Особенные корни с чередованием От морфемики – к орфографии — презентация
logo
Особенные корни с чередованием От морфемики – к орфографии
  • Особенные корни с чередованием От морфемики – к орфографии
  • Особенные корни с чередованием От морфемики – к орфографии
  • Лексическая работа
  • Лингвистическая сказка
  • Буквы о – а в корнях -ЛАГ- – - ЛОЖ-
  • Проверяем Рабочие гипотезы
  • Особенные корни с чередованием От морфемики – к орфографии
  • Прочитаем стихотворение
  • Итак, первый способ определения букв О и А в корнях ЛАГ-ЛОЖ Запишем в справочник!
  • Второй способ определения букв О и А в корнях ЛАГ-ЛОЖ Запишем в справочник!
  • Потренируемся! Спиши слова, обозначь орфограмму
  • Вставь пропущенные буквы. Составь с данными словами словосочетания
  • Докажите, что слова с корнем –лаг- - -лож- являются однокоренными
  • Определение правильной гипотезы
  • Помните! Это важно!
  • Особенные корни с чередованием От морфемики – к орфографии
  • Особенные корни с чередованием От морфемики – к орфографии
  • Особенные корни с чередованием От морфемики – к орфографии
  • Особенные корни с чередованием От морфемики – к орфографии
  • Особенные корни с чередованием От морфемики – к орфографии
  • Особенные корни с чередованием От морфемики – к орфографии
  • Особенные корни с чередованием От морфемики – к орфографии
  • Особенные корни с чередованием От морфемики – к орфографии
  • Особенные корни с чередованием От морфемики – к орфографии
  • Особенные корни с чередованием От морфемики – к орфографии
  • Особенные корни с чередованием От морфемики – к орфографии
  • Особенные корни с чередованием От морфемики – к орфографии
  • Особенные корни с чередованием От морфемики – к орфографии
  • Особенные корни с чередованием От морфемики – к орфографии
  • Особенные корни с чередованием От морфемики – к орфографии
  • Особенные корни с чередованием От морфемики – к орфографии
  • Особенные корни с чередованием От морфемики – к орфографии
  • Особенные корни с чередованием От морфемики – к орфографии
  • Особенные корни с чередованием От морфемики – к орфографии
  • Особенные корни с чередованием От морфемики – к орфографии
  • Особенные корни с чередованием От морфемики – к орфографии
  • Особенные корни с чередованием От морфемики – к орфографии
  • Особенные корни с чередованием От морфемики – к орфографии
  • Особенные корни с чередованием От морфемики – к орфографии
1/39

Первый слайд презентации

Особенные корни с чередованием От морфемики – к орфографии

Изображение слайда

Слайд 2

Лаборатория лингвиста Здравствуйте, ребята! Я, Витя Грамматиков, приглашаю вас в лабораторию лингвиста, где работаю старшим научным сотрудником. Сегодня мы с вами будет наблюдать слова, выдвигать гипотезы, проверять их и делать открытия

Изображение слайда

Слайд 3: Лексическая работа

это специалист, глубоко знающий основной предмет, т.е. языки (русский и иностранные), т.к. лингвистика -  это  наука о языке это учреждение (или отдел учреждения), ведущее  экспериментальную научно-исследовательскую работу Лексическая работа Лаборатория Лингвист предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство Гипо́теза

Изображение слайда

Слайд 4: Лингвистическая сказка

За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -ЛАГ- и -ЛОЖ-. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга. Не выдержала царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: « Kто научит меня различать моих верных слуг - братьев -ЛАГ- и -ЛОЖ·, того награжу по-царски». Вот две сестрицы согласные Г и Ж оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -ЛАГ- и -ЛОЖ-. Согласная Г быстро подскочила к брату -ЛАГ-, а ее сестрица - к брату -ЛОЖ-. Да так и остались навсегда с ними. С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -ЛАГ-, а если сестрицу Ж - то братец -ЛОЖ-. Решила царица Грамматика обвенчать похожих братьев с согласными Г и Ж.

