Первый слайд презентации: Подготовка к ГИА по обществознанию « Сфера духовной культуры»
Слайд 2: Раздел II. Сфера духовной культуры
2.1. Сфера духовной культуры и ее особенности. 2.2. Наука в жизни современного общества. 2.3. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего образования в РФ. 2.4. Религия, религиозные организации и объединения и их роль в жизни современного общества. Свобода совести. 2.5. Мораль, гуманизм, патриотизм, гражданственность.
Слайд 3: Тема 1. Понятие «культура»
Существует сотни определений понятия «культура». На основании многочисленных трудов разных учёных это понятие можно определить следующим образом: В широком смысле – это совокупность всего созданного умом и руками человека В узком смысле - это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются духовные ценности КУЛЬТУРА
Слайд 4: 2.1. Понятие «культура»
Слово «Культура» ( от лат. с ultura ) изначально означало возделывание, обработка почвы.
Слайд 5: Тема 1. Понятие «культура»
Различают материальную и духовную культуру КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: техника, производство, материальные ценности и др. Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право.
Слайд 8: Тема 1. Понятие «культура»
ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ ЭЛИТАРНАЯ создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами МАССОВАЯ культура, сложившаяся с развитием средств массовой информации НАРОДНАЯ сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи
Слайд 9: Понятие «культура»
Задание А4 ( 1-2 мин) Под культурой в широком смысле слова понимается( -ются): 1)образцы поведения в обществе, которым люди должны следовать 2) совокупность всего созданного человечеством на протяжении всей своей истории 3) уровень воспитанности человека 4) производство и применение орудий труда
Слайд 10: Духовная жизнь общества
Духовная жизнь общества – относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляет деятельность по производству, потреблению, и передаче духовных ценностей СТРУКТУРА Духовные потребности Объективная нужда людей и общества создавать и осваивать духовные ценности Духовная деятельность Деятельность, направленная на выработку духовных ценностей Духовные блага ВИДЫ НАУКА ИСКУССТВО РЕЛИГИЯ МОРАЛЬ
Слайд 11: Духовная жизнь общества
Задание А6 ( 2-4 мин.) Верны ли следующие суждения о духовной жизни общества? А. Духовная жизнь общества связана с деятельностью по производству духовных ценностей Б. Духовная жизнь общества связана с деятельностью по передаче духовных ценностей 1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Слайд 12: Искусство, его виды, место в жизни человека
Искусство – это вид человеческой деятельности, представляющий собой воспроизведение и преобразование действительности в художественных образах
Слайд 13: Искусство, его виды, место в жизни человека
Различают виды искусства: АРХИТЕКТУРА (ЗОДЧЕСТВО) ЖИВОПИСЬ СКУЛЬПТУРА ДЕКАРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЦИРК БАЛЕТ КИНО ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО ФОТОИСКУССТВО ЭСТРАДА ГРАФИКА
Слайд 14
Виды искусства - это конкретные способы художественного освоения мира, воплощающие свои образы в определенном материале (в слове, камне, звуке, металле, телодвижениях). Основные виды искусства: ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ – архитектура; – изобразительное искусство (живопись); – декоративно-прикладное искусство; ВРЕМЕННЫЕ – литература; – музыка; СИНТЕТИЧЕСКИЕ, СМЕШАННЫЕ – театр; - цирк - тв -эстрада – фотоискусство; – кино; – хореография.
