Первый слайд презентации: Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ. Второй курс. Иконописное отделение СПб ДА
Ст. преподаватель Иконописного отделения СПб Духовной Академии, кандидат искусствоведения, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств. Нина Михайловна ТУРЦОВА
Слайд 2: МАРИОЛОГИЯ
В отличие от православного святоотеческого богословия, в котором автономная мариология отсутствует, в католической и протестантской теологии – это особый раздел догматического богословия. В Православии у чение о Пресвятой Богородице существует у святых отцов только внутри христологии, не смотря на столь же ревностное поклонение Пресвятой Деве. Римско-католическая Церковь, как правило, рассматривает христологию в качестве базовой основы для мариологии. С этим не согласно большинство протестантских теологов. Концепция, согласно которой, будучи Богоматерью, Дева Мария играет уникальную роль в спасении и искуплении, восходит к трудам раннехристианских теологов. Позднее римско-католическая мариология сделала заключение, что логическим следствием христологии является то, что изучение Девы Марии способствует более полному пониманию, кем был Христос и что Он сделал. Согласно этим представлениям, мариология может быть выведена из таинства вочеловечения : Иисуса и Дева Мария — сын и мать, Искупитель и искупившая
Слайд 3
Наименование – Богородица (от греческого - Θεοτόκος ) -, введено в литургию св. Григорием Богословом. Этим наименованием Церковь торжественно подтвердила Богоматеринство Пресвятой Девы на III Вселенском Соборе (431 год), утвердилось в контексте христологических споров. В противоположность тем, кто отрицал Богоматеринство, здесь отстаивается ипостасное единство Сына Божия, сделавшегося Сыном Человеческим: родившийся от Нее есть непреложно Бог и человек.
Слайд 4
Н. Иконография БМ. получила распространение после Эфесского собора 431 г. Первые образы Прсв. Девы Марии с Младенцем приписываются кисти ап. Луки. ГТГ Иконография Девы Марии была чрезвычайно разветвленной, как на Востоке, так и на Западе, что связано: 1/ с широтой распространения почитания Девы Марии и тем, назначением, которое ему отводилось в христианстве. 2/ с разнообразием местных вариантов почитаемых образов и чудотворных икон.
Слайд 5
Поскольку канон евангельских повествований дает мало сведений о Деве Марии, источником для Ее иконографии служат главным образом апокрифы, а также многочисленные агиогриографические, гомилетические и гимногра-фические тексты. На Западе огромное количество разных сочинений каталических богословов. Жан де Майе; Псевдо-Бонавентура; Яков Ворагинский и др. Самые ранние образы М. относятся к раннехристианскому искусству римских катакомб (Божья Матерь с Младенцем и пророками Валаамом, Божья Матерь в сцене Богоявления – катакомбы Присциллы, II - III вв., римские саркофаги и т.п.).
Слайд 6
) АНТИГРЕЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР КОРОНОВАНИЯ МАДОННЫ в римских мозаиках базилик Санта Мария ин Трастевере и Санта Мария Маджоре.
Слайд 7
Коронация Богородицы, Мозаика апсиды церкви Санта-Мария-ин- Трастевере в Риме. Заказ папы Иннокентия II (1130-1143)
Слайд 8
Коронационной апсиды в Санта-Мария-Маджоре в Риме, выполнена Якопо Торрити до 1296 г.,
Слайд 9
. Паоло Венециано. Коронация Девы Марии. 1324 г. Венеция. Паоло Венециано. Коронования Девы Марии. 1350 г. Центр. Часть Полиптиха
Слайд 11
ПРАВОСЛАВНЫЙ ВОСТОК. « Предста Царица, одесную тебе». Конец XIV века. Успенский собор Московского Кремля Иконография возникла в византийском искусстве XIV—XV веков (древнейший пример изображения — роспись церкви Успения монастыря Трескавец в Македонии, между 1334 и 1343 годами) и вскоре стала известна и в России Царский деисус (другие названия в научной литературе включают «Небесный двор» и « Предста Царица одесную тебе»
Слайд 12
Божия Матерь Милостивая. Рим. Конец VI — начало VIII вв.. Базилика Санта Мария ин Трастевере. Энкаустика, доска; 164 × 116 см. Образ Богоматери из базилики Санта Мария ин Трастевере, почитаемый с XVI столетия под названием «Богоматери Милостивой» ( Madonna della Clemenza ), представляет собой большую икону, выполненную на кипарисовой доске в технике энкаустики,
Слайд 13
Мадонна Экклезиа (лат. Ecclecia – Церковь) образ Преч. Девы Марии без Младенца Христа, восседающей на троне или стоящей. Б ратья ван Эйк. Гентский алтарь. Нидерланды. 1432 г. Собор Св. Бовона в г. Гент. Восходит древнему восточнохристи-анскому типу. У подножия трона Мадонны иногда изображена луна. Часто Мария держит в руках книгу, воплощая Премудрость Божию. Пример – Гентский алтарь братьев ван Эйков, XV век, Нидерланды. В Новое время встречается редко.
