Слайд 28: Хованщина »
« Хованщина » — народная музыкальная драма (опера) Модеста Мусоргского в пяти действиях и шести картинах, основанная на исторических событиях, произошедших в России в период между 1682 и 1689 годами. Сюжет рассказывает о восстании князя Ивана Хованского, старообрядцев и московских стрельцов против регентши Софьи Алексеевны и двух молодых царей Петра Великого и Ивана V, которые пытались провести в России вестернизирующие реформы. Первая постановка состоялась 9 (21) февраля 1886 года в Санкт-Петербурге. После смерти композитора оперу завершил и инструментовал Николай Римский-Корсаков. 4 В 1958 году Дмитрию Шостаковичу было поручено пересмотреть и переделать оперу для киноверсии, выпущенной в следующем году. Сейчас обычно исполняется версия Шостаковича. « Хованщина » вошла в репертуар крупнейших театров мира.
Слайд 30
Аида» Верди, «Фауст» Гуно, « Ксеркс» Генделя, « Идоменей », «Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Севильский цирюльник» и «Вильгельм Телль» Россини, «Норма» Беллини, «Любовный напиток» Доницетти, «Кармен» Бизе. Четырьмя операми представлен Джузеппе Верди: « Риголетто », «Травиата», «Дон Карлос» и «Фальстаф».
Слайд 32: Царская невеста»
«Царская невеста» — опера в четырёх действиях Николая Римского-Корсакова по драме Льва Мея в обработке Ильи Тюменева. Премьера состоялась 22 октября 1899 года в театре Московского товарищества частной русской оперы. В основе драмы лежит реальный исторический эпизод — женитьба царя Ивана Грозного на Марфе Васильевне Собакиной, скоропостижно скончавшейся через две недели после замужества. В опере показана трагическая судьба русской женщины XVI века, замкнутой в тереме, лишённой свободы даже в выборе любимого. Отличительной чертой произведения является преобладание закруглённых арий, ансамблей и хоров, в основе которых лежат красивые, пластичные и проникновенно-выразительные мелодии.
Слайд 36
«Снегурочка» — опера Николая Андреевича Римского-Корсакова в 4 действиях, 7 картинах с прологом, написанная в 1881 году. Либретто автора основано на одноимённой пьесе Александра Островского. Премьера состоялась 10 февраля 1882 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга. Оптимистическая идея оперы — прославление могущественных животворных сил природы, несущих людям счастье. В опере противопоставлены два мира — реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора, «вечные, периодически выступающие силы природы». Снегурочка, пастух Лель и царь Берендей — персонажи полуреальные, полуфантастические. Музыка оперы, в которую вплетены мотивы народных песен, создаёт ощущение весны, расцветающей природы.
Слайд 40
«Князь Игорь» — опера русского композитора А. П. Бородина в четырёх действиях с прологом. Источником для либретто, написанного самим автором при участии В. В. Стасова, послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о неудачном походе князя Игоря Святославича против половцев. Опера создавалась в 1869–1870 и 1874–1887 годах. После смерти А. П. Бородина в течение 1887 года её редактировали Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. В этой редакции опера издана М. П. Беляевым в 1888 году. Премьера оперы состоялась 23 октября 1890 года в петербургском Мариинском театре.
Слайд 47
«Севильский цирюльник» ( Il Barbiere di Siviglia ) — опера итальянского композитора Джоаккино Россини в двух действиях, созданная в 1816 году. Оперное либретто за авторством Чезаре Стербини создано на основе одноимённой комедии французского драматурга Пьера Бомарше, написанной в 1773 году. Изначальным авторским названием оперы было «Альмавива, или Тщетная предосторожность» (итал. « Almaviva, ossia l’inutile precauzione »), поскольку сюжет пьесы Бомарше к этому времени уже положил начало ряду опер. В основе оперного сюжета — запутанная любовная история между графом Альмавивой, скрывавшим своё происхождение, и молодой Розиной. Она была воспитанницей жадного Бартоло, который сам мечтал жениться на девушке, чтобы получить её приданое. Помочь Альмавиве добиться признания от прекрасной дамы решил давний друг — цирюльник Фигаро. Премьера оперы состоялась в Риме, на сцене Театро Арджентина 20 февраля 1816 года в оформлении художника Тозелли. Представление провалилось, будучи сорвано клакёрами или почитателями Паизиелло. Со временем опера завоевала успех и стала считаться одним из величайших шедевров музыкальной комедии. Благодаря этой работе Джоаккино Россини завоевал европейскую популярность и звание «итальянского Моцарта».