Педагогическое общение, функции, способы реализации — презентация
logo
Педагогическое общение, функции, способы реализации
  • Педагогическое общение, функции, способы реализации
  • Экспресс-опрос по теме «Методы воспитания»:
  • 3. Установите соответствие между названием метода и его описанием
  • Вопросы по теме:
  • Общение как деятельность
  • Педагогическое общение, функции, способы реализации
  • Педагогическое общение тоже ОБЩЕНИЕ
  • Различные подходы к понятию педагогического общения:
  • Три аспекта общения:
  • Веер типов общения
  • Характеристики общения в процессе педагогической деятельности:
  • Качества личности учителя, значимые для продуктивного общения:
  • Педагогическое общение, функции, способы реализации
  • Педагогическое общение, функции, способы реализации
  • Причины плохой коммуникации
  • Суть конфликта
  • Размен ударами (или кто самый Умный?)
  • Фактор конфликтного поведения человека
  • Стадии развития конфликта
  • Виды педагогических ситуаций и конфликтов (Рыбакова М.М.)
  • Педагогическое общение, функции, способы реализации
  • Педагогическое общение, функции, способы реализации
  • Педагогическое общение, функции, способы реализации
  • Конфликт смещенного основания
  • Конфликты содержательного плана
  • «Пустой" конфликт:
  • Пути решения конфликтов
  • Пути решения конфликтов
  • Как выйти из конфликта, если он начался ?
  • Предпосылки предотвращения
  • Управление конфликтами
  • Какова техника безопасности при конфликте?
  • С пособы реагирования школы ( не только взрослых ) на конфликты
  • Что общего у этих способов ?
  • Принципы восстановительного подхода к реагированию на конфликты
  • Педагогическое общение, функции, способы реализации
  • Педагогическое общение, функции, способы реализации
  • Педагогическое общение, функции, способы реализации
  • Стили педагогического общения:
  • Стили педагогического общения:
  • Стили педагогического общения и руководства:
  • Стили педагогического общения и руководства:
  • Стили педагогического общения и руководства:
  • Стили педагогического общения:
  • Условия эффективности педагогического общения по А. А. Бодалёву :
  • Педагогическое общение, функции, способы реализации
  • Педагогическое общение, функции, способы реализации
  • Субъект и объект
  • Структура деятельности
  • Педагогическое общение, функции, способы реализации
  • Педагогическое общение, функции, способы реализации
  • Педагогическое общение, функции, способы реализации
  • Педагогическое общение, функции, способы реализации
  • Игра
  • Труд
  • Учение
  • Педагогическое общение, функции, способы реализации
  • Педагогическое общение, функции, способы реализации
  • Педагогическое общение, функции, способы реализации
  • Психологические особенности
  • Педагогическое общение, функции, способы реализации
  • 1) Установите соответствие (3 мин)
  • 2) О какой воспитательной системе идет речь? (2 мин)
  • Отряд «Каравелла » Владислава Крапивина
1/64

Первый слайд презентации: Педагогическое общение, функции, способы реализации

Семинар №3

Изображение слайда

Слайд 2: Экспресс-опрос по теме «Методы воспитания»:

1. Какое из определений раскрывает понятие метод воспитания? А) объекты материальной и нематериальной культуры, виды деятельности (предметные кружки, конкурсы, олимпиады); Б) способ решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия. В ) доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом. 2. О каком факторе выбора метода воспитания идет речь, когда авторы методики коллективно-творческого дела говорят, что для успешной реализации метода КТД необходима нравственная и благоприятная для развития ребенка психологическая атмосфера: А. Уровень сформированности коллектива Б. Индивидуальные и личностные особенности воспитанников В. Содержание воспитания

Изображение слайда

Слайд 3: 3. Установите соответствие между названием метода и его описанием

Метод воспитания Описание метода воспитания 1 Метод внушения А обстоятельство затруднения, выбора, толчка к действию, создаваемое педагогом намеренно 2 Метод убеждения Б воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности 3 Педагогическое требование В эмоциональное и глубокое разъяснение сущности норм и правил поведе­ния с целью развития сознания и чувств воспитуемой личности. 4 Воспитывающая ситуация Г предъявление норм, правил поведения к выполнению которых педагог побуждает воспитанников

Изображение слайда

Слайд 4: Вопросы по теме:

1. Определение понятия «педагогическое общение», 2. Структура и стили педагогического общения. 3. Факторы, определяющие эффективность педагогического общения. 4. Конфликт в педагогическом общении, его уровни и способы разрешения.

