Первый слайд презентации: ПЕРЕХОД К ПЕЧАТНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Мастерская по переписке рукописей в монастыре именовалась «скрипторий». Первые скриптории возникли в VI—VII вв. на юге Италии, во Франции, в Ирландии, Испании. Вначале книгу писали под диктовку, держа материал для письма на коленях. Затем в мастерских появились столы, и копировщики стали работать по отдельности. Работали в скрипториях только при дневном свете, опасаясь пожаров. Существовали пять основных "профессий" монахов-книжников: "Копировщики", массово переписывавшие книги "Каллиграфы", которые имели дело с производством книг наивысшего качества "Корректоры", сопоставлявшие и сравнивавшие законченную книгу с рукописью, с которой её копировали "Рубрикаторы", которые рисовали красные буквы. Со времён античности начало другой части текста выделялось красным "Иллюминаторы", рисовавшие иллюстрации
Слайд 5: ПЕЧАТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Печатная коммуникация – это способ передачи информации через тексты, напечатанные на бумаге или других носителях. Этот вид коммуникации прошел долгий путь эволюции от первых рукописных книг до современных цифровых технологий печати.
Слайд 6: НАБОРНАЯ ГРАВЮРА НА ДЕРЕВЕ И МЕТАЛЛЕ
В технике ксилографии деревянный блок выступает в качестве матрицы, и места, которые должны остаться не прокрашенными, выбираются стамесками на определённую глубину. Изображение на матричной доске должно быть в зеркальном отображении, что создаёт дополнительные трудности, если вырезается текст. Как способ создания книг ксилография имеет определённые ограничения: процесс резки блоков требовал времени и был дорогой операцией, для каждой страницы требовался свой отдельный блок, трудно было вырезать и даже согласовывать текст в зеркальном отображении. Вместе с тем, однажды созданную серию блоков можно было использовать для печати, пока она не испортится. Это позволяло добиться гораздо большей производительности, чем смог бы выдать целый скрипторий копировщиков. Практически сразу с гравюрами на дереве появляются и гравюры на металле. Принцип тот же самый – создание рельефной матрицы, но гравюра на металле более трудоёмка в изготовлении, хотя и гораздо более долговечна. Для печати блочных книг металлические гравюры не использовали, они применялись исключительно для создания иллюстраций.
Слайд 7: Набойка
Техника ручной набойки — один из древнейших способов украшения текстиля. Возникла эта техника в начале нашей эры в Индии, затем распространилась в Африку и Азию. С XIII в. известны примеры украшения ткани таким способом и в Европе, и в Азии (Италии, Германии, Чехии, Венгрии, Грузии, Армении, Англии). А начиная с XVI—XVII вв. набойка пришла и в Россию. Нанесение рисунка на ткань набойкой — это не роспись кистью по ткани, а определенный способ ручной печати. При этом набойка от начала и до конца — ручной авторский труд!
Слайд 10
В старину узор наносили на ткань масляными красками так называемым верховым способом. Доску покрывали краской и накладывали ее на влажный холст — на ткани получался оттиск узора. В XIX веке также был известен особый метод кубовой набойки белого узора на синюю ткань, также известный как способ «резервирования». На белое полотно наносили узор с доски, покрытой вапой (смесь глины, купороса и клейкого вещества). Ткань после этого опускали в чаны с синей краской. Резервированный — покрытый вапой — узор оставался белым.
Слайд 11: Травщик - мастер по писанию орнаментов (трав)
Первоначально изготовлением набивных тканей занимались иконописцы-травщики, а уже позднее появились мастера по нанесению орнамента на полотно, резчики по дереву.
