Первый слайд презентации: Общие основы педагогики. Теория обучения
План 1. Общее представление о педагогике как науке. 2. Целостный педагогический процесс. Структура педагогического процесса. 3. Предмет, теоретические основы и задачи современной дидактики. 4. Связь дидактики с другими науками. 5. Основные категории дидактики.
Слайд 2: Основная литература
Баранов, С.П. Методика обучения и воспитания младших школьников: Учебник для вузов / С.П. Баранов, Л.И. Бурова; под ред. С.П. Баранова. - М: Академия, 2015. 2. Дмитриев А.Е. Дидактика начальной школы: учебник и практикум для бакалавриата. – Москва: Юрайт. 2022. 3. Загвязинский В. И. Теория обучения и воспитания: учебник для бакалавров. – Москва: Юрайт. 2022. 4. Хуторской А.В. Дидактика : учебное пособие для вузов / И. М. Осмоловская. - 3-е изд. - Москва : ИЦ "Академия", 2018. - 240 с. 2
Слайд 3: Дополнительная литература
Гольцова Н.В. Учебно-методические материалы по дисциплине : «Теория и методика обучения младших школьников с практикумом»: электронная форма.- Образовательный портал ЧГУ, 2019. 2. Подласый И.П. Педагогика : учебник / И. П. Подласый. - изд.2-е ; доп. - Москва : Юрайт ; : Высшее образование, 2010. - 574 с. 3. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для вузов по направлению «Педагогическое образование» - Москва: Академия. 2018. 3
Слайд 4: Педагогика наука о воспитании
Педагогика – это наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования.
Слайд 5
В качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику, а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Слайд 6
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ЦПП) Педагогический процесс – это процесс взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на достижение учебно-воспитательных целей. Функции ЦПП воспитательная образовательная развивающая функция социализации
Слайд 7
Структура педагогического процесса Цель Формы, методы и средства Содержание Результат совместной деятельности: система жизненных отношений и ценностей в единстве с деятельностью, достижение воспитанниками поставленных целей. Реализуются в педагогическом взаимодействии в совместной деятельности : Деятельность воспитуемого (обучаемого) и детского, школьного, студенческого коллектива (осознаваемые и неосознаваемые мотивы, цели, содержание, формы, методы и средства деятельности) Деятельность педагога (педагогически целесообразные цели, задачи, содержание, формы, методы и средства педагогического взаимодействия)
Слайд 8: Предмет, теоретические основы и задачи современной дидактики
Термин «дидактика» введён В. Ратке в значении «искусство обучения» в XVII веке. Я.А. Коменский определил дидактику как «универсальное искусство учить всех всему», включая в круг изучаемых дидактикой вопросов как обучение, так и воспитание. По мере развития педагогической науки дидактика постепенно сосредоточила своё внимание исключительно на учебном процессе. 8
Слайд 9
Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах ( Подласый И.П.) Дидактика – наука о теориях образования и технологиях обучения. ( Пидкасистый П.И.) 9
Слайд 10
Объект дидактики - процесс обучения. Предмет исследования общей дидактики - процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Задачи дидактики : отвечает на вопросы, зачем, чему и как необходимо обучать; описывает и объясняет процесс и условия обучения; исследует сущность, закономерности и принципы обучения в связи с воспитанием и образованием учащихся, и развитием их способностей ; разрабатывает новые обучающие системы, образовательные технологии, формы, методы и приемы обучения; конструирует системы диагностики, контроля и оценки образовательных результатов; предсказывает и прогнозирует результаты обучения на основе разных концепций образования. 10
Слайд 13: Связь дидактики с другими науками
Дидактика тесно взаимосвязана с такими науками, как философия, социология, возрастная физиология, кибернетика, информатика, психология и пр. Методологическую основу дидактики представляет теория познания, занимающаяся источниками, закономерностями, формами и методами познания окружающей действительности. 13
Слайд 14
Существует непрерывная цепочка связей: "педагогическая психология" - "дидактика" - "методика" - "практика". Эти связи отражают преемственные стадии проектирования учебного процесса. Конечной целью учебного процесса является формирование личности. 14
Слайд 15: Категории дидактики
Понятийная система дидактики включает в себя философские категории (человек, познание, знание, смысл, культура, сущность и явление, общее и единичное и др.), общенаучные методологические понятия (система, структура, элемент, связь, способ, деятельность, функция и др.), понятия педагогики и психологии (воспитание, образование, развитие, мотивация, ощущение, восприятие, представление, усвоение, рефлексия, умение, навык и др.), собственно дидактические понятия (обучение, преподавание, учение, образование, знания, умения, навыки, содержание, формы, методы, средства обучения и др.) 15 Категории дидактики
Слайд 16: Собственно дидактические понятия
Обучение Преподавание Учение Образование Знания Умения Навыки 16
Слайд 17: Обучение –
это процесс совместной целенаправленной деятельности учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие личности 17 Преподавание –упорядоченная деятельность педагога, направленная на реализацию цели обучения, обеспечение информирования, осознания и практического применения знаний Учение - целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных потребностей.
Слайд 18: Обучение –
Преподавание – деятельность учителя по организации и управлению учебного труда обучаемых, формирование у учащихся мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования. Учение - целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных потребностей. это процесс совместной целенаправленной деятельности учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие личности 18
Слайд 19: ЗУНы
Знания — это отражение человеком объективной действительности в виде фактов, представлений, понятий и законов науки. Умения – это способность применять полученные знания на практике. Это необходимый этап интегрирования знаний в практическую жизнь. Навыки – это умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. 19
Слайд 20: Признаки современного дидактического процесса :
- двусторонний характер процесса - совместная деятельность учителя и ученика; - руководящая роль учителя; - специальная планомерная организация всего процесса; - соответствие учебного процесса закономерностям возрастного развития учащихся; - воспитание и развитие учащихся в процессе обучения. 20
Слайд 21: Логика учебного процесса
отражает путь познания, которым идёт ученик в процессе обучения. В начальной школе преобладает традиционная логика обучения: восприятие конкретных предметов и явлений → образование представлений → обобщение отдельных представлений → формирование общих понятий. 21
Слайд 22: Функции обучения
Образовательная функция - формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности. Воспитательная функция - формирование у учащихся нравственности, эстетических представлений и вкусов, системы взглядов на мир, способности следовать социальным нормам поведения. Развивающая функция состоит в том, что в процессе обучения происходит развитие ребёнка во всех направлениях 22