Слайд 2: Основные моменты
ОГЭ по русскому языку – обязательный экзамен для всех Продолжительность – 3 часа 55 минут Состоит условно из трех частей: изложение, тест и сочинение Заданий в работе – 13 На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарем В 2025 году изменены критерии оценивания
Слайд 3: Задание 1 – изложение по прослушанному тексту
Это задание, которое выпускник выполняет первым. Текст прослушивается 2 раза с перерывом между прослушиваниями 5 минут. В тексте изложения должно быть не менее 70 слов. Лексика прослушанного и воспроизведенного текста может отличаться, это не ведет к потере баллов Нарушение фактологической точности и последовательности изложения ведет к потере баллов
Слайд 4: И К1 Содержание изложения
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, приведённые в таблице 1 – 2 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему - 1 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы - 0
Слайд 5: ИК2 Сжатие текста
Экзаменуемый правильно применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста – 2 Экзаменуемый правильно применил один или несколько приёмов сжатия двух микротем текста - 1 Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия одной микротемы текста, или экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста - 0
Слайд 6: ИК3 Логичность речи
Логические ошибки отсутствуют - 2 Допущена одна логическая ошибка - 1 Допущено две логические ошибки или более - 0
Слайд 8: Задания 2 – 12. Тест
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальный балл за тест – 11 баллов. Внимание! Во многих заданиях теста необходимо написать несколько цифр (вариантов), балл засчитывается только при условии безошибочной последовательности, то есть, если одна цифра не написана или написана лишняя, задание будет оценено в 0 баллов
Слайд 9: Задания 2 и 3 основаны на тексте №1
(1) Владимир Иванович Даль говорил, что в русском слове «не менее жизни, как и в самом человеке». (2) Этому живому слову Даль посвятил свою деятельность, все свои силы — его истинным призванием стало служение родному русскому слову, нашей национальной культуре. (3) Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» достоин того, чтобы мы больше знали о судьбе этого талантливого человека, об истории создания его замечательного словаря. (4) Мы должны научиться черпать из этой удивительной книги то, что поможет нам общаться с родным словом, как с живым человеком. (5) А узнавая, постигая, разгадывая тайны русского слова, мы глубже познаём особенности национального характера, русской культуры, истории России, через общение с живым словом лучше начинаем узнавать себя.
Слайд 10: Задание 2 – грамматическая основа
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) Владимир Иванович Даль говорил (предложение 1) 2) служение стало (предложение 2) 3) автор достоин (предложение 3) 4) мы должны (предложение 4) 5) узнавая, постигая, разгадывая тайны (предложение 5
Слайд 11: Задание 3 – характеристика предложения
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов. 1 ) Предложение 1 содержит цитирование. 2 ) В первой части сложного предложения 2 содержится сказуемое составное именное. 3 ) Предложение 3 сложносочинённое. 4 ) Предложение 4 простое, распространённое. 5 ) Предложение 5 осложнено однородными и обособленными членами предложения.
Слайд 12: Задание 4 – соответствие предложений вариантам объяснения постановки знаков препинания
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА А ) Обращение отделяется запятой. Б ) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. В ) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая. ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1 ) Родина подсолнечника — Центральная Америка, откуда испанцы вывезли его в Европу в ХVI веке. 2 ) В мелколесье юные деревца всех пород: ель и сосна, осина и берёза — растут дружно и тесно. 3 ) Вид с вала был прекрасный: с одной стороны широкая полянка кончалась лесом, с другой – бежала маленькая речка. 4 ) «Ты спрашивала меня, мама?» — сказал Митя, входя и останавливаясь у порога. 5 ) Иногда находило облачко, синее небо голубело, и тёплый воздух становился ещё нежнее и слаще.
Слайд 13: Задание 5. Пунктуация. Расставить знаки
Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Лабиринты Заяцкого острова (1) настоящая загадка Соловецкого архипелага. Это невысокие сооружения (2) выложенные в виде спирали из мелких булыжников (3) и (4) имеющие один вход (5) и выход. Над загадкой острова учёные бьются с начала XX века (6) однако (7) единого мнения о происхождении этих лабиринтов до сих пор не существует. Тайна (8) завесу которой пока никто не может приподнять (9) манит к себе большое количество туристов.
Слайд 14: Задание 6
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1 ) НЕКОТОРЫЙ — в неопределённом местоимении без ударения пишется приставка НЕ-. 2 ) ПОЛ-ЛИСТА — пишется через дефис, потому что после пол- стоит буква л. 3 ) НЕУДАЧНЫЙ — имя прилагательное пишется с НЕ слитно, потому что слово не употребляется без НЕ. 4 ) НЕНАВИДЯЩИЙ — в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от глагола II спряжения, пишется буква Я. 5 ) СКОШЕННЫЙ (луг) — в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.
