Паронимы Задание ЕГЭ № 5 — презентация
logo
Паронимы Задание ЕГЭ № 5
  • Паронимы Задание ЕГЭ № 5
  • Паронимы Задание ЕГЭ № 5
  • Паронимы Задание ЕГЭ № 5
  • Алгоритм выполнения задания
  • Паронимы Задание ЕГЭ № 5
  • Паронимы Задание ЕГЭ № 5
  • Паронимы Задание ЕГЭ № 5
  • Паронимы Задание ЕГЭ № 5
  • Паронимы Задание ЕГЭ № 5
  • Паронимы Задание ЕГЭ № 5
  • Паронимы Задание ЕГЭ № 5
  • Паронимы Задание ЕГЭ № 5
  • Паронимы Задание ЕГЭ № 5
  • Паронимы Задание ЕГЭ № 5
  • Паронимы Задание ЕГЭ № 5
  • Паронимы Задание ЕГЭ № 5
  • Паронимы Задание ЕГЭ № 5
  • Паронимы Задание ЕГЭ № 5
  • Паронимы Задание ЕГЭ № 5
  • Паронимы Задание ЕГЭ № 5
  • Паронимы Задание ЕГЭ № 5
  • Паронимы Задание ЕГЭ № 5
  • Паронимы Задание ЕГЭ № 5
  • Паронимы Задание ЕГЭ № 5
  • Паронимы Задание ЕГЭ № 5
  • Примеры заданий
  • Паронимы Задание ЕГЭ № 5
  • Паронимы Задание ЕГЭ № 5
1/28

Первый слайд презентации: Паронимы Задание ЕГЭ № 5

Изображение слайда

Слайд 2

Паронимы  (от греч. para – возле, onyma – имя) - слова, схожие по звучанию, но разные или частично совпадающие по значению. 1 АБОНЕМЕНТ — АБОНЕНТ 2 АВТОРИТАРНЫЙ – АВТОРИТЕТНЫЙ 3 АДРЕСАНТ – АДРЕСАТ 4 АРТИСТИЧЕСКИЙ — АРТИСТИЧНЫЙ Д елим паронимы на: 1) корневые 2) суффиксальные 3) приставочные

Изображение слайда

Слайд 3

Паронимы могут различаться: значением или оттенком значения: абонемент (право пользования чем-либо в течение определенного срока) – абонент (обладатель абонемента); будний (не праздничный, рабочий) – будничный (предназначенный для будней, повседневный, обыденный); лексической сочетаемостью: выплатить (пенсию, зарплату, гонорар, долг) – оплатить (расходы, убытки, проезд); синтаксической сочетаемостью: оплатить (проезд, телефонные переговоры) – заплатить (за проезд, за телефонные переговоры); лексико-синтаксической сочетаемостью: надеть (пальто) – одеть (ребенка); стилистической окраской: мальчиковый (спец.) – мальчишеский (разг.).

Изображение слайда

Слайд 4: Алгоритм выполнения задания

1.  Внимательно прочитайте варианты ответов. 2.  Определите тип паронима: приставочный, суффиксальный или корневой. 3.  Подберите к каждому парониму его пару (или несколько слов). 4.  Определите значение паронима. Это можно сделать, выучив все значения слов из словарика паронимов ЕГЭ. 5.  Также важно выделить суффиксы и приставки и определить их значение. 6.  При выборе схожих по звучанию слов важно учитывать их смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевую окраску и употребление. 7.  Не забудьте: в ответ необходимо вписать уже исправленный вариант паронима

