Слайд 3
Это человек, обладающий социально значимыми качествами: сознательностью, ответственностью, гражданственностью, патриотизмом и другими. Ответ Вспомним
Слайд 5
Это социальное положение человека в обществе с вытекающими из него правами и обязанностями. Ответ Вспомним
Слайд 6
Вспомним Какие каналы социальной мобильности помогают людям менять социальный статус?
Слайд 7
Образование, профессия, предпринимательство, военная служба, искусство, политика и другие. Ответ Вспомним
Слайд 8
Вспомним Какие виды социальных статусов выделяют социологи? В чём их различие?
Слайд 9
Приписанный/предписанный и достигаемый статусы. Приписанный статус включает прирождённые (естественные) характеристики (пол, возраст, раса) человека, а также статусы, полученные вне зависимости от его стремлений и усилий (член королевской семьи, невестка, тёща, брат). Достигаемый статус человек обретает собственными усилиями: образование, материальное положение, политическое влияние, деловые связи, квалификацию и т. п. Ответ Вспомним
Слайд 10
Задумаемся Как вы понимаете смысл высказывания Шекспира? Как вы думаете, какие социальные роли важны в обществе? Как изменяются социальные роли в разных культурах? Уильям Шекспир (1564—1616) — англ. поэт, драматург Весь мир — театр, а люди в нём — актёры
Слайд 13
– это ожидаемое поведение человека, связанное с его положением в обществе/социальным статусом Социальная роль
Слайд 14
Социальная роль соблюдать правила Устава школы ученика средней школы посещать школу уважительно относиться к учителям, одноклассникам выполнять учебные задания участвовать в школьных мероприятий
Слайд 15
наладить учебный процесс обеспечить слаженную работу коллектива заботиться об условиях труда быть справедливым Социальная роль директора школы чётко выполнять распоряжения начальства
Слайд 16
Социальная роль РЕАЛЬНОСТЬ общество мерами поощрения и наказания, т. е. различными санкциями, поддерживает поведение, предписываемое социальной ролью ОЖИДАНИЕ
Слайд 17
Задание Рассмотрите ситуацию. Игорь знает, что как ученик он должен регулярно посещать школу. Одновременно, входя в небольшую группу друзей-одноклассников, положением в которой он очень дорожит, юноша стремится соответствовать ожидаемому от него поведению. По инициативе лидера этой группы друзья в один из дней решают прогулять уроки, отправившись в загородную поездку. Каким может быть поведение Игоря в условиях ролевого конфликта? Рассмотрите варианты. Какую линию поведения избрали бы вы в данном случае? Почему?
Слайд 19
Задание Заполните схему, вписав социальные роли подростка. Используя личный социальный опыт, проиллюстрируйте примерами выполнение социальных ролей, указанных на схеме. ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ ___________
Слайд 20
Задание Рассмотрите фотографию. Какая социальная роль подростков может быть проиллюстрирована с помощью данной фотографии? Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите примеры трёх любых обязанностей, соответствующих данной социальной роли.
Слайд 21
Задание Рассмотрите фотографию. Какие социальные роли выполняют люди на этой фотографии? (Назовите две возможные роли участников.) Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите примеры трёх любых санкций, которые поощряют одобряемое поведение любого участника этих отношений.
Слайд 23
Задание 1 Заполни пропуск в таблице. Социальная роль Характеристика Работник Участие в процессе производства благ и оказания услуг ... Пользование товарами и услугами в личных целях Совокупность конкретных действий, которые выполняет человек, занимающий определённое положение в обществе, называют Задание 2 1) социальной ролью 2) социальной нормой 3) социальной санкцией 4) социальным статусом Ответ _________________
Слайд 24
Задание 3 А Б В Г Д Установите соответствие между социальными ролями и социальными группами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ А) покупатель Б) пользователь Интернета В) учащийся гимназии Г) опекун Д) избиратель СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ 1) подростки 2) взрослые 3) и подростки, и взрослые Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Слайд 25
Задание 4 А Б В Г Д Установите соответствие между ситуациями и социальными ролями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. СИТУАЦИИ А) Ученик К. интересуется работой Федерального Собрания Российской Федерации. Б) 15-летний подросток в свободное от учёбы время трудится курьером. В) Старшеклассники накануне Нового Года организовали праздник для воспитанников детского дома. Г) Студент С. приобрёл цифровой фотоаппарат. Д) Совершеннолетний гражданин И. безвозмездно участвует в организации избирательной компании политической партии. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ 1) гражданин 2) работник 3) потребитель Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Слайд 26
Верны ли следующие суждения о социальных ролях? Задание 5 А. Одна из возможных социальных ролей подростка – покупатель в магазине. Б. Подростки могут исполнять не все социальные роли, свойственные взрослым. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ _________________ Задание 6 Верны ли следующие суждения о социальных ролях? А. Социальной ролью называют ожидаемое поведение личности, связанное с её положением в обществе и типичное для данной общественной группы. Б. Все социальные роли человека определены при его рождении. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ _________________