Слайд 15: Задание 7. Орфография. Вставить буквы
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И. За тёмной ст (1).. ной ракит, где небо уже зеленело от зари, монотонно падала вода. Этот шум — единств(2).. нный звук в безмолви (3).. ночи — утверждал непр (4).. рывное дв (5).. жение природы. Должно быть, каждый из нас подумал о лесных ручьях, бегущ (6).. х под бур(7).. ломом и сгнивш (8).. й листвой, о том, как м(9).. рцают звёзды в заводях Дубны.
Слайд 16: Задание 8. Грамматические нормы
Раскройте скобки и запишите слово «пятьдесят» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. ( Пятьдесят) километрами ниже по реке находилась сторожка лесника. По (оба) сторонам дороги цвели яблони. Бледный язычок (пламя) костра светился в темноте.
Слайд 17: Задание 9. Словосочетание
Замените словосочетание «душевное превосходство», построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Замените словосочетание «приняли неохотно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Слайд 18: Задание 10. Анализ содержания текста
Задание 10, как и 11,12 и 13, выполняется на основе текста №2. Из предложенных утверждений необходимо выбрать те, которые соответствуют содержанию текста
Слайд 19: Задание 11. Анализ средств выразительности
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение. 1 ) Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто дожди не пускали его на улицу. 2 ) А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома. 3 ) Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу... 4 ) Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя. 5 ) Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму.
Слайд 20: Задание 12. Лексический анализ (синоним, антоним, фразеологизм, устаревшее слово, диалектизм)
В предложениях 3–9 найдите устаревшее слово. Выпишите это слово. (3)Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. (4)Собрав первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. (5)Коржи были пахучие, румяные. (6)Они светились, как два маленьких посоленных солнца.(7)Мальчик сидел перед столом, ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя тёплый дух испечённого хлеба. (8)Наконец бабушка подошла к нему и сказала:– (9)Отведай, внучок, моего коржа.
Слайд 21: Задание 13. Сочинение
1. Сочинение на лингвистическую тему 2. Сочинение – раскрытие смысла фрагмента текста 3. Сочинение на морально-этическую тему Необходимо выбрать только ОДНО сочинение
Слайд 22: Основные моменты
В сочинении должно быть 70 слов и более Сочинение 3 пишется как ответ на вопрос темы с доказательствами из текста работы и из жизненного опыта В сочинении 3 дается определение заданного понятия
Слайд 23: Композиция сочинения 3
1. Тезис (определение понятия + комментарий (ответ на вопрос темы) 2. Аргумент 1 (из текста работы) 3. Аргумент 2 (из жизненного опыта) – с этого года нельзя аниме, манга, компьютерные игры и т.д. 4. Вывод (связан с тезисом) *Аргументы – доказательства своего мнения при ответе на вопрос темы
Слайд 24: СК1 Определение понятия и его комментарий
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения ) дал определение понятия и прокомментировал его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения – 1 балл Если нет определения или комментария (ответа на вопрос темы) – о баллов
Слайд 25: СК2. Наличие примеров
Экзаменуемый привёл два примера: один пример из прочитанного текста, а другой – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера из прочитанного текста - 3 Экзаменуемый привёл один пример из прочитанного текста – 2 Экзаменуемый привёл пример(ы) из жизненного опыта - 1 Экзаменуемый не привёл ни одного примера - 0
Слайд 26: СК3. Логичность речи
Логические ошибки отсутствуют - 2 Допущена одна логическая ошибка - 1 Допущено две логические ошибки или более - 0
Слайд 27: СК4. Композиционная стройность
Работа характеризуется трёхчастной композицией, ошибки в построении текста отсутствуют - 1 В работе нарушена трёхчастная композиция. ИЛИ В построении текста допущена одна ошибка или более
Слайд 28: Итого за сочинение
Максимальный балл за содержание сочинения – 7 баллов
Слайд 29: ГРАМОТНОСТЬ
Отдельно оценивается грамотность выпускника. Учитываются изложение и сочинение. В работе должно быть не менее 140 слов, чтобы оценивание шло по максимальной шкале. Если в работе от 100 до 139 слов, то оценивание идет по сниженной шкале. Если в работе до 100 слов за грамотность – 0 баллов !!!! С этого года максимальный балл за грамотность 13 баллов. Получить «4» или «5» можно только при условии хорошей грамотности
Слайд 30: ГК1. Орфография
Орфографических ошибок нет 3 Допущены одна-две ошибки 2 Допущены три-четыре ошибки 1 Допущено пять ошибок или более 0
Слайд 31: ГК2. Пунктуация
Пунктуационных ошибок нет 3 Допущены одна-две ошибки 2 Допущены три-четыре ошибки 1 Допущено пять ошибок или более 0
Слайд 32: ГК3. Грамматика
Грамматических ошибок нет 3 Допущены одна-две ошибки 2 Допущены три-четыре ошибки 1 Допущено пять ошибок или более 0
Слайд 33: ГК4. Речевые ошибки
Речевых ошибок нет 3 Допущены одна-две ошибки 2 Допущены три-четыре ошибки 1 Допущено пять ошибок или более 0
Слайд 34: ГК5. Фактическая точность
Фактических ошибок нет – 1 балл 1 и более фактическая ошибка – о баллов