Изображение слайда

Слайд 5: Буквы о – а в корнях -ЛАГ- – - ЛОЖ-

Узнаем Научимся когда пишется О – А в корне правильно писать корни обосновывать выбор гласных О – А в корне

Изображение слайда

Слайд 6: Проверяем Рабочие гипотезы

Выбор гласной в корне зависит от лексического значения слова Выбор гласной в корне зависит от последующей согласной Правописание гласной в корне надо запомнить Материал для наблюдения Положение, сложить, предлагать, излагать Какую проблему будем решать? Что объединяет данные слова? Назовите корень Что вы заметили?

Изображение слайда

Слайд 7

А О так как стоит перед Г перед Ж В корне -лаг- – -лож- пишу По лаг ать, по лож ить, про лаг ать, про лож ить, пред лаг ать, пред лож ить Назови сильные и слабые позиции гласной в корне. Какие гласные чередуются? Подчеркни согласные в корне после гласных Почему в одних случаях в корне пишется О, а в других – А? Запомни! -лаг- – -лож- не употребляется без приставок; поэтому нет слова « ложить », «ложу»… надо говорить: кладу книгу, класть на стол. Слово-исключение: полог

Изображение слайда

Слайд 8: Прочитаем стихотворение

Корень ЛАГ на корень ЛОЖ Очень даже не похож: В корне ЛАГ мы пишем А ! Это знает вся страна! В корне ЛОЖ мы пишем О, Ему очень повезло! Посмотрите видеоурок по теме Сейчас вы узнаете, какой ещё есть способ определения О или А писать в корнях ЛАГ и ЛОЖ https://www.youtube.com/watch?v=GvDTC9tPr88&feature=emb_logo

Изображение слайда

Слайд 9: Итак, первый способ определения букв О и А в корнях ЛАГ-ЛОЖ Запишем в справочник!

Изображение слайда

Слайд 10: Второй способ определения букв О и А в корнях ЛАГ-ЛОЖ Запишем в справочник!

Изображение слайда

Слайд 11: Потренируемся! Спиши слова, обозначь орфограмму

Возл …гать, возл …жить, изл …гать, изл …жить, сл … гаемое, сл …жить, пол…жить, пол…гать, предл …жить, предл …гать, обл … жка, ул …жить о а а а а а о о о о о о Сравни лексические значения глаголов положить – полагать. Подумай, в чём различие!?

Изображение слайда

Слайд 12: Вставь пропущенные буквы. Составь с данными словами словосочетания

Пол_гаться …, изл_жить …, сл_гать …, вл_жить …, распол_гать …, прил_гать …, нал_жить …, распол_гаться …. Образец : возл_гать надежды а а о а а а а о о

Изображение слайда

Слайд 13: Докажите, что слова с корнем –лаг- - -лож- являются однокоренными

из лож ение – из лаг ать пред лаг ать – пред лож ение с лаг аемое - с лож ение Думаем вместе!

Изображение слайда

Слайд 14: Определение правильной гипотезы

Выбор гласной в корне зависит от лексического значения слова Выбор гласной в корне зависит от последующей согласной Правописание гласной в корне надо запомнить Какая гипотеза оказалась верной? В корне -лаг- – - лож- в безударном положении А пишется перед Г, О – перед Ж. Предполагать, предположение. Исключение: полог

Изображение слайда

Слайд 15: Помните! Это важно!