Изображение слайда

Слайд 5

Суффиксальные паронимы - паронимы, которые отличаются в написании суффиксов или буквенных сочетаний в суффиксах. Прилагательные ИЧЕСК (ЕСК)-ЧН АРТИСТИЧЕСКИЙ – АРТИСТИЧНЫЙ  ГАРМОНИЧЕСКИЙ – ГАРМОНИЧНЫЙ  ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ – ГУМАНИТАРНЫЙ – ГУМАННЫЙ  ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ - ДЕМОКРАТИЧНЫЙ  ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ – ДИПЛОМАТИЧНЫЙ  ДРАМАТИЧЕСКИЙ – ДРАМАТИЧНЫЙ  ИРОНИЧЕСКИЙ – ИРОНИЧНЫЙ  МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ – МИКРОСКОПИЧНЫЙ  ОРГАНИЧЕСКИЙ – ОРГАНИЧНЫЙ  ПРАКТИЧЕСКИЙ – ПРАКТИЧНЫЙ  ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ – ПУБЛИЦИСТИЧНЫЙ  РИТМИЧЕСКИЙ -РИТМИЧНЫЙ РОМАНТИЧЕСКИЙ - РОМАНТИЧНЫЙ СЦЕНИЧЕСКИЙ – СЦЕНИЧНЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ - ТЕХНИЧНЫЙ ХИЩНИЧЕСКИЙ – ХИЩНЫЙ  ЭСТЕТИЧЕСКИЙ - ЭСТЕТИЧНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ – ЭТИЧНЫЙ

Изображение слайда

Слайд 6

Чередования суффиксов (2 и более) ЭКОНОМИЧЕСКИЙ - ЭКОНОМИЧНЫЙ – ЭКОНОМНЫЙ ДЕЛЯЧЕСКИЙ - ДЕЛОВИТЫЙ - ДЕЛОВОЙ - ДЕЛЬНЫЙ ТЕЛЬН – ТЕЛЬ+СК, Н, НН, ИМ, ЧИВ ЗРИТЕЛЬНЫЙ - ЗРИТЕЛЬСКИЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ - ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ - ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ - ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ ПОЧТИТЕЛЬНЫЙ – ПОЧТЕННЫЙ – ПОЧЁТНЫЙ УНИЗИТЕЛЬНЫЙ - УНИЖЕННЫЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ – ПРОСВЕЩЁННЫЙ ПРИЗНАТЕЛЬНЫЙ – ПРИЗНАННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ – ОБВИНЁННЫЙ ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ – ЖЕЛАННЫЙ   ДЛИТЕЛЬНЫЙ - ДЛИННЫЙ  СРАВНИТЕЛЬНЫЙ – СРАВНИМЫЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ - БЛАГОТВОРНЫЙ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ —ДОВЕРЧИВЫЙ ПОКУПАТЕЛЬНЫЙ - ПОКУПАТЕЛЬСКИЙ - ПОКУПНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ – ДЕЙСТВЕННЫЙ  – ДЕЙСТВУЮЩИЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ  – ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ АБЕЛЬН  - значение пригодности КОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ – КОМФОРТНЫЙ

Изображение слайда

Слайд 7

Существительны с с суффиксами ТЕЛЬ, АБЕЛЬ РАЗДРАЖЕНИЕ – РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ – ПРОИЗВОДСТВО ЗАЧИНАТЕЛЬ – ЗАЧИНЩИК СТВЕНН – Н/СК/ЮЩ БЕДНЫЙ – БЕДСТВЕННЫЙ  БЕЗОТВЕТНЫЙ - БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ БЛАГОДАРНЫЙ - БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ ВЕЛИКИЙ - ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ ДВОИЧНЫЙ - ДВОЙНОЙ - ДВОЙСТВЕННЫЙ - ДВОЯКИЙ – СДВОЕННЫЙ – УДВОЕННЫЙ ДРУЖЕСКИЙ – ДРУЖЕСТВЕННЫЙ – ДРУЖНЫЙ ЕДИНИЧНЫЙ – ЕДИНСТВЕННЫЙ ИСКУСНЫЙ - ИСКУССТВЕННЫЙ ЦАРСКИЙ – ЦАРСТВЕННЫЙ – ЦАРСТВУЮЩИЙ ЕСК(СК) – Н, НН ВРАЖЕСКИЙ - ВРАЖДЕБНЫЙ ЖИТЕЙСКИЙ – ЖИЗНЕННЫЙ ЗВЕРСКИЙ – ЗВЕРИНЫЙ  КОНСКИЙ – КОННЫЙ ПОПУЛИСТСКИЙ – ПОПУЛЯРНЫЙ СОСЕДСКИЙ – СОСЕДНИЙ

