Слайд 2: ПИКТОГРАФИЯ
Приведем несколько примеров пиктограмм: 1. Петроглифы: - Петроглифы — это древние наскальные рисунки, найденные по всему миру. Они часто содержат пиктограммы, изображающие животных, людей, оружие и другие предметы. 2. Древнеегипетская пиктограмма: - Иероглифы древних египтян были формой пиктографии. Например, рисунок птицы мог обозначать понятие "птица", а изображение солнца могло использоваться для обозначения дня или времени суток. 3. Американские индейцы: - Многие племена американских индейцев использовали пиктографические записи для сохранения истории, традиций и ритуалов. Например, нарисованный бизон мог обозначать охоту или изобилие пищи. 4. Китайские пиктограммы: - Хотя китайское письмо в основном считается идеографическим, некоторые ранние китайские символы имели пиктографическое происхождение. Например, символ "дерево" изначально представлял собой стилизованное изображение дерева.
Слайд 3: ПИКТОГРАФИЯ
Пиктография — это древнейшая форма письменности, в которой использовались рисунки для обозначения предметов, действий. Пиктографическое письмо (около 30 000 лет назад) Первые пиктограммы появляются в виде рисунков на стенах пещер, изображающих сцены охоты, животных и другие объекты из повседневной жизни. Это самая ранняя форма письма, которая использует рисунки для представления конкретных объектов или понятий. Символы изображали реальные предметы или сцены из жизни.
Слайд 4: ЭВОЛЮЦИЯ ПИКТОГРАММ
Развитие пиктографии происходило постепенно, начиная с ранних примитивных рисунков и заканчивая более сложными системами символов. Рассмотрим основные этапы этого процесса: ### 1. Ранние пиктограммы (около 30 000 лет назад) Первые пиктограммы появились еще в эпоху палеолита, когда люди рисовали на стенах пещер сцены охоты, животных и другие образы из повседневной жизни. Эти рисунки служили не столько средством коммуникации, сколько способом запечатлеть важные события или магические ритуалы. ### 2. Переход к более систематизированным символам (около 7000–5000 лет до н.э.) Со временем пиктограммы стали более стандартизованными и начали использоваться для обозначения определенных понятий. Например, изображение дома могло обозначать жилище, а изображение воды — источник питьевой воды. Такие символы уже начинали выполнять функцию письменности, хотя и оставались довольно простыми. ### 3. Появление сложных пиктографических систем (около 4000–3000 лет до н.э.) С развитием цивилизаций, таких как шумерская и египетская, пиктография стала более сложной и разнообразной. Шумеры создали клинопись, в которой использовались глиняные таблички с выдавленными знаками, представляющими различные предметы и действия. Египтяне разработали систему иероглифов, включающую сотни символов, каждый из которых имел определенное значение. ## 4. Эволюция в идеографию (около 2000–1000 лет до н.э.) По мере усложнения общества и увеличения объема информации, которую нужно было передавать, пиктограммы начали трансформироваться в идеограммы.
Слайд 5
Петро́гли́фы ( пи́саницы или наска́льные изображе́ния ) — выбитые или нанесённые краской изображения на каменной основе (от др.-греч. π έτρος — камень и γλυφή — резьба). Петроглифами называют все изображения на камне древнейших времён, с палеолита вплоть до Средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система письменных знаков.
Слайд 6: Пещера Альтамира и наскальное искусство периода палеолита на севере Испании ( Cueva de Altamira y Arte Rupestre Paleolítico de la Cornisa Cantábrica ) — это название, под которым объединены 18 пещер, расположенных в различных регионах на севере Испании, которые представляют собой пример расцвета пещерного искусства эпохи палеолита, развившегося в Европе между 35 000 и 11 000 годами до н. э
Слайд 14: Геоглифы
Гео́глиф — нанесённый на землю геометрический или фигурный узор, как правило, длиной свыше 4 метров. Многие геоглифы настолько велики, что их можно рассмотреть только с воздуха (наиболее известный пример — геоглифы Наски ).
