Слайд 2
Понятие сертификации Сертификация - это деятельность по подтверждению соответствия объекта сертификации установленным требованиям. Сертификация в авиации – это деятельность по подтверждению соответствия авиационной техники требованиям Авиационных правил.
Слайд 3
Сертификация авиационной техники является частью системы обеспечения безопасности полетов в гражданской авиации и направлена на обеспечение допуска в эксплуатацию гражданской авиационной техники, соответствующей государственным требованиям к летной годности и охране окружающей среды. Соответствие объекта сертификации установленным требованиям удостоверяется документом, выдаваемым специально уполномоченным органом.
Слайд 4
Основные документы, используемые при типовой сертификации АТ Воздушный кодекс РФ АП-21 - Процедуры сертификации АТ АП-23 - Нормы летной годности гражданских легких самолетов АП-25 -Нормы летной годности самолетов транспортной категории АП-27 - Нормы летной годности винтокрылых аппаратов нормальной категории АП-29 - Нормы летной годности винтокрылых аппаратов транспортной категории
Слайд 5
Основные документы, используемые при типовой сертификации АТ (продолжение) АП-34 - Охрана окружающей среды. Нормы эмиссии для авиационных двигателей АП-36 - Сертификация воздушных судов по шуму на местности АП-39 - Директивы летной годности АП-145 - Ремонтные организации АП-183 - Представители Авиационного регистра Директивные письма АР МАК
Слайд 6
ВИДЫ АВАЦИИ экспериментальная государственная гражданская коммерческая; общего назначения военная; Пограничная; Милицейская; Таможенная; Др. госуд служб; Мобилизационно-оборонные задачи ОКР; Экспериментальные работы; Научно-исследовательские работы; Испытания АТ
Слайд 8
Сертификация типа Сертификация производства Поддержание летной годности в эксплуатации ЛЕТНАЯ ГОДНОСТЬ
Слайд 9
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР Конструкторское бюро ДИРЕКТОР ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Отдел летной годности Дирекция по сопровождению эксплуатации Производство Отдел технического контроля АР МАК НИ АР МАК ДИРЕКТОР ПО СЕРТИФИКАЦИИ И КАЧЕСТВУ Отдел главного метролога Назначенные инженерные представители АР МАК Отдел менеджмента качества
Слайд 10
Сертификация типовой конструкции Сертификация по шуму на местности Сертификация производства, производство сертифицированной продукции, контроль качества Поддержание летной годности Взаимодействие с подразделениями летной годности компаний, которые разрабатывают двигатели, компоненты и оборудование Взаимодействие с Независимой инспекцией на ОАО « Камов » Взаимодействие с гражданскими Авиационными властями России (Авиационный регистр МАК, Министерство транспорта РФ) Взаимодействие с АР МАК и Сертификационными центрами Взаимодействие с гражданскими Авиационными властями других стран ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ СЕРТИФИКАЦИИ И КАЧЕСТВА
Слайд 11
Координация деятельности по летной годности и типовой сертификации вертолетов на стадиях проектирования, производства, испытания и поддержании летной годности Методологическая поддержка деятельности по сертификации Участие в написании авиационных правил и циркуляров Взаимодействие с Авиационными властями Обучение специалистов ОАО «Камов» ОТДЕЛ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ
Слайд 12
НАЗНАЧЕННЫЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ АР МАК Назначенные ИП АР МАК работают на ОАО «Камов». Они назначены АР МАК в соответствии с АП-183 Назначенные ИП работают в отделе летной годности и конструкторском бюро Осуществляют политику АР МАК и отдела летной годности по конкретным направлениям авиационных правил в процессе типовой сертификации вертолетов и поддержания их летной годности
Слайд 13
Удостоверение Назначенного И нженерного П редставителя Авиарегистра МАК НАЗНАЧЕННЫЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ АР МАК (продолжение)
Слайд 14
Действует на ОАО «Камов» в соответствии с АП-21 и на основании Свидетельства о делегировании полномочий No.5/708 НЕЗАВИСИМАЯ ИНСПЕКЦИЯ АР МАК
Слайд 15