Слайд 15: Искусство, его виды, место в жизни человека
Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых условиях. Искусство Украшает мир Воспроизводит в художественных образах всё, что интересно человеку в жизни Осмысливает и преобразовывает жизнь Восстанавливает в сфере духа гармонию
Слайд 16: 2.2. Наука в современном обществе
Наука- это одна из форм человеческого познания, система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества и человека Система наук Естественные науки Общественные науки Технические науки
Слайд 17: Наука в современном обществе
Задание B3 ( 5-7 мин.) Установите соответствие между примерами наук и их областью. К каждой позиции, данной в первом столбце, поберите позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ НАУК ОБЛАСТИ НАУКИ А) биология 1) естественные науки Б) история 2) общественные науки В) политология Г) химия Д) правоведение Е) физика Запишите в таблицу выбранные цифры А Б В Г Д Е Ответ: 122121
Слайд 18: 2.3. Образование, самообразование
Образование –это результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жиз ни. Цель образования- приобщение человека к достижениям культуры, ретрансляции и сохранение культурного поведения Самообразование – приобретение знаний, умений и навыков самостоятельно
Слайд 19: Образование, самообразование
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РФ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Ясли Детские сады Начальное, Основное Среднее Среднее (СПО) Высшее ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Дома творчества, кружки, секции
Слайд 20: Обязательное образования в РФ основное общее образование (9 классов). Общие тенденции в развитии образования:
Демократизация в системе образования: ликвидация неграмотности, общедоступность, различные типы учебных заведений. Рост продолжительности образования Непрерывност ь образования Гуманизация образования - внимание школы к потребностям обучающегося к его интересам и запросам. (особое внимание обращается на нравственное воспитание человека) Гуманиторизация - повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе (экономическая теория, социология, политология и т.д.) Интернационализация -создание единой системы образования в разных странах.
Слайд 21: Образование, самообразование
Задание А 5 ( 1-2 мин.) Десятиклассник Олег после окончания уроков посещает в Доме творчества секцию авиамоделирования. Обучение в секции относится к 1 )начальному профессиональному образованию 2) основному общему образованию 3) дополнительному образованию 4) среднему профессиональному образованию
Слайд 22: 2. 4. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести
Религия – особая форма общественного сознания, основанная на вере в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и правил поведения, обрядов, культовых действий и объединений людей в организации. Главные признаки: Вера в сверхъестественное; Организованное поклонение высшим силам; Стремление согласовать жизнь с требованиями Бога (или Богов) Вера – твердая убежденность, глубокая уверенность в чем либо, убеждение в существовании чего-либо или кого-либо. Внешняя форма проявления веры – культ. Культ – религиозное служение божеству и связанная с этим система утвердившихся религиозных обрядов и действий, выражающих отношение к сверхъестественному.
Слайд 23: Религия включает в себя
S ВЕРА КУЛЬТ ЦЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯ заповеди обряды церковь, общины мировоззрение
Слайд 25: 2.4. Религия, её роль в обществе
Религия- внутренняя убеждённость в существовании сверхъестественной высшей силы – Бога, который является предметом поклонения Типология религий Родоплеменные примитивные верования Национальные государственные Мировые религии Тотемизм, анимизм, фетишизм, магия Иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм Буддизм, христианство, ислам
Слайд 27
Согласно Конституции РФ является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные организации отделены от государства и равны перед законом. Важно! Свобода совести и вероисповедания Статья 28. Конституции РФ «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.»
Слайд 28: 2.5. Мораль, основные ценности и нормы
Мораль- совокупность особых духовных правил, регулирующих поведение человека с позиции понимания добра и зла Основные понятия, с помощью которых наука о морали-этика (от греч. etros - обычай) – объясняет смысл мора ли Высшее проявление добра МИР ЛЮБОВЬ
Слайд 29
Мораль – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к себе, к окружающей среде с позиции добра, справедливости, гуманизма. Содержание морали - принципы морали – исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека ( гуманность, справедливость, милосердие, терпимость ); - нормы морали – правила поведения, строго и конкретно предписывающие человеку, какие поступки он должен совершать. ( не убей, не укради, почитай старших ) - моральный идеал – всё самое лучшее, что выработано моралью, - человеколюбие. - моральные ценности – нечто важное, необходимое, полезное для жизни ( смысл жизни, свобода, счастье, долг, честь, добро ).
