Первый слайд презентации
Особенности логопедической работы на речевом этапе развития при открытой ринолалии Подготовила Тучина Валентина Анатольевна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад №78»
Слайд 2
Открытая ринолалия – комплексное нарушение артикуляционного и фонационного механизмов речи, обусловленное несостоятельностью небно-глоточного смыкания.
Слайд 3: Логопедическая работа с детьми при врожденной расщелине нёба осуществляется по следующим направлениям:
Активация нёбно-глоточного затвора; Работа над дыханием; Выработка слуховых дифференцировок; Формирование фонематического анализа; Постановка голоса; Коррекция звукопроизношения;
Слайд 4: Активация нёбно-глоточного затвора
Физиологические акты, активная тренировка Капание из пипетки на нёбную занавеску при запрокидывании головы; Глотание капель мелкими глотками; Глотательное движение, положив указательный палец на шею в области щитовидного хряща, пауза( задерживаем его) и продолжение интенсивного глотания; Полоскание горла; Имитация зевания и выделение зевательных движений на осознаваемый уровень 25.02.25
Слайд 5: Развитие подвижности нёбно – глоточных структур на материале гласных звуков
Двигательная активность мягкого нёба очевидна при произнесении гласных звуков /А/, /Э/ И. Вансовская (1977) рекомендует использовать для достижения максимально возможного объёма ротового резонатора образ «горячей картофелины», которую нужно проглотить и не обжечься, поднимая нёбо, расширяя полость глотки. Гласный произносит спокойно, на мягкой атаке голоса, голосом разговорной громкости, чуть протяжно. Внимание ребёнка привлекают к положению кончика языка за нижними зубами, а не смещаться и не оттягивался вглубь ротовой полости. 25.02.25
Слайд 6
Активизация нёбно-глоточного затвора в послеоперационный период по рекомендациям И.И. Ермаковой (ориентированы на возраст 6-7 лет. Примерные нормы нагрузки, 1996 г.) 2 дня: произнесение гласных /А/,/Э/, с двукратным повторением ( /А/, /А/;/Э/, /Э/) – 5-6 раз в день; 3 дня: произнесение гласных /А/,/Э/, с двукратным повторением ( /А/, /А/;/Э/, /Э/) – 6-8 раз в день; 5 дней: произнесение гласных /А/,/Э/, с трехкратным повторением, слитно ( /АЭ/,/АЭ/, /АЭ/; /ЭА/, /ЭА/, /ЭА/– 6-8 раз в день; Определяется на каком из гласных рывок нёбной занавески активнее, подъём нёба выше – этот гласный ставится на первое место в ряду гласных ( /АЭ/ или /ЭА/.Возможно наиболее интенсивное движение нёба на гласном /О/, тогда этот звук используется в тренировках вместо /А/ или /Э/ в течение месяца трёхкратно, слитно по 8-10 раз в день. затем количество повторений уменьшается в обратном порядке.
Слайд 7
Работа над дыханием Стимуляция костно-абдоминального (нижне рёберного, диафрагмального типа дыхания ; Дифференциация носового и ротового дыхания; Развитие направленного ротового выдоха.
Слайд 9: Работа над дыханием (развитие направленного ротового выдоха)
Предметы используемые в игре должны быть лёгкими, сдуваемыми без напряжения, в надувных упражнениях используются пакетики или шарики с тонкими стенками, не требующих излишних усилий. Предметы для сдувания – на уровне лица ребёнка; Выдох лёгкий без лишних усилий, с использованием объёма воздуха из ротовой полости. 25.02.25
Слайд 10: Вокальные упражнения
При пении нёбная занавеска поднимается значительно активнее, что позволяет рекомендовать вокальные упражнения как способ тренировки нёбно-глоточного смыкания. Вокальные упражнения – один из видов работы по формированию правильного голосоведения. 25.02.25
Слайд 11: Вокальные упражнения
- Тон выбран исходя из доступного для детей 5-7 лет вокального диапозона; - Пение трезвучий – на материале наименее назализованных гласных « А», « Э». В этом упражнении меняется высотность звука. Удлинённый речевой выдох. Почему трезвучия? Для одного звучания реализуется одно замыкание нёбно-глоточного затвора, ослабевающего к окончанию пения. На трезвучии нёбно-глоточное замыкание активизируется каждой новой высоте, происходит несколько замыканий на одном выдохе.( несколько активных замыканий на одном выдохе, рывков мягкого нёба) 25.02.25
Слайд 13: Выработка слуховых дифференцировок
Гиперназализованный голос Носовые согласные Наличие носовой экспирации(«носик мешает ротику») Гортанно-глоточные компенсаторные артикуляции Голос с гармоничным резонансом Ротовые согласные Отсутствие носовой экспирации( «носик не мешает ротику») Правильные артикуляции 25.02.25
Слайд 14
Формирование фонематического анализа выделять звук из серии других звуков; выделять слог с заданным звуком из серии других слогов; выделять звук на фоне слова; подбирать слова на заданный звук; определять позицию звука в слове; определять последний звук в слове; определять первый звук в слове; определять последовательность звуков в слоге и слове; называть соседние звуки для выбранного звука в слове; давать характеристику звука по дифференциальным признакам
Слайд 15
Коррекция звукопроизношения Последовательность коррекции глухих шумных согласных: В основе онтогенетический принцип, т.е. начинаем со звуков раннего онтогенеза. Наименее уязвимые ля носовой экспирации Простые по артикуляции Требующие наименьшего давления воздуха;
Слайд 16
Последовательность коррекции звукопроизношения Уточнение артикуляционного уклада гласных звуков; Сонорные согласные раннего онтогенеза/ЛЬ/,/Й/ Губно-зубные /Ф/, /Фь/ Губно-губные /П/, /Пь/ Переднеязычные /Т/, /Ть/ Заднеязычные / Х/, /Хь/ При определении дальнейшей последовательности принимаются во внимание индивидуальные особенности и произносительные возможности ребёнка, наличие и выраженность носовой экспирации.