Слайд 2: Основные вопросы
Теория познания Чувственное познание Формы чувственного познания Взаимосвязь чувственного и рационального познания Рациональное познание Формы рационального познания Роль интуиции в процессе познания
Слайд 3: Сущность процесса познания
Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, Субъект познания – человек. Объект познания – окружающий мир. Знание – результат познания, верное отражение действительности в мышлении человека.
Слайд 4: Гносеология – наука о познании
ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. gnosis — знание, logos — учение) —— теория познания. Гносеология рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту). Основные проблемы гносеологии: структура познавательного процесса, проблема истины и ее критериев, проблема форм и методов познания
Слайд 5: Основные подходы к проблеме познания
Агностицизм Гностицизм Признает познаваемость мира и обладание человеком потенциально безграничными возможностями познания Отрицает возможность человека познавать мир полностью или допускает ограниченную возможность познания Основные подходы к проблеме познания
Слайд 6: Агностицизм
Иммануи́л Кант 1724-1804 Дэвид Юм 1711-1776 Поскольку весь процесс познания основан на опыте, а опыт субъективен, то субъект не сможет постичь суть исследуемого объекта сам окружающий мир непознаваем в принципе – человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений – «вещей в себе». сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);
Слайд 7: Гностицизм
Эмпиризм Признавал чувственный опыт единственным источником достоверного знания Сенсуализм ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Рационализм Признавал разум основой познания. Если бы мы не мыслили, то эмпирические данные не могли бы сохраняться и слагаться в определенное умственное целое. Фрэ́нсис Бэ́кон (1561— 1626) Рене Декарт (1596-1650 ) Джон Локк (1632-1704 гг.)
Слайд 8: Современный взгляд на проблему познаваемости мира
1 Мир познаваем 2 В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция. 3 Познание бесконечно 4 В процессе познания может быть достигнуто истинное знание
Слайд 9: Процесс познания
Познание – это творческий процесс получения и постоянного обновления знаний необходимых человеку. Основой познания являются чувственные ощущения.
Слайд 10
Чувственное познание осуществляется с помощью пяти основных чувств : зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.
Слайд 12: Формы чувственного познания
Образ предмета, возникающий на основе предшествующих ощущений и восприятий П редставление Целостный образ внешнего мира, формирующийся на основе ощущений В осприятие Элементарное отражение отдельных сторон и свойств явлений и предметов О щущение Чувственным познанием нельзя ограничиться
Слайд 13: Ощущение
Ощущения возникают в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств
Слайд 14: Восприятие
В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия представлен весь предмет, в совокупности его свойств. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений
Слайд 15: Восприятие
Человек листает книгу. Органы чувств позволяют ему увидеть ее цвет, ощутить шероховатость обложки. Эти ощущения соединяются в единый образ книги, – возникает восприятие.
Слайд 17: Несовершенство чувственного познания
Ощущения обманчивы http://yarportal.ru/topic63458.html Ощущения субъективны Ощущения поверхностны Приведите два собственных примера несовершенства чувственного познания
Слайд 18: Рациональное познание
Рациональное познание (логическое) осуществляется с помощью мышления, разума. В процессе мышления человек выделяет из данных, полученных органами чувств, существенное, стремится проникнуть глубже в суть вещей, понять закономерности явлений.
Слайд 19: Формы рационального познания
Вывод нового знания на основе имеющихся суждений У мозаключение Логическая связь понятий С уждение Логически обобщенный образ предмета П онятие
Слайд 20: Понятие
Пример. Люди, сравнивая яблоки, груши, сливы, выявляя их сходство и различие, существенные свойства, выделили их в группу похожих предметов, которая получила название – «фрукт» (понятие).
