Слайд 2: Блиц-вопрос
Каким образом Екатерина II пришла к власти? по наследству после смерти своего отца в результате дворцового переворота в результате избрания на Земском соборе по завещанию своего брата
Слайд 3: Ответ
Каким образом Екатерина II пришла к власти? по наследству после смерти своего отца в результате дворцового переворота в результате избрания на Земском соборе по завещанию своего брата
Слайд 4: Блиц-вопрос
Отличительными качествами характера Екатерины II были любовь к роскоши, нежелание заниматься государственными делами 2) трудолюбие, честолюбие 3) преклонение перед немецкой культурой, нежелание узнавать Россию 4) потворство собственным капризам, нежелание считаться с нуждами подданных
Слайд 5: Блиц-вопрос
Отличительными качествами характера Екатерины II были любовь к роскоши, нежелание заниматься государственными делами 2) трудолюбие, честолюбие 3) преклонение перед немецкой культурой, нежелание узнавать Россию 4) потворство собственным капризам, нежелание считаться с нуждами подданных
Слайд 6: ПРОСВЕЩЕНИЕ
Направление европейской философии XVIII века Представители 1. Жан-Жак Руссо 2. Дени Дидро 3. Шарль Монтескьё 3. Франсуа-Мари Вольтер 4. Д ” Аламбер С кем из просветителей вела переписку Екатерина II
Слайд 7: ПРОСВЕЩЕНИЕ
Направление европейской философии XVIII века Представители 1. Жан-Жак Руссо 2. Дени Дидро 3. Шарль Монтескьё 4. Франсуа-Мари Вольтер 5. Д ” Аламбер 2 4 5
Слайд 8: Просвещенный абсолютизм
1. окружающую действительность можно и нужно объяснять с позиции разума (в противовес религии); 2. человек рождается свободным, но передаёт часть своих свобод государству в обмен на стабильность и безопасность; 3. государство существует ради блага граждан, а не наоборот; 4. рабство недопустимо; 5. церковь не должна вмешиваться в дела государства. Просвещенный абсолютизм монарх издавал справедливые и обязательные законы, способствовал просвещению нации, был «философом на троне» Иосиф II в Австрии Основные идеи Фридрих II в Пруссии Екатерина II в России
Слайд 9: Просвещенный абсолютизм -
политика, 2. при которой монарх обладает всей полнотой власти, 3. но использует её для достижения всеобщего блага путём издания разумных законов. Просвещенный абсолютизм -
Слайд 10: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
разработать систему понятных и обязательных для всех законов; создать правоохранительную систему, которую будет уважать и поддерживать население; поддерживать авторитет государства в глазах соседей. способствовать развитию образования;
Слайд 11
Екатерина II начала с законов: в 1767 г. она собрала комиссию, которая должна была заниматься выработкой текстов этих законов, — « Уложе́нную комиссию». Уложе́нная комиссия — временный коллегиальный орган, созданный во второй половине XVIII в. Екатериной II для выработки нового свода законов.
Слайд 12: Задание
Как назывался документ, составленный Екатериной II для Уложенной комиссии 1767-1768 гг.? 1) Указ 2) Наказ 3) Приказ 4) Уложение
Слайд 13
Екатерина Великая с текстом «Наказа» в руках Екатерина написала для собравшихся «Наказ» — сочинение из 506 статей, представлявших собой выборку из трудов её любимых философов. Основные идеи: Россия является европейским государством, в котором все граждане равны перед законом. Самодержавие является для России наилучшей формой правления.
Слайд 14: СОСТАВ УЛОЖЕННОЙ КОМИССИИ
- дворяне (223 человека), - 192 выборных от городов, - 20 представителей черносошных крестьян - несколько депутатов из Поволжья, Сибири и Урала
Слайд 15: Задание
Какой слой населения не был представлен выборными представителями в Уложенной комиссии ? 1) дворяне 2) горожане 3) казаки 4) помещичьи крестьяне
Слайд 16: Задание
Существует точка зрения, что, несмотря на наличие общих черт, положение государственных и частновладельческих крестьян в XVIII веке имело различия. Приведите не менее двух различий.