Изображение слайда

Слайд 8

ИСТ БОЛОТИСТЫЙ – БОЛОТНЫЙ ГЛИНИСТЫЙ – ГЛИНЯНЫЙ КАМЕНИСТЫЙ - КАМЕННЫЙ ЛЕСИСТЫЙ – ЛЕСНОЙ   Прилагательные, образованные при помощи суффиксов ЛИВ, ЧИВ, ИВ, (Т)ИВН ДОЖДЛИВЫЙ - ДОЖДЕВОЙ  НЕУДАЧЛИВЫЙ – НЕУДАЧНЫЙ ПАМЯТЛИВЫЙ - ПАМЯТНЫЙ ПУГЛИВЫЙ – ПУГАНЫЙ УДАЧЛИВЫЙ - УДАЧНЫЙ НЕТЕРПЕЛИВЫЙ – НЕСТЕРПИМЫЙ – НЕТЕРПИМЫЙ ИНФОРМАТИВНЫЙ — ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТИВНЫЙ – ПРОДУКТОВЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ – ЭФФЕКТНЫЙ  ЧН – ОВ, Н, ВЕЧНЫЙ – ВЕКОВОЙ   ЗВУЧНЫЙ – ЗВУКОВОЙ   ГОДИЧНЫЙ – ГОДОВОЙ – ГОДОВАЛЫЙ ОТБОРОЧНЫЙ - ОТБОРНЫЙ

Изображение слайда

Слайд 9

ИСТ БОЛОТИСТЫЙ – БОЛОТНЫЙ ГЛИНИСТЫЙ – ГЛИНЯНЫЙ КАМЕНИСТЫЙ - КАМЕННЫЙ ЛЕСИСТЫЙ – ЛЕСНОЙ   Прилагательные, образованные при помощи суффиксов ЛИВ, ЧИВ, ИВ, (Т)ИВН ДОЖДЛИВЫЙ - ДОЖДЕВОЙ  НЕУДАЧЛИВЫЙ – НЕУДАЧНЫЙ ПАМЯТЛИВЫЙ - ПАМЯТНЫЙ ПУГЛИВЫЙ – ПУГАНЫЙ УДАЧЛИВЫЙ - УДАЧНЫЙ НЕТЕРПЕЛИВЫЙ – НЕСТЕРПИМЫЙ – НЕТЕРПИМЫЙ ИНФОРМАТИВНЫЙ — ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТИВНЫЙ – ПРОДУКТОВЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ – ЭФФЕКТНЫЙ  ЧН – ОВ, Н, ВЕЧНЫЙ – ВЕКОВОЙ   ЗВУЧНЫЙ – ЗВУКОВОЙ   ГОДИЧНЫЙ – ГОДОВОЙ – ГОДОВАЛЫЙ ОТБОРОЧНЫЙ - ОТБОРНЫЙ

Изображение слайда

Слайд 10

Отглагольные прилагательные и причастия   МОРОЖЕНЫЙ – МОРОЗИЛЬНЫЙ – МОРОЗНЫЙ  КРАШЕНЫЙ – КРАСОЧНЫЙ – КРАСЯЩИЙ    ИСХОДЯЩИЙ – ИСХОДНЫЙ СКРЫТЫЙ – СКРЫТНЫЙ ГАРАНТИРОВАННЫЙ – ГАРАНТИЙНЫЙ ЛАКИРОВАННЫЙ – ЛАКОВЫЙ Л БЫЛОЙ – БЫВШИЙ ЖИЛОЙ – ЖИЛИЩНЫЙ

Изображение слайда

Слайд 11

Паронимы-существительные АБОНЕМЕНТ — АБОНЕНТ.  НЕВЕЖА - НЕВЕЖДА Суффикс АНТ ДИКТАНТ - ДИКТАТ ДИПЛОМАНТ - ДИПЛОМАТ Существительные на ОСТЬ Суффикс  ОСТЬ    образует существительные со значением абстрактного признака, свойства или состояния (свежесть, бледность, жалость, смелость). НАЛИЧНОСТЬ - НАЛИЧИЕ ВЫГОДНОСТЬ – ВЫГОДА ГОРДОСТЬ – ГОРДЫНЯ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ – ИНФОРМАЦИЯ ГУМАННОСТЬ – ГУМАНИЗМ СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ - СОПРОТИВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ — ЭФФЕКТНОСТЬ

