Первый слайд презентации: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дисциплина ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 2
Цель: обеспечить в ходе освоения дисциплины «Педагогическая теория культурно-просветительской деятельности» выполнение индикаторов достижения компетенций: УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия, ОПК-4 Способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей, ОПК-7 Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений, ПК-2 Способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы в условиях непрерывного педагогического образования.
Слайд 3
Задачи: в ходе освоения дисциплины «Педагогическая теория культурно-просветительской деятельности» обеспечить у обучающихся освоение: – знания способов и ресурсов поиска и использования необходимой для саморазвития и взаимодействия с другими информации о культурных особенностях и традициях различных сообществ; – знания приоритетов развития воспитания, отраженные в государственных нормативных правовых документах, программах, стратегиях; – знания педагогических основ построения взаимодействия с субъектами образовательного процесса; методов выявления индивидуальных особенностей обучающихся; особенностей построения взаимодействия с различными участниками образовательных отношений с учетом особенностей образовательной среды учреждения; – знания основ педагогической теории культурно-просветительской деятельности, принципы составления и особенности реализации культурно-просветительских программ.
Слайд 5: Вопросы для рассмотрения
Понятие культурно-просветительской деятельности. Функции культурно-просветительской деятельности.
1.1. Введение: Духовные проблемы современности. 1.2. Понимание человека: современный взгляд. 1.3. Понятие и структура культуры.
Слайд 7
ЯРОШЕНКО НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ - доктор педагогических наук, профессор, [ заведующий кафедрой социально-культурной деятельности ], проректор по научной деятельности Московского государственного института культуры: «…Большой круг проблем анализа воспитательных возможностей, ценностносмысловых резервов культурно-просветительской деятельности выпадает из рассмотрения большинства исследователей…»
Слайд 8: Духовные проблемы современности
Введение «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму» (Мф. 15:14). Питер Брейгель Старший «Притча о слепых», 1568 г.
Слайд 9: Человек – дерево, растущее корнями вверх» (А.Н. Афанасьев)
От бездуховности советского времени к духовной неразберихе постсоветского периода; Ориентация на телесные удовольствия и комфорт, культура потребления; Рост манипулятивных практик; Прозрачность и привлекательность зла; Теплохладность современного человека; Виртуализация жизненного пространства: нетократия ; !!! « расчеловечивание » человека ; ковидный синдром; цивилизационный конфликт ; Синдром усталости от позитива ( Бён-Чхоль Хан)
Слайд 10
«Прозрачность зла» (Ж. Бодрийяр ) в современном мире: А. Косолапов «Ленин, Христос и Микки-Маус» (2008) П. Никифоров «Электро- нирвана» (2008)
Слайд 11
Одной из основных задач культурно-просветительской деятельности является сегодня сохранение Человеческого в человеке. «Где мудрость, которую знание заставило нас потерять? Где знание, которое мы заменили информацией?» (прот. Александр Шмеман )
человек ДУХ – специфически человеческая деятельность: ВЕРА, МЫШЛЕНИЕ «Я мыслю, следовательно, я существую». ДУША – принадлежность живой материи (одушевленность) ТЕЛО – материальный мир
Слайд 14
ЧЕЛОВЕК – образ и подобие Бога. задан природой свободный выбор духа О. Роден Мыслитель Рафаэль Санти Мадонна с младенцем
Слайд 15: Со - знание как основа свободы личности: человек способен посмотреть на себя со стороны, отразить свое отношение в художественных образах
Тициан Вечеллио Искушение Адама и Евы, ок.1570 г.
Слайд 16
Миниатюры на сюжет «Грехопадение» из Псалтири Хантера - английской рукописи XII в.
Слайд 17
Ф. Грек Преображение П. Брейгель Слепые, идущие за слепым поводырем Э. Мунк Крик
Слайд 18: Идеал человека: КАЛОКАГАТИЯ (греч. κα λοκ αγαθία, τὸ καλὸν κἀγαθόν) – термин античной этики, составленный из двух прилагательных: καλός (прекрасный) и ἀγαθός (добрый). ( приблизительный перевод «нравственная красота »)
Подлинная свобода человека состоит в подчинении себя законам нравственности
Слайд 21
Структура Бытия Высшие ценности Структура человека Бог Истина Дух Человек Добро Душа Природа Красота Тело
Слайд 23: Культура
Культура – ( cultura – лат. «обработка, возделывание почвы) – основной способ бытия человека; совокупность и результат духовной, материальной, социальной деятельности человека. Культура – это судьба (А. Кончаловский). Культура – «вторая природа» ( Демокрит ). Культура и цивилизация. Культура как «возделывания души» ( cultura animi ) впервые встречается в работе Цицерона « Тускуланские беседы» (45 до н. э.). В качестве исторического аналога новоевропейской идеи культуры можно рассматривать древнегреческое понятие пайдейи (πα ιδεί α, лат. humanitas ) – воспитания и универсальной образованности человека.
Слайд 24
Humanitas стала в эпоху Возрождения центральным понятием итальянских гуманистов. гуманистов Термин «культура» как оппозиция естественному состоянию впервые употребил С. Фон Пуффендорф. В 17–18 вв. слово «культура» постепенно стало использоваться для характеристики человеческого совершенствования и развития вообще, как синоним просвещённости и воспитанности в противоположность «варварству» и «необразованности» ( cultura universalis у Яна Коменского и др.). В этом же значении со 2-й половины 18 в. получает распространение термин цивилизация, доминирующий во французском и английском словоупотреблении.
Слайд 26
Культу́ра (лат. cultura – обработка, культивация, облагораживание, воспитание), исторически сложившийся образ жизни людей, включающий в себя ценности и нормы, верования и обряды, знания и умения, обычаи и установления, технику и технологии, способы мышления, деятельности, взаимодействия и коммуникации и т. д. (БРЭ) Изучается: культурологией, педагогикой, антрологией.
Слайд 27
Это дескриптивное понятие культуры используется в различных науках о культуре: в культурной (социальной ) антропологии (этнологии), семиотике, филологии, социологии, психологии, истории культурологии. Наряду с этим общим понятием культуры как обозначением специфической для человечества формы бытия принято выделять различные типы культуры, соответствующие многообразию человеческих сообществ: исторические (например, античная культура), географические (например, европейская культура), этнические (например, русская культура), религиозные (например, культура ислама), сословные (например, дворянская культура) и др. Выделяют также типы культуры, связанные с различными видами деятельности: культура общения, политическая культура, художественная культура, культура труда и т. п.
Слайд 28
Под культурно-просветительской деятельностью понимается педагогически организованная свободная деятельность, направленная на просвещение, воспитание всесторонне гармонически развитой личности, в процессе которой происходит развитие творческих способностей, удовлетворение культурных потребностей и подъём культурного уровня личности.
Слайд 29: Функции культурно-просветительской деятельности :
Информационно-просветительская. Обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий. Опирается на широкий арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, навыков, умений, продолжает, дополняет и углубляет знания и информацию, полученные в учебных заведениях и из других источников. Культурно-творческая. Связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовой, технической, спортивно-игровой, художественно-театральной, научно-исследовательской, прикладной ). Воздействие на сознание. Способствует раскрытию и развитию окружающих людей, формированию и развитию духовно-нравственных идеалов и ценностей общества при помощи искусства и арт-терапии. Политическая. Позволяет участвовать в постановке и решении актуальных задач российской государственной политики в области национально-культурных отношений, развития этнокультурного образования и межкультурных коммуникаций.