Первый слайд презентации: Понятие педоцентризма. Современные педоцентрические подходы
Криворучко Алексей Викторович, с тарший преподаватель кафедры общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания ГОУ ДПО “ДОНРИДПО”
оперировать знаниями о педоцентризме, личностно ориентированном, системно-деятельностном и компетентностном подходах; использовать эффективные методы и приемы при построении модели педоцентрического урока; ориентироваться в особенностях системно- деятельностного подхода, обозначенного в государственных образовательных стандартах общего образования.
Слайд 3
Ребёнок – это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания. Дж. Дьюи
Слайд 4: Педоцентризм
(др.-греч. παῖς, родительный падеж παιδός – дитя и лат. centrum – центр) – принцип ряда педагогических систем, требующий организации обучения и воспитания без опоры на учебные планы и программы, а лишь на основе непосредственно возникающих у детей желаний и интересов.
Слайд 5: Организация учебного процесса
Принцип: «личность ребёнка имеет наибольшую возможность проявить себя». Формы занятий: игры, беседы и др. по так называемым центрам интересов детей. Задача учителя - направлять деятельность учащихся.
Слайд 6: Основа педоцентрического подхода
Педагогика прагматизма американского философа и педагога Джона Дьюи “Трудовая школа” немецкого педагога Георга Кершенштейнера “Школа действия” немецкого педагога Вильгельма Лая
Слайд 7: Экспериментальный метод у Дж. Дьюи
Мы знаем только то и тогда, когда можем своей деятельностью произвести действительно изменения в вещах, которые подтвердят или опровергнут наши знания. Без этого знания остаются только догадками. «Истинно то, что полезно» (практическая направленность воспитания). Воспитание посредством спонтанного развития ребёнка. Воспитание - процесс накопления и реконструкции опыта с целью углубления его социального содержания.
Слайд 9: Педоцентрический подход
способствует активизации познавательной деятельности, развитию мышления, умения решать проблемы; позволяет всесторонне развивать учащихся; делает процесс обучения интересным.
Слайд 10: Проблема
Переоценка спонтанной деятельности детей и предпочтение в обучении их интересов: не обеспечивает систематичности и эффективности обучения; обусловливает случайный выбор материала; о тодвигает учителя на задний план, превращая в консультанта, что не способствует повышению уровня обучения.
Слайд 13: Педоцентрический подход в ГОС ОСО
“Методологической основой Стандарта является системно- деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся”.