Слайд 12: Набойка
Впервые в христианской Европе методика оттиска на ткани появилась около 1300 года. Хотя есть сведения, что на европейском континенте набойка бытовала по крайней мере уже в VI веке. Об этом свидетельствуют узорные ткани, обнаруженные в гробнице св. Цезария (502543 г.), епископа Арля. Древнейшая сохранившаяся модель — ее датируют 1379 годом — была обнаружена совершенно случайно, когда разбирали старый дом в деревушке ФертесюрГронь (департамент во Франции). По имени первого владельца, типографа Жюля Прота — гравюру эту именуют «Доской Прота » (Рис.1). В течение нескольких столетий доска служила ступенькой лестницы. Размеры гравюры (600x230 мм, толщина 25 мм), сохранившейся лишь частично, свидетельствуют, что она была предназначена для печати именно по ткани, ибо максимальный формат бумажных листов того времени составлял 600x400 мм.
Слайд 13
Смысл процесса состоит в следующем. Прежде всего изготовляют так называемую модель (манеру) — гравированную на дереве форму с рельефным зеркальным изображением узора, который хотят воспроизвести на ткани. Поверхность модели покрывают краской и плотно прижимают к натянутому полотну. Модели делают из цельного куска твердого дерева — груши, ореха, клена и т.д. Гравированный узор может иметь как выпуклую, так и углубленную форму. В последнем случае окрашивается фон, а сам узор остается в цвете ткани. Примерно с XII века начала появляться так называемая набойка. Набойка выполнялась при помощи резных досок — манер. Такая доска смачивалась краской или вапой, накладывалась на ткань, разложенную на столе, затем пристукивалась — «набивалась» деревянным молотком для пропечатки рисунка
Слайд 14
Набивка ткани в Китае производится следующим способом: из листа картона, смазанного тунговым маслом или хурмовым лаком, вырезается трафарет. Полученная форма накладывается на белую ткань, при помощи скребка покрывается слоем клейстера из извести и бобовой муки с тем, чтобы эта смесь легла на ткань через узоры трафарета. После того как клейстер высохнет, ткань опускают в красильный чан. Закончив окраску, ткань высушивают, затем удаляют клейстер, и на ткани выявляются узоры.
Слайд 16
Как и большинство изобретений раннего книгопечатания, наборные шрифты были придуманы в Китае. Около 1040 г., китайский кузнец Би Шэн создает шрифты из фарфора, после экспериментов с деревянными литерами. Примерно в 1230 г. в Корее создаются и используются для печати книг металлические наборные шрифты. Самая старая сохранившаяся печатная книга относится к 1377 году, и была напечатана в Корее. Однако широкого распространения на Востоке наборные шрифты не получили. Хотя технология была признана и распространяется по Азии, её применение ограничивает китайский язык. В литературном китайском языке несколько тысяч иероглифов, и изготовление такого количества символов, а после вёрстка текста для печати ненамного быстрее создания книг ксилографическим способом. Только в Европе наборные шрифты получили признание, и без преувеличения, изменили мир.
Слайд 17: Пуансон и матрица
Первоначально из твердого металла изготовлялся штамп, называемый пуансоном, на котором рельефно в зеркальном изображении гравировался буквенный знак. Затем пуансон вдавливался в матрицу - пластинку, сделанную из мягкого металла. Получалось вогнутое прямое изображение знака. Матрица вставлялась в словолитную форму и заливалась расплавленным металлом. Поскольку пуансоном надо было выдавливать углубления в матрице, то естественно, что на пуансоны шла сталь, а на матрицы - мягкая медь. Металлом для отливки самих литер первоначально служило олово, но позже появляются комбинированные составы, например 70% свинца, 25% олова и 5% сурьмы (таков и современный типографский сплав - гарта).