Слайд 30
- регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни; - является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию; - формирует нравственный облик личности ; - обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах, поскольку соблюдение людьми всеобщих моральных принципов делает их поведение предсказуемым. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ: ПОСТУПАЙ С ДРУГИМИ ТАК, КАК ХОТЕЛ БЫ, ЧТОБЫ ПОСТУПАЛИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕБЕ Функции морали
Слайд 31: Гуманизм
Гуманизм- принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье
Слайд 32: Гуманизм
Включает в себя благожелательность сочувствие и доверие самопожертвование честность скромность великодушие уважение искренность
Слайд 33: Патриотизм, гражданственность
Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы Гражданственность – понятие, связанное с чувством долга и ответственностью по отношению к своему Отечеству, с уважением национальных ценностей, святынь и культуры
Слайд 34
Понятие «патриотизм» включает в себя: - заботу об интересах и исторических судьбах своей страны и готовность ради них к самопожертвованию; - верность Родине; - сочувствие к состраданиям своего народа и отрицательное отношение к социальным пороках общества; - гордость социальными и культурными достижениями своей страны; - привязанность к месту жительства (к городу, деревне, области, стране); - уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям. Патриотизм Патриотизм – чувство любви и преданности к Родине, Отечеству, своему народу, вера в его духовные возможности, готовность служить интересам своей Родины.
Слайд 35
Понятие «гражданственность» включает в себя: - чувство собственного достоинства; - внутреннюю свободу, превращённую в самостоятельную дисциплину; - способность быть истинным субъектом права; - уважительное и доверительное отношение к другим гражданам и государственной власти; - способность превращать свою свободу в добровольную лояльность, воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права. Гражданственность Гражданственность – степень осознания себя гражданином своей страны и соответствующее этому поведение, готовность личности активно содействовать процветанию общества. Высшие проявления гражданственности Патриотизм, преданность своему Отечеству Ответственность за происходящее в стране перед последующими поколениями
Слайд 37
ЗАДАНИЕ 1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании духовной сферы общества? Религия; доход; наука; демократия; социальная мобильность. Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. ЗАДАНИЕ 3. 1.Как называют область (форму) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом? 1) Мировоззрение 2) искусство 3) наука 4) мораль 2. Он вышел к инструменту, и в зал полилась чарующая музыка. Слушатели пережили шквал разнообразных эмоций. Это пример деятельности в сфере 1) Науки 2) искусства 3) религии 4) образования
Слайд 38
3.Человек, общество, общественные отношения являются предметом изучения множества наук. Какая из перечисленных ниже наук занимается изучением взаимоотношений человека и общества на основе морали и нравственности? 1) Этика 2) политология 3) экономика 4) юриспруденция 4.Жизненная позиция, утверждающая ценность человека как личности, его право на свободу, проявление своих способностей, счастье, развитие, называется свободой совести 2) эгоизмом 3) гуманизмом 4) патриотизмом 5. Право человека иметь собственное мнение, любые убеждения и следовать им называется 1) Патриотизмом 2) свободой совести 3) Эгоизмом 4) гуманизмом
Слайд 39
6.Верны ли следующие суждения об искусстве? А. Искусство использует художественные образы. Б. Существует много видов и жанров искусства. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 7.Верны ли следующие суждения об искусстве? А. Искусство воспитывает ТОЛЬКО эстетический вкус человека. Б. Искусство обращается к эмоциям человека. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 8.Верны ли следующие суждения об искусстве? А. Одной из функций искусства является познание мира. Б. Для искусства характерна опора на факты, доказательность. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Слайд 40