К корням с чередованием НЕЛЬЗЯ подбирать проверочные слова! Нужно применять правило! Есть и ещё несколько нюансов…

Изображение слайда

Слайд 16

Посмотрите внимательно на эти слова. Все ли они с чередованием? Гласные в корне чередуются Распределите слова Гласные в корне не чередуются пол..гать л.. жка геол..г сл.. гаемое фл..г изл.. жение л.. жь предпол.. жение

Изображение слайда

Слайд 17

Нельзя путать корни с чередованием с похожими, которые проверяются ударением Гласные в корне чередуются Распределите слова Гласные в корне не чередуются полА г ать слА г аемое излО ж ение предполО ж ение пол..гать л.. жка геол..г сл.. гаемое фл..г изл.. жение л.. жь предпол.. жение лОжка - л о жечка геолОг флАг лОжь

Изображение слайда

Слайд 18

Посмотрите внимательно на эти слова: Л…гуна Усл … жнить Насл … ждение Л… гичный Сл … женно Пл … гиат Л… жечка Л а гуна – словарное сл. Усл О жнить - сл о жный Насл А ждение - сл а дкий Л о гичный - л о гика Сл А женно - л а дить Пл А гиат – словарное сл. Л о жечка – о - ударная В этих словах есть элементы ЛАГ и ЛОЖ – они ПОХОЖИ на корни с чередованием ЛАГ-ЛОЖ, но таковыми НЕ ЯВЛЯЮТСЯ! Будьте внимательны!

Изображение слайда

Слайд 19

Найдите четвёртое лишнее! Объясните свой выбор! 1. Изложение, прилагательное, ложь, приложение. 2. Отложить, ложкарь, уложить, сложение. 3. Положение, флаг, полагаться, налагать. Вывод: при работе с корнями слов мы должны обращать внимание на их лексическое значение. Потому что существуют похожие (омонимичные) корни, на которые распространяются разные правила. ложь ложкарь флаг Это НЕ корни с чередованием!

Изображение слайда

Слайд 20

ПОТРЕНИРУЕМСЯ! Вставьте пропущенные буквы, найдите ЛИШНЕЕ СЛОВО разл..жить предл..гать отл..жить распол..жить пол.. жение л… жный (след) зал..жить безл.. гательный изл.. жение сл..гать ул..жить отл..гать разл О ж ить предл А г ать отл О ж ить распол О ж ить пол О ж ение л О жный (след) лишнее! НЕ чередование! зал О ж ить безл А г ательный изл О ж ение сл А г ать ул О ж ить отл А г ать

Изображение слайда

Слайд 21

Изображение слайда

Слайд 22

Урок №2 От морфемики – к орфографии Следующая пара корней с чередованием

Изображение слайда

Слайд 23

Определяем проблему урока касается коснется коснулось касание К О' СЫ Прочитайте слова. Является ли слово «косы» проверочным к остальным словам? Почему? Выделите корень в однокоренных словах. Какую особенность в корне вы заметили? Как называются такие корни? Какую проблему будем решать?

Изображение слайда

Слайд 24

к О снуться к А снуться ??? ИЛИ ПОЧЕМУ? Определяем проблему урока

Изображение слайда

Слайд 25

Проблема урока Почему пишутся разные буквы: – а или - о в корне ­ КАС ­ – ­ КОС ­ ?

Изображение слайда

Слайд 26

Решаем проблему, открываем новые знания Запишите слова, выделите корни к о с н уться к а с а ться Подумайте: Какую закономерность, ранее уже нам знакомую, вы заметили? Сделайте вывод о написании а – о в корне - КАС - – - КОС -

Изображение слайда

Слайд 27

Проверьте себя К А С- К О С В корне с чередованием - кас - – - кос- буква а пишется, если после корня есть суффикс -а-, и буква о, если есть суффикса -а- нет. К А С А - К О С Н У

Изображение слайда

Слайд 28

Запишем в справочник!

Изображение слайда

Слайд 29

Развиваем орфографический навык Списать, выделить орфограмму. Образец: к а с а ние К… снуться воды, к… саюсь стены, к… снуться вопроса, легкое прик… сновение, соприк … саться с огнем, прик… саться к ране, к… сались этих тем.

Изображение слайда

Слайд 30

Проверьте себя! Списать, выделить орфограмму. Образец: к а с а ние К О снуться воды, к А с а юсь стены, к О снуться вопроса, легкое прик О сновение, соприк А с а ться с огнем, прик А с а ться к ране, к А с а лись этих тем.

Изображение слайда

Слайд 31

Посмотрите внимательно на эти слова. Все ли они с чередованием? Гласные в корне чередуются Распределите слова Гласные в корне не чередуются К… сание К…сой К… снуться к… сательная к… сить прик… сновение к… са К… соглазый Прик… саться

Изображение слайда

Слайд 32

Нельзя путать корни с чередованием с похожими, которые проверяются ударением! Гласные в корне чередуются Распределите слова Гласные в корне не чередуются к А с а ние к О снуться к А с а тельная прик О сновение прик А с а ться К… сание К…сой К… снуться к… сательная к… сить прик… сновение к… са К… соглазый Прик… саться кОсой кОсить кОса кОсоглазый Другое значение корня!

Изображение слайда

Слайд 33

Запишем в справочник: Основные значения корня с чередованием -к о с – к а с -: 1. Затрагивать что-нибудь в разговоре или письме; 2. Иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь; 3. Дотрагиваться до чего-нибудь или кого-нибудь. Весло к о снулось воды. (Дотрагиваться до чего-нибудь или кого-нибудь) Это тебя не к а сается. (Иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь) Директор к о снулся вопроса дисциплины. (Затрагивать что-нибудь в разговоре или письме)

Изображение слайда

Слайд 34

Потренируйтесь видеть корень с чередованием! Распределите слова: с чередованием – кас - -кос-; кос- в значении «девичья коса»; кос- в значении «срезать траву»: Новая к…силка, к.. снуться воды, заплести к.. сички, прик.. саться к ране, горжусь русой к…сой, к… сить в поле. Ответ: 1) кОснуться воды, прикАсаться к ране; 2) заплести кОсички, горжусь русой кОсой ; 3) новая кОсилка, кОсить в поле.

Изображение слайда

Слайд 35

Поселите слова в домики! К… снулись, к… сательная, к… сались, прик… снется, к… снуться, соприк… сновение, к… сается, прик… саемся, прик… сайся, к… снёшься, к.. сательство, к…снись. к а с к о с

Изображение слайда

Слайд 36

Проверь себя! к а с касатель ная касается прикасайся касались прикасаемся касатель ство к о с коснулись прикоснётся коснуться соприкос новение коснёшься коснись

Изображение слайда

Слайд 37

Определите, к какой группе по значению относятся слова. Запишите, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму. Чередование - кас -, -кос- (в значении «касаться, коснуться») Проверяемые корни (в значениях «девичья коса»; «находиться в косом положении»; «страдать косоглазием»; «срезать траву») Русая к… са, неприк … сновенный запас, пок … сившийся забор, к… саться рукой, к… сить луг, соприк … сновение рук, пок …с пшеницы, к… снётся меня, острая к… са, прик … сновение к тайне.

Изображение слайда

Слайд 38

Проверка Чередование - кас -, -кос- (в значении «касаться, коснуться») Проверяемые корни (в значениях «девичья коса»; «находиться в косом положении»; «страдать косоглазием»; «срезать траву») неприк О сновенный запас, к А с а ться рукой, соприк О сновение рук, к О снётся меня русая кОса,покОсившийся забор, кОсить луг, покОс пшеницы, острая кОса

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Особенные корни с чередованием От морфемики – к орфографии

Выучите правило написания А/О в корнях КАС-КОС, ЛАГ-ЛОЖ 2. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните изучаемую орфограмму (корни, суффиксы А, буквы, которые выбрали, подчеркните) 1. Солнце к… снулось края степи. 2. От перемены мест сл... гаемых сумма не меняется. 3. Муму едва прик… салась мордочкой до кушанья. 4. На ученика возл …жили обязанности старосты кружка. 5. Он почувствовал прик… сновение дружеской руки. 6. Аппарат мчался по к… сательной. 7. Имя прил … гательное обозначает признак предмета. 8. Предпол … жения Андрея не оправдались. Домашнее задание

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено