Слайд 3
Это освоение человеком социальных норм и ролей, в процессе которого формируется личность Ответ Вспомним
Слайд 5
Семья, школа, друзья и сверстники, СМИ, религия, трудовой коллектив, различные социальные группы Ответ Вспомним
Слайд 7
Семья — это первая группа, с которой взаимодействует человек и она формирует его личность. Родители учат детей основным моральным принципам и социальным нормам. Семья создаёт атмосферу любви и безопасности, что формирует уверенность в себе и позитивный образ мира Ответ Вспомним
Слайд 8
Задумаемся Как вы думаете, почему Сухомлинский подчеркивает важность семьи для обучения добру? Каковы возможные последствия недостаточной социализации личности в семье? Сухомлинский В.А. — советский педагог Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро
Слайд 11
– это малая социальная группа, участники которой связаны родственными отношениями и общим бытом, взаимопомощью, моральной и правовой ответственностью Семья
Слайд 12
Семьи нуклеарные расширенные/многопоколенные по численному составу родители и дети родители, дети, бабушки/дедушки
Слайд 13
Семьи традиционные демократические по характеру отношений мужчина принимает все важные решения, определяет правила поведения для остальных членов семьи женщина, как правило, заботится о домашних делах и воспитывает детей равноправие супругов, совместное принятие семейных решений д омашние дела распределяются между всеми членами семьи по взаимной договорённости
Слайд 14
хозяйственно-экономическая Функции семьи репродуктивная социализация детей социальный контроль эмоционально-психологическая культурно-досуговая
Слайд 15
Задание Какие функции семьи могут быть проиллюстрированы данными изображениями?
Слайд 16
Решение Эмоционально-психологическая функция Хозяйственно-экономическая функция Досуговая функция Репродуктивная функция Социализация детей Социализация детей
Слайд 17
звание «Мать-героиня» орден «Родительская слава» Как вы думаете, в чём заключается общественная ценность многодетной семьи? Государственное признание и поощрение семьи
Слайд 18
Задание Прочитайте историю о нашей соотечественнице и ответьте на вопросы. Александра Авраамовна Деревская (1902-1959) – единственная в мире женщина, которая воспитала 48 детей-сирот. Своих детей у семьи не было, поэтому Деревские взяли на воспитание троих детей-сирот. А в суровые годы Великой Отечественной войны в полной мере проявились благородство и самопожертвование семьи Деревских, когда они взяли на воспитание 17 маленьких ленинградцев, родители которых погибли на фронте или умерли от голода. К концу войны Деревские усыновили и удочерили 35 сирот. В этой семье нашли семейный уют дети русских, украинцев, узбеков, евреев, немцев, мордвинов, чувашей и представителей других народов. Начиная с 1920-х годов Александра и Емельян Деревские усыновили 65 детей, но из них только 48 жили в доме Деревской до совершеннолетия и были официально усыновлены или удочерены. На могиле Деревской установлена плита с надписью: «Ты наша совесть, наша молитва – Мама. Земной поклон тебе. Твои дети» (имена 48 детей). Именем А.А. Деревской названа малая планета №2400. Как вы думаете, какие качества личности побудили Александру Деревскую заботиться о таком большом числе детей-сирот? Какие сложности могли возникнуть в жизни семьи Деревских при воспитании детей? Как вы понимаете слова, написанные на памятнике Деревской?
Слайд 20
дочь мать отец бабушка внук внучка Какие роли в семье высчитаете самыми важными? Почему?
Слайд 22
Задание Обратимся к фактам. У членов каждой семьи много различных задач и обязанностей: обеспечение доходов, покупка продуктов, приготовление еды, воспитание детей, забота о здоровье членов семьи, эмоциональная поддержка друг друга, уборка в доме и многое другое. Чрезвычайно важно решить вопрос об оптимальном распределении обязанностей между супругами и их детьми. Для начала всем членам семьи нужно собраться на семейный совет и договориться, кто и чем хотел бы заниматься. Любой список дел со временем может подвергаться изменениям. Важно, чтобы домашние обязанности в конечном счёте не легли на плечи кого-то одного. Взаимопомощь - залог взаимопонимания в семье. Дополните список семейных обязанностей, опираясь на опыт вашей семьи. Можно ли разделить обязанности в семье на мужские и женские? Аргументируйте свой ответ.
Слайд 23
помощь по дому Роли подростка в семье обсуждение планов забота о младших опора для старших организация праздника поддержка родителей
Слайд 25
Задание Заполните пропуски в схеме. Обсудите значение каждой из ценностей для семьи. Семейные ценности _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________
Слайд 27
Задание 1 Что отличает семью от других малых групп? 1) единство интересов 2) общие цели деятельности 3) наличие правил 4) совместный быт Ответ _________________
Слайд 28
Задание 2 Существуют различные типологии семей. Какой из приведённых ниже типов семьи выделен в зависимости от численного состава? 1) авторитарная 2) демократическая 3) нуклеарная 4) традиционная Ответ _________________
Слайд 29
Черты сходства Черты сходства Черты различия Черты различия Задание 3 Антон живёт с мамой и дедушкой. Он учится в 7 классе. Сравните две малые группы: семью и школьный класс. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт различия. 1) личные контакты членов группы 2) общий быт 3) отношения родства 4) наличие особых норм поведения Ответ _________________
Слайд 30
Задание 4 Что относится к функциям семьи? 1) поддержание политической стабильности 2) сохранение окружающей среды 3) воспитание детей 4) решение проблемы ограниченности ресурсов Ответ _________________
Слайд 31
Задание 5 Семья любого типа характеризуется 1) обязательным возложением домашних обязанностей на женщину 2) экономической зависимостью женщины от мужчины 3) справедливым распределением домашних обязанностей 4) наличием домашнего хозяйства, общего быта Ответ _________________
Слайд 32
Задание 6 Тип семьи в зависимости от её структуры Тип семьи в зависимости от её структуры Характеристика Характеристика Нуклеарная Нуклеарная Состоит из супружеской пары и детей Состоит из супружеской пары и детей ... ... Объединяет три и более поколения родственников Объединяет три и более поколения родственников Заполните пропуск в таблице.
Слайд 33
Задание 7 Какая функция семьи проявляется в совместном расходовании её членами семейного бюджета? 1) коллективистская 2) хозяйственно-экономическая 3) досуговая 4) воспитательная Ответ _________________
Слайд 34
Задание 8 Верны ли следующие суждения о семье? А. Семья играет важную роль в формировании личности ребёнка. Б. Семья осуществляет моральное регулирование поведения своих членов. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ _________________
Слайд 35
Задание 9 Верны ли следующие суждения о семье? А. Семья осуществляет биологическое воспроизводство новых поколений. Б. Семья осуществляет социализацию новых поколений. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ _________________
Слайд 36
Задание 10 Верны ли следующие суждения о семье? А. В семье ребёнок усваивает определённую систему знаний, норм и ценностей. Б. В семье ребёнок приобретает опыт общения с другими людьми. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ _________________