Слайд 2
Паронимы (от греч. para – возле, onyma – имя) - слова, схожие по звучанию, но разные или частично совпадающие по значению. 1 АБОНЕМЕНТ — АБОНЕНТ 2 АВТОРИТАРНЫЙ – АВТОРИТЕТНЫЙ 3 АДРЕСАНТ – АДРЕСАТ 4 АРТИСТИЧЕСКИЙ — АРТИСТИЧНЫЙ Д елим паронимы на: 1) корневые 2) суффиксальные 3) приставочные
Слайд 3
Паронимы могут различаться: значением или оттенком значения: абонемент (право пользования чем-либо в течение определенного срока) – абонент (обладатель абонемента); будний (не праздничный, рабочий) – будничный (предназначенный для будней, повседневный, обыденный); лексической сочетаемостью: выплатить (пенсию, зарплату, гонорар, долг) – оплатить (расходы, убытки, проезд); синтаксической сочетаемостью: оплатить (проезд, телефонные переговоры) – заплатить (за проезд, за телефонные переговоры); лексико-синтаксической сочетаемостью: надеть (пальто) – одеть (ребенка); стилистической окраской: мальчиковый (спец.) – мальчишеский (разг.).
Слайд 4: Алгоритм выполнения задания
1. Внимательно прочитайте варианты ответов. 2. Определите тип паронима: приставочный, суффиксальный или корневой. 3. Подберите к каждому парониму его пару (или несколько слов). 4. Определите значение паронима. Это можно сделать, выучив все значения слов из словарика паронимов ЕГЭ. 5. Также важно выделить суффиксы и приставки и определить их значение. 6. При выборе схожих по звучанию слов важно учитывать их смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевую окраску и употребление. 7. Не забудьте: в ответ необходимо вписать уже исправленный вариант паронима
Слайд 5
Суффиксальные паронимы - паронимы, которые отличаются в написании суффиксов или буквенных сочетаний в суффиксах. Прилагательные ИЧЕСК (ЕСК)-ЧН АРТИСТИЧЕСКИЙ – АРТИСТИЧНЫЙ ГАРМОНИЧЕСКИЙ – ГАРМОНИЧНЫЙ ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ – ГУМАНИТАРНЫЙ – ГУМАННЫЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ - ДЕМОКРАТИЧНЫЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ – ДИПЛОМАТИЧНЫЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ – ДРАМАТИЧНЫЙ ИРОНИЧЕСКИЙ – ИРОНИЧНЫЙ МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ – МИКРОСКОПИЧНЫЙ ОРГАНИЧЕСКИЙ – ОРГАНИЧНЫЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ – ПРАКТИЧНЫЙ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ – ПУБЛИЦИСТИЧНЫЙ РИТМИЧЕСКИЙ -РИТМИЧНЫЙ РОМАНТИЧЕСКИЙ - РОМАНТИЧНЫЙ СЦЕНИЧЕСКИЙ – СЦЕНИЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ - ТЕХНИЧНЫЙ ХИЩНИЧЕСКИЙ – ХИЩНЫЙ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ - ЭСТЕТИЧНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ – ЭТИЧНЫЙ
Слайд 6