Изображение слайда

Слайд 12

↑  Значения суффиксов  ИЧЕСК, ЕСК, ТЕЛЬН, СК, ТЕЛЬ, ИСТ, АСТ, АТ, ЛИВ, ЧИВ, ЕВ, Н, ШН, ИМ/ЕМ, АНТ Суффикс  ИЧЕСК при добавлении к основе имен существительных образует имена прилагательные со значением свойственности тому, характерности для того или связанности с тем, что названо мотивирующим словом, в качестве которого выступают нарицательные имена существительные, обозначающие область науки, искусства, литературы, а также отвлеченные понятия   ◆ символ → символический ◆ артист → артистический ◆ гигиена → гигиенический ◆ идеалист → идеалистический ◆ куб → кубический ◆ нерв → нервический ◆ педант → педантический ◆ сцена → сценический ◆ логика → логический

Изображение слайда

Слайд 13

Суффикс  -ЕСК- в безударной позиции при добавлении к основе существительных образует прилагательные со значением свойственности тому, характерности для того или связанности с тем, что названо мотивирующим словом ◆ друг → дружеский ◆ творец → творческий  В безударной позиции при добавлении к основе существительных, обозначающих материал, образует прилагательные со значением сделанный из этого материала. Суффикс  -ТЕЛЬН -  образует прилагательные со значением: 1) производящий или способный произвести действие (наблюдательный, удовлетворительный); 2) являющийся объектом действия или способный им стать ( желательный, осязательный); 3) предназначенный для выполнения действия ( плавательный, летательный);

Изображение слайда

Слайд 14

Суффикс  -СК-  обозначает принадлежность. Суффикс  -ИСТ-  образует  прилагательные со значением:  1) похожий на что-то (серебристый, бархатистый);  2) обладающий чем-то в большом количестве (голосистый, ветвистый);  3) имеющий склонность к какому-нибудь действию (задиристый, отрывистый, порывистый) Суффиксы  -ИСТ, -АСТ, -АТ-  (особенно  -ИСТ- ) являются продуктивными для образования прилагательных в русском языке. Их можно признать синонимичными и имеющими значение: обладающий чем-то или каким-то качеством, содержащий что-то. Например, сноровистый (обладающий сноровкой), железистый (содержащий железо), йодистый (содержащий йод), очкастый (обладающий очками), клыкастый (обладающий клыками), горбатый (обладающий горбом), косматый (обладающий космами), крылатый (обладающий крыльями).

Изображение слайда

Слайд 15

Суффикс  -ЛИВ-  образует прилагательные, обозначающие 1) состояние, действие, свойство; 2) склонность к чему-нибудь; 3) или обладание каким-нибудь качеством (молчаливый, счастливый, крикливый). Суффикс   -ИВ-   образует прилагательные со значением: 1) постоянного свойства, качества, склонности к чему-нибудь; 2) обладания каким-нибудь качеством в большой степени (ленивый, лживый, красивый, игривый). Суффикс   -ЧИВ-  образует прилагательные со значением: способный, склонный что-нибудь делать, проявлять какое-нибудь свойство (находчивый, сговорчивый, устойчивый). Суффикс   -ЕВ- 1) принадлежности предмета лицу или животному (дедов, слесарев, волч [ j+а ], собач [ j+а ]); 2) сделанный из чего-либо, относящийся к кому-либо, чему-либо (грушевый, садовый).

Изображение слайда

Слайд 16

Суффикс  -Н-  (-ШН) образует  прилагательные  со значением: 1) признака или свойства, относящегося к предмету, явлению, действию, месту, времени или числу, названному исходным словом (весенний, дальний, вчерашний, домашний, тысячный); 2) подверженности какому-нибудь действию или результата какого-либо действия, которое названо исходным словом (отглагольные прилагательные (рваный, читаный, званый, драный). Суффикс  ИМ/ЕМ  – при помощи такого суффикса образуются отглагольные прилагательные и причастия (движимый, необитаемый) Суффикс  АНТ  имеет значение ЛИЦА: лицо по производимому действию или по роду деятельности (адресант, диверсант, квартирант, симулянт и т.п.); лицо по объекту занятий или владения (дипломант, диссертант, музыкант, фабрикант и т.п.); лицо - объект действия (арестант); лицо - участник совместного действия (дуэлянт, конкурсант, концертант, экскурсант и т.п.); лицо по отношению к месту работы или учебы (курсант, лаборант и т.п.); лицо - член коллектива (оркестрант, сектант и т.п.); лицо по отношению к тому, кем оно готовится стать (докторант, магистрант и т.п.). Имеет значение ДЕЙСТВИЯ или результата действия: вариант, диктант

