Первый слайд презентации: Принципы визуального восприятия
Принцип баланса Принцип ритма Принцип гармонии Принцип общего единства
Слайд 3: Принцип баланса
В самом общем виде композиционный баланс можно рассматривать как видимое и чувственно ощущаемое зрителем композиции равномерное распределение общей визуальной тяжести (веса), другими словами, визуального интереса объектов композиции между отдельными её частями. Виды композиционного баланса: Симметричный композиционный баланс Приблизительно симметричный композиционный баланс Радиальный композиционный баланс «Перевернутый» симметричный баланс Композиционный асимметричный баланс
Слайд 4: Симметричный композиционный баланс
Симметрию и симметричные изображения часто называют «зеркальными», потому что одна сторона симметричного изображения является зеркальным отображением другой стороны. На картинную плоскость симметричное изображение (или объект) может быть помещено в любом месте и в любой ориентации относительно центральных осей формата. Главное, чтобы изображение (или объект) было симметричным относительно одной или двух своих собственных центральных осей.
Слайд 5
а. - симметричное изображение относительно собственной вертикальной оси (одноосная симметрия); б. - симметричное изображение относительно двух собственных центральных осей (двуосная симметрия)
Слайд 6: Виды симметричного баланса
Горизонтальный симметричный баланс – это симметричный баланс относительно центральной вертикальной оси. В случае такого вида баланса балансирование объектов производится в горизонтальном направлении.
Слайд 7: Виды симметричного баланса
Вертикальный симметричный баланс – это вид симметричного баланса относительно вертикальной центральной оси. В случае с этим видом баланса объекты балансируют в вертикальном направлении
Слайд 8: Виды симметричного баланса
Двухосная симметричная композиция имеет две оси – вертикальную и горизонтальную, и это гарантирует как баланс левой и правой половины изображения, так и верха и низа. Верх и низ могут отличаться от левой и правой половины. Самые статичные изображения возникают когда все четыре части двухосной композиции одинаковы. Виды симметричного баланса
Слайд 9: Приблизительно симметричный композиционный баланс
В более сложных и поэтому более интересных случаях симметричный баланс строится относительно какой-либо осей симметрии, но не с идентичными, а с подобными объектами. Этот вид баланса тоже основан на симметрии, в итоге две половины композиции не бывают точно одинаковыми. Такой баланс называется приблизительно симметричным.
Слайд 10: Радиальный симметричный композиционный баланс
Разновидностью симметричного баланса является радиальный баланс, когда детали изображения или объекты композиции сбалансированы относительно реальной или воображаемой центральной точки. При радиальном балансе можно использовать любое количество осей симметрии, потому что изображение возникает как бы из единого центра.
Слайд 11: Радиальный приблизительно симметричный композиционный баланс
Если центральная точка (или линия) находится точно в геометрическом центре изображения или композиции, то возникает радиальный симметричный баланс, а если эта точка (или линия) несколько смещена от геометрического центра, то возникает радиальный приблизительно симметричный баланс.
Слайд 12: Перевернутый» симметричный баланс
Этот вид баланса возникает, когда две одинаковые половины изображения повернуты на плоскости относительно друг друга на 180°. а. – изображение с двуосной «перевернутой» симметрией б. - изображение с трехосной «перевернутой» симметрией в. – изображение с «перевернутой» приблизительной симметрией
Слайд 17: Композиционный асимметричный баланс
Асимметрию отличает от симметрии главным образом то, что у ассиметричного изображения правая и левая стороны, а также верх и низ является зеркальным отображением друг друга, и поэтому у него нет собственных центральных осей симметрии. а. – композиционный симметричный баланс б. – композиционный асимметричный баланс
Слайд 18
а. – симметричный баланс четырех объектов б. – асимметричный баланс этих же четырех объектов
Слайд 19: Композиционный асимметричный баланс
Использование композиционного асимметричного баланса даёт почти полную творческую свободу в распределение объектов на картинной плоскости композиции. В этом случае можно также говорить об одной большой доминантный форме, которую подчеркивают, оттеняют и одновременно уравновешивают несколько меньших форм.
Слайд 21
Взаимный баланс объектов одинакового темного цвета, но разного размера, имеющих поэтому разный визуальный вес, достигается с помощью разных расстояний этих объектов от вертикальной оси: меньшего расстояния для большего объекта и большего расстояния для малого объекта. Визуальные веса большего светлого объекта и малого, но темного объекта примерно одинаковы, так как визуальный вес малого объекта увеличивается за счет темного цвета. В результате взаимный баланс этих двух объектов может возникать на равных или почти равных расстояниях от вертикальной оси.
