Первый слайд презентации: Повторяем то, что знаем
Найдите в тексте личные и возвратное местоимения. Определите их падеж. Пушкин был собою дурён, но лицо у него было выразительно и одушевлённо; ростом он был мал (в нём было с небольшим 5 вершков), но тонок и сложён необыкновенно крепко и соразмерно. (По воспоминаниям Л. С. Пушкина, младшего брата А. С. Пушкина).
Слайд 2: Повторяем то, что знаем. Проверка
Найдите в тексте личные и возвратное местоимения. Определите их падеж. Пушкин был собою (Творит. пад.) дурён, но лицо у него (Род. пад.) было выразительно и одушевлённо; ростом он (Им. пад.) был мал ( в нём (Предл. пад.) было с небольшим 5 вершков), но тонок и сложён необыкновенно крепко и соразмерно. (По воспоминаниям Л. С. Пушкина, младшего брата А. С. Пушкина).
Слайд 4: Вопросительные местоимения
Вопросительные местоимения служат для формулировки вопроса и употребляются в вопросительных предложениях. Но из бочки кто их вынет? И какое в свете чудо? Опечалился чему ? Кто нас этим удивит?
Слайд 5: Склонение вопросительных местоимений
Вопросительные местоимения кто?, что? изменяются по падежам. кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?
Слайд 6: Склонение вопросительных местоимений
Вопросительные местоимения какой?, который?, чей? изменяются числам, родам и падежам. какой? какая? какое? какие? какого? какой? какого? каких? какому? какой? какому? каким? какого? / какой? какую? какого? / какое? каких? каким? какой? каким? какими? о каком? о какой? о каком? о каких? Склонение вопросительных местоимений
Слайд 7: Склонение вопросительных местоимений
Им. п. который? которая? которое? которые? Род. п. Дат. п. Вин. п. Творит. п. Предл. п. Просклоняйте самостоятельно.
Слайд 8: Склонение вопросительных местоимений (проверка)
Им. п. который? которая? которое? которые? Род. п. которого? которой? которого? которых Дат. п. которому? которой? которому? которым Вин. п. которого? / который? которую? которого? / которое? которых? Творит. п. которым? которой? которым? которыми? Предл. п. о котором? о которой? о котором? о которых? Просклоняйте самостоятельно.
Слайд 9: Склонение вопросительных местоимений
Им. п. чей? чья? чьё? чьи? Род. п. Дат. п. Вин. п. Творит. п. Предл. п. Просклоняйте самостоятельно.
Слайд 10: Склонение вопросительных местоимений (проверка)
Им. п. чей? чья? чьё? чьи? Род. п. чьего? чьей? чьего? чьих? Дат. п. чьему? чьей? чьему? чьим? Вин. п. чьего? / чей чью? чьего? / чьё? чьи? / чьих? Творит. п. чьим? чьей? чьим? чьими? Предл. п. о чьём? о чьей? о чьём? о чьих? Просклоняйте самостоятельно.
Слайд 11: Склонение вопросительных местоимений
Вопросительное местоимение сколько? изменяется по падежам. Обратите внимание на ударение! Им. п. – ск о́ лько? Род. п. – ск о́ льких? Дат. п. – ск о́ льким? Вин. п. – ск о́ лько? Тв. п. – ск о́ лькими? Пред. п. – (о) ск о́ льких?
Слайд 12: Изменение вопросительного местоимения КАКОВ?
Вопросительное местоимение каков? изменяется по родам и числам. каков? какова? каково? каковы?