Слайд 18: Печатный станок
Ручной типографский станок представляет собой механический пресс, с помощью которого изображение (как правило, текст) переносится на бумагу или иной материал посредством красочной печатной формы. В Европе ручной типографский станок первым применил Иоганн Гутенберг в середине 1440-х годов. Считается, что в основу его изобретения легли аналогичные механизмы винного пресса и пресса бумагоделательного производства
Слайд 20
В этой печатне конца XV в. каждый выполнял свою работу. Справа мастер-печатник возле пресса, который ученик опускает на бумагу. Над их головами сушатся отпечатанные листы. Слева два наборщика заполняют верстку, читая страницу текста; на первом плане работник складывает уже использованные свинцовые литеры в ящик, а позади него корректор перечитывает первые оттиски. На заднем плане работник покрывает краской печатную форму с помощью кожаных тампонов, покрытых фетром. Можно видеть также конусообразные тампоны около пресса Гутенберга
Слайд 21: Апостол», 1564 г
Печатали первую книгу почти год. За образец шрифта в итоге был взят «рукописный полуустав» ХVI века — некрупные округлые буквы с небольшим наклоном вправо. В таком стиле обычно переписывали церковные книги. Чтобы печатную книгу было удобнее читать, мастера кропотливо выравнивали строки и пробелы между словами. Для печати использовали проклеенную французскую бумагу — тонкую и прочную. Иван Федоров сам гравировал и сам набирал текст. В 1564 году вышла первая русская печатная датированная книга. В ней было 534 страницы, на каждой — 25 строк. Тираж по тем временам был внушительным — около двух тысяч экземпляров. До наших дней в музеях и библиотеках сохранилось около 60 книг.
Слайд 22: Пресса
Печатный пресс Гуттенберга продолжал служить до начала XIX в., подвергаясь только незначительным модификациям. Он вполне удовлетворял тогдашним запросам, и причин для глобальных изменений было не много. Ситуация изменилась к первой половине XIX в., с началом индустриальной революции. Во-первых, существенно изменились требования к печати со стороны газет: разгорелась конкурентная борьба между издателями, основным фактором в которой стала скорость попадания новостей в газету. Практиковавшийся в то время ручной набор для этих задач не годился совершенно – профессиональный наборщик мог набрать в час около 1000 букв, это 20 с небольшим строк, в то время как за несколько часов полосы газеты уже должны были быть не только набраны, но и свёрстаны и готовы к печати. Это дало толчок к развитию механических наборных машин.
Слайд 23: Паровая печатная машина Кёнига и Бауэра, 1914 г
В 1814 году для газеты " The Times " фирмой Кёнига и Бауэра было построено две машины, дававшие до 1000 отпечатков в час 1799 г. была запатентована самочерпалка – бумагоделательная машина, исключившая из производства основную фигуру бумажного производства прошлого – черпальщика. Долгое время сырьём для производства бумаги служило тряпьё. С середины XIX в., для производства бумаги начинает использоваться химически обработанная древесная целлюлоза.
Слайд 24
Газе́та — печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием и не реже одного раза в месяц. Прообразом газеты считают древние рукописные сводки новостей. Ещё Юлий Цезарь начал публиковать « Деяния сената », а затем « Ежедневные общественные деяния народа ». Римские газеты представляли собой глиняные дощечки, на которых записывали хронику событий. Примерно с 713 года в Китае начал выходить « Цзинь бао » («Столичный вестник»). Название «газета» произошло от наименования мелкой итальянской монеты газетта ( итал. gazzetta ). В XVI веке за прочтение ежедневного публичного листка с информацией (сообщениями о придворной жизни, торговых новостях, сообщениями из других городов ) платили одну газетту. Согласно советскому ГОСТу — «листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленное к специфике данного периодического издания»
Слайд 26: Первая страница норвежской газеты «Моргенбладет», выпуск от 2 января 1820 года