Слайд 14
Мадонна Маэста (итал. – величание, величество) Джотто ди Бондоне. Мадонна Оньисанти ( Маэста ). О. 1306-1310 гг. Галерея Уффици. Флоренция.
Слайд 15
Мадонна Маэста (итал. – величание, величество) Амброджо Лоренцетти. Маэста и ли Святое общение Ок. 1335 г. Палаццо Комунале. Масса- Мариттима. Италия
Слайд 16
Мадонна делла Мизерикордия (от лат. Милосердие Пьеро делла Франческо Мадонна делла Мизерикордия. Ратуша г. Борго-Сан- Сеполькро.
Слайд 17
Липпо Мемми, Мадонна делла Мизерикордия. До 1356. Сиена, Капелла капрала, Дуомо, Орвието. Италия. Мадонна делла Мизерикордия (от лат. Милосердие) Пьетро ди Доменико да Монтепульчано. «Мадонна Милосердия». I половина XV в.
Слайд 18
Мозаика в ц. Santa Maria in Domnica de lla Navicella. Рим. 822 г. Заказчик папа Пасхалий Первый На триумфальной арке — Спаситель на радуге в миндалевидном ореоле. Он – посреди 2 архангелов и 12 апостолов; ниже пророки Моисей и Илия. В нижней части апсиды ---- фрески Ладзаро Бальди, изображающие Иоанна Крестителя и апостола Иоанна
Слайд 19
Церковь Санта-Мария-ин- Домника является титулярной диаконией На Деве пурпурный мафорий поверх пурпурной туники (из описаний Н.П. Кондакова). На челе и плечах – три звезды. Правая рука Мадонны с раскрытой ладонью, опущена к папе Пасхалию, готовящемуся к проскинезису (целованию) ноги Мадонны. Левая рука Мадонны прислонена к Младенцу. В ней - плат. Папа Пасхалий I, преклоняющий колено перед Мадонной c Младенцем. Он с квадратным нимбом, означающим, что в то время папа был ещё жив.
Слайд 20
Мозаика Тронный образ Девы Марии с ангелами и папой Пасхалием I. На триумфальной арке (предваряющей апсиду) — Спаситель посреди двенадцати апостолов. Св. Петр держит ключи, св. Павел – киот или дарохранительницу. Внизу изображены пророки Моисей и Илия. В нижней части апсиды представлены фрески Ладзаро Бальди, изображающие Иоанна Крестителя и апостола Иоанна.
Слайд 21
Мария Скорбящая (латинское: Mater Dolorosa ). Семь скорбей Марии. Одиночество. Мария Скорбящая имеет, как самостоятельную иконографию, напр. в немецкой средневековой пластике, так и входящую в сцену Распятие или Оплакивание Христа. К тому же иконографическому типу относится « Семь скорбей Марии», где Мария представлена с семью мечами, пронзающими Ее грудь или окружающими ее голову. Этот тип получил наибольшее распространение в странах Западной Европы. Начиная с XVI в. Мария Скорбящая изображалась без мечей и получила название Мария Сострадающая, причем изменилось и смысловое содержание образа. Мария стала олицетворением Церкви, принимающей на себя все скорби мира (в Испании, напр., в период Реформации этот иконографический тип стал называть дословно «одиночество».
