Слайд 2
Прямая речь – речь какого – либо лица, переданная от его имени без изменения.
Слайд 3
1. Меня позвала мама: «Саша, иди домой!» ; 2. «Который час?» - спросил Саша ; 3. «Полпервого» - ответила мама. 4. «Можно я еще немного погуляю?» - попросил Саша. 5. Мама сказала: «Вначале нужно пообедать и садиться за уроки». Каждое предложение, в котором присутствует прямая речь, состоит из таких двух частей, как слова автора и прямая речь. Эти части предложения связаны между собой по смыслу и интонации.
Слайд 4
Прочтите предложения. Найдите слова автора при прямой речи и выделите их. Обратите внимание, какие знаки препинания стоят до и после слов автора. 1) «Вы не подскажите, где находится аптека?» - спросил незнакомец. 2) Я ответил: «Пройдите один квартал, и там будет аптека». 3) «Огромное спасибо!» - поблагодарил незнакомец.
Слайд 5
«Вы не подскажите, где находится аптека?» - спросил незнакомец. Я ответил: «Пройдите один квартал, и там будет аптека». «Огромное спасибо!» - поблагодарил незнакомец.
Слайд 6
Прочитайте предложения, приведенные внизу. Попробуйте переделать их так, чтобы вначале шли слова автора, а за ними следовала прямая речь:
Слайд 7: Для оформления прямой речи на письме используют особые знаки препинания. Прямая речь заключается в кавычки. Если слова автора стоят перед прямой речью, после них ставится двоеточие. Из-за двери ответили : « С вами говорит участковый »
А : « П ». А: « П !» А: « П ?»
Слайд 8
Если слова автора стоят после прямой речи, перед ними ставится тире, а после кавычек — запятая. « Солнышко село », — удивился муравей. « П », — а.
Слайд 9
Если прямая речь заканчивается восклицательным или вопросительным знаком, он ставится внутри кавычек, а запятая или точка не ставится. « Лёша дома ?» — поинтересовались на другом конце провода. « П ?» — а. « Удивительное это дело – книга !» - написал Лев Кассиль. « П !» — а.
Слайд 10
Схемы предложений с прямой речью. «П», - а. «П!» – а. «П?» – а. А: «П». А: «П!» А: «П?»
Слайд 11
Составьте схемы к предложениям: « Славная погода завтра будет », - заметил я. « П », — а. « Не пишешь ли ты стихов ?» - вдруг спросил Петр Иванович. « П ?» — а. « Ой, да тут глубоко !» - со смехом сказала она. « П !» — а.
Слайд 12
Вставьте пропущенные знаки препинания. Добро пожаловать, мой сын сказал с улыбкой он Руслану. « Добро пожаловать, мой сын », - сказал с улыбкой он Руслану.
Слайд 13
Вы сами прочтете стихи или мне вам прочесть нерешительно спросил я. « Вы сами прочтете стихи или мне вам прочесть ?» - нерешительно спросил я. Да это бунт закричал исправник. « Да это бунт !» - закричал исправник.
Слайд 14
Составьте схемы к предложениям: Тут Мишка говорит : « Не надо спорить. Сейчас я попробую ». А : « П ». Алёнка говорит : « Спорим, не пойдёт ?» А : « П ?» Мишка кричит : « Здорово получается !» А : « П !»
Слайд 15
Вставьте пропущенные знаки препинания. Брат сказал Я хочу с тобой поехать Брат сказал : " Я хочу с тобой поехать ". Казбич нетерпеливо прервал его Поди прочь, безумный мальчишка Казбич нетерпеливо прервал его : " Поди прочь, безумный мальчишка !"
Слайд 16
Елизавета спросила Как долго вы будете отсутствовать Елизавета спросила : « Как долго вы будете отсутствовать ?»
Слайд 17: Слова автора содержат глаголы говорения:
сказал, подумал, попросил, написал, прочитал, шепнул, воскликнул, произнёс, проговорил, ответил, крикнул, объявил, объяснил, заметил, проворчал, буркнул.
Слайд 18
Предложения с прямой речью. К красну солнцу наконец Обратился молодец : «Свет наш солнышко ! Ты ходишь круглый год по небу». «Ой вы, молодцы честные, Братцы вы мои родные », - им царевна говорит. « Братец мой », - отвечает месяц ясный.
Слайд 19
Прочтите отрывок из русской народной сказки «Царевна- лягушка». Найдите в тексте все глаголы, с помощью которых вводится прямая речь.
Слайд 20
Иван-царевич поблагодарствовал старику и пошёл за клубочком. Идёт чистым полем, попадается ему медведь. «Дай, — говорит, — убью зверя!» А медведь провещал ему: «Не бей меня, Иван-царевич! Когда-нибудь пригожусь тебе». Иван-царевич пожалел и пошёл дальше — к синему морю, видит — на песке лежит издыхает щука-рыба. «Ах, Иван-царевич, — провещала щука, — сжалься надо мною, пусти меня в море». Он бросил её в море и пошёл берегом. Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек к избушке; стоит избушка на куриных лапках, кругом повёртывается. Говорит Иван-царевич: «Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, — ко мне передом, а к морю задом».
Слайд 21
Иван-царевич поблагодарствовал старику и пошёл за клубочком. Идёт чистым полем, попадается ему медведь. «Дай, — говорит, — убью зверя!» А медведь провещал ему: «Не бей меня, Иван-царевич! Когда-нибудь пригожусь тебе». Иван-царевич пожалел и пошёл дальше — к синему морю, видит — на песке лежит издыхает щука-рыба. «Ах, Иван-царевич, — провещала щука, — сжалься надо мною, пусти меня в море». Он бросил её в море и пошёл берегом. Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек к избушке; стоит избушка на куриных лапках, кругом повёртывается. Говорит Иван-царевич: «Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, — ко мне передом, а к морю задом».
Слайд 22
Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений. 1) Вот жадина изумилась сестра. 2) Спасибо Павлуша сказала я. 3) Отец успокоил ты спи. 4) Ты с людьми плохо обращаешься твёрдо сказал Данил. 5) Стой окрикнул Пётр.
Слайд 23
Найдите и исправьте ошибки в схемах. А – «П». 2) «П!», - а «П» - а. «П!»: а.
Слайд 24
Указать предложение с пунктуационной ошибкой. 1)Попугай кивнул головой, засмеялся и сказал: « Хорошо!» 2) «Спасибо тебе» : сказал доктор. 3) «Звери, собирайтесь!» - крикнул он. 4) «Что там случилось?» - спросил Крокодил.
Слайд 25
Дополните определение прямой речи. Прямая речь — это _______ какого-либо лица, которые переданы _________ без изменений. На источник прямой речи указывают слова ________. Они могут стоять __________ прямой речи. Прямая речь часто вводится специальными словами — глаголами _________ и мышления или существительными с тем же значением. Слова для справок: слова, на письме, автора, до, после и внутри, говорения.