Первый слайд презентации: Поведенческие техники в КПТ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: МЕЛЬНИКОВ С. С.
Слайд 2: Несколько слов об авторе
Врач-психиатр по первичке, (врач-) психотерапевт — по призванию :) 10+ лет непрерывного клинического опыта, с 2017 года только в частной практике. Занимаюсь частным преподаванием с 2017 года. Широкий спектр опыта от работы с выраженной клинической патологией (в прошлом) со смещением работы с запросами на качество жизни (в настоящем). Активно участвую в профессиональных сообществах в разных ролях. Активно перенаправляю к коллегам разных направлений (бесплатно). Ценник для новых клиентов в терапии — 15 000 рублей. Использование юмора и мата в терапии. Интегративный подход в терапии в целом, КПТ второй волны — в качестве самого частого инструмента.
Слайд 3: Дисклеймер по теме
При прочих равных лектор рассчитывает на устойчивость и адаптивность слушателей при разборе клиентских случаев/примеров, а также когнитивных экспериментов. В ходе разбора ЛЮБОГО когнитивного эксперимента НИКТО из его объектов или участников НИКОГДА не пострадает. Данная лекция сфокусирована на диагностике клиентских случаев (разного спектра, в т. ч. с клинической симптоматикой) в контексте КПТ для улучшения понимания и применения методов в терапевтической практике. В рассуждениях «при прочих равных» будет подразумеваться когнитивно-поведенческая терапия с обеими составляющими. В зависимости от практикуемого направления ( когнитивная/поведенческая терапия, ACT, ФАП и т. д.) акцент в сборе анамнеза / построении гипотез может отличаться, и остаётся на усмотрение специалиста.
Слайд 4: Основы поведенческой терапии в КПТ
Поведенческая терапия основывается на принципе, что поведение влияет на эмоциональное состояние, и изменения в поведении могут привести к улучшению настроения и самочувствия. Ключевые принципы поведенческой терапии — поведенческое обучение, влияние окружающей среды на поведение и взаимосвязь между поведением и эмоциями.
Слайд 5: Роль поведенческих техник в КПТ
Поведенческие техники в КПТ играют важную роль в изменении негативных паттернов поведения, которые поддерживают проблемы клиента. Поведение человека может усиливать эмоциональные расстройства, такие как тревога и депрессия. Например, избегание ситуаций, вызывающих тревогу, может поддерживать тревожные расстройства. Поведенческие техники направлены на устранение этих паттернов через активацию и экспозицию. При этом поведенческая терапия помогает изменить не только поведение, но и когнитивные установки клиента.
Слайд 6: Виды поведенческих техник
Оперантное обусловливание. Классическое обусловливание. Поведенческий эксперимент. Экспозиция.
Слайд 7: Виды поведенческих техник
Классическое обусловливание работает на ассоциативном обучении: пациент учится ассоциировать определенные стимулы с реакциями (например, страх перед определенной ситуацией). Оперантное обусловливание, напротив, основывается на подкреплении или наказании за поведение, что способствует его закреплению или подавлению. Важную роль в КПТ также играют поведенческий эксперимент и экспозиция. Поведенческий эксперимент предполагает тестирование убеждений пациента через его поведение в реальных или искусственно созданных ситуациях. Экспозиция используется для работы с тревожными расстройствами и фобиями, предоставляя пациенту возможность столкнуться с пугающим стимулом постепенно, что способствует снижению тревоги через десенсибилизацию.
Слайд 8: Оперантное обусловливание
Оперантное обусловливание в КПТ предполагает, что поведение человека можно изменить, если на него воздействовать с помощью подкреплений — положительных или отрицательных. Например, если пациенту предоставляется положительное подкрепление (скидка, увеличение длительности сессии) за желательное поведение, вероятность его повторения возрастает. С другой стороны, негативное поведение можно снизить путем игнорирования. Этот метод широко применяется в терапевтической работе с детьми, при формировании здоровых привычек или устранении зависимостей.
Слайд 9: Классическое обусловливание
Классическое обусловливание фокусируется на создании новых ассоциаций между нейтральными и условными стимулами. Например, пациент может начать испытывать тревогу при виде определенных объектов или в определенных ситуациях. В терапии важно выявить эти ассоциации и работать над их ослаблением или заменой на более адаптивные. Этот метод используется в работе с фобиями, тревожными расстройствами и посттравматическим стрессовым расстройством.