Изображение слайда

Слайд 5: Общение как деятельность

Процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией Средства общения Невербальные (несловесные) Вербальные (словесные) Знаковые системы Сигналы Внешний облик человека Тактильные средства Произведения искусства Содержание общения – это ИНФОРМАЦИЯ

Изображение слайда

Слайд 6

Общение  - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три процесса : обмен информацией, обмен действиями, восприятие и понимание партнера.

Изображение слайда

Слайд 7: Педагогическое общение тоже ОБЩЕНИЕ

это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата и отношений внутри коллектива между участниками образовательного процесса общение как целостный многоплановый процесс установления и развития контакта между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку конкретной стратегии взаимодействия, восприятие и понимание человека.

Изображение слайда

Слайд 8: Различные подходы к понятию педагогического общения:

Изображение слайда

Слайд 9: Три аспекта общения:

Коммуникативный - завязывание и поддержание контакта и передача информации ( коммуникатов ); Персептивный - восприятие другого человека, эмоциональное соучастие партнеру; Интерактивный - взаимодействие и воздействие людей друг с другом в процессе межличностных отношений, организация совместной деятельности;

Изображение слайда

Слайд 10: Веер типов общения

Простое бесхитростное общение; Общение в потенциальном развертывании; Общение как взаимная трансляция одного «Я» другому «Я». ( S S )( S; S S

Изображение слайда

Слайд 11: Характеристики общения в процессе педагогической деятельности:

Общая сложившаяся система общения педагога и учащихся ( определенный стиль общения ), Система общения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности, Ситуативная система общения, возникающая при решении педагогической и коммуникативной задачи.

Изображение слайда

Слайд 12: Качества личности учителя, значимые для продуктивного общения:

Глубокое знание психологии человека Социальная установка на человека Безусловное принятие ребенка Развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение Воспитанность эмоциональной сферы Самопознание и самооценка Коммуникативные умения Речевое развитие Педагогическая интуиция

Изображение слайда

Слайд 13

Изображение слайда

Слайд 14

Изображение слайда

Слайд 15: Причины плохой коммуникации

1) стереотипы 2) “предвзятые представления” 3) плохие отношения между людьми 4) отсутствие внимания и интереса собеседника 5) пренебрежение фактами 6) ошибки в построении высказываний Причины плохой коммуникации

Изображение слайда

Слайд 16: Суть конфликта

1. Столкновение (противоречие) действий (реальных, возможных, приписываемых) 2. Не могущих существовать в неизменном виде. 3. Сопровождаемое негативным эмоциональным восприятием.

Изображение слайда

Слайд 17: Размен ударами (или кто самый Умный?)

Начало Продолжение Наращивание Первый ответ Второй ответ ??????? S S S S S S К1 К К2 К К..

Изображение слайда

Слайд 18: Фактор конфликтного поведения человека

В конфликтно-стрессовой ситуации человек руководствуется бессознательными и подсознательными механизмами психики ( они продукт длительной эволюции человеческой психики)

Изображение слайда

Слайд 19: Стадии развития конфликта

Источники возникновения конфликтогенов : стремление к превосходству, проявление агрессивности, проявление эгоизма. недовольство разногласие противодействие противостояние противоборство

Изображение слайда

Слайд 20: Виды педагогических ситуаций и конфликтов (Рыбакова М.М.)

ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности; ситуации (конфликты) поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы; ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Изображение слайда

Слайд 21

1. «Три года назад я пошел в однодневный поход с учащимися IV класса. Все проверил, как положено, но, пройдя 500 м, решил еще раз проверить: у Оли М. оказался тяжелый рюкзак (она взяла 4 кг картофеля), он „резал“ плечи. Посоветовавшись, ребята решили отдать картофель мальчику, у которого был самый легкий рюкзак. Но этот мальчик – Вова Т. сразу и резко отказался. Ребята дружно возмутились его отказом, тогда Вова побежал куда глаза глядят, два мальчика побежали за ним, но не догнали, а он вернулся домой.

Изображение слайда

Слайд 22

2. «На уроке русского языка несколько раз делала учительница замечание ученику, который не занимался. На замечания учительницы он не реагировал, продолжая мешать другим: достал резинку и начал стрелять бумажками в учеников, сидящих впереди. Учительница потребовала, чтобы мальчик вышел из класса. Он грубо ответил и не вышел. Учительница прекратила урок. Класс зашумел, а виновник продолжал сидеть на своем месте, хотя стрелять прекратил. Учительница села за стол и стала писать в журнале, ученики занимались своими делами. Так прошло 20 минут. Прозвенел звонок, учительница встала и сказала, что весь класс оставляет после уроков. Все зашумели».

