Первый слайд презентации
Правописание -Н- и -НН- в кратких прилагательных и причастиях
Слайд 2
Краткие прилагательные В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько в полных формах : зако нн ые требования-требования зако нн ы ветре н ый день – на улице было ветре н о
Слайд 3
Запомните! Заржавле нн ые ножи - ножи заржавле н ы поноше нн ое платье - платье поноше н о заплака нн ые глаза - глаза заплака н ы свежезамороже нн ые овощи – овощи свежезамороже н ы
Слайд 4
Краткие причастия Всегда –Н: Стены выкраше н ы обувь изорва н а волосы подстриже н ы избалова н ы судьбой оправда н ы судом
Слайд 5
Отличие кратких прилагательных от кратких причастий Краткие причастия 1. Обозначают признак предмета по действию: Образова н а комиссия для проверки работ (комиссию образовали) 2. Имеют или могут иметь зависимое слово в творительном падеже (кем? чем?): Усилиями друзей недоверие к нему было рассея н о (чем?) Краткие прилагательные 1. Обозначают признак предмета: Девушка умна, образова нн а 2. Не могут иметь зависимого слова в творительном падеже: Наташа была (какова?) рассея нн а 3. Часто имеют однородный член – краткое прилагательное
Краткие причастия: ягода подавле н а зерно было рассея н о море взволнова н о ветром Краткие прилагательные: девушка (печальна) подавле нн а Аня была (невнимательна) рассея нн а лицо девушки взволнова нн о
Слайд 7: Запомните! Увере нн ый, преда нн ый
Без дополнения НН Движения спортсмена легки и увере нн ы. Друзья надёжны и преда нн ы С дополнением Н Бойцы увере н ы (в чём?) в победе. Мы преда н ы (кому?) единственной команде.
Слайд 8: Упражнение 1
1. В результате более сотни болельщиков оказались задержа_ы за организацию беспорядков [Ю. Дудь // «Известия»] 2. Слово было сдержа_о : хлеб разом подешевел [Ф. Ф. Зелинский. Первое светопреставление]. 3. Земля до такой степени изведа_а, истопта_а и с кропотливейшей серьезностью описа_а тысячами людей…, что у нас, кажется, не осталось ни малейшего шанса пережить восторг первооткрывателя… [В. Голованов. Остров, или оправдание бессмысленных путешествий].
Слайд 9
4. Речь их тщательно стилизова_а под рубрику «Юмор в коротких штанишках». [Д. Быков. Андрей Геласимов похож на писателя] 5. Знаменитая "Мадонна" была ската_а в трубку и тщательно упакова_а, а памятники забиты в ящики, спрята_ы в подвалы, зарыты [Ю. Домбровский. Обезьяна приходит за своим черепом]. 6. Для облегчения пуска в зимнее время установка укомплектова_а нагревателем. [«Горная промышленность»].
Слайд 10: Упражнение 2
1. Ведь она преда_а и неподкупна, не спит на посту и не требует повышения зарплаты [Е. Золотова. // «Homes & Gardens»] 2. Она всегда жизнерадостна и неизменно преда_а хозяевам [Н. Дубов. Небо с овчинку]. 3. А они тупы, плохо образова__ы и богаты только благодаря родительским или еще каким-то связям! [Т. Устинова. Подруга особого назначения] 4. Улицы в Петербурге образова__ы ранее домов, и дома только восполнили их линии. Площади же образова__ы ранее улиц. Поэтому они совершенно самостоятельны, независимы от домов и улиц, их образующих [Ю. Тынянов. Кюхля]
Слайд 11
5. Она не могла понять, каким скова_а запретом [А. Берсенева. Полет над разлукой]. 6. Они не смотрели друг на друга. Их позы были скова_ы и неловки... [В. Аксенов. Коллеги] 7. Maman взволнова_а предстоящей разлукой [А. П. Чехов. Свадьба] 8. Лица были взволнова_ы и строги [С. Довлатов. Заповедник]
Слайд 12: Диктант
Весь день было ветрено и только слышно, как тяжёлые водяные капли падали с крыши на крыльцо. Из школьного окна, к которому прилипли серебряные капли, видно голое поле. Пахнет дымом и подмороженным картофелем. Ещё свёкла не выкопана и не свезена под крышу, но поле пустынно. Поле схвачено серой подковой леса. Хорошо в осеннем лесу. Всё существо как бы сливается с царящим здесь торжественным покоем. Особого присмотра за лесом не видно: сосны растут как попало, хотя и были когда-то посажены под шнур, тут и там раскиданы сломанные ветки…
Слайд 13: Мечта не складывает руки
Все чаще убеждаюсь в том, что люди не умеют строить свои мечты, и не перестаю этому удивляться. Каждый год мы с коллегами ведем занятия у студентов, мечтающих непременно стать журналистами, и первое занятие всегда начинается с обсуждения одних и тех же вопросов: зачем они пришли учиться, кем хотят стать и что для этого уже сделали? На первый вопрос все отвечают бодро, с ходу и без запинки: интересно. До ответа на второй добегает большинство: будем журналистами. До финиша из них добираются лишь немногие. Они грезят, что мечта сама придет к ним в дом, поднимется на лифте на пятый этаж, постучится в дверь и скажет: «А вот и я».