Слайд 22
Альбрехт Дюрер. « Семь скорбей Марии». Около 1500 года. В этой иконографии, иногда Мария представлена с семью мечами, пронзающими Ее грудь или окружающими ее голову
Слайд 23
Основа – предсказание старца Симеона в Ев. От Луки. День Марии Скорбящей отмечается 15 сентября. На Западе размышления богословов о скорбях Марии привели к формированию нескольких обрядов поклонения и даже монашеских орденов. Так, в 1232 г. семь юношей в Тоскане основали орден сервитов (также известный как "Монахи-сер-виты" или "Орден слуг Марии"). Пять лет спустя они приняли скорби Марии, стоящей под Крестом, в качестве основного посвящения своего ордена.
Слайд 24
Традиционно Семь скорбей - это: The Пророчество Симеона в От Луки 2 ; The Бегство в Египет в От Матфея 2 ; Потеря Младенца Иисуса в Иерусалимском храме, также в Евангелии от Луки 2; Мария, встречающая Иисуса на Виа Долороза, Четвертой станции Креста, которой нет в Библии; Распятие Иисуса на горе Голгофа в Евангелиях от Матфея 27, Марка 15, Луки 23 и особенно Иоанна 19 ; Сошествие Иисуса с креста в евангелиях от Матфея 27, Марка 15, Луки 23 и Иоанна 19; Погребение Иисуса Иосифом Аримафейским [2] также в евангелиях от Матфея 27, Марка 15, Луки 23 и Иоанна 19;
Слайд 25
Семь мечей, пронзающих скорбящее сердце Марии в церкви Святого Креста в Саломанке. Испания
Слайд 26
Святое семейство Классический вариант - Дева Мария с младенцем Иисусом и супругом Иосифом Обручником Расширенный вариант - Изображения Святого семейства также могут включать родственницу Марии св. Елизавету и её сына младенца Иоанна Крестителя, редко — мужа Елизаветы священника Захарию, св. Анну — мать девы Марии День Святого семейства — в Католической церкви - это праздник, отмечаемый в следующее воскресенье после Рождества Христова.
Слайд 27
Аньоло Бронзино. Святое семейство со св. Анной и Иоанном Святое семейство - праздник, отмечаемый католиками в следующее воскресенье после Рождества Христова
Слайд 28
«АННА ВТРОЁМ» и «ЖЕНСКАЯ ТРОИЦА» Иконография так наз. «Анна втроём» получила распространение в Западной Европе. Пред-полагается, что она сформировалась в позднем Средневековье, примерно, в XV в. в связи с возросшим интересом к образу матери Девы Марии, св. Анне. В средневековой латыни существовал термин « меттерца », вошедший в итальянский язык ( мetterza ) и имеющий соответствие в немецком ( selbdritt ). Он обозначал, что Святая Анна входит как третья в единство, включающее Марию и Иисуса. В эпоху Реформации, св. Анна как персонаж, не упоминаемый в Св. Писании, подверглась гонению. Многие памятники типа «Анна втроем» были уничтожены. Тема «Анна втроем», известна как минимум, в нескольких иконографических вариантах..