Изображение слайда

Слайд 17

Корневые паронимы СЛОВАРНЫЙ – СЛОВЕСНЫЙ ЖЕСТОКИЙ - ЖЕСТКИЙ КОРЕНАСТЫЙ – КОРЕННОЙ – КОРНЕВОЙ

Изображение слайда

Слайд 18

Приставочные паронимы (однокоренные паронимы с разными приставками) Поскольку каждая приставка имеет свое значение, то при образовании слов с теми же корнями, но новыми приставками, меняется и значение слова. ВДОХ – ВЗДОХ ВЫБИРАТЬ - ИЗБИРАЯ  ВЫДАЧА - ОТДАЧА - ПЕРЕДАЧА – РАЗДАЧА ВЫПЛАТА - ОПЛАТА - ПЛАТА - УПЛАТА ВЫПЛАТИТЬ - ЗАПЛАТИТЬ - ОПЛАТИТЬ - ОТПЛАТИТЬ – УПЛАТИТЬ ВЫРАСТИТЬ - НАРАСТИТЬ - ОТРАСТИТЬ ВЫРАЩИВАНИЕ - НАРАЩИВАНИЕ - ОТРАЩИВАНИЕ ВОСПОЛНИТЬ - ДОПОЛНИТЬ - ЗАПОЛНИТЬ - НАПОЛНИТЬ - ПЕРЕПОЛНИТЬ - ПОПОЛНИТЬ;   ЗАГОРОДИТЬ – ОГОРОДИТЬ – ОГРАДИТЬ – ОТГОРОДИТЬ – ПЕРЕГОРОДИТЬ ЗАНИЗИТЬ – ПОНИЗИТЬ – СНИЗИТЬ НАДЕТЬ — ОДЕТЬ НАПОМИНАНИЕ - УПОМИНАНИЕ  ОБРЫВОК – ОТРЫВОК ОБХВАТИТЬ – ОХВАТИТЬ ОГРАНИЧИТЬ - ОТГРАНИЧИТЬ – РАЗГРАНИЧИТЬ ОТКЛОНЕНИЕ – УКЛОНЕНИЕ (ОТКЛОНИТЬСЯ – УКЛОНИТЬСЯ) ОТЛИЧАТЬ(-СЯ) - РАЗЛИЧАТЬ(-СЯ) ОТЛИЧИЕ – РАЗЛИЧИЕ  ОКЛИК – ОТКЛИК ПЕРЕТЕРПЕТЬ – ПРЕТЕРПЕТЬ ПРЕДОСТАВИТЬ – ПРЕДСТАВИТЬ

Изображение слайда

Слайд 19

↑   Значения приставок ВЫ, О, ОБ, ЗА, У, РАЗ, ПЕРЕ, В, ОТ, НА, ДО, ВОЗ, ИЗ, С Значение самых частотных приставок, которые мы встречаем в словаре паронимов: Приставка  ВЫ-  употребляется при образовании глаголов и обозначает:  а) направленность движения изнутри наружу (выбежать, выпрыгнуть);  б) доведение действия до нужного предела (вылечить);  в) доведение действия до естественного предела (вырасти);  г) изъятие, извлечение, удаление какой-либо части предмета или одного предмета из другого (выломать);  д) достижение чего-либо посредством действия (выпросить, выстоять). Приставка  О- (ОБ-, ОБО-)  употребляется при образовании глаголов и обозначает:  а) направленность действия, движения по окружности вокруг предмета, рапространение действия на всю поверхность предмета, на все его стороны (облететь);  б) направленность движения мимо предмета, обход его стороной (обойти, объехать);  в) произведение  действия до нужного предела (обыскать);  г) доведение действия до излишнего предела (обкормить);  д) доведение действия до естественного предела (обеднеть);  е) распространение действия на ряд лиц, предметов, охват действием многих лиц, предметов (одарить);  ж) направленность действия во все стороны, на всю поверхность предмета или вокруг предмета (оклеить, обжарить).