Слайд 13: Синтаксическая роль вопросительных местоимений
кто? что? в им. падеже – подлежащие в косвенных падежах – дополнения Кто дружит с Машей? К кому обратиться за помощью? Что тебе подарить? Чего тебе не хватает? какой? который? чей? определение сказуемое (реже) Какое платье надеть на праздник? Вот ты какой. Чей это автомобиль? каков? сказуемое Каков характер у Маши? сколько? так же, как числительное, вместе с существительным может входить в состав разных членов предложения Сколько денег вы потратили? Сколько стульев сломано? Во скольких городах ты побывал? Синтаксическая роль вопросительных местоимений
Слайд 14: В каком году ты родился? Сколько времени ушло на решение задачи? Как тебя зовут? В скольких метрах от дома растёт липа? Который час ? Когда ты освободишься? или В какое время ты освободишься? Речевые нормы
Стройте предложения с вопросительными местоимениями правильно. Ты с какого года рождения? Сколько время ушло на решение задачи? Как тебя звать? В сколько метрах от дома растёт липа? Сколько времени? К скольки ты освободишься?
Слайд 15: Вот однажды царь Дадон Страшным шумом пробуждён: «Царь ты наш! отец народа! — Возглашает воевода. — Государь! проснись! беда!» — «Что такое, господа? — Говорит Дадон, зевая, — А?.. Кто там?.. беда какая?» Воевода говорит: «Петушок опять кричит; Страх и шум во всей столице». Задание 1
Выпишите из отрывка пушкинской сказки все вопросительные местоимения.
Слайд 16: Вот однажды царь Дадон Страшным шумом пробуждён: «Царь ты наш! отец народа! — Возглашает воевода. — Государь! проснись! беда!» — « Что такое, господа? — Говорит Дадон, зевая, — А?.. Кто там?.. беда какая ?» Воевода говорит: «Петушок опять кричит; Страх и шум во всей столице». Задание 1. Проверка
Выпишите из отрывка пушкинской сказки все вопросительные местоимения.
Слайд 17: 1. стоит этот альбом? 2. эта сумка — мамина или бабушкина? 3. К дню надо выполнить работу? 4. У я могу уточнить этот вопрос? 5. Для тебе нужна эта деталь? 6. виноват? 7. делать? 8. высота этого шкафа? 9. час? Задание 2
Вставьте подходящие вопросительные местоимения.
Слайд 18: 1. Сколько стоит этот альбом? 2. Чья эта сумка — мамина или бабушкина? 3. К какому дню надо выполнить работу? 4. У кого я могу уточнить этот вопрос? 5. Для чего тебе нужна эта деталь? 6. Кто виноват? 7. Что делать? 8. Какова высота этого шкафа? 9. Который час? Задание 2. Проверка
Вставьте подходящие вопросительные местоимения.
Слайд 19: учеников правильно выполнили задание? Для людей русский является родным языком? Со ребятами ты познакомился в лагере ? гостям были вручены пригласительные билеты? О писателях сняты фильмы? Задание 3
Вставьте на место пропуска местоимение СКОЛЬКО в нужном падеже. Определите падежи.
Слайд 20: Сколько (Им. пад.) учеников правильно выполнили задание? Для скольких (Род. пад.) людей русский является родным языком? Со сколькими (Творит. пад.) ребятами ты познакомился в лагере? Скольким (Дат. пад.) гостям были вручены пригласительные билеты? О скольких (Предл. пад.) писателях сняты фильмы? Задание 3. Проверка
Вставьте на место пропуска местоимение СКОЛЬКО в нужном падеже. Определите падежи.
Слайд 22: Местоимение
Относительные местоимения употребляются для связи простых предложений в составе сложного (сложноподчинённого).
Слайд 23: Местоимение
Умейте отличать относительные местоимения от вопросительных, которые используются только в вопросительных предложениях. Вопросительные местоимения Относительные местоимения Кто будет участвовать в олимпиаде по русскому языку? Учитель сказал, кто будет участвовать в олимпиаде по русскому языку. Что тебе подарить на день рождения? Я знаю, что тебе подарить на день рождения. В каком году началось строительство Санкт-Петербурга? Экскурсовод рассказал, в каком году началось строительство Санкт-Петербурга.
