
в зависимости от связей (личное и деловое) в зависимости от субъекта (межличностное и групповое) в зависимости от направленности (прямое и опосредованное) в зависимости от времени протекания (кратковременное и долговременное) : 55
Слайд 56: Общение и коммуникация
Коммуникация и общение - два ключевых понятия, которые играют важную роль в нашей жизни. Эти понятия взаимосвязаны, но имеют существенные различия в своих значениях и подходах к взаимодействию между людьми. Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми или группами людей с использованием различных способов передачи сообщений, включая устную речь, письменный текст, жесты и другие формы. Общение - это процесс взаимодействия между людьми, включающий различные аспекты межличностного общения, такие как обмен информацией, эмоциями, опытом, установление контакта и поддержание отношений. 56
Слайд 57
Коммуникация – это более узкое понятие, чем общение. Главное здесь – ее функция передачи и получения информации (идей, мыслей или чувств) от одного человека другому. Коммуникация основана на обмене сообщениями ; она может быть вербальной и невербальной (жесты, мимика, движения); эффективна в установлении рабочих отношений, повышении производительности и решении проблем. Можно считать, что коммуникация состоялась успешно, если собеседники выражают свои сообщения ясно, понятно и с готовностью адаптироваться под своего оппонента. 57
Слайд 58
Общение представляет более широкий контекст и включает в себя не только передачу информации, но и создание связей, установление контакта и участие в социальных отношениях. Взаимодействие основано на эмоциях, сопереживании и понимании друг друга. всегда включает помимо слов невербальные сигналы ; применимо в дружеской и семейной обстановке, а также для развития долгосрочных связей с деловыми партнерами, где способствует укреплению отношений и развитию доверия. Показатель успешного общения — это активное слушание, эмоциональная поддержка, умение собеседников разрешать и предотвращать конфликты. 58
Слайд 59: 6. Творчество как особый вид деятельности
Творчество - это созидательная деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Сущность творческой деятельности заключается в способности человека к мышлению, воображению, инициативе, а также способности видеть мир по-новому и выражать свою уникальность. Творчество играет важную роль в развитии личности, позволяя человеку раскрывать свой потенциал, развивать креативное мышление и обогащать своё внутреннее мироощущение. 59
Слайд 60: Виды творчества
Литературное творчество. Написание книг, рассказов, поэм, стихов, пьес, сценариев и других литературных произведений. Визуальное искусство. Охватывает живопись, скульптуру, графику, фотографию, рисунок и коллаж. Музыка и исполнительское искусство. Формы творчества, связанные с созданием и исполнением музыкальных произведений, а также пением, игрой на музыкальных инструментах, композицией и аранжировкой музыки. Театр и кино. Создание и постановка театральных спектаклей, фильмов, сериалов, анимационных фильмов и документальных работ. Дизайн и архитектура. Создание проектов в области графического и промышленного дизайна, моды, интерьеров, архитектурных проектов и ландшафтного дизайна. Ремесленное искусство. Создание уникальных изделий рукоделия, таких как украшения, текстильные изделия, керамика, деревянные изделия, куклы и другие поделки. 60
Слайд 61: Творческая деятельность
Особым видом деятельности является творчество - процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые. Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности как: комбинировать уже существующие знания создавать новые образы в сознании (воображение) создавать яркие, сильные представления (фантазия) получать знания неосознанно (интуиция). 61
Слайд 62: 7. Межличностные отношения
Общение - вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями. В широком смысле слова общение - взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми. Межличностные отношения - взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, группой (большой или малой). Межличностные отношения, как правило, характеризуются словом «взаимно». Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура общения. 62
Слайд 63: Виды межличностных отношений
Деловые (официальные) - связаны с соблюдением каких- либо формальностей, правил, установленных администрацией, а также каким-либо официальным лицом (например, учитель - ученик; директор школы - учитель; президент РФ - председатель Правительства РФ и т. д.). Личные (неофициальные) - складываются между людьми на основе частных взаимоотношений вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами. 63
Слайд 64
