Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ — презентация
logo
Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ. Второй курс. Иконописное отделение СПб ДА
  • МАРИОЛОГИЯ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • АНТИЛАТИНСКАЯ ИКОНОГРАФИЯ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ
  • СПАСИТЕЛЬ. СТРАСТНОЙ ЦИКЛ
1/43

Первый слайд презентации: Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ. Второй курс. Иконописное отделение СПб ДА

Ст. преподаватель Иконописного отделения СПб Духовной Академии, кандидат искусствоведения, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств. Нина Михайловна ТУРЦОВА

Изображение слайда

Слайд 2: МАРИОЛОГИЯ

В отличие от православного святоотеческого богословия, в котором автономная мариология отсутствует, в  католической  и  протестантской   теологии – это   особый раздел  догматического богословия. В Православии у чение о Пресвятой Богородице существует у святых отцов только внутри христологии, не смотря на столь же ревностное поклонение Пресвятой Деве. Римско-католическая Церковь, как правило, рассматривает христологию в качестве базовой основы для мариологии. С этим не согласно большинство  протестантских  теологов. Концепция, согласно которой, будучи Богоматерью, Дева Мария играет уникальную роль в спасении и искуплении, восходит к трудам раннехристианских теологов. Позднее римско-католическая мариология сделала заключение, что логическим следствием христологии является то, что изучение Девы Марии способствует более полному пониманию, кем был  Христос   и что Он сделал. Согласно этим представлениям, мариология может быть выведена из таинства  вочеловечения : Иисуса и Дева Мария — сын и мать, Искупитель и искупившая

Изображение слайда

Слайд 3

Наименование – Богородица (от греческого -   Θεοτόκος ) -, введено в литургию св. Григорием Богословом. Этим наименованием Церковь торжественно подтвердила Богоматеринство Пресвятой Девы на III Вселенском Соборе (431 год), утвердилось в контексте христологических споров. В противоположность тем, кто отрицал Богоматеринство, здесь отстаивается ипостасное единство Сына Божия, сделавшегося Сыном Человеческим: родившийся от Нее есть непреложно Бог и человек.

Изображение слайда

Слайд 4

Н. Иконография БМ. получила распространение после Эфесского собора 431 г. Первые образы Прсв. Девы Марии с Младенцем приписываются кисти ап. Луки. ГТГ Иконография Девы Марии была чрезвычайно разветвленной, как на Востоке, так и на Западе, что связано: 1/ с широтой распространения почитания Девы Марии и тем, назначением, которое ему отводилось в христианстве. 2/ с разнообразием местных вариантов почитаемых образов и чудотворных икон.

Изображение слайда

Слайд 5

Поскольку канон евангельских повествований дает мало сведений о Деве Марии, источником для Ее иконографии служат главным образом апокрифы, а также многочисленные агиогриографические, гомилетические и гимногра-фические тексты. На Западе огромное количество разных сочинений каталических богословов. Жан де Майе; Псевдо-Бонавентура; Яков Ворагинский и др. Самые ранние образы М. относятся к раннехристианскому искусству римских катакомб (Божья Матерь с Младенцем и пророками Валаамом, Божья Матерь в сцене Богоявления – катакомбы Присциллы, II - III вв., римские саркофаги и т.п.).

Изображение слайда

Слайд 6

) АНТИГРЕЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР КОРОНОВАНИЯ МАДОННЫ в римских мозаиках базилик Санта Мария ин Трастевере и Санта Мария Маджоре.

Изображение слайда

Слайд 7

Коронация Богородицы, Мозаика апсиды церкви Санта-Мария-ин- Трастевере в Риме. Заказ папы Иннокентия II (1130-1143)

Изображение слайда

Слайд 8

Коронационной апсиды в Санта-Мария-Маджоре в Риме, выполнена Якопо Торрити до 1296 г.,

Изображение слайда

Слайд 9

. Паоло Венециано. Коронация Девы Марии. 1324 г. Венеция. Паоло Венециано. Коронования Девы Марии. 1350 г. Центр. Часть Полиптиха

Изображение слайда

Слайд 10: АНТИЛАТИНСКАЯ ИКОНОГРАФИЯ

Изображение слайда

Слайд 11

ПРАВОСЛАВНЫЙ ВОСТОК. « Предста Царица, одесную тебе». Конец XIV века.  Успенский собор Московского Кремля Иконография возникла в  византийском искусстве   XIV—XV веков (древнейший пример изображения — роспись церкви Успения  монастыря Трескавец   в Македонии, между 1334 и 1343 годами) и вскоре стала известна и в России Царский деисус (другие названия в научной литературе включают «Небесный двор» и « Предста Царица одесную тебе»