Слайд 15: Доисторическая лошадь из Уффингтона — самый знаменитый геоглиф Европы
Уффингтонская белая лошадь — сильно стилизованная меловая фигура длиной 110 м, созданная путём наполнения битым мелом глубоких траншей на склоне 261-метрового известнякового холма белой лошади близ местечка Уффингтон в английском графстве Оксфордшир.
Слайд 16: Геоглифы Наски
Гео́глифы На́ски ( исп. Líneas de Nazca ) — группа гигантских геометрических и фигурных геоглифов на плато Наска в южной части Перу. На плато, протянувшемся более чем на 50 километров с севера на юг и на 5–7 километров с запада на восток, сегодня известно около 143 рисунков ( птицы, обезьяна, паук, цветы и др.); также около 13 тысяч линий и полос и около 700 геометрических фигур (прежде всего треугольников и трапеций, а также около сотни спиралей ).
Слайд 20
1. « А́нна Каренина», Л. Н. Толстой. 2. «Горе от ума», А. С. Грибоедов. 3. «Дама с собачкой», А. П. Чехов. 4. «Премудрый пескарь», М. Е. Салтыков-Щедрин. 5. «Приключения Алисы в Стране чудес», К. Льюис. 6. «Волшебник Изумрудного города», А. М. Волков. 7. «Маленький принц», А. де Сент-Экзюпери. 8. «Собачье сердце», М. А. Булгаков. 9. «Три сестры», А. П. Чехов. 10. «Вишнёвый сад», А. П. Чехов.
Слайд 31: Мультфильм "Как было написано первое письмо"
https://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&opi=89978449&url=https://www.youtube.com/watch%3Fv%3DPGtvXeMItDM&ved=2ahUKEwjjpv-41Z2LAxX9QVUIHcMkIZgQz40FegQIDRAT&usg=AOvVaw2Fso4PfwrtwpEc7eumqZ49
Слайд 35: Моби Дик» в Emoji
Нью-йоркский инженер Фред Бененсон, который переписал роман Германа Мелвилла «Моби Дик» при помощи Emoji и опубликовал его на средства, собранные на Kickstarter, объявил, что его произведение было включено в национальную Библиотеку Конгресса США. До этого инженер тридцать месяцев работал, чтобы преобразовать более 212 тысяч слов в символьный язык SMS.
Слайд 36: Сюй Бин «От и До»
Бин стал искать универсальный язык для всего человечества, тот самый, который был до строительства Вавилонской башни. Он посвятил этому девять лет (с 2003-го по 2012-й годы) в рамках своего проекта «Книга с Земли». На первый взгляд кажется, что автор просто «ограбил» «аську», фейсбук и ватсап на смайлики. Ведь вся книга состоит как раз из символов, так эффективно применяемых в современных мессенджерах. Но ведь люди во всем мире применяют одни и те же смайлы и прекрасно понимают друг друга! Чем не универсальный язык? Кроме того на основе этого проекта была создана программа-переводчик с обычных языков на «всеобщий». Кажется, «Книга с Земли» и была отправной точкой для создания другой книги – «От и до». © Artifex.ru
Слайд 38: Египетские иероглифы
Еги́петское иероглифи́ческое письмо́, иероглифика — одна из систем (наряду с иератикой и демотикой ) египетской письменности, использовавшаяся в Египте на протяжении почти 3500 лет, начиная с рубежа 4-го и 3-го тыс. до н. э. Является рисуночным письмом, дополненным фонетическими знаками ( лого - консонантный тип), то есть сочетает элементы идеографического, силлабического и фонетического писем.
Слайд 40: Коптский язык
Коптский язык – последняя форма развития египетского языка. В основанном на греческом алфавите коптском языке иероглифы более не используются. Однако, условно говоря, коптский был "обёрткой" для древнеегипетского, будучи тем же языком, но лишь в ином начертании. Это позволило впоследствии разгадать значение иероглифов и прочесть древнеегипетские тексты.
Слайд 42: Письмо майя
Иероглифы майя чаще всего записывались в колонках по два. В каждой они читались слева направо, сверху вниз
Слайд 45: Шумерские пиктограммы
Табличка из Киша с пиктограммами (3500 год до н. э.)