Слайд 17: РЕШЕНИЕ
Существует точка зрения, что, несмотря на наличие общих черт, положение государственных и частновладельческих крестьян в XVIII веке имело различия. Приведите не менее двух различий. ОТВЕТ: 1) Государственные крестьяне жили на казенных землях, пользуясь отведенными наделами, были подчинены государственным органам и считались лично свободными, а крепостные крестьяне были лично зависимыми, подлежали суду помещика. 2) Государственные крестьяне, в отличие от частновладельческих, могли арендовать и покупать земли, содержать промыслы. 3) Государственные крестьяне несли тягловую повинность по отношению к государству — платили налоги и исполняли различные работы, а частновладельческие крестьяне исполняли тягловую повинность как по отношению к государству (налоги), так и по отношению к помещику (барщина, оброк). Могут быть приведены другие различия.
Слайд 18: Задание
Почему Уложенная комиссия была распущена Екатериной II? 1) дворяне не желали законодательного определения объёма обязанностей крепостных крестьян, это нарушило бы сложившуюся систему крепостного права 2) дворяне добивались освобождения крестьян от крепостного права, но Екатерина II не могла согласиться на это 3) дворяне требовали развития производства и переселения крестьян в город на заработки 4) государственные крестьяне стремились перейти в частные владения для защиты со стороны дворян, на что не соглашалось правительство
Слайд 19: Задание
Правление Екатерины II получило название «золотого века» российского дворянства. Что стало одной из причин такого названия? для дворян были введены дополнительные обязанности 2) дворяне снова должны были служить в течение 25 лет 3) срок службы дворян был ограничен десятью годами 4) дворяне получили от государства более 50 млн гектаров земли
Слайд 20: 1763 год - РЕФОРМА СЕНАТА
Изначально Екатерина хотела превратить его в Императорский совет, который будет наделён законодательными полномочиями. !!! То есть она собиралась ограничить собственную власть. Но затем передумала и поделила Сенат на шесть департаментов, оставив за ним исключительно судебные функции.
Слайд 21: Задание
В годы правления Екатерины II проходило изъятие церковных земель и церковной собственности в пользу государства. Как называется этот процесс? 1) приватизация 2) секуляризация 3) национализация 4) инвентаризация
Слайд 22: Задание
В каком году была проведена секуляризация церковных земель? 1764 г. 1775 г. 1785 г. 4) 1796 г.
Слайд 23: Задание
В каком году была проведена губернская реформа, согласно которой вместо 15 было создано 50 губерний и введена двухуровневая система административно-территориального устройства? 1) 1762 г. 2) 1764 г. 3) 1767 г. 4) 1775 г.
Слайд 24: 1775 г. - губернская реформа
Реакция императрицы на восстание под руководством Е. Пугачёва в 1773–1775 гг. Цель реформы: усилить эффективность управления на местах. Для этого число губерний увеличилось с 15 до 50, а провинции, учреждённые ещё Петром I, были упразднены — вместо них появились уезды. Значение: Формируется двухуровневая система управления «губерния — уезд», которая просуществует вплоть до 1917 г. Так как столицей губернии должен быть город, пришлось «повысить в звании» некоторые крупные сёла. Если у новоиспечённого города не было герба, его разрабатывала специально созданная комиссия.
Слайд 25
1. Во главе губернии стоял губернатор. 2. Несколько небольших по размеру губерний объединяли в наместничества и отдавали под власть одного должностного лица — генерал-губернатора. 3. Губернатор руководил административным органом — губернским правлением. 4. Под его началом работала казённая палата, занимавшаяся сбором податей. 5. Деятельность казённой палаты контролировал вице-губернатор. 6. Правление также контролировало управу благочиния (аналог современной полиции), которой руководил полицмейстер. 7. В каждой губернии был приказ общественного призрения (ведал больницами, детскими приютами, домами престарелых) Уездным городом управлял городничий, полицией там руководил капитан-исправник.
Слайд 26: Судебная система
Важный этап губернской реформы стало преобразование судебной системы. Суд отделили от административных органов и разделили по сословному принципу. Для дворян первой инстанцией был нижний земский суд, который располагался в уезде. Следующий этап — верхний земский суд в губернии. Для мещан и купцов первой инстанцией был городовой магистрат, второй инстанцией — губернский магистрат. Для крестьян — нижняя расправа и верхняя расправа. Всеми этими судебными органами в губернии руководила судебная палата. Она рассматривала наиболее важные дела. В неё можно было подать апелляцию, если решения предыдущих инстанций не удовлетворяли участников процесса. Деятельностью губернских судебных палат руководил Сенат. Он был высшей судебной инстанцией, куда можно было подать апелляцию в случае несогласия с приговором. На месте деятельность судебной системы контролировал прокурор. Судьи нижнего земского суда избирались из числа дворян, проживающих в губернии. На остальные должности назначались чиновники. 10. Также губернской реформой был учреждён Совестный суд, который рассматривал дела, не попадавшие под юрисдикцию всех перечисленных выше судов: например, о разделе имущества между родственниками, нанесении лёгких телесных повреждений. Встречались также дела в отношении несовершеннолетних или по обвинению в колдовстве. Основной задачей судьи на Совестном суде было примирение спорщиков.
Слайд 28: Задание
Как назывался закон о полиции, изданный в 1782 г.? 1) Устав приличия 2) Устав благочиния 3) Устав церемоний 4) Устав внутренних дел
Слайд 29: Задание
Документ, согласно которому была проведена губернская реформа 1775 г., назывался 1) Учреждения для управления губерний 2) Наставления губерниям 3) Систематизация управления губерний 4) Введение новых губерний
Слайд 30: ПОСЛЕДСТВИЯ и ЗНАЧЕНИЕ ГУБЕРНСКОЙ РЕФОРМЫ
Ликвидация большинства коллегий Их полномочия перешли к губернаторским правлениям. Реформа упорядочила административно-территориальное деление страны, которое сохранялось вплоть до 1917 г. Реформа способствовала выстраиванию эффективной на тот момент судебной системы, которая просуществует до 1864 г. Негативным последствием реформы стало увеличение количества чиновников и, как следствие, коррупции. Наиболее ярко мир губернского чиновничества описал Н. В. Гоголь в комедии «Ревизор».
Слайд 31: Задание
В каком году была издана Жалованная грамота дворянству? 1762 г. 1767 г. 1775 г. 1785 г.
Слайд 32: 1785 – ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ДВОРЯНСТВУ
Дворянство резко отделялось от других сословий Подтверждалась освобождение дворян от обязательной службы ( ? ), от уплаты податей Запрет подвергать дворян телесным наказаниям Только дворяне имели право владеть землей и крепостными крестьянами, владели недрами в своих имениях, могли заниматься торговлей и устраивать заводы, дома были освобождены от постоя войск Имения не подлежали конфискации Дворянство получило право на самоуправление, составило «дворянское общество»
Слайд 33: Задание
Какие права предоставляла Жалованная грамота дворянству 1785 г.? Выберите из списка три верных ответа. Запишите цифры, под которыми они указаны. право составлять жалобы и ходатайства губернатору 2) право избирать в губерниях и уездах дворянские собрания 3) право избирать постоянных представителей в Государственную думу 4) право получать мануфактуры от промышленников, если это соответствует интересам дворянина 5) право избирать губернских и уездных предводителей дворянства 6) право казнить помещичьих крестьян
Слайд 34: Задание
Какие три положения вводила Жалованная грамота городам, изданная в 1785 г.? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) избрание городского головы и городской думы 2) полное освобождение от всех налогов жителей города 3) предоставление избирательного права всем жителям города 4) передача вопросов благоустройства города городскому самоуправлению 5) контроль за санитарным состоянием города органами городского самоуправления 6) передача городов под полный контроль помещичьих дворян
Слайд 35: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1764 – открытие воспитательных домов. Утверждено «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» ( И.И.Бецкой ) 1764 – начало женского образования. Открытие Смольного института благородных девиц 1772, 1773 – основание Коммерческого и Горного училищ 1783 – открытие частных вольных типографий
Слайд 36: 1786 год – начало создания бессословного среднего образования
- открытие 4-годичных главных училищ в губернских городах - открытие 2-годичных народных училищ в уездных городах - в классы набирались ученики одного возраста - уроки велись по одним программам и типовым государственным учебникам - появилась настенная доска, классный журнал, обязательные экзамены и каникулы
Слайд 37: Задание
Как называлось открытое в Петербурге учебное заведение для девушек дворянского происхождения? 1) Петербургский университет 2) Смольный институт 3) Царскосельский лицей 4) Гатчинский колледж
Слайд 38: АБСОЛЮТИЗМ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Екатерине II нравилось рассуждать о свободе и гражданском обществе, однако это не мешало ей расправляться с теми, кто критиковал её. 1790 г. - арестован Александр Николаевич Радищев (1749–1802), автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Он был приговорён к казни, которую впоследствии заменили на ссылку в Сибирь. 1792 г. - без суда отправлен в тюрьму издатель Николай Иванович Новиков (1744–1818), который в своих журналах вёл публичную полемику с императрицей. Именно Екатерина II официально ввела в России цензуру в 1796 г.