При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе определенных чувств — эмоциональных переживаний. Всю гамму чувств, составляющих основу межличностных отношений, можно свести в две большие группы: чувства, сближающие людей, и чувства, разъединяющие людей: чувства, сближающие людей, - симпатия (внутреннее расположение, привлекательность человека); чувства, разъединяющие людей, - антипатия (внутреннее недовольство человеком, неудовлетворённость его поведением). Симпатия и антипатия между людьми зависят от того, как они воспринимают и понимают друг друга. Понять другого человека - важное условие межличностных отношений. Нормальные отношения между людьми возможны при наличии у них способности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека. 64
Слайд 65: Культура общения включает в себя:
наличие доверия к тому, с кем общаешься; наличие уважения к тому, с кем общаешься: общаться необходимо бережно и вежливо; демонстрация уступчивости в общении; отказ от навязывания своих вкусов, привычек, предпочтений другому; внимание к собеседнику; владение культурой речи. 65
Слайд 66: Межличностные отношения. Общение
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды, в которой люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Они делятся на большие (государство, нация, партия, класс, и т.п.) и малые группы (семья, школьный класс). 66
Слайд 67: Малые группы
Человек всегда зависит прежде всего от влияния малой группы, которая представляет собой небольшое объединение людей - от 2-3 (например, семья ) до 20-30 (например, школьный класс), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Отношения носят эмоционально окрашенный характер ! Такие малые группы представляют собой элементарную ячейку общества, именно в них человек проводит большую часть своей жизни. Для участников малой группы характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности. Мера психологической общности определяет сплоченность группы. 67
Слайд 68
Семья - устойчивая система взаимоотношений основана на общности имущества и совместном проживании супругов и родственников. Представители одной семьи, как правило, принадлежат к одному общественному классу, или, с изменением классового статуса, сохраняют преимущества избранного социального класса. Нуклеарная семья – это родительская пара и их невзрослые дети. 68
Слайд 69: Виды малых групп
По признаку совместной деятельности выделяются следующие виды малых групп: производственные, семейные, учебные, спортивные и т.д. По характеру взаимоотношений между членами группы они делятся на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Формальные группы создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций (например, школьный класс, спортивная команда «Спартак» и т.д.). Неформальные группы обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций (поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организацию болельщиков какого-либо футбольного клуба и т.д.) 69
Слайд 72
Один и тот же человек одновременно является участником неопределенно многих малых групп, и в каждой из них его положение (статус) меняется. Например, один и тот же человек является младшим братом, учеником в классе, капитаном сборной команды по футболу, бас-гитаристом в рок-группе и т.д. Группа всегда оказывает существенное влияние на психологию и поведение человека через отношения его с остальными участниками группы. И это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. 72
Слайд 73: Групповые нормы и правила
Групповые нормы - совокупность правил и требований, по которым живёт группа. Группа может применять поощрительные или запретительные санкции. Поощрительной санкцией может быть повышение статуса, слова благодарности или похвала. А запретительные санкции могут выражаться в виде запрета, отвержения или игнорирования/прекращения общения. Социальный контроль — это способы регулирования отношений, используемые обществом, чтобы его члены соблюдали социальные нормы. 73
Слайд 74
Общество в вопросах реализации социального контроля живёт по принципу «доверяй, но проверяй». С одной стороны, оно предоставляет свободу для совершенствования людей и их самореализации. С другой стороны, социум неустанно наблюдает за тем, чтобы предоставленная свобода не противоречила установленным в нём порядкам. Отклоняющееся от установленных социальных норм поведение ( девиантное поведение ) может начать угрожать как отдельным общественным отношениям, так и обществу в целом. Чтобы не допустить угрозы существующему порядку, общество осуществляет внешний контроль. Он бывает неформальным и формальным. Неформальный внешний контроль связан с реакцией социального окружения на поведение индивида или социальной группы. Формальный же реализуется через общественные организации или учреждения. Внешний контроль оценивает поведение, исходя из установленных в обществе правил, и воздействует на тех, кто не укладывается в рамки допустимого. Степень общественной реакции зависит от того, насколько значительно нарушение.