Чередования суффиксов (2 и более) ЭКОНОМИЧЕСКИЙ - ЭКОНОМИЧНЫЙ – ЭКОНОМНЫЙ ДЕЛЯЧЕСКИЙ - ДЕЛОВИТЫЙ - ДЕЛОВОЙ - ДЕЛЬНЫЙ ТЕЛЬН – ТЕЛЬ+СК, Н, НН, ИМ, ЧИВ ЗРИТЕЛЬНЫЙ - ЗРИТЕЛЬСКИЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ - ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ - ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ - ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ ПОЧТИТЕЛЬНЫЙ – ПОЧТЕННЫЙ – ПОЧЁТНЫЙ УНИЗИТЕЛЬНЫЙ - УНИЖЕННЫЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ – ПРОСВЕЩЁННЫЙ ПРИЗНАТЕЛЬНЫЙ – ПРИЗНАННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ – ОБВИНЁННЫЙ ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ – ЖЕЛАННЫЙ ДЛИТЕЛЬНЫЙ - ДЛИННЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ – СРАВНИМЫЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ - БЛАГОТВОРНЫЙ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ —ДОВЕРЧИВЫЙ ПОКУПАТЕЛЬНЫЙ - ПОКУПАТЕЛЬСКИЙ - ПОКУПНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ – ДЕЙСТВЕННЫЙ – ДЕЙСТВУЮЩИЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ – ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ АБЕЛЬН - значение пригодности КОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ – КОМФОРТНЫЙ
Слайд 7
Существительны с с суффиксами ТЕЛЬ, АБЕЛЬ РАЗДРАЖЕНИЕ – РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ – ПРОИЗВОДСТВО ЗАЧИНАТЕЛЬ – ЗАЧИНЩИК СТВЕНН – Н/СК/ЮЩ БЕДНЫЙ – БЕДСТВЕННЫЙ БЕЗОТВЕТНЫЙ - БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ БЛАГОДАРНЫЙ - БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ ВЕЛИКИЙ - ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ ДВОИЧНЫЙ - ДВОЙНОЙ - ДВОЙСТВЕННЫЙ - ДВОЯКИЙ – СДВОЕННЫЙ – УДВОЕННЫЙ ДРУЖЕСКИЙ – ДРУЖЕСТВЕННЫЙ – ДРУЖНЫЙ ЕДИНИЧНЫЙ – ЕДИНСТВЕННЫЙ ИСКУСНЫЙ - ИСКУССТВЕННЫЙ ЦАРСКИЙ – ЦАРСТВЕННЫЙ – ЦАРСТВУЮЩИЙ ЕСК(СК) – Н, НН ВРАЖЕСКИЙ - ВРАЖДЕБНЫЙ ЖИТЕЙСКИЙ – ЖИЗНЕННЫЙ ЗВЕРСКИЙ – ЗВЕРИНЫЙ КОНСКИЙ – КОННЫЙ ПОПУЛИСТСКИЙ – ПОПУЛЯРНЫЙ СОСЕДСКИЙ – СОСЕДНИЙ
Слайд 8
ИСТ БОЛОТИСТЫЙ – БОЛОТНЫЙ ГЛИНИСТЫЙ – ГЛИНЯНЫЙ КАМЕНИСТЫЙ - КАМЕННЫЙ ЛЕСИСТЫЙ – ЛЕСНОЙ Прилагательные, образованные при помощи суффиксов ЛИВ, ЧИВ, ИВ, (Т)ИВН ДОЖДЛИВЫЙ - ДОЖДЕВОЙ НЕУДАЧЛИВЫЙ – НЕУДАЧНЫЙ ПАМЯТЛИВЫЙ - ПАМЯТНЫЙ ПУГЛИВЫЙ – ПУГАНЫЙ УДАЧЛИВЫЙ - УДАЧНЫЙ НЕТЕРПЕЛИВЫЙ – НЕСТЕРПИМЫЙ – НЕТЕРПИМЫЙ ИНФОРМАТИВНЫЙ — ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТИВНЫЙ – ПРОДУКТОВЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ – ЭФФЕКТНЫЙ ЧН – ОВ, Н, ВЕЧНЫЙ – ВЕКОВОЙ ЗВУЧНЫЙ – ЗВУКОВОЙ ГОДИЧНЫЙ – ГОДОВОЙ – ГОДОВАЛЫЙ ОТБОРОЧНЫЙ - ОТБОРНЫЙ
Слайд 9
ИСТ БОЛОТИСТЫЙ – БОЛОТНЫЙ ГЛИНИСТЫЙ – ГЛИНЯНЫЙ КАМЕНИСТЫЙ - КАМЕННЫЙ ЛЕСИСТЫЙ – ЛЕСНОЙ Прилагательные, образованные при помощи суффиксов ЛИВ, ЧИВ, ИВ, (Т)ИВН ДОЖДЛИВЫЙ - ДОЖДЕВОЙ НЕУДАЧЛИВЫЙ – НЕУДАЧНЫЙ ПАМЯТЛИВЫЙ - ПАМЯТНЫЙ ПУГЛИВЫЙ – ПУГАНЫЙ УДАЧЛИВЫЙ - УДАЧНЫЙ НЕТЕРПЕЛИВЫЙ – НЕСТЕРПИМЫЙ – НЕТЕРПИМЫЙ ИНФОРМАТИВНЫЙ — ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТИВНЫЙ – ПРОДУКТОВЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ – ЭФФЕКТНЫЙ ЧН – ОВ, Н, ВЕЧНЫЙ – ВЕКОВОЙ ЗВУЧНЫЙ – ЗВУКОВОЙ ГОДИЧНЫЙ – ГОДОВОЙ – ГОДОВАЛЫЙ ОТБОРОЧНЫЙ - ОТБОРНЫЙ
Слайд 10