9.Верны ли следующие суждения о морали? А. Мораль отражает стремление человека к самосовершенствованию. Б. Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 10.Верны ли следующие суждения о патриотизме? А. Патриотизм — чувство любви к Отечеству и преданности ему. Б. Патриотизм проявляется в уважении к историческим традициям своего Отечества. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 11. Верны ли следующие суждения о морали? А. Моральные нормы возникли с появлением государства. Б. Нормы морали отражают представления людей о добре и зле. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Слайд 41: 12. В ходе социологического опроса учащихся школ города М. им задавали вопрос: «Какую из названных профессий вы считаете наиболее перспективной, обеспечивающей самореализацию?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Слайд 42
Черты сходства Черты отличия ЗАДАНИЕ 19 1. На уроке учитель рассказывал о том, что в мире существует множество различных религиозных верований. Сравните мировые и национальные (национально-государственные) религии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия: 1) неотъемлемая часть культуры одного народа 2) наличие культа, обрядов, религиозных традиций 3) распространение на всех континентах, в большинстве стран мира 4) вера в сверхъестественные силы
Слайд 43
2. Учитель, раскрывая сущность социального контроля, охарактеризовал моральные и правовые нормы. Сравните эти два вида социальных норм. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт отличия: 1) создаются государством 2) предполагают юридическую ответственность 3) определяют границы дозволенного 4) регулируют общественные отношения Черты сходства Черты отличия
Слайд 44
3. В приведенном списке указаны черты сходства науки и искусства и отличия науки от искусства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия: 1) является областью духовной культуры 2) использует художественные образы 3) требует точности и обоснованности утверждений 4) создает духовные ценности Черты сходства Черты отличия
Слайд 45
ФОРМА ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАРАКТЕРИСТИКА Искусство Форма духовной деятельности, направленная на освоение и создание эстетических ценностей ... Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого — утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни ЗАДАНИЕ 20 Запишите слово, пропущенное в таблице. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 47
Религия — то, что делает человеческую жизнь осмысленной. Это происходит благодаря тому, что религия даёт картину мира, в которой несправедливость, страдание, смерть, всё то, что сокрушает надежды, всё это оказывается обладающим значением и смыслом. Если страдания и смерть имеют значение, если человек знает, в чём оно, то у него появляется сила жить, преодолевая страдания. Сильным делает человека знание того, зачем он живёт. Религия ориентирована на то, чтобы показать, что значат те или иные события человеческой жизни. Религия помогает понять людям, кто они есть, показывая значение той группы, к которой они принадлежат, среди других людей, населяющих наш мир. Можно сравнить религию в этом её качестве с тем, как действует клей: она помогает людям осознать себя как общность, скреплённую едиными ценностями и общими целями. Делая священными нормы и ценности общества, религия способствует также его стабильности. Религия выполняет эту функцию, устанавливая нормы, которые полезны для данной социальной структуры и создают предпосылки для того, чтобы человек выполнял моральные обязательства. Поскольку всё же эти запреты нарушаются людьми, большинство религий располагают способами восстановления и поддержания стремления к соблюдению обязательство — очистительные и искупительные обряды, которые могут разряжать, снимать чувство вины или усиливать его.
Слайд 48
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 22. Какими способами, по мнению автора, религия способствует стабильности общества? Назовите два способа. Автор утверждает, что религия делает человеческую жизнь осмысленной. Используя содержание текста, назовите две причины, по которым это происходит. Объясните опираясь на текст, почему автор сравнивает религию с клеем? 23. В чём, по мнению автора, проявляется объединяющая функция религии? Опираясь на обществоведческие знания, приведите два примера выполнения религией данной функции. 24. Автор пишет, что сильным делает человека знание того, зачем он живёт. Опираясь на знание обществоведческого курса, приведите два аргумента, подтверждающие авторскую мысль.