Изображение слайда

Слайд 20

Приставка  ЗА-   употребляется при образовании: 1. Существительных и прилагательных со значением: нахождение по ту сторону или за пределами того, что названо исходным словом (Заполярье, заоблачный). 2. Глаголов и обозначает:  а) начало действия (заблестеть, заговорить);  б) достижение результата действия, состояния (завоевать);  в) чрезмерность действия (замучить, заморозить);  г) направленность действия, движения за какие-либо пределы, куда-либо далеко (завести);  д) направленность внутрь (закатить);  е) попутное действие (зайти, занести);  ж) распространение действия на всю поверхность предмета (засеять);  з) совершение действия заранее (засолить, заготовить);  и) ограничение пространства чем-либо (завязать). 3. Наречий с обстоятельным значением (задаром, заранее).

Изображение слайда

Слайд 21

Приставка  У-  употребляется при образовании глаголов и обозначает:  а) направленность действия, движения от чего-либо, удаление, устранение, исчезновение чего-либо (убежать);  б) полноту действия, распространение действия на всю поверхность предмета (уложить);  в) совершение действия, несмотря на трудности, неблагоприятные условия (уберечь);  г) уменьшение количества чего-либо (ушить);  д) сделать предмет или лицо каким-либо, чем-либо, кем-либо (улучшить);  е) доведение действия до нужного предела (упаковать);  ж) доведение действия до естественного предела (увидеть). Приставки  РАЗ- (РАЗО-, РАС-), РОЗ- (РОС-)  употребляется при образовании: 1.Существительных и прилагательных и обозначает высшую степень проявления какого-либо качества, свойства (разум, разудалый). 2. Глаголов и обозначает:  а) раздробление, разделение на части (разорвать);   б) аннулирование результата предшествующего действия (разоружить);  в) распространение действия в разные стороны (разбросать);  г) распространение действия на всю поверхность (разрисовать).

Изображение слайда

Слайд 22

Приставка  ПЕРЕ -  употребляется при образовании: 1. Существительных со значением повторного действия или явления (перевыборы, перерасчет). 2. Глаголов и обозначает:  а) направленность действия или движения через какое-либо пространство или предмет (перешагнуть);  б) направленность действия или движения из одного места в другое (передвинуть, передача);  в) совершение действия вновь (переделать, перешить);  г) распространение действия на ряд предметов (переложить);  д) доведение действия до нужного предела (перезимовать);  е) доведение действия до излишнего предела (перекормить) Приставка  В- (ВО-)  употребляется при образовании: 1. Глаголов со значением:  а) направленности движения или действия внутрь (вбежать, ворваться);  б) доведения действия до нужного предела (влезть). 2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места, времени (вблизи, впоследствии).

Изображение слайда

Слайд 23

Приставка  ОТ- (ОТО-)   употребляется при образовании: 1. Существительных и обозначает:  а) явление, подобное тому, что названо исходным словом, но происходящее после него (отголосок);  б) частичное проявление признака (оттепель). 2. Глаголов и обозначает:  а) удаление, отдаление, отстранение от кого-либо, чего-либо (отбежать, отодвинуть);  б) удаление, отделение от предмета его части или же от другого предмета, тесно связанного (отпилить);  в) завершение и прекращение действия (отработать, отцвести);  г) доведение действия до излишнего предела (отлежать, отдавить). Приставка  НА-   употребляется при образовании: 1. Существительных со значением: нахождение на поверхности (настенный, нагрудный). 2. Глаголов и обозначает:  а) направленность действия на поверхность извне (наклеить);  б) направленность внутрь (налить);   в) действие в большом количестве (наварить);  г) доведение действия до естественного предела (намусорить);  д) доведение действия до нужного предела (написать). 3. Наречий со значением:  а) высшей меры, предельной степени какого-либо признака (накрепко);  б) обстоятельства времени, направления и образа действия  (наверх, назавтра, напрокат).