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НЕЗАВИСИМОЙ ИНСПЕКЦИИ : К онтроль за соблюдением процедур сертификации, установленных АП-21 Р ассмотрение и согласование планов, программ и результатов сертификационных работ ( отчетов, заключений и т.п.) К онтроль качества производства авиационной продукции (входной контроль материалов, контроль соблюдения технологических процессов, выборочные испытания деталей и агрегатов, паспортизация особо ответственных узлов и т.п.) П риемо-сдаточные летные испытания воздушных судов ; Приемо-сдаточные стендовые испытания двигателей, воздушных винтов и авионики Контроль эталонного комплекта рабочей конструкторской документации (чертежей, спецификаций, технологии), которая отражает типовую конструкцию Приемка экземпляров авиационной техники в качестве готовой продукции Выдача Первичных сертификатов летной годности на воздушные суда
Слайд 16
Межгосударственный Авиационный Комитет (МАК) - постоянно действующий исполнительный орган, учрежденный независимыми государствами (государствами-учредителями), уполномоченный ими осуществлять в пределах своей компетенции реализацию "Соглашения о гражданской авиации и использованию воздушного пространства", а также работу Совета по авиации и использованию воздушного пространства, направленную на обеспечение безопасности полетов воздушных судов Авиационный регистр МАК (Авиарегистр) - компетентный орган Межгосударственного Авиационного Комитета, осуществляющий деятельность в области летной годности и процедур сертификации воздушных судов, их компонентов, производства авиационной техники, годности международных и категорийных аэродромов и их оборудования к эксплуатации, охраны окружающей среды от воздействия авиации с выдачей соответствующих сертификатов, свидетельств и эквивалентных им документов, а также осуществляющий сертификацию организаций, разрабатывающих авиационную технику, аккредитацию организаций (центров), выполняющих сертификационные работы, и уполномоченных Авиарегистром представителей и экспертов (экспертов-аудиторов).
Слайд 17
Государства-учредители МАК: Republic of Azerbaijan Republic of Moldova Republic of Armenia Russian Federation Republic of Belarus Republic of Tajikistan Georgia Turkmenistan Republic of Kazakhstan Republic of Uzbekistan Republic of Kyrgizstan Ukraine
Слайд 18
1. Разработка Авиационных правил общих для всех государств-учредителей Минского соглашения: Правил по сертификации летательных аппаратов (ЛА), компонентов ЛА, производственных и ремонтных организаций Правил по поддержанию летной годности Требований по шуму на местности и эмиссии выхлопных газов Других Авиационных правил, эквивалентных с FAR’s (США) и CS’s (EASA) 2. Руководство процедурами сертификации и издание Сертификатов 3. Контроль за выполнением Авиационных правил ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ АР МАК
Слайд 19
Авиационные продукты, требующие одобрения АР МАК 1. Воздушные суда 2. Двигатели 3. ВСУ 4. Пропеллеры 5. Комплектующие изделия
Слайд 20
СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ АР МАК ЦЕНТР СЕРТИФИКАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ (на базе ГосНИИ ГА). Сертификация воздушных судов в целом (Макет ВС, сертификационные контрольные испытания ВС) ЦЕНТР СЕРТИФИКАЦИИ БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ (на базе ГосНИИ Аэронавигации). Сертификация бортового радиоэлектронного оборудования ЦЕНТР СЕРТИФИКАЦИИ "ЛИИ-СЦ" ( на базе ЛИИ). Сертификация ВС всех категорий и их компонентов СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ЦАГИ "ТЕСТ ”. Аэродинамические исследования ВС, сертификационные стендовые испытания ВС и их компонентов на прочность ЦЕНТР СЕРТИФИКАЦИИ "КАЧЕСТВО" (на базе ЦИАМ). Сертификационные испытания авиационных двигателей ЦЕНТР СЕРТИФИКАЦИИ АВИАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ "МАТЕРИАЛ ” (на базе ЦАГИ, ЦИАМ, ВИЛС). Сертификация авиационных материалов 7. ЦЕНТР СЕРТИФИКАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ "НОРМА" (на базе НИАТ) Сертификационная экспертиза технологических процессов производства авиационной техники, сертификация системы качества производства 8. ЦЕНТР СЕРТИФИКАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ (на базе Чкаловского ГЛИЦ). Сертификация авиационных двигателей и воздушных винтов для воздушных судов двойного назначения 9. СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ ЦЕНТР “ ПОДДЕРЖАНИЕ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ” ( на базе ГОСНИИГА). Ресурс и ремонт авиационной техники.