Слайд 27: ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПИСЬМЕННУЮ КОММУНИКАЦИЮ
Современные технологии оказали огромное влияние на письменную коммуникацию, изменив способы создания, передачи и восприятия текста. Рассмотрим основные аспекты этого влияния: 1. Скорость и доступность. С появлением интернета и мобильных устройств письменная коммуникация стала практически мгновенной. Электронная почта, мессенджеры и социальные сети позволяют отправлять и получать сообщения в считанные секунды, что значительно ускорило обмен информацией. 2. Универсальность и разнообразие форматов. Современные технологии предлагают широкий спектр инструментов для создания и редактирования текстов. От традиционных текстовых редакторов, таких как Microsoft Word, до специализированных программ для верстки и дизайна, таких как Adobe InDesign, пользователи имеют доступ к множеству вариантов оформления и форматирования своих документов. 3. Коллективное редактирование и сотрудничество. Облачные сервисы, такие как Google Docs и Dropbox Paper, позволяют нескольким пользователям работать над одним документом одновременно. Это облегчает совместную работу над проектами, ускоряет процесс согласования и улучшает координацию усилий. 4. Цифровая подпись и аутентификация. Цифровые подписи и системы аутентификации делают электронные документы юридически значимыми и защищенными от подделки. Это позволяет заключать договоры, подписывать контракты и вести деловую переписку в электронном формате. 5. Электронные книги и цифровые библиотеки. Электронные книги и цифровые библиотеки открывают доступ к огромному количеству литературы и научных материалов. Читатели могут скачивать и читать книги на устройствах, таких как Kindle или iPad, а авторы могут публиковать свои произведения в цифровом формате, минуя традиционные издательские процессы. 6. Автоматизация и искусственный интеллект. Программы проверки орфографии и грамматики, такие как Grammarly и Microsoft Editor, помогают улучшить качество написанного текста. Искусственный интеллект также используется для генерации контента, перевода текстов и анализа стиля написания. 7. Социальные сети и блоги. Платформы, такие как Twitter, Facebook и Medium, предоставляют авторам возможность публиковать тексты и делиться ими с широкой аудиторией. Блоги и микроблоги стали популярными формами самовыражения и обмена информацией. 8. Проблемы и вызовы. Вместе с преимуществами приходят и вызовы. Увеличение количества информации приводит к информационной перегрузке, а снижение внимания к качеству текста может способствовать распространению ошибок и неточностей. Также возникает проблема защиты авторских прав и борьбы с плагиатом.
Слайд 28: Электронные книги
В самом общем случае под электронной книгой понимают произведение, находящее в цифровом виде, которое можно прочесть на мониторе компьютера, экране коммуникатора, мобильного телефона и прочих устройств, способных понимать формат и отображать содержимое электронных книг. Электронные книги можно разделить по типу файла: - графические – изображения в форматах JPEG, GIF, TIFF, DjVu и т. п. Как правило, это сканированные в виде отдельных картинок (без OCR, вычитки) страницы существующих бумажных книг. Для того, что бы извлечь из изображения текст (в целях использования, изменения), его нужно либо перенабирать с оригинала, либо использовать программы распознавания текста. - текстовые – документы в форматах. doc ( Microsoft Word ),. rtf, html (веб страницы), PDF,. exe (отдельная программа) и т.д., часто с иллюстрациями, анимацией. Основное отличие от графического формата – информацию можно легко скопировать (если эта функция не была специально отключена издателем). Текстовые документы – самый многочисленный класс электронных книг. Их разновидностей может быть великое множество - от plain text, простого текстового формата (Блокнот), до книг, скомпилированных коммерческими компиляторами с защитой от копирования, снимков экрана и лицензионным ключом, привязывающим копию книги к конкретной машине.