Слайд 24: Роль относительных местоимений в предложении
Служат средством присоединения придаточного предложения к главному, то есть выполняют работу союзов. Выступают в качестве членов предложения, в отличие от союзов, которые членами предложения не являются. Относительные местоимения называют союзными словами. Например: [Мы узнали], ( кто победил в соревнованиях). [Расскажи], ( о чём ты прочитал в книге). [Я поинтересовался], ( сколько километров осталось до ближайшего города).
Слайд 25: Роль относительных местоимений в предложении
Относительное местоимение в предложении – это сигнал, что предложение сложное. Относительное местоимение (союзное слово) всегда находится в придаточной части сложноподчинённого предложения. [Не всё то золото], ( что блестит). ( Что на уме), [то и на языке].
Слайд 26: Роль относительных местоимений в предложении
Относительное местоимение в придаточной части заменяет существительное из главной части и помогает избежать повторов. Сравните: [В этом году Маша пошла в школу ], ( школа находилась недалеко от её дома). [В этом году Маша пошла в школу ], ( что находилась недалеко от её дома). [Маша подружилась с Ирой ], ( Ира училась с ней в одном классе). [Маша подружилась с Ирой ], ( которая училась с ней в одном классе). Роль относительных местоимений в предложении
Слайд 27: Склонение относительных местоимений
Относительные местоимения изменяются так же, как вопросительные. Кто, что изменяются по падежам. Какой, чей, который изменяются по родам, числам и падежам. Каков изменяется только по родам и числам. Сколько изменяется по падежам. Относительные местоимения могут быть любыми членами предложения.
Слайд 28: Задание 4
Найдите в отрывке из стихотворения С.Я.Маршака относительные местоимения. Вот дом, Который построил Джек. А это пшеница, Которая в тёмном чулане хранится В доме, Который построил Джек. А это весёлая птица-синица, Которая часто ворует пшеницу, Которая в тёмном чулане хранится В доме, Который построил Джек.
Слайд 29: Задание 4. Проверка
Найдите в отрывке из стихотворения С.Я.Маршака относительные местоимения. Вот дом, Который построил Джек. А это пшеница, Которая в тёмном чулане хранится В доме, Который построил Джек. А это весёлая птица-синица, Которая часто ворует пшеницу, Которая в тёмном чулане хранится В доме, Который построил Джек.
Слайд 30: Задание 5
Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Найдите и выделите цветом относительные местоимения. Выделите главную и придаточную части (квадратными и круглыми скобками). Расставьте запятые. С наступлением осе(н/нн)их холодов четыре г…риллы (Нью) Йоркского зоопарка перешли в тесное пом…щение из того просторного вол…ера в каком они р…звились летом. Между животными стали происходить драки из-за т…сноты что вызывала в них скуку. Г…рилл ут…хомиривал сотрудник зоопарка который их обслуживал. Он пр…думал чем развлечь обез…ян. Он поставил перед их клеткой телевизор. Между животными которые теперь часами (не) отходили от экрана драки пр…кратились.
Слайд 31: Задание 5. Проверка
Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Найдите и выделите цветом относительные местоимения. Выделите главную и придаточную части (квадратными и круглыми скобками). Расставьте запятые. [ С наступлением осе нн их холодов четыре г о риллы Нью - Йоркского зоопарка перешли в тесное пом е щение из того просторного вол ь ера ], ( в каком они р е звились летом ). [ Между животными стали происходить драки из-за т е сноты ], ( что вызывала в них скуку ). [ Г о рилл ут и хомиривал сотрудник зоопарка ], ( который их обслуживал ). [ Он пр и думал ], ( чем развлечь обез ь ян ). Он поставил перед их клеткой телевизор. [ Между животными, ( которые теперь часами не отходили от экрана ), драки пр е кратились ].