Слайд 21
Раздел А – Определения и общие положения. В нем приведены используемые термины и их определения, а также основные положения, относящиеся к сертификации типа авиационной техники. Раздел В – Сертификаты типа. Содержит требования к порядку проведения сертификационных работ и выдачи Сертификатов типа. Раздел С – Временный сертификат типа и Специальный сертификат летной годности временной категории. Описывается порядок проведения работ для выдачи сертификатов на воздушные суда, проходящие испытания для получения Сертификата типа или эксплуатационные испытания. Раздел D – Модификация типовой конструкции образца авиационной техники. Излагаются процедуры классификации модификаций АТ и порядок дополнительных сертификационных работ при внесении изменений в типовую конструкцию. Структура АП-21 «Процедуры сертификации АТ»
Слайд 22
Раздел Е – Выдача дополнений к Сертификату типа. В разделе рассматриваются процедуры и порядок выдачи дополнений к Сертификату типа при внесении в типовую конструкцию образца АТ главных, т.е. существенно влияющих на летную годность, акустических или эмиссионных изменений. Раздел F – Производство только по Сертификату типа. Представлены требования к производству изделий АТ в начальный период ее выпуска. Раздел G – Сертификаты на производство. Приведены процедурные требования по выдаче Сертификата на серийное производство изделий АТ. Раздел Н – Сертификаты летной годности. Излагаются процедурные требования для выдачи стандартных и специальных сертификатов летной годности на экземпляры ВС. Структура АП-21 «Процедуры сертификации АТ» (продолжение)
Слайд 23
Структура АП-29 «Нормы летной годности винтокрылых летательных аппаратов транспортной категории» АП-29 состоят из: 7-ми разделов – А, В, С, D, Е, F, G и 4-х Приложений – А, В, С, D. Кроме того, АП-29 содержат: дополнение F – Дополнительные требования к летной годности оборудования, заимствованные из НЛГВ-2, специальное Авиационное правило САП № 29-4 – Ограниченная, эксплуатация винтокрылого аппарата по правилам полетов по приборам (гармонизированное со Специальным Федеральным авиационным правилом SFAR № 29-4), временные дополнения АП-91 и АП-135 – общие эксплуатационные правила (гармонизированы с соответствующими параграфами FAR -91 и FAR -135), а также определения и Сокращения, используемые в АП-29.
Слайд 24
Структура АП-29 (продолжение) Раздел А – Общие положения. Раздел содержит общие положения, применительно к данной части авиационных правил. В нем описывается классификация категорий винтокрылых аппаратов в зависимости от максимального взлетного веса, по которым они должны быть сертифицированы. Раздел B – Полет. Содержит требования к полетным характеристикам, управляемости и маневренности, ограничению по весу, статической и динамической устойчивости винтокрылого аппарата, вибрации, а также требования к характеристикам управляемости на земле и воде. Раздел С – Требования к прочности. Требования раздела направлены на обеспечение безопасности эксплуатации винтокрылого аппарата по условиям статической и усталостной прочности конструкции. Раздел D – Проектирование и конструкция. Раздел D устанавливает требования к материалам, применяемым в конструкции, технологическим процессам; к параметрам и конструкции винтов, систем управления; шасси; к пожарной защите конструкции и экипажа; размещению груза и людей.