Слайд 29: Электронные книги
Электронные книги могут либо распространяться свободно, либо на коммерческой основе. Как правило, электронная книга – это перевод в цифровой формат книги бумажной, с помощью OCR программ ( Optical character recognition – оптическое распознавание символов). Электронные и книги и публичные электронные библиотеки – несомненно, крайне полезное явление, хоть как-то способное компенсировать печальную пустоту провинциальных библиотек в России. Не говоря уж о том, что многие издания в принципе можно найти только в Сети. И совсем немаловажное – они бесплатны. В то же время, возникают проблемы с авторскими правами. И если книги, авторские права на которые истекли (классика), легко находятся в Сети, то более новые издания, особенно не очень популярные, найти на порядок сложнее. В этом помогают специализированные форумы и закрытые библиотеки. Возможно, в России приживётся опыт западных стран и «белых» электронных библиотек, работающих легально, но требующих небольшую абонентскую плату за доступ к своей базе. Диаметрально противоположная группа – коммерческие электронные книги. Они создаются исключительно с целью продажи через Интернет, и в подавляющем большинстве случаев носят характер « how to » - руководств, как сделать что-либо. Ценность их именно в авторской информации, часто этот вид бизнеса называют информационным. Распространяются они чаще всего с мини-сайтов – рекламной странички, задача которых мотивировать посетителя к немедленной покупке. Как правило, коммерческие электронные книги требуют активационного ключа, который выдаётся для конкретного компьютера, с целью предотвращения незаконного распространения.
Слайд 30: Для коллективного редактирования документов и совместной работы над текстовыми материалами существует множество инструментов:
1. Google Docs - Описание: Веб-приложение для создания и редактирования документов, таблиц и презентаций. Поддерживает одновременную работу нескольких пользователей. - Особенности: Автоматическое сохранение изменений, история версий, комментарии и обсуждение прямо в документе, интеграция с другими сервисами Google. - Бесплатный план: Полностью бесплатный доступ ко всем функциям для частных пользователей и малых команд. Ограничения касаются только объема облачного хранилища (15 ГБ). - Мобильные приложения: Доступны для Android и iOS. Поддерживают создание, редактирование и совместное использование документов. 2. Microsoft Office Online ( Word, Excel, PowerPoint ) - Описание: Онлайн-версия популярного офисного пакета Microsoft Office. Позволяет совместно редактировать документы, таблицы и презентации. - Особенности: Интеграция с OneDrive, возможность просмотра изменений в реальном времени, комментарии и уведомления. - Бесплатный план: Доступен для всех пользователей с учетной записью Microsoft. Включает базовые функции редактирования документов, таблиц и презентаций. - Мобильные приложения: Доступны для Android и iOS. Включают мобильные версии Word, Excel и PowerPoint, поддерживающие редактирование и совместную работу. 3. Dropbox Paper - Описание: Платформа для создания и совместного редактирования документов. Поддерживает вставку мультимедийного контента и интеграцию с другими приложениями. - Особенности: Простота использования, поддержка комментариев и задач, автоматическая синхронизация с облачным хранилищем Dropbox. - Бесплатный план: Бесплатный доступ для всех пользователей. Включает основные функции редактирования и совместной работы. - Мобильные приложения: Доступны для Android и iOS. Позволяют создавать, редактировать и обсуждать документы на мобильных устройствах.
Слайд 31: Коллективное редактирование
4. Quip - Описание: Сервис для создания и редактирования документов, таблиц и списков задач. Разработан компанией Salesforce. - Особенности: Встроенный чат для обсуждения проектов, поддержка мобильных устройств, интеграция с Salesforce CRM. - Бесплатный план: Предоставляет ограниченный доступ для небольших команд (до пяти пользователей). Включает базовые функции редактирования и совместной работы. - Мобильные приложения: Доступны для Android и iOS. Поддерживают создание, редактирование и обсуждение документов, а также работу с таблицами и списками задач. 5. Zoho Writer - Описание: Часть офисного пакета Zoho, предназначенная для создания и редактирования документов. Поддерживает совместную работу и комментирование. - Особенности: История версий, встроенные шаблоны, возможность экспорта в различные форматы, интеграция с другими продуктами Zoho. - Бесплатный план: Доступен для индивидуальных пользователей и малых команд. Включает основные функции редактирования и совместной работы. - Мобильные приложения: Доступны для Android и iOS. Позволяют создавать, редактировать и делиться документами на мобильных устройствах.