Слайд 21: Суждение
понятие понятие понятие + суждение понятие Простое суждение можно разложить только на понятия. Примеры простых суждений: «Все квадраты суть параллелограммы с равными сторонами и равными углами» «Не все змеи ядовиты» «Человек произошел от обезьяны» Сложными суждениями называются суждения, составными частями которых являются простые суждения или их сочетания. Например:«Человек не стремится к тому, во что не верит и, любой энтузиазм, не подкрепляясь реальными достижениями, постепенно угасает» Приведите три примера простых и один пример сложного суждения
Слайд 22: Умозаключение
- логический вывод,связывающий два, или более суждений. Суждение 1 Суждение 3 Суждение 2 Умозаключение Умозаключение Примеры умозаключений: Все дети любят мороженое. Света – ребенок. Следовательно, Света любит мороженое. На Крайнем Севере морозы достигают большой силы. При сильном морозе человек погибает. Следовательно, на Крайнем Севере можно погибнуть от мороза. Приведите два примера умозаключений.
Слайд 23
? Рациональное познание, в отличие от чувственного: дает истинные знания о предмете опирается на ощущения расширяет представления о мире использует логические умозаключения В процессе чувственного познания, в отличие от рационального, происходит: непосредственное восприятие предмета систематизация информации классификация полученных данных формирование понятий
Слайд 24
Рациональное познание, в отличие от чувственного, отражает форму предмета создает зрительный образ предмета сравнивает существенные признаки предметов определяет пространственное расположение предметов И чувственное, и рациональное познание нацелено на теоретическое осмысление действительности приобретение истинных знаний об окружающем мире опровержение существующих научных теорий восприятие окружающего мира
Слайд 25: Роль интуиции в процессе познания
При интуитивном познании, истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне. Интуиция (от лат. intueri пристально, внимательно смотреть) - отыскание, часто практически моментальное, решения проблемы. Интуиция – это вспышка проницательности, источник появления которой невозможно точно объяснить.
Слайд 26: Интуиция
На протяжении тысячелетий интуиция объяснялась вмешательством богов, муз, "гениев", демонов, "голосов" и т.п. Например, Декарт, когда ему пришла в голову идея аналитической геометрии, поверил, что на него снизошло божественное откровение, пал на колени и стал молиться. Рене Декарт (1596-1650)
Слайд 27: Феномен интуиции
Интуитивное озарение совершается быстро и «легко». Интуитивный творческий акт предполагает сжатие во времени, свертывание и переход в подсознание некоторых алгоритмов. На бессознательно-психическом уровне перерабатывается за единицу времени примерно в десятки миллионов раз бóльший объем информации, чем на сознательном уровне.
Слайд 28
1.Результатом чувственного познания предмета является 1) обобщенное суждение 2) конкретный образ 3) мысленная модель предмета 4) понятие о предмете 1.Чувственное познание в отличие от рационального позволяет сравнивать характеристики объектов формулировать научные теории синтезировать новые знания отображать форму предмета
Слайд 29
2.Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: представлениями ощущениями гипотезами понятиями 2.Отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств в виде целостного образа, называется понятием ощущением восприятием представлением
Слайд 30
3. Выберите характеристики чувственного этапа познания отражение предметов и их свойств в виде целостного образа фиксация существенных свойств предмета сохранение в памяти обобщенного образа предмета утверждение или отрицание чего-либо о предмете отражение в сознании человека отдельных свойств предмета цифры запишите в порядке возрастания. Ответ:. Найдите в приведенном ниже списке характеристики рационального познания. 1) отображение целостного образа непосредственно воздействующего предмета 2) отражение отдельных свойств предметов, воспринимаемых в данный момент 3) установление взаимосвязи различных понятий 4) обобщение и выделение группы предметов на основе общих признаков 5) получение новых суждений на основе уже имеющихся Ответ _____________________.
Последний слайд презентации: Познание мира
Найдите в приведённом ниже списке формы рационального познания ощущение понятие фантазия умозаключение восприятие Обведённые цифры запишите в порядке возрастания. Ответ:. Найдите в приведенном ниже списке формы чувственного познания понятие ощущение суждение восприятие наблюдение Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