Слайд 25
Структура АП-29 (продолжение) Раздел Е – Силовая установка. В разделе рассматриваются требования к установке двигателей на винтокрылый аппарат, системам управления двигателями и воздушными винтами, конструкция системы привода винта, требования к топливной и масляной системам, средствам охлаждения, органам управления и агрегатам силовой установки и ее пожарной защите. Раздел F – Оборудование. Он охватывает пилотажно-навигационное и радио-техниическое оборудование, приборы контроля силовой установки, систему индикации и освещения, электрическое, электронное, спасательное оборудование, противообледенительное оборудование, гидросистему и другие устройства, обеспечивающие выполнение полета в ожидаемых условиях эксплуатации, а также систему сбора полетной информации, используемую при расследовании авиационных происшествий и инцидентов ("черные ящики").
Слайд 26
Дополнение F – Дополнительные требования по летной годности к оборудованию винтокрылого аппарата. Это Дополнение полностью заимствовано из НЛГВ-2. Здесь предъявляются дополнительные требования к кислородному, аварийно-спасательному, радиотехническому оборудованию навигации, посадки и управления воздушным движением и др. Раздел G – эксплуатационные ограничения и информация. Посвящен требованиям к эксплуатационным ограничениям и информации, необходимой для безопасной эксплуатации винтокрылого аппарата. В разделе также сформулированы требования к "Руководству по летной эксплуатации". В Приложениях A, B, C, D и Специальном Авиационном правиле №29-4 (САП №29-4) и Временном Дополнении из АП-91 и АП-135 затрагиваются материалы, содержащие дополнительные сведения к разделам АП-29. Структура АП-29 (продолжение)
Слайд 27
Этапы сертификации типа АТ Подача заявки в Авиарегистр на получение Сертификата типа Разработка сертификационного базиса (СБ) для данного типа АТ Проведение этапа макета данного типа АТ Сертификационные контрольные испытания (СКИ) типа АТ Сертификационные заводские испытания (СЗИ) типа АТ Анализ результатов сертификации, принятие решения и выдача Авиарегистром Сертификата типа 1. 5. 4. 3. 2. 6.
Слайд 28
Подача заявки в Авиарегистр на получение Сертификата типа 1. Цель: Авиарегистр МАК начинает работу по сертификации АТ на основании заявки поданной лицом, которое разрабатывает тип данной АТ - Разработчиком. Участники: - Разработчик АТ – ОАО «Камов»; - Авиарегистр МАК
Слайд 29
Разработка сертификационного базиса (СБ) Сертификационный базис АТ Требования СТУ Требования к охране окружающей среды (АП или ИКАО) Требования АП Сертификационный базис – комплекс требований к летной годности и охране окружающей среды, распространенных на данный образец АТ 2.