Слайд 32: Коллективное редактирование
6. Etherpad - Описание: Открытый исходный код для создания и редактирования документов в режиме реального времени. Используется многими организациями и сообществами. - Особенности: Высокая скорость обновления, возможность отслеживания изменений отдельных участников, экспорт в различные форматы. - Открытый исходный код: Etherpad доступен под лицензией Apache License 2.0, что означает, что его можно свободно использовать и настраивать под нужды любой организации. - Мобильные браузеры: Поскольку Etherpad работает через браузер, его можно использовать на мобильных устройствах через мобильные браузеры. Специальных мобильных приложений нет. 7. Slack - Описание: Платформа для корпоративного общения и совместной работы. Включает функции для создания и редактирования документов. - Особенности: Интеграция с множеством сторонних приложений, возможность создания каналов для обсуждений, поддержка видеозвонков и чата. - Бесплатный план: Включает неограниченное количество пользователей, но ограничивает историю сообщений до 10 000 последних сообщений и предоставляет ограниченный набор интеграций. - Мобильные приложения: Доступны для Android и iOS. Поддерживают все основные функции Slack, включая отправку сообщений, участие в разговорах и доступе к файлам. 8. Confluence - Описание: Платформа для управления знаниями и совместной работы, разработанная Atlassian. Подходит для создания и редактирования документации. - Особенности: Гибкая настройка доступа, возможность создания страниц и блогов, интеграция с Jira и другими инструментами Atlassian. - Бесплатный план: Предлагается для команд до 10 пользователей. Включает основные функции создания и редактирования страниц, а также ограниченное пространство для хранения файлов. - Мобильные приложения: Доступны для Android и iOS. Позволяют просматривать и редактировать страницы Confluence, а также оставлять комментарии и участвовать в обсуждениях.
Слайд 33: Коллективное редактирование
9. Notion - Описание: Универсальная платформа для управления задачами, документами и базами знаний. Поддерживает совместное редактирование и обсуждение. - Особенности: Широкий набор функций, включая создание таблиц, базы данных, списки задач, возможность интеграции с другими сервисами. - Бесплатный план: Доступен для индивидуальных пользователей и небольших команд. Включает основные функции создания и редактирования страниц, а также ограниченное пространство для хранения файлов. - Мобильные приложения: Доступны для Android и iOS. Поддерживают создание, редактирование и организацию документов, таблиц и баз данных на мобильных устройствах. 10. Coda - Описание: Инструмент для создания документов, таблиц и баз данных. Поддерживает совместную работу и интеграцию с другими приложениями. - Особенности: Гибкость в настройке интерфейса, возможность создания пользовательских формул и макросов, встроенные шаблоны. - Бесплатный план: Доступен для индивидуальных пользователей и малых команд. Включает основные функции создания и редактирования документов, а также ограниченное пространство для хранения файлов. - Мобильные приложения: Доступны для Android и iOS. Позволяют просматривать и редактировать документы, а также работать с таблицами и базами данных на мобильных устройствах.
Слайд 34
Электронная коммуникация – это очередной этап развития социальных коммуникаций, когда информация, возникающая в устной (физиологической) и письменной (виртуальной) формах переводится в электронную. Можно выделить три этапа развития электронной коммуникации: инструментальный, интеллектуальный и универсальный.
Слайд 35: Инструментальный этап
С момента своего появления электронная коммуникация мыслилась и использовалась как средство преодоления расстояния между субъектами информационного взаимодействия и в качестве хранилища устной и письменной коммуникации. Инструментальный этап стал возможен благодаря достижениям научно-технической революции. Использование электричества в связи позволило решить проблему скорости передачи информации. Радиоволны, распространяясь со скоростью света, в условиях глобального информационного обмена обеспечили возможность практически мгновенной и всепогодной передачи устной и письменной речи, а также изображения. Кроме задачи передачи информации, на этом этапе развития электронной коммуникации была решена проблема хранения сообщений в электромагнитной форме в аналоговом режиме в больших количествах и практически вечно (при условии перезаписи). Наступил новый безбумажный этап в развитии социальных коммуникаций. Международная телефонная связь, радио и телевиденье позволили создать мировое социальное коммуникационное пространство. Коммуникация стала не только массовой, но и глобальной. Она сделалась всесословной, межнациональной и мультиязыковой.