Изображение слайда

Слайд 12

Божия Матерь Милостивая. Рим. Конец VI — начало VIII вв.. Базилика Санта Мария ин Трастевере. Энкаустика, доска; 164 × 116 см. Образ Богоматери из базилики Санта Мария ин Трастевере, почитаемый с XVI столетия под названием «Богоматери Милостивой»  ( Madonna della Clemenza ),  представляет собой большую икону, выполненную на кипарисовой доске в технике энкаустики,

Изображение слайда

Слайд 13

Мадонна Экклезиа (лат. Ecclecia – Церковь) образ Преч. Девы Марии без Младенца Христа, восседающей на троне или стоящей. Б ратья ван Эйк. Гентский алтарь. Нидерланды. 1432 г. Собор Св. Бовона в г. Гент. Восходит древнему восточнохристи-анскому типу. У подножия трона Мадонны иногда изображена луна. Часто Мария держит в руках книгу, воплощая Премудрость Божию. Пример – Гентский алтарь братьев ван Эйков, XV век, Нидерланды. В Новое время встречается редко.

Изображение слайда

Слайд 14

Мадонна Маэста (итал. – величание, величество) Джотто ди Бондоне. Мадонна Оньисанти ( Маэста ). О. 1306-1310 гг. Галерея Уффици. Флоренция.

Изображение слайда

Слайд 15

Мадонна Маэста (итал. – величание, величество) Амброджо Лоренцетти. Маэста и ли Святое общение Ок. 1335 г. Палаццо Комунале. Масса- Мариттима. Италия

Изображение слайда

Слайд 16

Мадонна делла Мизерикордия (от лат. Милосердие Пьеро делла Франческо Мадонна делла Мизерикордия. Ратуша г. Борго-Сан- Сеполькро.

Изображение слайда

Слайд 17

Липпо Мемми, Мадонна делла Мизерикордия. До 1356. Сиена, Капелла капрала, Дуомо, Орвието. Италия. Мадонна делла Мизерикордия (от лат. Милосердие) Пьетро ди Доменико да Монтепульчано. «Мадонна Милосердия». I половина XV в.

Изображение слайда

Слайд 18

Мозаика в ц. Santa Maria in Domnica de lla Navicella. Рим. 822 г. Заказчик папа Пасхалий Первый На триумфальной арке  — Спаситель на радуге в миндалевидном ореоле. Он – посреди 2 архангелов и 12 апостолов; ниже пророки  Моисей  и Илия. В нижней части апсиды ---- фрески   Ладзаро Бальди, изображающие    Иоанна Крестителя  и  апостола Иоанна

Изображение слайда

Слайд 19

Церковь Санта-Мария-ин- Домника является титулярной диаконией На Деве пурпурный мафорий поверх пурпурной туники (из описаний Н.П. Кондакова). На челе и плечах – три звезды. Правая рука Мадонны с раскрытой ладонью, опущена к папе Пасхалию, готовящемуся к проскинезису (целованию) ноги Мадонны. Левая рука Мадонны прислонена к Младенцу. В ней - плат. Папа Пасхалий I, преклоняющий колено перед Мадонной c Младенцем. Он с квадратным нимбом, означающим, что в то время папа был ещё жив.

Изображение слайда

Слайд 20

Мозаика  Тронный образ Девы Марии с  ангелами  и папой Пасхалием I. На триумфальной арке (предваряющей апсиду) — Спаситель посреди двенадцати апостолов. Св. Петр держит ключи, св. Павел – киот или дарохранительницу. Внизу изображены пророки  Моисей  и  Илия. В нижней части апсиды представлены  фрески   Ладзаро Бальди, изображающие  Иоанна Крестителя  и  апостола Иоанна.

Изображение слайда

Слайд 21

Мария Скорбящая (латинское:  Mater Dolorosa ). Семь скорбей Марии. Одиночество. Мария Скорбящая имеет, как самостоятельную иконографию, напр. в немецкой средневековой пластике, так и входящую в сцену Распятие или Оплакивание Христа. К тому же иконографическому типу относится « Семь скорбей Марии», где Мария представлена с семью мечами, пронзающими Ее грудь или окружающими ее голову. Этот тип получил наибольшее распространение в странах Западной Европы. Начиная с XVI в. Мария Скорбящая изображалась без мечей и получила название Мария Сострадающая, причем изменилось и смысловое содержание образа. Мария стала олицетворением Церкви, принимающей на себя все скорби мира (в Испании, напр., в период Реформации этот иконографический тип стал называть дословно «одиночество».