Слайд 30
Проведение этапа макета данного типа АТ 3. Цель: оценка полноты учета и правильности применения требований СБ, распространенных на данный тип АТ, и необходимости разработки специальных технических условий; оценка степени реализации требований СБ в конструкции и характеристиках типа АТ, насколько это возможно на этом этапе создания АТ; достаточности предлагаемых видов сертификационных работ (проверок, испытаний и т.п.) для каждого требования СБ; планов сертификации типа АТ, его компонентов и систем. Участники: - Разработчик АТ – ОАО «Камов»; Авиарегистр МАК; Независимая инспекция (708 ВП МО); Сертификационные центры
Слайд 31
Сертификационные заводские испытания (СЗИ) типа АТ (этап Разработчика) 4. Цель: доведение конструкции типа АТ, его характеристик и эксплуатационной документации до соответствия требованиям сертификационного базиса (СБ); установление соответствия типа АТ требованиям СБ в полном объеме в ожидаемых условиях эксплуатации, представленных Разработчиком в спецификации типа АТ; установление типовой конструкции АТ. Типовая конструкция состоит из комплекта документации, уточненной по результатам сертификационных работ и утвержденной в установленном порядке: рабочей конструкторской документации (РКД), в которую входят чертежи, спецификации и технические условия на приемку и поставку данной АТ, а также эксплуатационной документации образца; определение условий предъявления типа АТ на сертификационные контрольные испытания. Участники: - Разработчик АТ – ОАО «Камов»; Независимая инспекция (708 ВП МО)
Слайд 32
Сертификационные контрольные испытания (СКИ) типа АТ (этап Авиарегистра МАК) 5. Цель: контрольная проверка и подтверждение соответствия типа АТ, его характеристик и эксплуатационной документации требованиям СБ; окончательное уточнение и утверждение типовой конструкции АТ; оценка надежной работы воздушного судна, двигателя, воздушного винта, компонентов и систем. Участники: Авиарегистр МАК; Независимая инспекция (708 ВП МО); Сертификационные центры. СКИ обеспечиваются Разработчиком
Слайд 33
Анализ результатов сертификации, принятие решения и выдача Авиарегистром Сертификата типа 6. Цель: анализ результатов всего комплекса сертификационных работ и доказательной документации; принятие решения о выдаче Сертификата типа. При этом для выдачи Сертификата типа на воздушное судно обязательным является наличие Сертификата типа по шуму на местности Сертификат типа – выдается Авиарегистром МАК Разработчику типа АТ и удостоверяет соответствие типа АТ требованиям сертификационного базиса
Слайд 34
Основные документы, оформляемые в процессе типовой сертификации АТ Заявка на получение Сертификата типа
Слайд 40: Классификация компонентов ВС
Компоненты ВС III класса (Комплектующие изделия) II класса I класса - двигатели; - ВСУ; - Пропеллеры (самолетные винты) - фюзеляж; - шасси; - Механические элементы систем - авионика; - Приборное и другое оборудование
Слайд 41: Классификация комплектующих изделий (компонентов III класса)
Комплектующие изделия (Компоненты III класса) Отечественные Категория А - Свидетельство о годности АР МАК; - Одобрительное письмо АР МАК - Одобрение на установку НИ АР МАК Категория Б Зарубежные Категория А Категория Б
Слайд 49
ПОНЯТИЕ ТИПОВОЙ КОНСТРУКЦИИ ЛА Типовая конструкция - конструкция образца авиационной техники (включая его летные характеристики и эксплуатационные ограничения), соответствие которой требованиям сертификационного базиса устанавливается по результатам сертификации образца. Рабочая конструкторская документация (РКД) Эксплуатационная документация (ЭД) Технические условия (ТУ) на ЛА спецификация; - чертежи РЛЭ; - РТЭ; - РО Типовая конструкция
Слайд 50
ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ТИПОВУЮ КОНСТРУКЦИЮ СЕРТИФИЦИРОВАННОГО ЛА Любые изменения Типовой конструкции ЛА вносятся в соответствии процедурами, предписанными в АП-21, Разделы D и E Классификация изменений типовой конструкции АТ Главное изменение Второстепенное изменение Акустическое или эмиссионное изменение
Слайд 51
Основные этапы при внесении Главных изменений в типовую конструкцию АТ Заявка в АР МАК на получение ДСТ Рассмотрение и принятие заявки Оформление программы дополнительных сертификационных работ Доп. сертификационные испытания и оформление Акта доп. сертификационных работ Рассмотрение сертиф. документации и принятие решения о выдачи ДСТ участники 1. 5. 4. 3. 2. Камов / НИ АР МАК Камов / НИ./ СЦ АР МАК Камов / НИ./ СЦ
Слайд 56
ВИ вносятся в типовую конструкцию ЛА в соответствии с процедурами АП-21, Раздел D, на основании которых на ОАО «Камов» разработана и действует Инструкция И-КБ-ГЛГ-1865-96. Данная инструкция одобрена АР МАК. ВНЕСЕНИЕ В ТИПОВУЮ КОНСТРУКЦИЮ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Слайд 62
18 Августа 1965. Первый полет гражданского многоцелевого вертолета Ka-26 Первый советский вертолет сертифицированный в Польше, Германии, Швеции, Японии на соответствие требованиям FAR 29
Слайд 63
1968...1978. вертолет Ка 26 находился в серийном производстве n на КумАПП было разработано 15 различных модификаций Ка-26 всего было изготовлено 816 вертолетов Ка-26 экспортировался в 17 стран в настоящее время в Европе эксплуатируется 139 Ка-26 1980…1982. в этот период на Ка-26 было установлено 5 мировых рекордов
Слайд 65
Ka-32T Ka-32C Ка-32А4 Модели, сертифицированные АР МАК: Ka-32A Ka-32A11BC Ka-32A12 Ka-32A О Семейство моделей Ka-32
Слайд 66
конец 1980- х. Начало эксплуатации вертолетов Ka-32T/C в Швейцарии, Канаде. появилась необходимость в сертификации вертолетов Ka-32 за рубежом. 1992. АР МАК начал гармонизацию Норм летной годности НЛГ 32.29 Первые Российские нормы летной годности гармонизированные с требованиями FAR-29 1993. Камов получил Сертификат Разработчика АР МАК № P-7
Слайд 67
Июль 1 6, 1993. АР МАК издал Сертификат типа № 36-32A на вертолет Ka-32A 1993...1995. Серийное производство вертолетов Ка-32А по Сертификату типа
Слайд 68
Июль 1996. Швейцарский Федеральный Офис Гражданской Авиации одобрил модель Ка-32А12. Ka-32A12 это похожая на Ka-32A11BC модель, но с некоторыми изменениями в составе оборудования по требованию эксплуатанта
Слайд 69
Январь 21, 1997. АР МАК одобрил модель вертолета Ka-32A11BC и внес ее в Карту данных Сертификата типа № 36-32A. Май 11, 1998. Министерство транспорта Канады издало Сертификат типа № H-100 на вертолет Ка-32А11ВС и Сертификат типа № IE-35 на двигатель ТВ3-117ВМА
Слайд 70
Сентябрь 2001. Авиационное Агентство Тайваня Валидировало Сертификата типа вертолета Ка-32А11ВС На основании этой Валидации 2 вертолета Ка-32А11ВС успешно участвовали в работах по постройке дамб в Тайване
Слайд 71
Июнь 2004. DGAC Испании сертифицировало вертолет Ka-32A11BC с Июня 2004 началась эксплуатация Ка-32А11ВС в Испании. На данный момент там эксплуатируются 13 вертолетов
Слайд 73
Март 2005. Корейское Агентство по Авиационной Безопасности валидировало модель Ка-32А
Слайд 75
Март 200 8. Гражданское Авиационное Бюро Японии издало Сертификат летной годности на Ка-32А 11BC
Слайд 76
Апрель 200 8. Корейское Агентство по Авиационной Безопасности валидировало модель Ка-32А 11BC
Слайд 77
Май 200 8. Генеральная Администрация Гражданской Авиации Китая валидировала вертолет Ка-32А 11BC и двигатель TV3-117VMA
Слайд 78
Декабрь 200 8. DGAC Индонезии Валидировало вертолет Ка-32А 11BC и двигатель TV3-117VMA
Слайд 80
1999. Первый полет прототипа вертолета Ka-226 Октябрь 31, 2003 АР МАК издал Сертификат типа № CT225-Ka-226 на вертолет Ка-226
Слайд 81
2004…2005 сертификация летных данных и полетных характеристик категории А сертификация перевозки служебного персонала. Декабрь 2008. сертификация выполнения взлетов и посадок с попутным ветром