Отглагольные прилагательные и причастия МОРОЖЕНЫЙ – МОРОЗИЛЬНЫЙ – МОРОЗНЫЙ КРАШЕНЫЙ – КРАСОЧНЫЙ – КРАСЯЩИЙ ИСХОДЯЩИЙ – ИСХОДНЫЙ СКРЫТЫЙ – СКРЫТНЫЙ ГАРАНТИРОВАННЫЙ – ГАРАНТИЙНЫЙ ЛАКИРОВАННЫЙ – ЛАКОВЫЙ Л БЫЛОЙ – БЫВШИЙ ЖИЛОЙ – ЖИЛИЩНЫЙ
Слайд 11
Паронимы-существительные АБОНЕМЕНТ — АБОНЕНТ. НЕВЕЖА - НЕВЕЖДА Суффикс АНТ ДИКТАНТ - ДИКТАТ ДИПЛОМАНТ - ДИПЛОМАТ Существительные на ОСТЬ Суффикс ОСТЬ образует существительные со значением абстрактного признака, свойства или состояния (свежесть, бледность, жалость, смелость). НАЛИЧНОСТЬ - НАЛИЧИЕ ВЫГОДНОСТЬ – ВЫГОДА ГОРДОСТЬ – ГОРДЫНЯ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ – ИНФОРМАЦИЯ ГУМАННОСТЬ – ГУМАНИЗМ СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ - СОПРОТИВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ — ЭФФЕКТНОСТЬ
Слайд 12
↑ Значения суффиксов ИЧЕСК, ЕСК, ТЕЛЬН, СК, ТЕЛЬ, ИСТ, АСТ, АТ, ЛИВ, ЧИВ, ЕВ, Н, ШН, ИМ/ЕМ, АНТ Суффикс ИЧЕСК при добавлении к основе имен существительных образует имена прилагательные со значением свойственности тому, характерности для того или связанности с тем, что названо мотивирующим словом, в качестве которого выступают нарицательные имена существительные, обозначающие область науки, искусства, литературы, а также отвлеченные понятия ◆ символ → символический ◆ артист → артистический ◆ гигиена → гигиенический ◆ идеалист → идеалистический ◆ куб → кубический ◆ нерв → нервический ◆ педант → педантический ◆ сцена → сценический ◆ логика → логический
Слайд 13
Суффикс -ЕСК- в безударной позиции при добавлении к основе существительных образует прилагательные со значением свойственности тому, характерности для того или связанности с тем, что названо мотивирующим словом ◆ друг → дружеский ◆ творец → творческий В безударной позиции при добавлении к основе существительных, обозначающих материал, образует прилагательные со значением сделанный из этого материала. Суффикс -ТЕЛЬН - образует прилагательные со значением: 1) производящий или способный произвести действие (наблюдательный, удовлетворительный); 2) являющийся объектом действия или способный им стать ( желательный, осязательный); 3) предназначенный для выполнения действия ( плавательный, летательный);
Слайд 14
Суффикс -СК- обозначает принадлежность. Суффикс -ИСТ- образует прилагательные со значением: 1) похожий на что-то (серебристый, бархатистый); 2) обладающий чем-то в большом количестве (голосистый, ветвистый); 3) имеющий склонность к какому-нибудь действию (задиристый, отрывистый, порывистый) Суффиксы -ИСТ, -АСТ, -АТ- (особенно -ИСТ- ) являются продуктивными для образования прилагательных в русском языке. Их можно признать синонимичными и имеющими значение: обладающий чем-то или каким-то качеством, содержащий что-то. Например, сноровистый (обладающий сноровкой), железистый (содержащий железо), йодистый (содержащий йод), очкастый (обладающий очками), клыкастый (обладающий клыками), горбатый (обладающий горбом), косматый (обладающий космами), крылатый (обладающий крыльями).