Изображение слайда

Слайд 22

Альбрехт Дюрер. « Семь скорбей Марии». Около 1500 года. В этой иконографии, иногда Мария представлена с семью мечами, пронзающими Ее грудь или окружающими ее голову

Изображение слайда

Слайд 23

Основа – предсказание старца Симеона в Ев. От Луки. День Марии Скорбящей отмечается 15 сентября. На Западе размышления богословов о скорбях Марии привели к формированию нескольких обрядов поклонения и даже монашеских орденов. Так, в 1232 г. семь юношей в Тоскане основали орден сервитов  (также известный как "Монахи-сер-виты" или "Орден слуг Марии"). Пять лет спустя они приняли скорби Марии, стоящей под Крестом, в качестве основного посвящения своего ордена.

Изображение слайда

Слайд 24

Традиционно Семь скорбей - это: The  Пророчество Симеона  в  От Луки 2 ; The  Бегство в Египет  в  От Матфея 2 ; Потеря Младенца Иисуса  в  Иерусалимском храме, также в Евангелии от Луки 2; Мария, встречающая Иисуса на  Виа Долороза,  Четвертой станции Креста, которой нет в Библии; Распятие Иисуса  на  горе Голгофа  в  Евангелиях от Матфея 27,  Марка 15,  Луки 23  и особенно  Иоанна 19 ; Сошествие Иисуса с креста  в евангелиях от Матфея 27, Марка 15, Луки 23 и Иоанна 19; Погребение Иисуса   Иосифом Аримафейским [2]  также в евангелиях от Матфея 27, Марка 15, Луки 23 и Иоанна 19;

Изображение слайда

Слайд 25

Семь мечей, пронзающих скорбящее сердце Марии в церкви Святого Креста в Саломанке. Испания

Изображение слайда

Слайд 26

Святое семейство Классический вариант -  Дева Мария с младенцем Иисусом и супругом  Иосифом Обручником Расширенный вариант - Изображения Святого семейства также могут включать родственницу Марии  св. Елизавету  и её сына младенца Иоанна Крестителя, редко — мужа Елизаветы священника Захарию, св. Анну — мать девы Марии День Святого семейства — в  Католической церкви - это праздник, отмечаемый в следующее воскресенье после Рождества Христова.

Изображение слайда

Слайд 27

Аньоло Бронзино. Святое семейство со св. Анной и Иоанном Святое семейство - праздник, отмечаемый католиками в следующее воскресенье после Рождества Христова

Изображение слайда

Слайд 28

«АННА ВТРОЁМ» и «ЖЕНСКАЯ ТРОИЦА» Иконография так наз. «Анна втроём» получила распространение в Западной Европе. Пред-полагается, что она сформировалась в позднем Средневековье, примерно, в XV в. в связи с возросшим интересом к образу матери Девы Марии, св. Анне. В средневековой латыни существовал термин « меттерца », вошедший в итальянский язык ( мetterza ) и имеющий соответствие в немецком ( selbdritt ). Он обозначал, что Святая Анна входит как третья в единство, включающее Марию и Иисуса. В эпоху Реформации, св. Анна как персонаж, не упоминаемый в Св. Писании, подверглась гонению. Многие памятники типа «Анна втроем» были уничтожены. Тема «Анна втроем», известна как минимум, в нескольких иконографических вариантах..

Изображение слайда

Слайд 29

Ранний и самый распространённый тип «Анны втроём», сложившийся в эпоху раннего западноевропейского средневековья, предписывал представлять Марию сидящей на коленях матери и держащей на своих коленях Сына.  Часто - прямоличные изображения

Изображение слайда

Слайд 30

«Женская Троица» или «Анна втроём» Мазолино и Мазаччо. Анна втроём. 1424-1425 гг. Италия. Рим. Анна втроём. Ок. 1500 г. Нидерланды. Утрехт

Изображение слайда

Слайд 31

«Женская Троица» или «Анна втроём». XV век. «Женская Троица» или «Анна втроём». Ксилография. Германия / XVI век

Изображение слайда

Слайд 32

Леонардо да Винчи. Мадонна с Младенцем Иисусом и св. Анной. 1501 -1519 гг. Франция. Париж. Лувр «Анна втроём». 1490-1500. Оломоуц, Чехия

Изображение слайда

Слайд 33

«СВЯТАЯ РОДНЯ» Иконографическая композиция в западноевропейском искусстве. В её основе - повествование ( trinubium ), возникшее в I X веке, согласно которой святая Анна была замужем трижды и имела трёх дочерей. Всем девочкам она дала имя Марии. У каждой была семья. Их мужья и дети запечатлены в картинах « Святая родня» наряду со св. Анной и Пречистой Девой Марией. В отличие от композиции «Древо Иесеево », где представлены предки Спасителя по прямой линии, рассматриваемая иконография представляет Его родственников по боковой линии. ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ: Упоминания в Н.З. братьев Спасителя ставили под сомнение чистоту Мадонны.

Изображение слайда

Слайд 34

Согласно этому постулату, св. Анна, родила трех Марий от мужей Иоакима, Клеопы и Саломия. Этих [Марий] Иосиф, Алфей, и Зеведей взяли в жёны. Первая родила Христа; вторая — Иакова Младшего, Иосифа Иуста, с Симоном [и] Иудой; Третья — Иакова Старшего и крылатого Иоанна ). На Тридентском соборе 1545 года - это учение, как апокрифическое, было осуждено и отвергнуто католической церковью. В стандартной полной версии картины насчитывается 6 мужчин, 4 женщины и 7 детей — всего 17 человек (Анна, три мужа, три дочери, три зятя и семь внуков). В Нидерландах существовала более полная версия иконографии – 26 человек

Изображение слайда

Слайд 35

Мастер ортенбергского алтаря. Святая родня. Германия. Среднерейская школа. 1430 год. Германия. Дармштадт.  Музей  земли Гессен.

Изображение слайда

Слайд 36

Швабский художник. Святая Родня. XV век.

Изображение слайда

Слайд 37

Стефан Лохнер, или Stephan Lochner (1400-1451) — Мадонна Н ortus conclusion. с младенцем в закрытом саду, 1445-1450 гг. Мадонна Н ortus conclusion. Неизвестный мастер. Кельн, Германия. Около 1450 года

Изображение слайда

Слайд 38

Стефано да Верона. Мадонна Н ortus О к.1420-1440-х гг. Мастер жизни Девы Марии (круг) - Мадонна с Младенцем в беседке из роз со свв Екатериной, Варварой, Магдалиной и семьей донатора ок. 1470.

Изображение слайда

Слайд 39

Витторе Кривелли. «Непорочное зачатие» для церкви Святого Фортуната в Фалероне. 8 сентября 1479 Бартоломео Эстебан Мурильо. Непорочное зачатие». 1660-1665 гг. Непорочное зачатие

Изображение слайда

Слайд 40

Массейс К. Мадонна с Младенцем Иисусом. Ок. 1513. Дерево, темпера, масло. Национальный музей, Познань

Изображение слайда

Слайд 41

Maria Stella Maris / Пресвятая Богородица Звезда морская / Дева Мария "Звезда Моря" / Stella Maris " Морская Звезда" / Madonna del Mare " Морская Мадонна" /

Изображение слайда

Слайд 42

ЛИТЕРАТУРА. СПРАВОЧНАЯ : Власов В.Г. «Анна втроём» // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т.   — СПб.: Азбука-Классика.   — Т. I, 2004.   — С. 287 Стефано Дзуффи. « Эпизоды и персонажи Евангелия в произведениях изобразитель- ного искусства».  М., 2007. Капоа Кьяра де. Эпизоды и персонажи Ветхого Завета в произведениях изобразитель- ного искусства. М.: ОМЕГА, 2011. Электронный адрес: https://vk.com/doc14877897_314114238?hash=Zba3fH2HtztcX5XmfXViER86P2tW4L6acMZXEhgZsc4&dl=LMOkWjn8fSLlZ6obpQckCixZlCxfM14gh3WNlOusZ44 Капоа … Персонажи Ветхого Завета.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Пресвятая Дева Мария в западноевропейской иконографии. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ: СПАСИТЕЛЬ. СТРАСТНОЙ ЦИКЛ

Сцена «Распятия» с изображением Экклезии, Марии, Иоанна, Синагоги, в угловых медальонах представлены добродетели: послушание, терпение, смирение, любовь. Миниатюра. Страстбург. Около 1260 г. Псалтирь Шеренберга. Рукопись. Пергамент.

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено