Первый слайд презентации: Практико-ориентированная работа. «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников на основе народных традиционных праздников в дошкольной образовательной организации»
Слайд 2
Автор проекта Ибрагимова Алия Атласовна музыкальный руководитель, 1 квалификационной категории, МБДОУ № 37 « Родничок» г. Бугульмы
Слайд 3
. Проблема нравственно- патриотического воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Современное российское общество остро переживает кризис нравственно – патриотических идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития нравственно - патриотического потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края. Актуальность
Слайд 4: Цель проекта
Разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к национальной культуре народов Поволжья, направленную на развитие нравственно - патриотической личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания в рамках реализации этнокультурного компонента.
Слайд 5: Задачи проекта:
Образовательные : – Создание системы работы по приобщению детей к истокам Поволжской народной культуры в разных формах образовательной деятельности и социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах нравственно - патриотического воспитания детей; - Создание условий для организации образовательного пространства с учетом этнокультурного компонента и самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений; - Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей в процессе знакомства детей с народными праздниками, традициями, народными играми с использованием всех видов фольклора (сказки, песни, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы).
Слайд 6
Развивающие: - Развитие эстетического восприятия, творческой активности, интереса, любви к музыке, музыкального внимания, памяти, импровизационных способностей; - Совершенствование навыков пения акапелло, в хоре, развитие чистоты интонирования звуков в пределах до1 – ре2, танцевальных способностей, навыков ориентировки в пространстве, формирование умений подыгрывать народные мелодии на музыкальных инструментах; - Обогащение словарного запаса детей в процессе нравственно - патриотического воспитания и диалогического общения. Воспитательные: - Формирование общей культуры личности на основе нравственно - патриотического и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Слайд 7: Подготовительный этап : Разработка и апробация конспектов мероприятий
Продуктивный этап : Информационное наполнения медиатеки для информационной поддержки работы. Создание каталога. Итоговый ( презентативный ) Участие в научно-практических конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня. Этапы реализации:
Слайд 8
Специалисты ДОУ Дети 6 -7 лет Целевая аудитория Музыкальные руководители Родители Социальные партнеры Воспитатели
Слайд 9: Механизмы реализации:
Активное взаимодействие всех участников воспитательно -образовательного процесса; Формирование партнерского сообщества сотрудников ДОУ, детей и родителей в процессе организации работы по нравственно - патриотическому воспитанию в рамках реализации этнокультурного компонента; Взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива с образовательными и культурными структурами района.
Слайд 10: для детей: - обеспеч ение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития; - пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к Поволжскому краю; - формирование чувств национального достоинства; - развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
для педагогов: - совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах нравственно - патриотического воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда; - объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к народной национальной культуре; - разработка перспективного планирования по нравственно - патриотическому вопитанию на основе народных традиционных праздников; Ожидаемые результаты:
Слайд 11
для родителей: - реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей; - объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области нравственно - патриотического развития и воспитания детей в рамках этнокультурного компонента; - создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах нравственно - патриотического вопитания детей.
Слайд 12: Основная часть
Теоретическая значимость обоснованные в нем основные тенденции развития нравственно - патриотического воспитания детей в совместной деятельности могут стать важным ориентиром для создания проектов другими образовательными учреждениями; сформулированные в работе основные принципы отбора содержания, форм и методов нравственно - патриотического работы, научная характеристика условий эффективной реализации данного направления воспитания могут выполнять функцию необходимого теоретического основания для методических разработок; нормативно-правовая база, разработанная в процессе формирования системы патриотического воспитания – может быть использована при разработке подобных моделей в других образовательных учреждениях.
Слайд 13: Практическая значимость Предложенные критерии оценки эффективности и результатов нравственно - патриотического воспитания, могут быть использованы образовательными учреждениями с целью повышения качества образования и при формировании требований к кадрам, реализующим задачи духовно-нравственного воспитания
Слайд 14: Познавательная значимость
Принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию: доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); наглядности(иллюстративность, наличие дидактических материалов); демократичности и гуманизма(взаимодействие педагога и обучаемого в социуме, реализация собственных духовных потребностей); научности(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы); связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Слайд 15
Методы Наглядно-действенный Словесно-образный Практический Статистическая обработка обобщение Анализ полученных результатов
Слайд 16: Методические приемы
- рассматрив ание книжных иллюстраций, репродукций, наглядного материала; - наблюдение ; - воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях; - экскурсии, целевые прогулки; - чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем; - загадывание и отгадывание загадок; - рассказы детей о своих впечатлениях; - беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя; - ответы на вопросы педагога, детей; - проведение разнообразных игр; - рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; - разбор житейских ситуаций; - проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; - организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация; - изготовление кукол к сказкам; - организация постановки пьес, сказок, литературных произведений; - организация вечеров с родителями, для родителей; - изготовление с детьми наглядных пособий; - организация продуктивной деятельности.