Слайд 15
Суффикс -ЛИВ- образует прилагательные, обозначающие 1) состояние, действие, свойство; 2) склонность к чему-нибудь; 3) или обладание каким-нибудь качеством (молчаливый, счастливый, крикливый). Суффикс -ИВ- образует прилагательные со значением: 1) постоянного свойства, качества, склонности к чему-нибудь; 2) обладания каким-нибудь качеством в большой степени (ленивый, лживый, красивый, игривый). Суффикс -ЧИВ- образует прилагательные со значением: способный, склонный что-нибудь делать, проявлять какое-нибудь свойство (находчивый, сговорчивый, устойчивый). Суффикс -ЕВ- 1) принадлежности предмета лицу или животному (дедов, слесарев, волч [ j+а ], собач [ j+а ]); 2) сделанный из чего-либо, относящийся к кому-либо, чему-либо (грушевый, садовый).
Слайд 16
Суффикс -Н- (-ШН) образует прилагательные со значением: 1) признака или свойства, относящегося к предмету, явлению, действию, месту, времени или числу, названному исходным словом (весенний, дальний, вчерашний, домашний, тысячный); 2) подверженности какому-нибудь действию или результата какого-либо действия, которое названо исходным словом (отглагольные прилагательные (рваный, читаный, званый, драный). Суффикс ИМ/ЕМ – при помощи такого суффикса образуются отглагольные прилагательные и причастия (движимый, необитаемый) Суффикс АНТ имеет значение ЛИЦА: лицо по производимому действию или по роду деятельности (адресант, диверсант, квартирант, симулянт и т.п.); лицо по объекту занятий или владения (дипломант, диссертант, музыкант, фабрикант и т.п.); лицо - объект действия (арестант); лицо - участник совместного действия (дуэлянт, конкурсант, концертант, экскурсант и т.п.); лицо по отношению к месту работы или учебы (курсант, лаборант и т.п.); лицо - член коллектива (оркестрант, сектант и т.п.); лицо по отношению к тому, кем оно готовится стать (докторант, магистрант и т.п.). Имеет значение ДЕЙСТВИЯ или результата действия: вариант, диктант
Слайд 17
Корневые паронимы СЛОВАРНЫЙ – СЛОВЕСНЫЙ ЖЕСТОКИЙ - ЖЕСТКИЙ КОРЕНАСТЫЙ – КОРЕННОЙ – КОРНЕВОЙ
Слайд 18
Приставочные паронимы (однокоренные паронимы с разными приставками) Поскольку каждая приставка имеет свое значение, то при образовании слов с теми же корнями, но новыми приставками, меняется и значение слова. ВДОХ – ВЗДОХ ВЫБИРАТЬ - ИЗБИРАЯ ВЫДАЧА - ОТДАЧА - ПЕРЕДАЧА – РАЗДАЧА ВЫПЛАТА - ОПЛАТА - ПЛАТА - УПЛАТА ВЫПЛАТИТЬ - ЗАПЛАТИТЬ - ОПЛАТИТЬ - ОТПЛАТИТЬ – УПЛАТИТЬ ВЫРАСТИТЬ - НАРАСТИТЬ - ОТРАСТИТЬ ВЫРАЩИВАНИЕ - НАРАЩИВАНИЕ - ОТРАЩИВАНИЕ ВОСПОЛНИТЬ - ДОПОЛНИТЬ - ЗАПОЛНИТЬ - НАПОЛНИТЬ - ПЕРЕПОЛНИТЬ - ПОПОЛНИТЬ; ЗАГОРОДИТЬ – ОГОРОДИТЬ – ОГРАДИТЬ – ОТГОРОДИТЬ – ПЕРЕГОРОДИТЬ ЗАНИЗИТЬ – ПОНИЗИТЬ – СНИЗИТЬ НАДЕТЬ — ОДЕТЬ НАПОМИНАНИЕ - УПОМИНАНИЕ ОБРЫВОК – ОТРЫВОК ОБХВАТИТЬ – ОХВАТИТЬ ОГРАНИЧИТЬ - ОТГРАНИЧИТЬ – РАЗГРАНИЧИТЬ ОТКЛОНЕНИЕ – УКЛОНЕНИЕ (ОТКЛОНИТЬСЯ – УКЛОНИТЬСЯ) ОТЛИЧАТЬ(-СЯ) - РАЗЛИЧАТЬ(-СЯ) ОТЛИЧИЕ – РАЗЛИЧИЕ ОКЛИК – ОТКЛИК ПЕРЕТЕРПЕТЬ – ПРЕТЕРПЕТЬ ПРЕДОСТАВИТЬ – ПРЕДСТАВИТЬ
Слайд 19
↑ Значения приставок ВЫ, О, ОБ, ЗА, У, РАЗ, ПЕРЕ, В, ОТ, НА, ДО, ВОЗ, ИЗ, С Значение самых частотных приставок, которые мы встречаем в словаре паронимов: Приставка ВЫ- употребляется при образовании глаголов и обозначает: а) направленность движения изнутри наружу (выбежать, выпрыгнуть); б) доведение действия до нужного предела (вылечить); в) доведение действия до естественного предела (вырасти); г) изъятие, извлечение, удаление какой-либо части предмета или одного предмета из другого (выломать); д) достижение чего-либо посредством действия (выпросить, выстоять). Приставка О- (ОБ-, ОБО-) употребляется при образовании глаголов и обозначает: а) направленность действия, движения по окружности вокруг предмета, рапространение действия на всю поверхность предмета, на все его стороны (облететь); б) направленность движения мимо предмета, обход его стороной (обойти, объехать); в) произведение действия до нужного предела (обыскать); г) доведение действия до излишнего предела (обкормить); д) доведение действия до естественного предела (обеднеть); е) распространение действия на ряд лиц, предметов, охват действием многих лиц, предметов (одарить); ж) направленность действия во все стороны, на всю поверхность предмета или вокруг предмета (оклеить, обжарить).