Слайд 46: Шумерские пиктограммы
Пиктографическая табличка, содержащая договор о продаже дома и поля (около 2600 года до н. э.)
Слайд 48: КЛИНОПИСЬ КАК ПЕРЕХОДНЫЙ ВАРИАНТ
Клинопись является примером идеографии. Хотя она возникла из пиктограмм, со временем символы стали более абстрактными и начали представлять целые понятия или идеи, а не конкретные предметы. Клинопись была системой письма, использовавшейся в Месопотамии, и хотя некоторые знаки могли иметь пиктографическое происхождение, большинство из них уже представляли собой идеограммы, то есть символы, обозначающие определённые концепции или слова. Таким образом, клинопись относится к идеографической системе письма, где каждый знак может обозначать слово или понятие.
Слайд 49
Птица и яйцо рядом означают «плодородие». Несколько черточек, падающих с неба, означают «ночь». Две скрещенных линии означают «вражду». Две параллельные линии означают «дружбу»
Слайд 50: ИДЕОГРАФИЯ
2. Идеографическое письмо (около 7000–5000 лет до н.э.) Пиктограммы становятся более стандартизованными и начинают обозначать определенные понятия. Появляется возможность записывать абстрактные идеи. На этой стадии символы стали представлять идеи или концепции, а не конкретные объекты. Это позволило писать абстрактные понятия, такие как любовь, справедливость и т.п.
Слайд 52: Идеографическое письмо
Следующий этап развития письма – идеографическое письмо. С развитием абстрактного мышления возникает потребность для передачи каких-то отвлеченных, абстрактных понятий, которые с помощью пиктографии передать невозможно. То есть возникает письмо идеями, понятиями, когда обозначаемым является не какой-то жизненный факт, а те понятия, которые возникают в сознании человека. В отличии от пиктографии, в идеографии за каждым значком уже закреплено определенное значение. Идеография – промежуточный этап между пиктографией и собственно письмом. Несмотря на то, что переход к идеографии был связан с необходимостью передачи абстрактных понятий, рисунок в идеографии может выступать одновременно и в прямом, и в переносном значении. Что, безусловно, плохо для тех ученых, которые пытаются расшифровать памятники письменности, выполненные при помощи идеографического письма. На этом этапе, во времена уже государственности, необходимо упрощать рисунки, появляются иероглифы. Т.к. возрастает объем информации. Иероглифы – священные письмена, письмена жрецов (буквально «резьба жрецов»). Письмо становится более схематичным. Далее идут поиски более удобного материала для письма. В Месопотамии – глиняные дощечки, Египет – папирус, в Китае – придумали бумагу. Поскольку иероглиф мог передавать и прямое, и переносное значение, то уже постепенно стал возникать вопрос алфавита – набора значков для письма. В настоящее время продолжает использоваться идеография – цифры, физические знаки и обозначения, математические знаки. Недостатками идеографии являются: Возможность двоякого толкования символов Трудность графической передачи абстрактных понятий, а также отношений между понятиями. Выход: Либо для передачи абстрактных понятий используются значки конкретных предметов, которые близко ассоциируются с абстрактным понятием (понятие день может передаться значком «солнце», а ночь - «луна» или «небо и звезды»). Однако при этом еще больше увеличивается многозначность используемых графем. Или изобретают значительное количество условных по форме знаков, которые лишь искусственно ассоциируется с обозначаемым понятием. Но в этом случае ухудшается запоминаемость знаков. Особенно при переходе за пределы простых сообщений. Использование принципа ребуса. Поскольку каждое понятие в языке выражается определенным сочетанием звуков, то его знак можно использовать для передачи не самого понятия, а только соответствующего языкового сочетания. Таким образом, складывая звуковые сочетания, можно фонетически передать любое слово. В том числе и те понятия, которые не поддаются изобразительному воспроизведению. В том числе и грамматические показатели (окончания, частицы и т.д.). Большинство древних систем письма прошли все эти этапы. Но самым продуктивным оказался тип ребусный.