Слайд 17
Характерной особенностью работы по формированию нравственно - патриотического отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является: народные песни Приобщение детей к крестьянской культуре и быту сказки былины пословицы поговорки заклички загадки
Слайд 18
Приобщение к творчеству народных умельцев Знакомство с дымковской, городецкой, хохломской росписью Знакомство с разнообразными видами декоративного искусства Знакомство с народными костюмами
Слайд 19: Заключение
В процессе работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников на основе народных традиционных праздников в рамках реализации этнокультурного компонента в дошкольной образовательной организации происходит формирование у детей подготовительной к школе группы духовно-нравственного потенциала на основе ознакомления с опытом и жизнью Поволжского народа, его характером, присущим ему нравственным ценностям, традициями, особенностями культуры народов Республики Татарстан. Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря сознанию особой среды, позволяющей как бы непосредственно к ним прикоснуться.
Слайд 20
Список использованных источников и литературы Список нормативных документов: 1.Закон Республики Татарстан от 22.07.2013г. №68-ЗРТ «Об образовании» (ст.11). 2.Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г) 3. Концепция дошкольного воспитания. 4. Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года 5.СанПиН 2.4.1.3049-13 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». 6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки.- М: ТЦ Сфера, 2014. 7.Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12 2012г. «Об образовании в Российской Федерации» (ст.20).
Слайд 21
Список методической литературы 1. Аболин Л.М., Валиахметов Х.Х. Духовно-нравственное развитие личности в событийной деятельности. – Казань: Издательство «Карпол», 25. 2.Бурляева О.В. «Мы в Мордовии живём: примерный региональный модуль программы дошкольного образования».-Саранск:морд.кн.издательство, 2011.-104 с. 3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». 4.Власова Г.В. Краеведение в системе дошкольного воспитания // Начальная школа, 2005, № 3. – С.54-58. 5. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005. 6. Кисилева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4. 7.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004. 8. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004. 9.Краснушкин Е.В. Изобразительное искусство для дошкольников Издательство: Мозаика-Синтез 2002. –230с 10. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007 11.Шаехова Р.К. «Региональная программа дошкольного воспитания в детском саду». – 2004 г.
Слайд 22
Список литературы для проведения праздников и развлечений 1.Аксеонова З.Ф. Традиционные праздники и развлечение в детском саду М.: ТЦ Сфера, 2003, – 80c. 2.Балачак – уйнап-көлеп үсәр чак: балалар бакчасында уеннар: Балалар бакчасы тәрбиячеләре һәм физкультура инструкторлары өчен методик кулланма/ К.В.Закирова, Л.М.Мортазина. – Казан: Редакционно-издательский центр, 2012. – 192б. 3.Зацепина М.Б. Народные праздники в детском саду ; под редакцией Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, - 45 с. 4.Зимина А.Н. Народные игры с пением. – Москва, 2000. 5.Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений_Авт. Сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004. 6.Кабыргалы-камчылы: Татар халык уеннары/ Төзүче һәм мәкальләр авторы Р.Ф.Ягъфәров. – Казан: Мәгариф, 2002. – 159б. 7.Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачёва Н.В.; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н. – Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 8.Караваева Л.Г. Народные игры в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. // Воспитатель, №9, 2012, - с.63-67.
Последний слайд презентации: Практико-ориентированная работа. «Нравственно - патриотическое воспитание
9.Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001. 10.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003. 11.Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях (на примере земледельческих праздников). – Москва, 2000. 12.Подвижные игры с песнями в детском саду. Хороводы, инсценировки (Сост. Доломанова Н.Н.). – Москва, Творческий центр, 2002. 13.Уйный-уйный үсәбез (Балалар бакчасында уеннар): Балалар бакчасы тәрбиячеләре һәм физкультура инструкторлары өчен методик кулланма/ К.В.Закирова. – Казан: Мәгариф, 2005. – 175б. 14.Яратам мин сине, Татарстан!: Бәйрәм сценарийлары җыентыгы 1китап/Яр Чаллы һәм Алабуга шәһәре мәктәпкәчә белем бирү учреждениеләренең татар төркеме тәрбиячеләре. – Яр Чаллы, 2012 – 143б. 15.Яратам мин сине, Татарстан!: Бәйрәм сценарийлары җыентыгы 2 китап/Яр Чаллы һәм Алабуга шәһәре мәктәпкәчә белем бирү учреждениеләренең татар төркеме тәрбиячеләре. – Яр Чаллы, 2012 – 143б.