Слайд 36: Интеллектуальный этап
На этом этапе развития коммуникации произошел переход количественных изменений в качественные. Впервые в социуме обмен информацией на уровне текстов сделался возможным не только между индивидами, но и между интеллектами. В условиях расширенного воспроизводства текстов, прежние способы их сохранения и распространения перестали удовлетворять потребности общества. Требовались устройства, позволяющие сохранять большие объемы текстов, обрабатывать и передавать их на большие расстояния. Компьютер, изначально предназначенный для математических вычислений, постепенно внедрился в разные коммуникативные сферы, что создало предпосылки для создания "текстовой машины" – набора аппаратных и программных средств для эффективной работы с текстами. Роль систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на длительные расстояния взяла на себя техника. Принципиальным отличием второго этапа развития электронной коммуникации от всего ранее созданного человечеством, стало включение в социальную коммуникацию искусственного интеллекта. Главное отличие электронного диалога от межличностной устной коммуникации, по мнению профессора А.В. Соколова, состоит не столько в опосредованности экраном, которая есть и в случае видеотелефона или промышленного телевидения, не говоря уж о кинематографе, сколько в факте общения не с человеком, а с электронной памятью. Появление компьютерного интеллекта позволило человеку не только переложить на него рутинные операции, требовавшие проведения простых операций, требовавших постоянного внимания и множества повторений, но и изобрести принципиально новые способы интеллектуальной кооперации и организации досуга. Вместе с тем, на сегодняшнем этапе развития информационных технологий, искусственный интеллект не обладает возможностями самовоспроизводства, хотя уже способен к самообучению. Компьютеризированные системы в состоянии обеспечивать обнаружение, сбор, хранение информации и взаимодействие последовательностей, но не способны обеспечить начальный толчок и выбор стратегии. Они уже обладают элементами интеллекта, но еще не обладают разумом даже на уровне простейших живых существ. Современные специалисты напряженно и масштабно пытаются лишить компьютеры этого функционального «недостатка». Еще десятилетие назад казалось, что решение этой проблемы не за горами, сейчас оптимизма поубавилось. Суть проблемы заключается в малом, но основном – человечество до сих пор не знает, как оно стало разумным и получило возможность обладания интеллектом. Этот не столько технический, сколько мировоззренческий вопрос, является не только главным препятствием на пути создателей искусственного интеллекта, но и, возможно, способом сохранения человечества как вида.
Слайд 37: Универсальный этап
Представляет собой логическое объединение двух предыдущих. Электронная коммуникация сделалась не только искусственно интеллектуальной, но и глобальной. Речь идет о создании всемирной коммуникационо -интеллектуальной сети – Интернет. Интернет — глобальная социально коммуникационная компьютерная сеть, предназначенная для удовлетворения личностных и групповых коммуникационных потребностей за счет использования телекоммуникационных технологий.
Слайд 38
С психологической точки зрения, по А.Е. Войскунскому, человеческая активность в Интернете подчинена удовлетворению трех основных видов потребностей: коммуникативной (примеры - электронная почта, синхронные и асинхронные "чаты", конференции, листы рассылки, ньюсгруппы, "гостевые книги", форумы и т.п.); познавательной (примеры - навигация по Сети, чтение сетевой прессы, поиск конкретной информации или знакомство с текущими новостями, дистантное образование, выявление уязвимых веб-серверов с целью последующего "взлома" и т.п.); и игровой (примерами могут служить индивидуальное сражение с удаленным компьютером в традиционные спортивные игры типа шахмат, го и др., сражение в групповые традиционные азартные игры типа карточных, традиционная игра в шахматы, карты и др. с реальными партнерами посредством Интернета, индивидуальная или групповая игра в не имеющие традиционного аналога компьютерные игры - как азартные, так и интеллектуальные, игра в групповые ролевые игры и т.п.). К этим видам активности сводятся в конечном счете другие и виды деятельности посредством Интернета: к примеру, часто обсуждаемый в популярных и научных изданиях "электронный флирт" или распространенные в Интернете попытки изменения идентичности - это общение, причем с несомненными элементами игры.
Слайд 39
Точкой соприкосновения естественного и искусственного интеллектуальных миров является текстовая страница. Совокупность этих страниц образует мировую сетевую книгу. Каковы же качественно новые возможности компьютерной страницы из электронной книги? Во-первых, в условиях информатизации и наличия глобальных информационных сетей компьютерная книга становится составной частью глобального информационного массива; Во-вторых, невиданная мобильность и изменчивость содержания и оформления компьютерной страницы буквально подталкивают читателя-зрителя к диалогу с ней; В-третьих, принципиально по-иному начинает действовать ее потенциальная сверх-ёмкость, обеспечиваемая глобальной сетью баз данных, баз знаний и экспертных систем, к которым можно подключить каждую индивидуальную экранную книгу, сделав ее книгой “тысячи и одного автора”. В-четвертых, компьютерная страница непредсказуемым образом расширяет социокультурный диапазон. Речь идет о непредсказуемости в смысле перехода от жестко фиксированного текста, характерного для классической письменной культуры, к “мягкому” тексту на экране компьютера с его мгновенной готовностью к трансформации. Все эти и другие неназванные особенности сетевой текстовой страницы определяют ранее не существовавшее качество текста. Они превращают текст в гипертекст. Гипертекст обеспечивает функционирование чрезмерной смысловой избыточности в электронном пространстве. Коммуникация осуществляется в условиях множественного, фрагментарного дискурса, который постоянно разрастается и осваивает новые форматы (текст перестает быть только текстом, видео и звук являются его неотъемлемыми частями).
Слайд 40
Проблема современности связана с нарушением целостности мировосприятия, возникновением множественных, дополнительных друг другу структур знания. Элементы такого знания взаимодействуют на различных уровнях и образуют "рассеянные", " децентрированные " конфигурации. Множество сообщений не укладывается в жесткие иерархические структуры, а складывается в мозаику. Внутри мозаичных структур могут существовать как неупорядоченные, так и относительно упорядоченные области. Подобные наслоения требуют гибких сетевых структур, таких как гипертекст. Компьютер, предназначавшийся для упорядочения больших потоков информации и обеспечения рациональной коммуникации, став элементом информационно интеллектуальных сетей (Интернет), стал усиливать неопределенность и асимметричность коммуникации.
Слайд 41
Информационная картина современного мира строится из распадающихся фрагментов Текста культуры, конструируясь по принципу монтажа или коллажа. Тем не менее, познающий субъект стремится воссоздать целостность культуры, придать ей некую, пусть свободную и аморфную, но форму. В условиях хаотичных, распределенных структур существования нелинейный текст, рассредоточенный в пространстве, дает возможность свести множества значений воедино во времени и тем самым обеспечить целостность восприятия. Вероятно, поэтому идея гипертекста приобретает такую популярность. Ведь гипертекст фиксируя ускользающие значения в виде гибких связей-переходов, позволяет избежать строгой последовательности, но, вместе с тем, обозначив "отсутствие" целостности, превращает ее в "присутствие".
Последний слайд презентации: ПЕРЕХОД К ПЕЧАТНОЙ КОММУНИКАЦИИ: Источник
https://maxbooks.ru/earlyprint.htm https://maxbooks.ru/movable-type.htm https://vk.com/@eco_ethno_canvas-kratkaya-istoriya-pechati-po-tkani-ili-zarozhdenie-i-razviti https://studfile.net/preview/5826207/page:16/ дописать про сети