Положение человека в системе органического мира. Урок биологии 11 класс — презентация
logo
Положение человека в системе органического мира. Урок биологии 11 класс
  • Положение человека в системе органического мира. Урок биологии 11 класс
  • Положение человека в системе органического мира. Урок биологии 11 класс
  • Идеалистическая теория происхождения человека.
  • Материалистическая теория.
  • Материалистическая теория.
  • Карл Линней.
  • Биологическая теория эволюции.
  • Обезьянья теория антропогенеза.
  • Положение человека в системе органического мира. Урок биологии 11 класс
  • Империя Клеточные Надцарство Ядерные Царство Животные Подцарство Многоклеточные Тип Хордовые Подтип Позвоночные (Черепные) Класс Млекопитающие Подкласс
  • Положение человека в системе органического мира. Урок биологии 11 класс
  • Палеонтологические доказательства
  • Положение человека в системе органического мира. Урок биологии 11 класс
  • Стопа обезьяны и человека
  • Положение человека в системе органического мира. Урок биологии 11 класс
  • Сравнительно-анатомические доказательства. Рудименты.
  • Сравнительно-анатомические доказательства. Атавизмы.
  • Эмбриологические доказательства
  • Задание. Заполнить таблицу «Доказательства происхождения человека от животных».
  • Основные отличия человека от животных объясняются  тремя причинами:
  • Изъяны человека:
  • Вывод:
  • Повторение по вопросам.
  • Домашнее задание
1/24

Слайд 2

Биологический вид  Человек разумный (Нomo sapiens)  существует на нашей планете 35 – 40 тыс. лет.

Изображение слайда

Идеалистическая точка зрения на проблему происхождения человека основана на библейских текстах, согласно которым человек является результатом творческого акта Бога-Творца.

Изображение слайда

Человек – закономерный результат эволюции. Отрасль естествознания, которая занимается изучением происхождения и эволюции человека, процесса перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование его животных предков, к закономерностям социальным, называется  антропологией  (от греч.  антропос  – человек и  логос  – учение). Учение о происхождении человека, о становлении его как вида в процессе формирования общества называется антропосоциогенезом  (от греч.  антропос  – человек,  социум  – общество и  генезис  – происхождение).

Изображение слайда

Изображение слайда

Слайд 6: Карл Линней

Карл Линней в XVIII веке впервые отвел человеку место в отряде приматов класса млекопитающих и дал ему видовое название Homo sapiens (Человек разумный). Карл фон  Линней  (1707 - 1778) Шведский натуралист и врач.

Изображение слайда

Слайд 7: Биологическая теория эволюции

Разработал теорию Ч. Дарвин в книгах «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и «О выражении эмоций у человека и животных» (1872). Дарвин в своих работах приходит к выводу, что человек – неотъемлемая часть живой природы и что его возникновение не исключение из общих закономерностей развития органического мира.

Изображение слайда

Слайд 8: Обезьянья теория антропогенеза

В журнале «Hornet», 1871 г. была помещена карикатура на Ч. Дарвина. Как вы думаете, почему художник изобразил его в таком виде? Благодаря работам Ч. Дарвина родилась обезьянья (симиальная) теория антропогенеза, согласно которой человек произошел от «нижестоящей животной формы в результате действия движущих сил эволюции». Дарвин высказывал не просто предположения, а приводил доказательства из области сравнительной морфологии, эмбриологии.

Изображение слайда

Слайд 9

Какое место человек занимает в системе органического мира в современной науке? Объясните, почему человек относится именно к этим систематическим категориям.

Изображение слайда

Слайд 10: Империя Клеточные Надцарство Ядерные Царство Животные Подцарство Многоклеточные Тип Хордовые Подтип Позвоночные (Черепные) Класс Млекопитающие Подкласс Плацентарные Отряд Приматы Подотряд Человекообразные обезьяны Семейство Люди (Гоминиды) Род Человек Вид Человек разумный

Систематическое положение человека.

Изображение слайда

Слайд 11

Изображение слайда

Слайд 12: Палеонтологические доказательства

Изображение слайда

Слайд 13

В связи с прямохождением произошли изменения в опорно-двигательной системе – появилась сводчатая стопа, массивные нижние конечности, расширенный таз, S -образный позвоночник, грудная клетка, расширенная в стороны, смещается затылочное отверстие. Антропоморфозы.

Изображение слайда

Слайд 14: Стопа обезьяны и человека

14 Последовательность распределения нагрузки на отдельные области стопы («перекат») при ходьбе.

Изображение слайда

Слайд 15

Антропоморфозы Трудовая деятельность вызвала изменение строения руки. Развитие коры головного мозга и появление речи привели к увеличению мозгового отдела черепа. Объем мозга человека около 1400 см 3 (у шимпанзе – 405, гориллы до 500 см 3 ), площадь коры в 3,5 раза больше, чем у понгид, что привело, в конце концов, к качественному отличию человека от остального животного мира.

Изображение слайда

Слайд 16: Сравнительно-анатомические доказательства. Рудименты

У человека обнаруживаются около 90 рудиментов (остаток мигательной перепонки во внутреннем углу глаза, околоушные мышцы, зубы мудрости, копчик, аппендикс и др.) и некоторые атавизмы (многососковость, волосатость, сильно развитые клыки и др.).

Изображение слайда

Слайд 17: Сравнительно-анатомические доказательства. Атавизмы

Изображение слайда

Слайд 18: Эмбриологические доказательства

Изображение слайда

Слайд 19: Задание. Заполнить таблицу «Доказательства происхождения человека от животных»

Таксономические категории животных. Черты сходства. Тип Хордовые, подтип Позвоночные Класс Млекопитающие Подкласс Плацентарные Отряд Приматы Подотряд Человекообразные обезьяны.

Изображение слайда

Слайд 20: Основные отличия человека от животных объясняются  тремя причинами:

–  прямохождением; –  ВНД (г. о. способностью к абстрактному мышлению); –  трудовой деятельностью. Прямохождение – чисто адаптационное приспособление, мы можем привести примеры «разумного» поведения животных, а трудовая деятельность животных тоже велика и разнообразна.

Изображение слайда

Слайд 21: Изъяны человека:

зубы аппендицит грыжи варикозное расширение вен плоскостопие трудные роды выпадение межпозвоночного диска Изъяны человека:

Изображение слайда

Слайд 22: Вывод:

Точка зрения на Homo sapiens как на самый лучший, полезный и приспособленный вид живых существ, принципиально отличающийся от всех других организмов, нуждается в коррекции. Правильнее утверждать, что человек – не вершина эволюции, а часть органического мира.

Изображение слайда

Слайд 23: Повторение по вопросам

1. Назовите признаки человека, позволяющие отнести его к подтипу позвоночных животных. 2. Укажите признаки, определяющие положение человека в классе Млекопитающих. 3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян? 4. Перечислите особенности строения, присущие только человеку. 5. С позиции биогенетического закона докажите животное происхождение человека. 6. В каком направлении действовал естественный отбор в процессе эволюции человека?

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Положение человека в системе органического мира. Урок биологии 11 класс: Домашнее задание

§ 69 – учить,

Изображение слайда

Похожие презентации