Слайд 20
Приставка ЗА- употребляется при образовании: 1. Существительных и прилагательных со значением: нахождение по ту сторону или за пределами того, что названо исходным словом (Заполярье, заоблачный). 2. Глаголов и обозначает: а) начало действия (заблестеть, заговорить); б) достижение результата действия, состояния (завоевать); в) чрезмерность действия (замучить, заморозить); г) направленность действия, движения за какие-либо пределы, куда-либо далеко (завести); д) направленность внутрь (закатить); е) попутное действие (зайти, занести); ж) распространение действия на всю поверхность предмета (засеять); з) совершение действия заранее (засолить, заготовить); и) ограничение пространства чем-либо (завязать). 3. Наречий с обстоятельным значением (задаром, заранее).
Слайд 21
Приставка У- употребляется при образовании глаголов и обозначает: а) направленность действия, движения от чего-либо, удаление, устранение, исчезновение чего-либо (убежать); б) полноту действия, распространение действия на всю поверхность предмета (уложить); в) совершение действия, несмотря на трудности, неблагоприятные условия (уберечь); г) уменьшение количества чего-либо (ушить); д) сделать предмет или лицо каким-либо, чем-либо, кем-либо (улучшить); е) доведение действия до нужного предела (упаковать); ж) доведение действия до естественного предела (увидеть). Приставки РАЗ- (РАЗО-, РАС-), РОЗ- (РОС-) употребляется при образовании: 1.Существительных и прилагательных и обозначает высшую степень проявления какого-либо качества, свойства (разум, разудалый). 2. Глаголов и обозначает: а) раздробление, разделение на части (разорвать); б) аннулирование результата предшествующего действия (разоружить); в) распространение действия в разные стороны (разбросать); г) распространение действия на всю поверхность (разрисовать).
Слайд 22
Приставка ПЕРЕ - употребляется при образовании: 1. Существительных со значением повторного действия или явления (перевыборы, перерасчет). 2. Глаголов и обозначает: а) направленность действия или движения через какое-либо пространство или предмет (перешагнуть); б) направленность действия или движения из одного места в другое (передвинуть, передача); в) совершение действия вновь (переделать, перешить); г) распространение действия на ряд предметов (переложить); д) доведение действия до нужного предела (перезимовать); е) доведение действия до излишнего предела (перекормить) Приставка В- (ВО-) употребляется при образовании: 1. Глаголов со значением: а) направленности движения или действия внутрь (вбежать, ворваться); б) доведения действия до нужного предела (влезть). 2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места, времени (вблизи, впоследствии).
Слайд 23
Приставка ОТ- (ОТО-) употребляется при образовании: 1. Существительных и обозначает: а) явление, подобное тому, что названо исходным словом, но происходящее после него (отголосок); б) частичное проявление признака (оттепель). 2. Глаголов и обозначает: а) удаление, отдаление, отстранение от кого-либо, чего-либо (отбежать, отодвинуть); б) удаление, отделение от предмета его части или же от другого предмета, тесно связанного (отпилить); в) завершение и прекращение действия (отработать, отцвести); г) доведение действия до излишнего предела (отлежать, отдавить). Приставка НА- употребляется при образовании: 1. Существительных со значением: нахождение на поверхности (настенный, нагрудный). 2. Глаголов и обозначает: а) направленность действия на поверхность извне (наклеить); б) направленность внутрь (налить); в) действие в большом количестве (наварить); г) доведение действия до естественного предела (намусорить); д) доведение действия до нужного предела (написать). 3. Наречий со значением: а) высшей меры, предельной степени какого-либо признака (накрепко); б) обстоятельства времени, направления и образа действия (наверх, назавтра, напрокат).