Изображение слайда

Слайд 23

«В 10 класс пришла ученица из другой школы, другого района. Девочка принципиальная, честная, училась на „4“ и „5“, кроме немецкого языка. С учительницей немецкого языка у ученицы произошел конфликт. Учительница ее выгоняла с уроков, и в 11 классе ученица стала неуспевающей по предмету. Конфликт произошел по причине жесткой требовательности учителя и личного неприятия ученицей и учительницей друг друга. Решение педсовета: оставить девушку на второй год со сдачей экзамена по немецкому осенью. Но она заявила, что сдавать экзамены вообще не будет. Открылось, что до 10 класса девушка училась в школе-интернате, мать умерла 3 года назад, отец пьет. Девочка целеустремленная, самостоятельная, не терпит грубости и несправедливости».

Изображение слайда

Слайд 24: Конфликт смещенного основания

Нет перспективы разрешения, пока участники не смогут стать на единое основание. Пример: -... Алиса плохо работает, ленится, пропускает занятия. - Я всегда знала, что вы не любите мою дочь... Либо уточнять качество учебы дочери, либо выяснять отношения педагога к ребенку.

Изображение слайда

Слайд 25: Конфликты содержательного плана

бытовой, объект - бытовое устройство; административный, объект - полномочия; психологический, из-за психологических отличий субъектов; профессиональный, столкновение компетенции; этический, вокруг поведенческих норм жизни; идеологический вокруг разных отношений к ценностям; амбициозный, когда один из субъектов претендует на более высокий статус, в котором ему отказывает другой субъект.

Изображение слайда

Слайд 26: Пустой" конфликт:

столкновение обусловлено дурным состоянием одного из субъектов. "Пустых" конфликтов чрезвычайно много в нашей жизни.

Изображение слайда

Слайд 27: Пути решения конфликтов

Изменяется бытовое устройство - снимается бытовой конфликт. («деремся из-за одноразовых стаканчиков – приносим свои) Изменяется соотношение полномочий - снимается административный конфликт (конфликт «воспитатель – вожатый» – конкретика полномочий «Я собираю», а «Ты проводишь»). Повышается компетенция специалиста - снимается профессиональный конфликт (заставлять слушать скучно – интересно рассказывать) Пути решения конфликтов

Изображение слайда

Слайд 28: Пути решения конфликтов

Расширяются психологические знания - снимается психологический конфликт (срывы и крики – техники саморегуляции и аутотренинга) Не снимаются конфликты этические и амбициозные, проистекающие из личностных качеств субъекта, их приходится разрешать. Трудно разрешаются идеологические конфликты Пути решения конфликтов

Изображение слайда

Слайд 29: Как выйти из конфликта, если он начался ?

Лучший способ выйти из конфликта — не доводить до него. Устранить назревающий конфликт можно: методом сглаживания разногласий, т.е. убеждением или увещеванием другого, что все не так уж страшно, особых причин для конфликта нет и т.д ; методом совместного обсуждения разногласий.

Изображение слайда

Слайд 30: Предпосылки предотвращения

1) Организационные предпосылки Четкость и признание целей, обсуждение целей, непротиворечивость. Устранение узких мест (определите кризисные дни смены и проведите в эти дни профилактику конфликтов и т.д.) Педагогика сотрудничества, постоянное обращение к взрослому Я партнера Контроль процесса и контроль результата. 2) Информационные предпосылки: все в курсе 3) Учет материальных и нематериальных потребностей личности: объективно надо! 4) Эмоционально-психологические предпосылки бесконфликтности: состояние здоровья, эмоциональный календарь

Изображение слайда

Слайд 31: Управление конфликтами

I Этап: « Уведение себя от проблемы» Нужно контролировать свои эмоции 1 способ: Актуализация – представить себя делающим или что-то говорящим в состоянии гнева 2 способ: Заземление – представьте гнев и то, как он пучком отрицательной энергии уходит в землю. 3 способ: сосчитать до 10. II этап: « Уведение оппонента от проблемы» Снятие эмоциональности партнера, возвращение человека к взрослому суждению. Инструмент уведения от проблемы – смена ТЫ-высказывания на Я-высказывания

Изображение слайда

Слайд 32: Какова техника безопасности при конфликте?