Слайд 29
Ранний и самый распространённый тип «Анны втроём», сложившийся в эпоху раннего западноевропейского средневековья, предписывал представлять Марию сидящей на коленях матери и держащей на своих коленях Сына. Часто - прямоличные изображения
Слайд 30
«Женская Троица» или «Анна втроём» Мазолино и Мазаччо. Анна втроём. 1424-1425 гг. Италия. Рим. Анна втроём. Ок. 1500 г. Нидерланды. Утрехт
Слайд 31
«Женская Троица» или «Анна втроём». XV век. «Женская Троица» или «Анна втроём». Ксилография. Германия / XVI век
Слайд 32
Леонардо да Винчи. Мадонна с Младенцем Иисусом и св. Анной. 1501 -1519 гг. Франция. Париж. Лувр «Анна втроём». 1490-1500. Оломоуц, Чехия
Слайд 33
«СВЯТАЯ РОДНЯ» Иконографическая композиция в западноевропейском искусстве. В её основе - повествование ( trinubium ), возникшее в I X веке, согласно которой святая Анна была замужем трижды и имела трёх дочерей. Всем девочкам она дала имя Марии. У каждой была семья. Их мужья и дети запечатлены в картинах « Святая родня» наряду со св. Анной и Пречистой Девой Марией. В отличие от композиции «Древо Иесеево », где представлены предки Спасителя по прямой линии, рассматриваемая иконография представляет Его родственников по боковой линии. ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ: Упоминания в Н.З. братьев Спасителя ставили под сомнение чистоту Мадонны.
Слайд 34
Согласно этому постулату, св. Анна, родила трех Марий от мужей Иоакима, Клеопы и Саломия. Этих [Марий] Иосиф, Алфей, и Зеведей взяли в жёны. Первая родила Христа; вторая — Иакова Младшего, Иосифа Иуста, с Симоном [и] Иудой; Третья — Иакова Старшего и крылатого Иоанна ). На Тридентском соборе 1545 года - это учение, как апокрифическое, было осуждено и отвергнуто католической церковью. В стандартной полной версии картины насчитывается 6 мужчин, 4 женщины и 7 детей — всего 17 человек (Анна, три мужа, три дочери, три зятя и семь внуков). В Нидерландах существовала более полная версия иконографии – 26 человек
Слайд 35
Мастер ортенбергского алтаря. Святая родня. Германия. Среднерейская школа. 1430 год. Германия. Дармштадт. Музей земли Гессен.
Слайд 37
Стефан Лохнер, или Stephan Lochner (1400-1451) — Мадонна Н ortus conclusion. с младенцем в закрытом саду, 1445-1450 гг. Мадонна Н ortus conclusion. Неизвестный мастер. Кельн, Германия. Около 1450 года
Слайд 38
Стефано да Верона. Мадонна Н ortus О к.1420-1440-х гг. Мастер жизни Девы Марии (круг) - Мадонна с Младенцем в беседке из роз со свв Екатериной, Варварой, Магдалиной и семьей донатора ок. 1470.
Слайд 39
Витторе Кривелли. «Непорочное зачатие» для церкви Святого Фортуната в Фалероне. 8 сентября 1479 Бартоломео Эстебан Мурильо. Непорочное зачатие». 1660-1665 гг. Непорочное зачатие
Слайд 40
Массейс К. Мадонна с Младенцем Иисусом. Ок. 1513. Дерево, темпера, масло. Национальный музей, Познань
Слайд 41
Maria Stella Maris / Пресвятая Богородица Звезда морская / Дева Мария "Звезда Моря" / Stella Maris " Морская Звезда" / Madonna del Mare " Морская Мадонна" /
Слайд 42
ЛИТЕРАТУРА. СПРАВОЧНАЯ : Власов В.Г. «Анна втроём» // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. I, 2004. — С. 287 Стефано Дзуффи. « Эпизоды и персонажи Евангелия в произведениях изобразитель- ного искусства». М., 2007. Капоа Кьяра де. Эпизоды и персонажи Ветхого Завета в произведениях изобразитель- ного искусства. М.: ОМЕГА, 2011. Электронный адрес: https://vk.com/doc14877897_314114238?hash=Zba3fH2HtztcX5XmfXViER86P2tW4L6acMZXEhgZsc4&dl=LMOkWjn8fSLlZ6obpQckCixZlCxfM14gh3WNlOusZ44 Капоа … Персонажи Ветхого Завета.
Последний слайд презентации: Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ: СПАСИТЕЛЬ. СТРАСТНОЙ ЦИКЛ
Сцена «Распятия» с изображением Экклезии, Марии, Иоанна, Синагоги, в угловых медальонах представлены добродетели: послушание, терпение, смирение, любовь. Миниатюра. Страстбург. Около 1260 г. Псалтирь Шеренберга. Рукопись. Пергамент.