Слайд 10: Поведенческий эксперимент
Цель: проверка дисфункциональных убеждений через действия. Пример: пациент избегает социальных ситуаций из-за страха осуждения. Стратегия: провести эксперимент, где пациент вступает в социальные взаимодействия, наблюдая за последствиями. — NB! Любому фактическому поведенческому эксперименту должен предшествовать этап формирования когнитивного поведенческого эксперимента!
Слайд 11: Поведенческий эксперимент
Поведенческий эксперимент — это мощный инструмент в КПТ, который направлен на проверку и коррекцию дисфункциональных убеждений пациента путем практического действия. Часто пациенты имеют искаженные убеждения о том, как другие люди их воспринимают или какие последствия может вызвать их поведение. Поведенческий эксперимент позволяет пациенту активно проверить свои негативные установки в реальной жизни. Этот процесс важен для когнитивной коррекции, так как он помогает пациенту осознать, что его убеждения часто преувеличены или вовсе ошибочны. Такой опыт меняет восприятие пациента и способствует снижению уровня тревожности и стресса в подобных ситуациях. Эксперименты могут быть выполнены как в реальных ситуациях, так и в рамках воображаемых сценариев, где пациенты заранее моделируют свое поведение.
Слайд 12: Пример поведенческого эксперимента
Клиент, испытывающий сильный страх публичных выступлений. Дисфункциональные убеждения — люди негативно оценивают его выступления => это приведет к критике или насмешкам. Для проверки этого убеждения терапевт может предложить провести небольшое публичное выступление в безопасной среде (например, перед группой друзей или коллег). Важно подготовить клиента и обсудить его ожидания до эксперимента, а после — проанализировать его эмоциональные и когнитивные реакции. После эксперимента терапевт и клиент проводят подробный анализ: какие из ожиданий подтвердились, а какие оказались ошибочными? Каковы были реальные последствия? Этот подход помогает выработать более реалистичное восприятие социальных ситуаций.
Слайд 13: Экспозиция и десенсибилизация
Работа с фобиями и тревожными расстройствами. Постепенная экспозиция пациента к пугающему стимулу. Десенсибилизация через многократное повторение экспозиции.
Слайд 14: Экспозиция
Экспозиция — это одна из наиболее эффективных техник работы с тревожными расстройствами, фобиями и ПТСР. Этот метод предполагает постепенное и контролируемое погружение пациента в ситуации или воздействия на стимулы, которые вызывают страх или тревогу. Экспозиция позволяет пациенту в безопасных условиях столкнуться с тревожным стимулом и осознать, что их опасения не оправдываются, или что их реакция на ситуацию может быть чрезмерной.
Слайд 15: Экспозиция – пошаговая инструкция
Шаг 1 : Определение пугающего стимула. Шаг 2 : Формализация и категоризация стимулов от слабых к сильным. Шаг 3 : Определение уровня тревожности на каждый из них. Шаг 4 : Постепенное увеличение времени и интенсивности воздействия на пациента от малых к средним значениям. Шаг 5 : Постепенное увеличение времени и интенсивности воздействия на пациента от средних к высоким значениям.
Слайд 16: Техника систематической десенсибилизации
Процесс десенсибилизации происходит благодаря многократному повторению экспозиции, когда уровень тревоги постепенно снижается при каждом новом контакте с пугающим стимулом. Этот метод помогает «переписать » дисфункциональные реакции пациента и формировать более адаптивные способы восприятия и реагирования на пугающие ситуации. Пример — пациент с агорафобией, который постепенно сталкивается с общественными местами, начиная с менее угрожающих (например, выйти на балкон), и постепенно переходит к более сложным (поход в магазин или метро).
Слайд 17: Поведенческая активация
Поведенческая активация — это базовая техника, используемая в КПТ для лечения депрессии. Она основана на том, что активация клиента, то есть вовлечение его в позитивную деятельность, может помочь улучшить настроение и уменьшить депрессивные симптомы. План активации для клиента включает выявление приятных или полезных занятий, которые клиент может выполнять, несмотря на депрессию. Примеры могут включать планирование времени для просмотра сериалов, чтения книг, игр и т. д.
Слайд 18: Преимущества поведенческих техник
Быстрая коррекция поведения. Значительное подтверждение или опровержение когнитивных искажений. Улучшение эмоционального состояния через изменение поведения. Формирование позитивного образа самовосприятия через позитивные факты.
