Первый слайд презентации
Обществознание 9 класс ТЕМА: Этнос и нация. Россия- многонациональное государство
Слайд 3
По доходу, образованию, профессии, возрасту, полу, этнической принадлежности и т.д. Ответ Вспомним
Слайд 5
Социальные группы взаимодействуют друг с другом через сотрудничество либо соперничество Ответ Вспомним
Слайд 6
Вспомним В чем заключается значение социальной мобильности для различных групп населения?
Слайд 7
Социальная мобильность позволяет людям улучшать своё положение в обществе. Также способствует развитию общества в целом, так как новые идеи могут приходить от талантливых людей из разных слоев населения Ответ Вспомним
Слайд 9
В России живет множество этнических групп: русские, татары, башкиры, чуваши, чеченцы, ингуши, аварцы, даргинцы и многие другие Ответ Вспомним
Слайд 10
Задумаемся Как вы думаете, почему важно, чтобы народы сотрудничали друг с другом? В одном из регионов России местные жители организовали фестиваль народов, где продемонстрировали свои традиции и культуру.
Слайд 11
ПЛАН: Этносы и нации в современное обществе Россия — многонациональное государство Этносы и нации в диалоге культур Социальные конфликты и пути их разрешения
Слайд 13
– это исторически сложившаяся на определённой территории общность людей, объединённая общими особенностями культуры, языка, самосознанием и общей историей Этнос
Слайд 14
Род группа людей, связанных кровным родством Племя объединение родов, связанных кровнородственными отношениями, общими чертами культуры Народность союз племён, основанный на территориальных и культурно- языковых связях Нация союз народностей, основанный на культурной, языковой и исторической идентичности и политической организации Формы этноса
Слайд 16
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле…» в России проживают более 190 этносов Россия — многонациональное государство
Слайд 17
Культурное наследие России Архитектура Воронихина А.Н. Скульптура Мартоса И.П. Живопись Брюллова К.П. Литература Достоевского Ф.М. Музыка Глинки М.И. Балет Чайковского П.И.
Слайд 18
Задание Приведите примеры известных вам учёных, писателей, художников, музыкантов, предпринимателей, государственных служащих или работников бюджетной сферы, представляющих ваш этнос. Опишите их вклад в развитие нашей страны, указав, как их деятельность повлияла на культуру, науку, экономику или общественную жизнь России.
Слайд 19
равенство прав и свобод человека независимо от национальности Принципы национальной политики каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения, творчества запрещено разжигание национальной розни
Слайд 20
Меры нацполитики России поддержка культурных инициатив социальная поддержка поддержка языков и культур народов России программы межнационального диалога защита прав национальных меньшинств
Слайд 22
Задание Используя факты из истории и современности, приведите примеры, иллюстрирующие единство народов России.
Слайд 24
Диалог культур в России Фестиваль «Многонациональная Россия» Национальный праздник «Сабантуй» Национальный праздник «Масленица» Народные гуляния Ярмарка народных игр Народные застолья
Слайд 25
Задание Какие мероприятия способствуют укреплению дружбы между народами? Поясните свой ответ.
Слайд 26
Задание Найдите информацию о днях культуры какой-либо страны в России. Проведите анализ данного события и ответьте на вопрос: как такие мероприятия способствуют развитию межнационального взаимодействия?
Слайд 28
Прочитайте текст и выполните задания. Каждый из нас несёт в себе черты своего народа, представляет окружающим, обществу и миру характерные черты поведения, речь, традиции своего народа. Эти черты называются этническими. «Этнос» по-древнегречески – народ. По мнению ряда исследователей, к главным признакам этноса относится общность территории проживания, языка, исторической судьбы. Огромное значение имеет также осознание людьми своей принадлежности к данному народу (этническое самосознание). С древнейших времён человечество состоит из различных этносов. Географическая (природная) среда – важнейшее условие возникновения и развития этноса. Она влияет, прежде всего, на материальную культуру народа, начиная с орудий труда и заканчивая предметами быта. Так климат определяет особенности одежды и жилища, виды возделываемых сельскохозяйственных культур. Характерные особенности географической среды оказывают также определённое, чаще косвенное, влияние на отдельные стороны духовной культуры. Это воздействие выражается в специфических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народов, связанные с условиями его обитания. Находит отражение географическая среда в этническом самосознании народа. Картины окружающей природы запечатлеваются в сознании людей как представления о «родной земле». Некоторые элементы ландшафта в виде зрительных образов (например, цветущая сакура у японцев) или названий географический объектов (река Волга у русских) становятся своего рода символами этнической принадлежности. Учёные спорят о степени влияния природной среды на развитие этносов. Одни считают это влияние очень значимым и во многом определяющим. Другие доказывают, что влияние этого фактора, включая и материальную сторону жизни, экономику, сейчас сравнительно невелико. (Адаптировано по кн. Ю. Бромлея и Р. Подольного)
Слайд 29
Задание 1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слайд 30
Задание 2 Какие три этнические черты человека перечислены в тексте? Что авторы понимают под этническим самосознанием? В чём, по их мнению, выражается воздействие географической (природной) среды на отдельные стороны духовной культуры? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слайд 31
Задание 3 Назовите любые три признака этноса из текста. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте каждый из них примером. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слайд 32
Задание 4 В тексте приводятся две точки зрения на роль природы в развитии этноса. Выберите ту из них, которую Вы считаете более правильной, и укажите её. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слайд 34
Задание 1 Племена, народности, нации – это 1) этнические общности 2) этапы развития государства 3) демографические группы 4) формы политической системы Ответ _________________
Слайд 35
Задание 2 Какую социальную общность выделяют по этносоциальному признаку? 1) православные 2) подростки 3) башкиры 4) избиратели Ответ _________________
Слайд 36
Задание 3 Верны ли следующие суждения об этнических группах? А. Этническим группам присуще культурное своеобразие. Б. Все этнические группы обладают собственной государственностью. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ _________________
Слайд 37
Задание 4 Верны ли следующие суждения об этнических группах? А. Этнические группы объединяют общий язык и культура. Б. Этнические группы объединяют людей одной профессии. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ _________________
Слайд 38
Задание 5 Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях? А. К условиям успешного межнационального сотрудничества относят уважение прав этнических меньшинств. Б. В современном мире межэтнические конфликты могут возникнуть из-за территориальных споров. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ _________________
Слайд 39
Задание 6 Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях? А. Современные народы стремятся сохранить своё этническое своеобразие в процессе интеграции. Б. Российское законодательство предусматривает ответственность за разжигание межнациональной розни. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ _________________