Слайд 75: Положительное влияние группы
члены группы выступают для индивида источниками духовной культуры; в группе происходит усвоение положительных ценностей и социальных норм; в результате внутригруппового общения совершенствуются коммуникативные способности; от членов группы индивид получает объективную информацию о себе, что способствует формированию адекватной самооценки; члены группы поддерживают индивида в его деятельности и начинаниях. 75
Слайд 76: Отрицательное влияние
потеря личностью своей индивидуальности, отказ от собственных взглядов - «обезличивание»; Причины обезличивания: анонимность; высокий уровень эмоциональной возбужденности; сосредоточенность внимания не на собственном поведении, а на том, что происходит вокруг; высокая сплоченность группы ведет к конформизму (стремление подстраиваться под групповые интересы); сниженный уровень самосознания и самоконтроль индивида; группа может снижать уровень творческого потенциала высокоодаренных личностей. Преобладание того или иного эмоционального состояния у личности в период общения с членами группы называется эмоциональным состоянием личности в группе. 76
Слайд 77: Конформизм
Существуют три способа реагирования человека на давление группы: внушаемость, когда человек бессознательно принимает линию поведения, мнение группы. конформизм, т.е. осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы. сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее ценностей, норм и идеалов. Иногда человек для того, чтобы оставаться в группе, идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно, становится конформистом. Конформным называют такое поведение человека, при котором он, осознанно расходясь в мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений. 77
Слайд 78: ВИДЕО
Конформизм. Социальные эксперименты https://www.youtube.com/watch?v=IlaMpXE2uO8 Эксперимент с кашей https://www.youtube.com/watch?v=g5zh8Gxx-7I&t=162s Эмпатия. Кастрюлька Анатоля https://www.youtube.com/watch?v=objjK5oO9-Y 78
Слайд 79: Определения:
Нация – исторически сформированный тип народа, представляющий собой социальную целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых отношениях собственности, культуры, социально-психического склада и этнического самосознания. Пол – это совокупность биологических и социальных особенностей человека, единство биологического и социального в нем. Концептуальной основой исследования пола в социальной теории пола становится представление о социальной конструкции пола - гендер как элементе культуры 79
Слайд 80: Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
Межличностные отношения - это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. Групповая динамика – это совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: Образование, функционирование, развитие, стагнация (застой), регресс, распад. 80
Слайд 81: Общение
Общение представляет собой процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит обмен информацией. Содержание - это та информация, которая передается живыми существами при межиндивидуальных контактах. И человек, и животные могут передавать друг другу информацию о потребностях, об эмоциональных состояниях, сигналы об опасности. У человека цели общения могут быть достаточно разнообразными: например, развитие, обучение и воспитание, установление деловых контактов и др. У животных цели общения, как правило, ограничены удовлетворением биологических потребностей, у человека - это еще и удовлетворение культурных, эстетических социальных, познавательных и других потребностей. Средства общения - способы, посредством которых передается перерабатывается и расшифровывается передаваемая информация. 81
Слайд 86
В основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к другому человеку: симпатия - внутреннее расположение, устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, обычно следствие положительных чувств; антипатия - чувство неприязни, нерасположения, отношение, прямо противоположное симпатии, обычно следствие отрицательных чувств; стереотип - обобщённое и упрощённое представление об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе. 86
Слайд 88: Конфликты и их разрешение
Ученые-психологи выделяют несколько факторов, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. К ним можно отнести: неумение различать намерения и мотивы действия людей; неумение понимать состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними; наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у человека задолго до первого знакомства (например: «А что он может мне сказать такого, что я не знаю?..»); наличие стереотипов, в соответствии с которыми все люди заранее относятся к определенной категории (например: «Все мальчишки грубияны», «Все девчонки не умеют держать язык за зубами»); стремление делать преждевременные заключения о личности человека задолго до того, как о нем получена достаточная и исчерпывающая информация; отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться только на собственное мнение. 88
Слайд 89
Нормальные отношения между людьми складываются при наличии желания и потребности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека. Основные правила взаимодействия: Чаще искренне и доброжелательно улыбаться. Не жалеть искренних комплиментов. Не спешить делать выводы по первому впечатлению. Не быть навязчивым. Не торопиться с выводами. 89
Последний слайд презентации: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: Задание для самостоятельной работы:
Проанализируйте высказывание: « Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже ». Сократ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Задание для самостоятельной работы: 90