Слайд 39: Задание
Как назывался журнал, который издавала Екатерина II? 1) Куранты 2) Ведомости 3) Всякая всячина 4) Закон и порядок
Слайд 40: Решение
Как назывался журнал, который издавала Екатерина II? Куранты Ведомости Всякая всячина Закон и порядок
Слайд 41: Задание
Назовите фамилию издателя книг, который за свою деятельность был отправлен Екатериной II в Шлиссельбургскую крепость. А.Н. Радищев 2) А.В. Суворов 3) Н.И. Новиков 4) Б.П. Шереметев
Слайд 42: Решение
Назовите фамилию издателя книг, который за свою деятельность был отправлен Екатериной II в Шлиссельбургскую крепость. А.Н. Радищев 2) А.В. Суворов Н.И. Новиков Б.П. Шереметев
Слайд 43: Задание
Назовите автора произведения «Путешествие из Петербурга в Москву», который был приговорён к казни, заменённой ссылкой в Сибирь. Н.И. Новиков 2) Б.П. Шереметев 3) Д.И. Фонвизин 4) А.Н. Радищев
Слайд 44: Решение
Назовите автора произведения «Путешествие из Петербурга в Москву», который был приговорён к казни, заменённой ссылкой в Сибирь. Н.И. Новиков Б.П. Шереметев Д.И. Фонвизин А.Н. Радищев
Слайд 45: Задание
Отметьте название внутренней политики Екатерины II, связанной с преобразованием по инициативе монарха отдельных сфер жизни общества, установлением законов для всех сословий и развитием системы образования. развитый абсолютизм 2) просвещённый абсолютизм 3) самодержавный абсолютизм 4) парламентская монархия
Слайд 46: Задание
Екатерина II стремилась к распространению знаний, наук, переписывалась с известными европейскими философами. Это позволило назвать её правление периодом научного абсолютизма просвещённого абсолютизма образованного абсолютизма парламентского абсолютизма
Слайд 47: ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
Упорядочение и систематизация функций административных и судебных институтов Разделение территории не по объему, а по численности населения Разграничение ответственности управляющих должностей Зависимость Церкви от государства Коррупция и фаворитизм
Слайд 48: ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Закрепление за дворянами ранее предоставленных привилегий Окончательное закрепощение крестьян – запрещены жалобы на хозяев, помещикам разрешили ссылать крестьян на каторгу Разграничение сословий, их обязанностей и прав Появление сословия «горожан» Переселение немцев на территории Российской империи с предоставлением привилегий
Слайд 49: ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Выпуск первых бумажных денег – ассигнаций Свобода предпринимательства для всех, кроме крепостных Объем экспорта увеличился с 13,9 млн.р в 1760 г. До 39,6 млн.р. В 1790 г. Существенное снижение торговых пошлин Увеличение «питейного сбора» в шесть раз Общая сумма долгов государства после смерти Екатерины II – 205 млн. р