Слайд 32: Задание 6
Из данных простых предложений составьте сложные, используя относительное местоимение КОТОРЫЙ и ставя его в нужную форму. Определите падеж этого местоимения в каждом предложении. Подчеркните его как член предложения. Учитель дал классу контрольную работу. Контрольная работа показалась ученикам очень сложной. — Учитель дал классу контрольную работу, _____________ показалась ученикам очень сложной. Маша пошла на день рождения к подруге. Подруге она подарила альбом для рисования.— Маша пошла на день рождения к подруге, ____________ она подарила альбом для рисования. Ребята придумали новые правила игры. По правилам играть стало проще. — Ребята придумали новые правила игры, по ______________ играть стало проще.
Слайд 33: Задание 6
Из данных простых предложений составьте сложные, используя относительное местоимение КОТОРЫЙ и ставя его в нужную форму. Определите падеж этого местоимения в каждом предложении. Подчеркните его как член предложения. В наш класс пришёл новый ученик. С новым учеником никто сначала не общался. — В наш класс пришёл новый ученик, с ____________ никто сначала не общался. У меня есть тайна. О тайне я никому никогда не рассказывал. — У меня есть тайна, о ___________ я никому никогда не рассказывал. У нас дома живёт кот. Коту в этом году исполнилось десять лет. — У нас дома живёт кот, _____________ в этом году исполнилось десять лет.
Слайд 34: Задание 6. Проверка Учитель дал классу контрольную работу. Контрольная работа показалась ученикам очень сложной. — Учитель дал классу контрольную работу, которая (Им. пад.) показалась ученикам очень сложной. Маша пошла на день рождения к подруге. Подруге она подарила альбом для рисования.— Маша пошла на день рождения к подруге, которой (Дат. пад.) она подарила альбом для рисования. Ребята придумали новые правила игры. По правилам играть стало проще. — Ребята придумали новые правила игры, по которым (Дат. пад.) играть стало проще
Слайд 35: Задание 6. Проверка В наш класс пришёл новый ученик. С новым учеником никто сначала не общался. — В наш класс пришёл новый ученик, с которым (Творит. пад.) никто сначала не общался. У меня есть тайна. О тайне я никому никогда не рассказывал. — У меня есть тайна, о которой (Предл. пад.) я никому никогда не рассказывал. У нас дома живёт кот. Коту в этом году исполнилось десять лет. — У нас дома живёт кот, которому (Дат. пад.) в этом году исполнилось десять лет
Слайд 36: Задание 7
Вставьте в пословицы подходящие по смыслу относительные местоимения. Подчеркните их как члены предложения. Устно объясните значения пословиц. ____________ много дано, с того и много спросится. С __________ поведёшься, от того и наберёшься. ___________ старое помянет, тому и глаз вон. Чует кошка, __________ мясо съела. Всё хорошо, __________ хорошо кончается. ____________ верёвочке ни виться, а конец будет.
Слайд 37: Задание 7. Проверка Кому много дано, с того и много спросится. С кем поведёшься, от того и наберёшься. Кто старое помянет, тому и глаз вон. Чует кошка, чьё мясо съела. Всё хорошо, что хорошо кончается. Сколько верёвочке ни виться, а конец буд ет
Задание 7. Проверка Вставьте в пословицы подходящие по смыслу относительные местоимения. Подчеркните их как члены предложения. Устно объясните значения пословиц. Кому много дано, с того и много спросится. С кем поведёшься, от того и наберёшься. Кто старое помянет, тому и глаз вон. Чует кошка, чьё мясо съела. Всё хорошо, что хорошо кончается. Сколько верёвочке ни виться, а конец буд ет.
Слайд 38: Подведём итог
3. Научились различать вопросительные и относительные местоимения, определять их грамматические признаки. 2. Узнали о значении, роли, морфологических признаках и синтаксической функции относительных местоимений. 1. Узнали о значении, роли, морфологических признаках и синтаксической функции вопросительных местоимений.
Последний слайд презентации: Повторяем то, что знаем: Подведём итог
Заполните «Карту урока», поставив галочку рядом с теми утверждениями, с которыми вы согласны. Урок Я на уроке Итог интересно активно работал понял всё скучно просто слушал и выполнял задания узнал больше, чем знал безразлично ничего не делал не понял ничего