Первый слайд презентации
«Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ» Составитель: Ирина Владимировна Тяпкова, МБДОУ №89 Г.Сургут-2017
Слайд 2
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.
Слайд 3
Значение сюжетно – ролевой игры в развитии дошкольников развитие мыслительных процессов (воображение, образное мышление, память, связная речь); развитие эмоциональной сферы; развитие социальных и коммуникативных способностей (сопереживать, договариваться, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссы, разрешать конфликты)
Слайд 4
Виды сюжетно-ролевых игр Игры на бытовые сюжеты; Игры на производственные и общественные темы; Игры на патриотические темы; Игры на темы литературных произведений, телепередач; «Режиссерские» игры
Слайд 5
Этапы развития сюжетно-ролевой игры Первый этап: игры в отдельные действия взрослых. Второй этап: простые ролевые игры. Третий этап: сюжетно-ролевые игры. Четвёртый этап: творческие сюжетные игры.
Слайд 6
Развитие игры на разных возрастных этапах (концепция Н.Я. Михайленко) Возраст детей Характер игровых действий Выполнение роли Развитие сюжета в воображаемой ситуации. 3-4 года Отдельные игровые действия, носящие игровой характер. Роль осуществляется фактически, но не называется Сюжет – цепочка из двух действий. Воображаемую ситуацию удерживает взрослый. 4-5 лет Взаимосвязанные игровые действия, имеющие чёткий ролевой характер. Роль называется. Дети по ходу игры могут менять роль. Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию. 5-6 лет Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей. Роли распределяются до начала игры. Дети придерживаются своей роли до конца игры. Цепочка игровых действий, объединённых одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых. 6-7 лет Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество) Техника игровых действий условна. Не только роли, но и замысел игры проговаривается до начала игры. Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми.
Слайд 7
Структура сюжетно – ролевой игры Игровой замысел (во что и как будут играть дети) Сюжет (сфера действительности: быт семьи, труд взрослых, события в стране, др.); Содержание (младший возраст – действия с игрушками, старший возраст – взаимоотношения взрослых); Роль - игровая позиция ребенка, состоящая в отождествлении им себя или другого участника игры с каким-либо персонажем воображаемой ситуации; Правила
Слайд 8
Принципы организации сюжетно-ролевой игры 1-й принцип – воспитатель должен играть вместе с детьми (взрослый - «умеющий интересно играть партнер») 2-й принцип – воспитатель должен играть с детьми на всех возрастных этапах, но на каждом этапе сразу дети «открывают» и осваивают новый, более сложный способ ее построения. 3-й принцип - на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстникам.
Слайд 9
Приемы руководства сюжетно-ролевой игрой ПРЯМЫЕ Участие взрослого в совместной игре с детьми на правах партнера: принятие на себя роли; разъяснение; совет; помощь в решении спора; показ различных способов игры КОСВЕННЫЕ Создание условий для активации самостоятельной игры детей : - оснащение и творческое преобразование предметно-развивающей среды; - формирование системы необходимых знаний о действительности, отражаемой в игре; создание игровой ситуации; наблюдение за игрой детей
Слайд 10
Условия успешного «вмешательства» взрослого в игру Задача воспитателя - помочь организовать игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями, но не предложить действовать по намеченному плану. Педагог пользуется у детей достаточным уважением и доверием. Взрослый умеет, не нарушая замыслов детей, сделать игру увлекательнее.
Слайд 11
Комплексный подход к организации сюжетно-ролевой игры Ознакомление дошкольников с окружающим миром в процессе их активной деятельности. Организация развивающей динамичной предметно-игровой среды. Общение взрослого с детьми в процессе игры.
Слайд 12
Этапы организации сюжетно-ролевой игры 1 этап. Подготовительный. Блок 1. Развитие у детей интереса к игре Включает в себя когнитивную подготовку, связанную с формированием системы необходимых знаний (чтение художественных произведений, беседы, рассматривание фото, иллюстраций, проведение экскурсий, дидактических игр, др.) Блок 2. Формирование эмоциональной заинтересованности. Цель: определение желания и готовности играть в игру. Направлен на выработку мотивов и позитивных установок (развитие потребности поиграть в школу под впечатлением знаний о школе, развитие мотивации к самореализации через игру).
Слайд 13
2 этап. Совместное планирование Цель: составить план игры. Совместное составление плана-схемы, обсуждение ролей и отбор предметов для проведения игры, выбор места в группе. 3 этап. Подготовка к игре. Цель: подготовить оборудование к игре. 4 этап. Игра. Цель: согласовывать свои действия с участниками игры, воспитывать умение самостоятельно и справедливо разрешать споры, формировать инициативность, дружелюбие, эмпатию. 5 этап. Анализ игры. Цель: подведение итогов и оценка (самооценка) игры.