Остановитесь в гневе. Ограничивайте территорию конфликта. Не обнажайте конфликт перед посторонними людьми. Не ищите в конфликте виновных, а ищите выход. Говорите неприятные вещи приятными словами. Не унижайте личность другого человека. Не затягивайте конфликт, учитесь быстро забывать о нем

Изображение слайда

Слайд 33: С пособы реагирования школы ( не только взрослых ) на конфликты

Я не псих ! Что у них общего ?

Изображение слайда

Слайд 34: Что общего у этих способов ?

Решение о способе выхода из конфликта принимают не сами участники ситуации, а кто-то другой навязывает им свое решение

Изображение слайда

Слайд 35: Принципы восстановительного подхода к реагированию на конфликты

Возвращение активной роли людей в разрешении конфликтной ситуации Восстановление у участников конфликта/правонарушения способности понимать последствия ситуации для себя, своих родных, второй стороны;

Изображение слайда

Слайд 36

Участники криминальной или конфликтной ситуации медиатор Понимание себя Понимание другого Осознание последствий Ответственность за изменение ситуации, совместный поиск решения и его реализацию Понимание себя Понимание другого Осознание последствий Ответственность за изменение ситуации, совместный поиск решения и его реализацию Восстановительные действия и совместная выработка решения «Лестница» восстановительной медиации

Изображение слайда

Слайд 37

Если точно определять объект интересов субъектов, то можно изменять обстоятельства так, что объект преобразится, перестав быть точкой столкновения. (см. видео «Алгоритм решения конфликта в 5 шагов ТРИЗ)

Изображение слайда

Слайд 38

Изображение слайда

Слайд 39: Стили педагогического общения:

Автократичный – преподаватель осуществляет единоличное управление, не позволяет учащимся высказывать свое мнение, предъявляет требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением.

Изображение слайда

Слайд 40: Стили педагогического общения:

Игнорирующий – педагог отстраняется от руководства ученическим коллективом, ограничиваясь формальным исполнением обязанностей;

Изображение слайда

Слайд 41: Стили педагогического общения и руководства:

Авторитарный – студенты участвуют в обсуждении вопросов коллективной или учебной жизни, но все решения принимает педагог в соответствии со своими установками

Изображение слайда

Слайд 42: Стили педагогического общения и руководства:

Демократический – внимание и учет педагогом мнений учащихся, ведение диалогического общения на равных;

Изображение слайда

Слайд 43: Стили педагогического общения и руководства:

Попустительский – преподаватель отстраняется от руководства группой учащихся либо идет на поводу их желаний.

Изображение слайда

Слайд 44: Стили педагогического общения:

Непоследовательный – преподаватель в зависимости от различных фактов осуществляет любой из названных стилей руководства.

Изображение слайда

Слайд 45: Условия эффективности педагогического общения по А. А. Бодалёву :

Общение становится педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии с едиными гуманистическими принципами, Если общение сопровождается воспитанием отношения к высшей ценности, Если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и общения с ними.

Изображение слайда

Слайд 46

Деятельность -  процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.

Изображение слайда

Слайд 47

Деятельность как способ существования людей 1.« Деятельность — форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта ». 2. Деятельность - форма человеческой активности, направленная на преобразование окружающей среды и самого человека S О Д S О S S S Д

Изображение слайда

Слайд 48: Субъект и объект

Субъект - тот, кто осуществляет деятельность ( может быть человек, группа людей, организация, государственный орган.) Объект - то, на что направлена деятельность ( могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей.)

Изображение слайда

Слайд 49: Структура деятельности

М→Д=Ц+С+∑д=Р Мотив То, что представляется в сознании (образ) и ожидается в результате Д это предметы труда, орудия труда, технологии, приёмы, способы действий… Действия это итог, продукт деятельности

Изображение слайда

Слайд 50

Деятельность можно разделить на этапы: процесс вовлечения в деятельность; процесс целеполагания; процесс проектирования действий; процесс осуществления действий; процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

Изображение слайда

Слайд 51

Виды деятельности (основная классификация) Д практическая –преобразование объектов природы и общества духовная – связана с изменением сознания людей познавательная- отражение действительности в художеств. или научном образе ценностно-ориентировочная - +или- отношение людей к окружающему миру; формирование мировоззрения прогностическая - планирование и предвидение материально-производственная (преобразование природы) социально-преобразовательная (преобразование общества)