Слайд 49
«Патриотизм» — широкое понятие. Всё зависит от того, какое конкретное содержание вкладывается в это слово. Просвещённый патриотизм — это чувство, которым можно и следует гордиться. Оно предполагает деятельную любовь к родине, проявляющуюся в конкретных делах, приносящих пользу людям. Патриотом может быть простой человек, бескорыстно сделавший добро ближним и дальним. Патриотом является творческий деятель, возвеличивший своим трудом свою страну и, тем самым, всё человечество. Безусловные патриоты — защитники Родины от иноземных захватчиков, тем более отдавшие за неё жизнь. Иными словами, патриот — это не тот, кто постоянно напоминает о своём патриотизме, а тот, кто плодотворно трудится на благо общества, помогает обездоленным, лечит больных и воспитывает детей, создаёт новые знания и умения, борется с насилием, выступает против эксплуатации и рабства, содействует прогрессу общества. И, напротив, не может считаться патриотом тот, кто подавляет граждан и осложняет их существование, живёт не для людей, а за их счёт, унижает иностранцев и тех, кого он считает «инородцами», консервирует отжившие порядки, навязывает ложные идеи и цели обществу. Подлинный патриот вправе не только гордиться своей страной, но и испытывать за неё стыд, когда совершаются неправомерные поступки. Часто такой стыд и такая боль порождают глубоко нравственные поступки, подвижничество людей.
Слайд 50
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 22. Каких людей, по мнению автора, можно считать настоящими патриотами? Назовите три типа таких людей. В тексте перечислены черты поведения, которых не должно и не может быть у патриота. Назовите любые три черты. Поясните антипатриотическую сущность любой одной из них. 23.Автор считает, что патриотизм выражается в конкретной работе на благо общества. Используя текст, знания курса и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами это мнение. 24. Автор полагает, что патриот может испытывать стыд и боль за неправомерные действия своей страны. Объясните, почему эти переживания не противоречат патриотизму. Используя текст, знания курса и факты общественной жизни, приведите два объяснения.
Слайд 51: Ссылки на картинки :
http://kafa-info.com.ua/news_thumbs/knf0ca671c361d67560126a8691fe2e8d55_800.jpg http://sad6sotok.ru/wp-content/uploads/2011/03/obrabotka-pochvy http://img10.proshkolu.ru/content/media/pic/std/4000000/3911000/3910071-b064af5d6bf17d1b.jpg http://f-lite.ru/lfp/s53.radikal.ru/i140/090 5/eb/a6bf5449f337.jpg/htm http://img-fotki.yandex.ru/get/6201/22264419.93/0_6150b_97d0ebd2_XXL.jpg ://img368.imageshack.us/img368/4061/hppavilionfu9 . jpg http://media.vorotila.ru/ru/items/t1@73472ccf-3846-4dab-a8bd-92900b86ef1b/Statuya-Buddy.jpg http://fr.academic.ru/pictures/frwiki/83/Statue_of_Liberty_2.JPG http://webgorlovka.com.ua/uploads/posts/2013-02/1361780124_bibliya.jpg
Слайд 52: Ссылки на картинки:
http://im31.gulfup.com/LMxKS.gif http://kitchen.lib.tpu.ru/81298dcd-fca2-4ada-a4ef-8f87a60b82b6/original.jpg http://www.art-ag.ru/galery.php?preview=6349&size=2 http://mir-skazok.net/wp-content/uploads/2012/08/ Первый-раз-в-первый-класс-286 x300.jpg http://cs316323.vk.me/v316323161/53ca/Q0r4pBN1k4M.jpg http://s156.photobucket.com/user/meotis_new/media/selena/Artemis_Praxiteles1.jpg.html http://aaa.b000.ru/images/2010/12/3/4chan-hr1289305656451.jpg http://static.wix.com/media/77bfb058b5cf0dd5688c969e7c4c7d3b.wix_mp http://0.static.wix.com/media/55d7360638127f6aeaec39dc26fca69a.wix_mp_256 http://www.stihi.ru/pics/2012/12/22/10744.jpg http://pktik.kz/assets/images/PhotoOfDay/735.jpg
Последний слайд презентации: Подготовка к ГИА по обществознанию « Сфера духовной культуры»: Источники информации:
П.А. Баранов. Полный справочник для подготовки к ГИА. АСТ. Астрель. М. 2012. 2. П.А. Баранов. 300 учебно-тренировочных заданий для подготовки к ГИА. 9 класс. Астрель.М.2013 3. Котова О.А., Лискова Т.Е. ГИА-2014. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА. ФИПИ. 2014. 4. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010г.