Слайд 19: Оценка эффективности поведенческих техник
Методы мониторинга и оценки прогресса. Ведение журнала поведения клиентом. Регулярная обратная связь с клиентом.
Слайд 20: Этические аспекты применения поведенческих техник
Соблюдение этических норм при использовании поведенческих техник. Терапевт должен всегда действовать в интересах клиента и не навязывать техники, которые могут вызвать чрезмерный стресс или негативные последствия. Важно соблюдать принципы «не навреди» и учитывать готовность клиента к участию в поведенческих экспериментах или экспозициях. Каждый шаг должен обсуждаться с клиентом, чтобы убедиться, что он понимает суть вмешательства и согласен с ним. Участие клиента в принятии решений. В процессе работы с поведенческими техниками терапевт должен учитывать мнение клиента и активно вовлекать его в принятие решений относительно проведения экспериментов или экспозиции. Клиент должен чувствовать, что его мнение важно, и иметь право отказаться от методов, которые кажутся ему слишком сложными или пугающими. Это помогает укрепить терапевтический альянс и повысить мотивацию клиента к сотрудничеству.
Слайд 21: Этические аспекты применения поведенческих техник
Конфиденциальность и безопасность. В ходе работы с поведенческими техниками важно обеспечить полную конфиденциальность и безопасность клиента. Терапевт должен гарантировать, что личная информация клиента не будет разглашена, а все эксперименты и техники будут проводиться в безопасных условиях. Например, экспозиционные упражнения должны быть тщательно спланированы, чтобы клиент чувствовал себя комфортно и не подвергался чрезмерному риску.
Слайд 23
Сергей Мельников – врач-психотерапевт, психиатр. Джедай когнитивно -поведенческой психотерапии :) Индивидуальная, семейная и групповая психотерапия. Один из основателей формата « Феномен-группа » ( https://fenomen.group ). Супервизия и наставничество для коллег — Точка роста ( https://tochka.rs ). Ссылки и контакты: Сайт — www.docmelnikov.ru Телеграм — @ docmelnikov Об авторе
Слайд 24: Приглашаем Вас принять участие в программе профессиональной переподготовки по специальности "КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ" с присвоением квалификации "КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ"
Стоимость участия на курсе: 128 000 ₽ при единовременной оплате до начала обучения или 147 000 ₽ при оплате частями (рассрочка от Института ) Доступен бесплатный пробный доступ к программе Чтобы ознакомиться с курсом или оставить заявку на обучение, отсканируйте QR-код Приглашаем Вас принять участие в программе профессиональной переподготовки по специальности "КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ" с присвоением квалификации "КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ"
Слайд 25: Приглашаем Вас принять участие в программе повышения квалификации "КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ: 9 ШАГОВ К МАСТЕРСТВУ"
Объем программы: 252 ак.ч. Стоимость участия на курсе: 65 000 ₽ доступна рассрочка от Института Чтобы ознакомиться с курсом или оставить заявку на обучение, отсканируйте QR-код Приглашаем Вас принять участие в программе повышения квалификации "КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ: 9 ШАГОВ К МАСТЕРСТВУ"
Слайд 26: Приглашаем Вас принять участие в программе повышения квалификации " КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ТРЕВОЖНЫМИ И ДЕПРЕССИВНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ, ЛИЧНОСТНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ, ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИМИ СТРЕССОВЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ И САМОПОВРЕЖДАЮЩИМ ПОВЕДЕНИЕМ"
Объем программы: 192 ак.ч. Стоимость участия на курсе: 64 000 ₽ при единовременной оплате до начала обучения или 72 000 ₽ при оплате частями (рассрочка от Института ) Чтобы ознакомиться с курсом или оставить заявку на обучение, отсканируйте QR-код Приглашаем Вас принять участие в программе повышения квалификации " КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ТРЕВОЖНЫМИ И ДЕПРЕССИВНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ, ЛИЧНОСТНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ, ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИМИ СТРЕССОВЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ И САМОПОВРЕЖДАЮЩИМ ПОВЕДЕНИЕМ"
Слайд 27: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ДПО ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ И ПСИХОТЕРАПЕВТОВ
С полным расписанием наших образовательных программ Вы можете ознакомиться на нашем сайте, отсканировав QR -код САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ДПО ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ И ПСИХОТЕРАПЕВТОВ