Изображение слайда

Слайд 24

Приставка  ДО-  употребляется при образовании: 1. Прилагательных со значением: предшествовавший, совершавшийся прежде того, что обозначено основой (доисторический, довоенный). 2. Глаголов со значением:  а) доведения действия до его завершения, конца (добежать, дотащить);  б) совершения недостающего действия (доплатить);  в) совершения  действия дополнительно (догрузить) Приставка  ВОЗ- (ВОС-)   употребляется при образовании глаголов и обозначает:  а) направленность движения  или действия вверх (возвести, воспарить);  б) совершение действия вновь, заново (воссоздать);  в) доведение действия до нужного предела (востребовать, возмужать);  г) начало действия (воссиять, возликовать). Приставка  ВЗ- (ВЗО-, ВС-)   употребляется при образовании 1. Глаголов со значением:  а) направленности движения или действия внутрь (вбежать, ворваться);  б) доведения действия до нужного предела (влезть). 2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места, времени  (вблизи, впоследствии).

Изображение слайда

Слайд 25

Приставка  ИЗ- (ИЗО-, ИС-)  употребляется при образовании: 1. Глаголов и обозначает:  а) направление действия, движения, изнутри наружу (извлечь);  б) распространение движения по всем направлениям (изъездить);  в) доведение действия до нужного предела (изготовить);  г) доведение действия до излишнего предела (износить);  д) доведение действия до естественного предела (измучить);  е) выделение, удаление откуда-либо (изгнать, излить);  ж) распространение действия на всю поверхность предмета (исписать). 2. Наречий с обстоятельным значением (издали, искоса). Приставка   С- (СО-)   употребляется при образовании: 1. Существительных и прилагательных  и  обозначает:  а) совместность, общность, взаимосвязь (содружество, созвучие);  б) явление или состояние, характеризующиеся соединением одинаковых предметов (созвездие, соцветие). 2. Глаголов и обозначает:  а) движение сверху вниз (сбросить);  б) удаление с какой-либо поверхности, какого-либо места (сгрузить);  в) сближение, соединение, скрепление чего-либо (связать);  г) воспроизведение чего-либо (срисовать);  д) ненаправленность действия, движение туда и обратно (съездить);  е) совместность чувств, действий, помощи (содействовать);  ж) доведение действия до естественного предела (стемнеть);  з) доведение действия до нужного предела (сыграть). 3. Наречий с обстоятельственным значением места, образа действия и

Изображение слайда

Слайд 26: Примеры заданий

1) Обновлённому составу депутатского корпуса предлагалось ИЗБРАТЬ секретаря совета, постоянные депутатские комиссии и новый состав исполкома. 2) Многие ветераны, работающие с момента основания предприятия, несмотря на ПОЧТИТЕЛЬНЫЙ возраст, и сегодня много трудятся, уделяют большое внимание общественной работе и воспитанию молодёжи. 3) КОННЫЙ клуб предлагает программы индивидуального обучения. 4) В данном разделе представлены параметры настройки автоматического определения номеров ИСХОДЯЩИХ и входящих звонков.

Изображение слайда

Слайд 27

1) Журналистка с НЕВИНОВНЫМ видом продолжала задавать режиссёру вопросы, которые – и она не могла этого не понимать – были ему крайне неприятны. 2) В своей сказочной повести писательница с большим юмором рассказала о ПРОДЕЛКАХ упрямого и строптивого мальчишки. 3) Региональные ОТБОРОЧНЫЕ турниры подходят к концу, и вскоре будут определены участники межрегиональных олимпиад. 4) У нового сорта салата МАСЛЯНИСТЫЕ нежные листья, имеющие сладкий вкус.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Паронимы Задание ЕГЭ № 5

1) На левом берегу реки почти до самой воды склонила свои гибкие ветви ПЛАКУЧАЯ берёза. 2) АБОНЕНТЫ для посещения филармонических концертов все желающие могут приобрести в кассах Консерватории имени П.И. Чайковского. 3) Каждому домашнему животному требуется ПОДОБАЮЩИЙ уход. 4) ЭФФЕКТНЫЙ костюм Ольги многим показался слишком театральным.

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено