Первый слайд презентации: Память и ее значение в формировании целостных приспособительных реакций. Виды памяти и механизмы формирования памяти. Мотивации. Классификации мотиваций, механизм их возникновения
Выполнила: Иванова О.Н. 2014 год
Слайд 2: План
Память (морфологическая структура, виды и механизм памяти, процесс запоминания, структуры мозга, отвечающие за долговременную память) Лимбическая система (функция, функциональные отделы, эффекты стимуляции) Эмоции (структура, биологическая роль, формирование эмоции в ЦНС) Мотивация (классификация, механизм формирования, ответ организма, схема поведенческого акта)
Слайд 3: Алгоритм памяти
Память представляет собой способность нервной системы, точнее головного мозга, воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать ее в нервных клетках, хранить воспринятые сведения в виде следов впечатлений, а затем по мере необходимости воспроизводить или называть нужное точь-в-точь или своими словами.
Слайд 4
Без способности к научению и памяти ни одна особь, ни вид в целом не могли бы выжить, поскольку оказалось бы невозможными планирование успешных действий, преднамеренное избегание ошибок.
Слайд 6: Генотипическая и фенотипическая память
Выделяют генотипическую или врождённую память и фенотипическую, т.е. приобретённую память. Генотипическая память является основой безусловных рефлексов и инстинктов. Фенотипическая память хранит информацию, поступающую в процессе индивидуальной жизни.
Слайд 7: Фенотипическая память
Приобретённая память имеет 2 формы: чувственно-образную и логически-смысловую. Первая формируется в результате действия на анализаторы натуральных раздражителей (запах, вкус, цвет и т.д.), вторая - на основе абстрактных понятий (слова, формулы и т.д.). Чувственно-образную память делят по характеру раздражителей на зрительную, слуховую, вкусовую и т.д. Обе формы памяти постоянно взаимодействуют, образуя сложные ассоциации (например, название цветка ассоциируется с его внешним видом, запахом).
Слайд 9: Виды памяти и профессия
У разных людей превалируют различные виды памяти. Обычно у художников хорошо развита зрительная форма памяти, а у музыкантов — слуховая. У спортсменов, как правило, доминирует двигательная память, а у философов, политиков, дипломатов—словесно-логическая.
Слайд 14
Превращение краткосрочной памяти в долговременную (консолидация памяти) обусловлено наступлением стойких изменений синаптической проводимости как результат повторного возбуждения нервных клеток. В основе долговременной (долгосрочной) памяти лежат сложные химические процессы синтеза белковых молекул в клетках головного мозга.
Слайд 15
Лимбическая система в мозге человека выполняет очень важную функцию - мотивационно-эмоциональную.
Слайд 16
Повреждение структур гиппокампа, мамиллярного тела и некоторых других, входящих в состав лимбической системы головного мозга, вызывает глубокие расстройства эмоций и памяти.
Слайд 17: Функциональные отделы лимбической системы
Малый круг (отвечает за формирование оборонительных, пищевых и сексуальных реакций); Круг Пейпса (отвечает за обучение, память, формирование эмоций).
Слайд 19: Эффекты стимуляции лимбической системы
Стимуляция миндалины ведет к усилению отрицательных эмоций; Стимуляция перегородки ведет к ослаблению отрицательных эмоций.
Слайд 21: Физиология эмоций
Эмоция – это субъективные реакции человека и животных на воздействие внешних или внутренних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия и неудовольствия, страха, гнева, радости, грусти и т.д. Также это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами.
Слайд 22: Биологическая роль эмоций
Эмоциональная оценка способствует формированию целенаправленной поведенческой реакции на раздражитель, мобилизуя, если необходимо, все силы и ресурсы организма для адекватного ответа на какой-либо стимул или ситуацию. При конкуренции различных доминант (страха, голода, чувства долга) побеждает наиболее сильно эмоционально окрашенная доминанта. Положительное эмоциональное подкрепление достигнутого результата (поощрение) способствует закреплению соответствующей формы поведения, улучшает обучение и становление определенного действия. смысл негативного эмоционального подкрепления (наказания) состоит в том, что возникающие отрицательные эмоции тормозят неэффективный для особи вид деятельности,заставляя искать другие способы достижения цели, другие виды деятельности, поведения, или сменить цель.
Слайд 23: Структура эмоции
Собственно эмоциональные переживания; Периферические проявления эмоций: - вегетативные, - соматические.
Слайд 24: Факторы, определяющие силу эмоции
Величина потребности: Вероятность ее удовлетворения.