Изображение слайда

Слайд 52

Изображение слайда

Слайд 53

Критерии для классификации Виды деятельности Отношение человека к окружающему миру Практическая Духовная Исторический процесс Прогрессивная – Регрессивная Созидательная - Разрушительная Социальные нормы Законная – Незаконная Моральная - Аморальная Социальные формы объединения людей Коллективная Массовая Индивидуальная Способы осуществления Однообразная, монотонная, шаблонная Инновационная, изобретательская, творческая Сферы общественной жизни Экономическая, политическая, социальная, духовная Этапы становления и развития личности человека Игра – учение – труд - общение

Изображение слайда

Слайд 54: Игра

Форма деятельности в условных ситуациях Особенности Двуплановость игры Направленность не на результат, а на сам процесс Осуществляется реальное действие НО ! Условный характер многих моментов

Изображение слайда

Слайд 55: Труд

Любая сознательная деятельность человека является трудом Труд – это вид человеческой деятельности, направленный на достижение практически полезного результата

Изображение слайда

Слайд 56: Учение

Процесс приобретения знаний, умений, навыков Особенности 1. Приобретение знаний происходит стихийно и целенаправленно 3. Результат : образование-система знаний, умений, навыков; развитие личности 2. Восприятие материала, осмысление, применение на практике- содержание процесса учения

Изображение слайда

Слайд 57

Учебная деятельность как фактор формирования личности 1. Развитие мотивационных потребностной сферы личности в процессе учения. 2. Формирование системы умственных действий в процессе учебной деятельности как условие умственного развития. 3. Совершенствование механизма взаимодействия знаний и мышления в процессе учения. 4. Формирование умения самостоятельно применять усвоенные знания в практической деятельности. 5. Развитие функциональной системы сознательной деятельности школьника как субъекта.

Изображение слайда

Слайд 58

На развитие личностных качеств большое влияние оказывает коллективная деятельность. Деятельность  – форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на изменение и преобразование окружающего мира и самого себя. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллектив нивелирует личность, а с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе.

Изображение слайда

Слайд 59

Учёба Как вид деятельности оказывает большое влияние на развитие личности ребёнка. Она развивает мышление, обогащает память, развивает творческие способности ребёнка, формирует мотивы поведения, подготавливает к трудовой деятельности.

Изображение слайда

Слайд 60: Психологические особенности

1) общающиеся должны быть способны воспринимать и интерпретировать поведение. 2) у общающихся должен быть сформирован широкий набор оценочных эталонов. 3) участники общения должны отдавать себе отчет в том, как воспринимают их облик. 4) избегать «стереотипизации»

Изображение слайда

Слайд 61

Изображение слайда

Слайд 62: 1) Установите соответствие (3 мин)

АВТОРЫ А. Справедливые сообщества Б. школа №825 г. Москва В. Яснополянская школа Г. коммуна им. А.М. Горького ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ 1. Караковский В.А. 2. Лоуренс Кольберг 3. Макаренко А.С. 4. Толстой Л.Н.

Изображение слайда

Слайд 63: 2) О какой воспитательной системе идет речь? (2 мин)

Авторская школа, в деятельности которой воплотились такие педагогические идеи, как определение схемы воспитания, основанной на возрастной периодизации, и соответствующих этим роли учителя как главного педагога-воспитателя ребенка и одновременный учет индивидуальных особенностей педагогов и учащихся, ориентация на искусспериодам содержания и методов воспитания, выделение особой тво и создание творческой атмосферы в школе, педагогическое самоуправление в виде коллегии преподавателей, антропософская трактовка человека, как состоящего из трех ипостасей: тела, души и духа, – получила название ________________ школы. (Ответ введите в форме соответствующего падежа.) 2) О какой воспитательной системе идет речь? (2 мин)

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Педагогическое общение, функции, способы реализации: Отряд «Каравелла » Владислава Крапивина

В 1961 году Владиславом Крапивиным был создан детский отряд "Каравелла". Профиль отряда - журналистика, морское дело, фехтование. Отряд существует до настоящего времени, ранее имел статус пионерской дружины, пресс-центра и парусной флотилии журнала "Пионер". Известный писатель руководил отрядом более 30 лет, в настоящее время во главе "Каравеллы" молодые выпускники отряда. Форма каравелльца: Оранжевая рубашка; Синие шорты (юбка); Широкий флотский ремень; Красный галстук с синей полосой; Берета с якорями у матросов и “крабами” у командиров; Погоны и нарукавные нашивки.

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено