Первый слайд презентации: Открытый урок по русскому языку в 9 классе «Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них» (обобщение по теме)
Слайд 2: Людей неинтересных в мире нет, Их судьбы как истории планет, У каждой всё особое, своё, И нет планет, похожих на неё
Е. Евтушенко
Слайд 3: Разминка»
1. В слове бессердечный возьмите приставку 2. Корень слова – служебная часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены предложения или целые предложения. 3. В слове оконный возьмите суффикс. 4. Окончание берём у имени прилагательного среднего рода единственного числа. Б Е С С О Ю З Н О Е
Слайд 4: Цели урока:
повторить и систематизировать полученные знания о БСП, закрепить пунктуационные навыки, освоенные в процессе изучения бессоюзного сложного предложения
Слайд 6: Задание по рядам:
1 ряд.Соотнесите предложения с подходящими смысловыми отношениями. 1. Молвит слово - соловей поёт. 1. Первое указывает на время того, о о чём говорится во втором предложении 2.Ставень стукнет - 2. Первое предложение указывает на он вздрогнет и побледнеет. условие того, о чём говорится во втором предложении. 3. Песенка кончилась - 3. Содержание первого предложения раздались обычные рукоплескания. сравнивается с содержанием второго.
Слайд 7
2 ряд. Замените сложноподчинённые предложения бессоюзными. Сопоставьте предложения. Запишите получившиеся БСП. 1)Было видно, как по реке плыли льдины. 2) Когда солнце скрылось за горизонтом, мы отправились домой. 3) В лесу стало тихо, так как главные певцы улетели на юг.
Слайд 8
3 ряд. «Найти третье лишнее предложение», объяснить письменно, почему оно является лишним 1) Помни про школу: только с ней станешь строителем радостных дней. (В. Маяковский.) 2) Таким друзьям на свете не страшно ничего: один за всех в ответе И все за одного. (С. Михалков.) 3) Как отчий дом, как старый горец горы люблю я землю: тень её лесов, и моря рокоты, и звёзд узоры, и странные строенья облаков. (В. Брюсов)
Слайд 9: Проверь себя:
1 ряд : 1 – 3; 2 – 2; 3 – 1. 2 ряд : 1. Было видно: по реке плыли льдины (пояснение) 2. Солнце скрылось за горизонтом - мы отправились домой. (время) 3. В лесу стало тихо : главные певцы улетели на юг. ( причина) 3 ряд : 3 предложение лишнее, так как оно простое, с обобщающим словом при однородных членах.
Слайд 10: Выборочный диктант
1. Пробовал бежать ноги от страха не двигались. 2. Для рыбы нужна чистая вода будем охранять наши водоемы. 3. Молвит слово соловей поёт. 4. Настанет вечер загорятся на небе звезды. 5. Птиц не было слышно они не поют в часы зноя. 6. Весна затягивалась то теплело, то ударял мороз. 7. Спать долго жить с долгом. 8. Заранее предупреждаю удобств на пути не будет. 9. Сверкнула молния грянул гром. Тире Двоеточие Противопоставление Причина Время Пояснение Условие Дополнение Следствие Быстрая смена событий Сравнение
Слайд 11: Проверь себя:
Тире Двоеточие Противопоставление – 1 Причина – 5 Время – 4 Пояснение – 6 Условие – 7 Дополнение - 8 Следствие – 2 Быстрая смена событий – 9 Сравнение - 3
Слайд 12: Исправь ошибку
Найдите предложения, в которых допущены ошибки в расстановке знаков препинания. Спишите предложения, исправляя ошибки. 1. Грянул гром – по дебрям влажным эхо резко засмеялось. 2. Настанет вечер, загорятся в небе звезды. 3. Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте день утопает. 4. Я подошел к окну - снегопад был в полном великолепии.
Слайд 13: Ошибки
2. Настанет вечер - загорятся в небе звезды. [время]-[ ] 4. Я подошел к окну : снегопад был в полном великолепии [ ] : [дополнение]
Слайд 14: Подведение итогов урока
О каком типе сложных предложений сегодня шла речь? Почему так называются такие предложения? Какие знаки препинания употребляются для выделения частей БСП? Какие затруднения возникли у вас сегодня на уроке? Что показалось наиболее легким?
Слайд 15: Домашнее задание:
Повторить теоретический материал стр.122-130 Выпишите из текста романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (глава «Тамань») 8 бессоюзных сложных предложений с разными знаками препинания. Объясните их употребление, составив схемы.