Слайд 25: Роль различных структур ЦНС в формировании эмоций
Ретикулярная формация участвует в выделении новой информации; Гиппокамп интегрирует различные формы сенсорной информации; Миндалина участвует в сравнении конкурирующих эмоций; Поясная извилина интегрирует структуры, формирующие эмоции; Лобная кора взаимодействует с лимбической системой (правое полушарие - формирование цели, левое полушарие - средства достижения).
Слайд 26
Мотивация – состояние, запускающее поведение, направленное на удовлетворение возникшей потребности. Мотивационное возбуждение - это особое состояние мозга, при котором на основе влияния подкорковых структур осуществляется вовлечение в деятельность коры больших полушарий. В результате живое существо начинает целенаправленно искать пути и объекты удовлетворения соответствующей потребности.
Слайд 27: Классификация мотиваций
Мотивации различаются по силе и по содержанию. В первом случае они варьируют в диапазоне от слабой до сильной. Во втором прямо связаны с потребностью, на удовлетворение которой направлены. Также мотивации принято разделять на низшие (первичные, простые, биологические) и высшие (вторичные, сложные, социальные). Примерами биологических мотиваций могут служить голод, жажда, страх, агрессия, половое влечение, забота о потомстве.
Слайд 28: Механизм формирования мотивации голода
При снижении в крови уровня питательных веществ, возбуждаются глюкорецепторы, информация от них поступает в гипоталамус, где локализуется подкорковый центр голода. Эти ядра могут раздражаться непосредственно кровью, в которой снижено содержание питательных веществ. Возбуждение от ядер гипоталамуса передается в кору головного мозга - возникает субъективное чувство голода. Это мотивационное возбуждение постепенно захватывает все большие и большие участки коры, в активное состояние приходят большие территории мозга, что обеспечивает формирование деятельности организма на удовлетворение возникшей мотивации.
Слайд 29: Состояние организма при любых мотивациях
Активация моторной системы; Повышается тонус симпатоадреналовой системы (растет пульс, артериальное давление, с расширением сосудов скелетных мышц, что обеспечивает увеличение притока к ним питательных веществ и кислорода); Активация сенсорных систем, ориентировочные реакции, включение поисковой активности; Вспоминается предыдущий опыт; Появляются эмоции: отрицательные, мобилизующие ресурсы организма; реже –положительные при стремлении к творчеству, проявлению любознательности.
Слайд 31: Выводы
Память – это способность мозга воспринимать, запечатлевать, хранить и воспроизводить информацию, что необходимо для выживания человека и животного. Кратковременная память – это циркуляция импульсов, а долговременная – это изменение в симпатических процессах и молекулярных структурах клетки. Мотивационно-эмоциональные реакции человека и животных на внешние стимулы регулируются лимбической системой мозга. Возникновение и протекание эмоции происходит в круге Пейпса. Мотивационное возбуждение - это особое состояние мозга с вовлечением подкорковых структур и коры мозга, в результате живое существо начинает целенаправленно искать пути и объекты удовлетворения соответствующей потребности.
Слайд 32: Список литературы
Альтман Я., Вартанян И., Горлинский И [ и др.] Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности. – М.: Академия, 2009. – 288 с. Андреев О.А. Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. – М.: Просвещение, 1991. - 160 с. Клиническая психология / под. ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2010. – 864 с. Коробков А., Чеснокова С. Атлас по нормальной физиологии – М.: Высшая школа, 1987. – 351 с. Лимбическая система, лимбический мозг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ttu.rushkolnik.ru/docs/2649/index-115480.html Лосева И.В., БычковаЛ.Б. Типы памяти [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.xaker.name/forvb/showthread.php?t=11969 Мотивации как фактор организации поведения. Физиологические теории мотиваций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.BrainTools.ru/article/9537
Слайд 33: Список литературы
Память - Механизмы памяти [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rsd.in.ua/topic/3044-память-механизмы-памяти/ Память и её значение в формировании приспособительных реакций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://allrefs.net/c27/3hvt8/p76/ Типы памяти в физиологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rsd.in.ua/topic/1511-типы-памяти-в-физиологии/ Физиология высшей нервной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-68521.html?page=15 Физиология мотиваций и эмоций. Особенности высшей нервной деятельности человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ref.by/refs/50/11012/1.html Физиология человека / под редакцией В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – М.: Медицина, 2007. – 656 с. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии.- М.: Аспект Пресс, 2005. – 277 с.