Первый слайд презентации: Оценивание задания с развернутым ответом по критериям К5, К7, К8
Слайд 32: Критерий К7
Если в одном месте экзаменуемый написал слово правильно, а в другом – неправильно, эксперт отмечает наличие орфографической ошибки. Например: проблемме – проблемы
Слайд 33: Критерий К7
1. Понятие о повторяющихся ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки. 2. При проверке соблюдения орфографических норм не предусмотрено понятие « однотипная ошибка». Каждая орфографическая ошибка считается за отдельную ошибку, их количество не объединяется с ошибками одной орфографической группы
Слайд 34: Критерий К7
Повторяющейся орфографической ошибкой называется ошибка при повторе только в пределах одной словоформы. Например: искуство, искуством, исскуства, исскусству … Но будет считаться отдельной орфографической ошибкой написание слова искуственный. Нельзя считать повторяющейся ошибкой ошибки в одном слове, но на разные орфограммы. Например: плащём – плащь. Если в одном непроверяемом слове допущены две ошибки или более, то все они считаются за одну ошибку, например: посожир.
Слайд 35: Критерий К7
Повторяющиеся ошибки в пределах одного слова (а для грамматической ошибки, как правило, и одной словоформы ) встречаются среди: 1) грамматических ошибок, например: о мне – об мне; ихняя – ихние; 2) речевых ошибок, например: одержал поражение – одержат поражение; 3) этических и фактических ошибок (в отношении таких ошибок понятие « повторяющаяся ошибка» не играет ключевой роли). Все подобные повторяющиеся ошибки считаются за одну, сколько бы раз они ни встретились в экзаменационном сочинении.
Слайд 36: Не учитываются при проверке
употребление прописной буквы в составных собственных именах ( площадь Никитские ворота, Страна восходящего солнца, дон Педро, Дон Кихот, Международный астрономический союз, Великая Отечественная война ), в собственных именах, использованных в переносном значении ( обломовы ); необоснованное написание имён прилагательных на - ский с прописной буквы ( шекспировские трагедии); буквы э/е в иноязычных словах (рэкет, пленэр; риелтор); написание -н- и - нн - в причастиях (отглагольных прилагательных, субстантивированных формах), образованных от некоторых двувидовых глаголов (завещанный, обещанный, казнённый, рождённый, крещёный человек, крещённый вчера человек); написание не с отглагольными прилагательными и причастиями на – мый ( неделимый на части – не делимый людьми); написание сложных существительных без соединительной гласной, образованных с помощью заимствованных элементов (ноу-хау, рок-музыка, мини- маркет, супермаркет, ультразвук);
Слайд 37: Не учитываются при проверке
написание сложных имён прилагательных, которое противоречит школьному правилу (глухонемой, нефтегазовый, военно-исторический, гражданско-правовой, литературно-художественный, индоевропейский, научно-исследовательский, хлебобулочный); написание сложных имён прилагательных и причастий, которое зависит от контекста ( сильнодействующее средство – сильно действующее на меня средство); пунктуационное оформление предложений с вводным словом, стоящим в начале или конце обособленного оборота (Посреди поляны росло большое дерево, судя по всему вяз.); отсутствие обособления сравнительного оборота, если ему предшествуют отрицание не или частицы совсем, совершенно, почти, именно, прямо и т.п. ( Было светло, почти как днём.); пропуск или добавление одного из сочетающихся знаков препинания (за исключением кавычек) или нарушение их последовательности: многоточия ; скобок; вопросительного и восклицательного знаков (А.П. Чехов писал : «В человеке должно быть всё прекрасно…»);
Слайд 38: Не учитываются при проверке
написание -н- и - нн - в кратких формах отглагольных прилагательных и соотносимых с ними кратких причастиях, ср.: Её действия оправданны. – Её действия оправданы.; написание не в случаях возможного двоякого толкования высказывания, ср.: Эта задача нетрудная. – Эта задача не трудная.; вариативные написания слов, ср.: бивак и бивуак; фортепьяно и фортепиано; ошибки в переносе слов; употребление тире между подлежащим и сказуемым – оборотом, присоединяемым словами как, словно, вроде, точно и т.п., ср.: Пруд как блестящая сталь. – Пруд – как блестящая сталь.; употребление тире в неполном предложении, ср.: А в доме стук, ходьба. – А в доме – стук, ходьба.;
Слайд 39: Не учитываются при проверке
обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным, ср.: Продавец в чистом белом халате обслуживал клиента. – Продавец, в чистом белом халате, обслуживал клиента.; обособление ограничительно-выделительных оборотов, ср.: Кроме блюд и соусников на столе стояло множество горшочков. – Кроме блюд и соусников, на столе стояло множество горшочков.; пунктуационное оформление сложноподчинённого предложения с придаточными изъяснительными, условными и уступительными, ср.: Что Вася говорил про эту встречу, совершенно забылось. – Что Вася говорил про эту встречу – совершенно забылось.; передача авторской пунктуации при цитировании;
Слайд 40: Графические ошибки
пропуск букв, например: весь роман стоится на этом конфликте (следует : строится ); пример- иллюстраци (следует: пример-иллюстрация ); но орфографическими ошибками считаются написания любов, возращение ; перестановка букв, например: новые наименования пордуктов (следует : продуктов ); замена одних буквенных знаков другими, например: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное ); добавление лишних букв, например: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях... (следует: даже); но орфографическими ошибками считаются написания наооборот, мнгновение ; к графическим средствам помимо букв относятся различные приёмы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчёркивания и шрифтовые выделения
Слайд 41: Не учитываются при проверке
бог / Бог в « Вии » / в « Вие » водноспортивный / водно-спортивный вторая мировая война / Вторая мировая война деланный / деланый (в знач. неестественный, ненатуральный: делан(н) ая улыбка) естественнонаучный / естественно-научный заполдень / за полдень заполночь / за полночь зорянка / зарянка (птица) интернет / Интернет как-то / как то (перед перечислением, например: Острогою бьётся крупная рыба, как(-)то: щуки, сомы, жерехи, судаки.) красавец сынишка / красавец-сынишка лироэпический / лиро-эпический масленица / Масленица масс-культура / масскультура масс-медиа / массмедиа
Слайд 42: Не учитываются при проверке
мелочёвка / мелочовка народнопоэтический / народно-поэтический народнохозяйственный / народно-хозяйственный не сегодня-завтра / не сегодня завтра не взирая на лица / невзирая на лица непрошенный (прил.) / непрошеный (прил.) первобытнообщинный / первобытно-общинный плащёвка / плащовка плейер / плеер рождество / Рождество розыскник / разыскник розыскной / разыскной считанный / считаный (в знач. малый по количеству: считан(н) ые минуты) церковнославянский / церковно-славянский чёрно-бурый / чёрнобурый
Слайд 43: Не учитываются при проверке
разграничение фразеологизмов, которые не требуют знаков препинания, и свободных сочетаний слов, которые необходимо обособлять или внутри которых необходимы знаки, ср.: Труслив как заяц. – ТрУсит (,) как заяц.; Делай что хочешь. – Делай, что хочешь.; трудные случаи разграничения некоторых вводных слов и конструкций и омонимичных им невводных, например: на первый взгляд, правда, главным образом, прежде всего, в первую очередь, между тем, соответственно, действительно ; различение омонимичных частиц и междометий, ср.: О поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями? – О, дорогой мой, как это прекрасно!; разграничение сравнительных оборотов, которые можно заменить творительным сравнения, и тех, которые такой замене не поддаются, ср.: В гневе он как гром загремел. – Но в это время, как гром, тарарахнул выстрел.;
Слайд 44: Не учитываются при проверке
П римеры предложений, которые допускают двоякое объяснение их синтаксической структуры, ср.: Во всём – и в природе, и среди полей – чувствовалось что-то незаконченное, недовершённое. – Во всём: и в природе, и среди полей – чувствовалось что-то незаконченное, недовершённое ; Самые скороспелые грибы, например: берёзовики и сыроежки – достигают полного развития в три дня. – Самые скороспелые грибы, например берёзовики и сыроежки, достигают полного развития в три дня ; Я не понимаю, какая муха тебя укусила. – Я не понимаю: какая муха тебя укусила ? ; Для того чтобы убедиться в правоте автора, обратимся к комедии «Горе от ума». – Для того, чтобы убедиться в правоте автора, обратимся к комедии « Горе от ума»; Несмотря на то что большинство людей живёт по законам добра, в мире неустанно совершаются злодеяния. – Несмотря на то, что большинство людей живёт по законам добра, в мире неустанно совершаются злодеяния.