Слайд 24
Приставка ДО- употребляется при образовании: 1. Прилагательных со значением: предшествовавший, совершавшийся прежде того, что обозначено основой (доисторический, довоенный). 2. Глаголов со значением: а) доведения действия до его завершения, конца (добежать, дотащить); б) совершения недостающего действия (доплатить); в) совершения действия дополнительно (догрузить) Приставка ВОЗ- (ВОС-) употребляется при образовании глаголов и обозначает: а) направленность движения или действия вверх (возвести, воспарить); б) совершение действия вновь, заново (воссоздать); в) доведение действия до нужного предела (востребовать, возмужать); г) начало действия (воссиять, возликовать). Приставка ВЗ- (ВЗО-, ВС-) употребляется при образовании 1. Глаголов со значением: а) направленности движения или действия внутрь (вбежать, ворваться); б) доведения действия до нужного предела (влезть). 2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места, времени (вблизи, впоследствии).
Слайд 25
Приставка ИЗ- (ИЗО-, ИС-) употребляется при образовании: 1. Глаголов и обозначает: а) направление действия, движения, изнутри наружу (извлечь); б) распространение движения по всем направлениям (изъездить); в) доведение действия до нужного предела (изготовить); г) доведение действия до излишнего предела (износить); д) доведение действия до естественного предела (измучить); е) выделение, удаление откуда-либо (изгнать, излить); ж) распространение действия на всю поверхность предмета (исписать). 2. Наречий с обстоятельным значением (издали, искоса). Приставка С- (СО-) употребляется при образовании: 1. Существительных и прилагательных и обозначает: а) совместность, общность, взаимосвязь (содружество, созвучие); б) явление или состояние, характеризующиеся соединением одинаковых предметов (созвездие, соцветие). 2. Глаголов и обозначает: а) движение сверху вниз (сбросить); б) удаление с какой-либо поверхности, какого-либо места (сгрузить); в) сближение, соединение, скрепление чего-либо (связать); г) воспроизведение чего-либо (срисовать); д) ненаправленность действия, движение туда и обратно (съездить); е) совместность чувств, действий, помощи (содействовать); ж) доведение действия до естественного предела (стемнеть); з) доведение действия до нужного предела (сыграть). 3. Наречий с обстоятельственным значением места, образа действия и
Слайд 26: Примеры заданий
1) Обновлённому составу депутатского корпуса предлагалось ИЗБРАТЬ секретаря совета, постоянные депутатские комиссии и новый состав исполкома. 2) Многие ветераны, работающие с момента основания предприятия, несмотря на ПОЧТИТЕЛЬНЫЙ возраст, и сегодня много трудятся, уделяют большое внимание общественной работе и воспитанию молодёжи. 3) КОННЫЙ клуб предлагает программы индивидуального обучения. 4) В данном разделе представлены параметры настройки автоматического определения номеров ИСХОДЯЩИХ и входящих звонков.
Слайд 27
1) Журналистка с НЕВИНОВНЫМ видом продолжала задавать режиссёру вопросы, которые – и она не могла этого не понимать – были ему крайне неприятны. 2) В своей сказочной повести писательница с большим юмором рассказала о ПРОДЕЛКАХ упрямого и строптивого мальчишки. 3) Региональные ОТБОРОЧНЫЕ турниры подходят к концу, и вскоре будут определены участники межрегиональных олимпиад. 4) У нового сорта салата МАСЛЯНИСТЫЕ нежные листья, имеющие сладкий вкус.
Последний слайд презентации: Паронимы Задание ЕГЭ № 5
1) На левом берегу реки почти до самой воды склонила свои гибкие ветви ПЛАКУЧАЯ берёза. 2) АБОНЕНТЫ для посещения филармонических концертов все желающие могут приобрести в кассах Консерватории имени П.И. Чайковского. 3) Каждому домашнему животному требуется ПОДОБАЮЩИЙ уход. 4) ЭФФЕКТНЫЙ костюм Ольги многим показался слишком театральным.