Слайд 53
Иероглифический ключ ( кит. трад. 部首, пиньинь : bùshǒu, палл. : бушоу ) — графический элемент или простой иероглиф китайской письменности, из которых состоят сложные иероглифы. Может выступать в качестве смыслового или фонетического показателя. Иероглифический ключ также часто называется радикалом. В разные эпохи количество ключей варьировалось. В древнем словаре « Шо вэнь цзе цзы », составленном в 121 г. до н. э., их 540, в словаре « Канси » — 214, принятая в КНР в 1983 году «Сводная таблица ключей китайских иероглифов» ( 汉字统一部首表 ) включает 201 знак. Наиболее распространённой является система из 214 ключей. В узком смысле ключом считается тот элемент иероглифа, который выступает в качестве тематического классификатора, указывая, к какой сфере относится значение иероглифа. На основе этого принципа построены иероглифические словари китайского, японского и корейского языков, в которых иероглифы группируются согласно одному из составляющих их ключей. Определение главного ключа не всегда очевидно, поэтому в словаре часто помещают таблицу сложнонаходимых ключей.
Слайд 64
К позднему периоду египетской истории, накануне прихода Александра Великого, оказавшего эллинистическое влияние на египетскую культуру и оставившего царскую династию Птолемеев, египетские книжники использовали три различные формы письма: иероглифическую, иератическую, и демотическую. Последние две – это упрощённые варианты основного, иероглифического письма. К римскому периоду возникает четвёртая форма – коптский язык, основанный на греческом алфавите, и не использующий иероглифических символов.
Слайд 65: Иератическое письмо
Иератическое письмо является адаптацией иероглифического, оно упрощает иероглифы, в результате чего знаки получили более округлую и курсивную форму, и делает их написание быстрее.
Слайд 66: Демотическое письмо
Название « Демотик » опять, же досталось от греков, и буквально оно означает «народное письмо». Широко демотическое письмо стало применяться в эпоху Птолемеев (V в. до н.э. – I в. до н.э.), и использовалось до середины V в. н.э. Демотика представляет собой ещё более упрощённый тип письма: сокращается общее число используемых знаков, увеличивается число слов, написанных алфавитными знаками, а не пиктограммами.
Слайд 67: СИЛЛАБАРИЙ
4. Слоговое письмо (около 2500–2000 лет до н.э.) Слоговое письмо ( силлабарий ) — это система, в которой каждый символ обозначает слог, состоящий из согласного и гласного звуков. Одним из известных примеров силлабо-графического письма является японская слоговая азбука кана, состоящая из хираганы и катаканы. Слоговое письмо используется в микенском варианте греческого, языке чероки, языке ваи, креольском языке ндьюка на основе английского
Слайд 69: ФОНЕТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
5. Фонетическое письмо (около 1800–1600 лет до н.э.) Алфавитное письмо — это наиболее развитая форма письменности, в которой каждый символ представляет отдельный звук речи. Алфавиты возникли в результате упрощения и адаптации более ранних систем письма. Первым известным алфавитом был финикийский, который впоследствии лег в основу греческого, латинского и многих других современных алфавитов. Символы начинают обозначать отдельные звуки речи. Возникают первые алфавиты, такие как финикийский, который становится основой для греческого и латинского алфавитов. В этой стадии символы начали обозначать звуки языка, а не целые слова или идеи. Это привело к созданию алфавитов, где каждая буква соответствует одному или нескольким звукам. Пример: Греческий алфавит был одним из первых фонетических систем, который стал основой для латинского и кириллического алфавита. Абджад (около 1300–900 лет до н.э.). Разновидность алфавитного письма, в котором буквы обозначают только согласные звуки, а гласные звуки либо подразумеваются, либо добавляются позже специальными диакритическими знаками. Примерами абджада являются арабский и еврейский алфавиты. Абугида (около 600–400 лет до н.э.). Смешанная система письма, сочетающая черты алфавита и слогового письма. Основной символ обозначает согласный звук, а дополнительные знаки указывают на следующие за ним гласные. Примером является индийская письменность деванагари.