Слайд 27: Принцип ритма
Ритм – это то, с чем человек рождается, живет и ежечасно сталкивается в повседневной жизни. Биение сердца, дыхание, сон и бодрствование, промежутки между приемами пищи – все без исключения физиологические процессы в теле человека протекают ритмично.
Слайд 28: Принцип ритма
Несмотря на кажущуюся простоту, принцип ритма достаточно сложен для глубокого понимания и творческого использования в декоративной композиции. И все это потому, что для достижения ритмичности при выстраивании объектов композиции на ее картинной плоскости существует очень много различных методов, путей и приемов. Существует довольно много различных видов визуального ритма, такие как: Регулярный (формальный) ритм Прогрессирующий (неформальный)ритм Текущий ритм Ритм «стаккато»
Слайд 29: Принцип ритма
Самым наглядным и простым, но в то же время и прекрасными примерами визуальных ритмов в их наиболее чистом виде служат древнегреческие и древнеегипетские орнаменты. Интересно, что орнаменты (живописные, лепные, резные, чеканные и т.д.). возникли как особые произведения изобразительного искусства в результате использования первобытными, а затем и древними художниками принципа ритма. а. – древнегреческий узор б. – узоры и орнаменты народной вышивки
Слайд 30: Регулярный (формальный) ритм
Возникает, когда для его создания используются одинаковые ( или почти одинаковые) расстояния (интервалы) между объектами на картинной плоскости, а сами объекты идентичны или же имеют подобные форму и размеры.
Слайд 31: Прогрессирующий (неформальный) ритм
Возникает, когда для его создания используются с помощью прогрессирующих шагов последовательные изменения формы размеров или других признаков объектов, а также изменения интервалов между объектами и их расположения на картинной плоскости.
Слайд 32: Сочетание регулярного и прогрессирующего ритма
Декоративная композиция увеличивает свое художественное разнообразие и приобретает больший интерес, когда в ней используются одновременно несколько видов ритмического движения.
Слайд 33: Текущий ритм
Напоминает течение реки и возникает в основном с помощью последовательно изменяющихся линий цвета, светотени, что дает ощущение непрерывного движения. Этот вид ритма по своей природе часто более органичен.
Слайд 34: Ритм «стаккато»
Создается с помощью отрывистых, часто меняющихся повторов форм и элементов.
Слайд 36: Принцип гармонии
Принцип гармонии основывается на законах визуального восприятия и в значительной мере является обобщающим принципом. При визуальном восприятии композиции сознание зрителя независимо от его желания и воли (т.е. подсознательно) стремится выявить в ней тот или иной вид упорядоченности. Пример отсутствия гармонии между объектами разной формы
Слайд 37: Принцип гармонии
Композиционная гармония возникает, когда все объекты и элементы композиции взаимосвязаны на ее картинной плоскости таким образом, что создают ощущение законченности, порядка и общего равновесия (баланса). Изображения с достаточной композиционной гармонией
Слайд 39: Принцип общего единства
Осознанное использование основанных закономерностей и принципов визуального восприятия при создании любой композиции закономерно приводит к заключительному этапу, на котором исключительную важность приобретает обобщающий и собирательный принцип визуального восприятия – принцип общего единства. Главным признаком присутствия в композиции общего единства является тот факт, что при визуальном восприятии завершенной композиции ни у самого создателя, ни у зрителей не возникает подсознательного желания что-то добавить или убрать, чтобы сделать композицию лучше.
Слайд 40: Принцип общего единства
Художники прошлых столетий характеризовали единство в композиции так: это когда все «сходится», все на месте и все в целом стоит само себя. В то же время композиция, в которой есть единство и гармония, но нет художественного разнообразия будет восприниматься зрителем без интереса. композиции в которых при достаточном единстве не хватает разнообразия
Слайд 41: Принцип общего единства
Разнообразие в тесной связи с общим единством можно условно считать еще одним из принципов, обеспечивающих композиции высокую художественность. В общем, разнообразием можно считать все то, что нарушает монотонность изображения и подсознательно (автоматически) привлекает к изображению взгляд и внимание зрителя. Создание удачных композиций за счет изменения фактуры, цвета, размера и положения предметов
Слайд 42: Принцип общего единства
Самые интересные композиции те, в которых наряду с общим единством имеется и достаточное разнообразие. Сочетание этих двух качеств, стимулирует работу мозга зрителя.
Слайд 43: Принцип общего единства
Создателю декоративной композиции принцип общего единства указывает на все виды гармоничных соотношений между отдельными частями и целым (между отдельными объектами, элементами и частями композиции и всей композицией в целом) как на главный фактор общей целостности или, наоборот, на причину разобщенности и общего единства требуют создания единой художественной формы композиции.
Слайд 44: Принцип общего единства
В картине Ван Гога «Звездная ночь» наглядно отразилось глубокое понимание ее создателем принципов визуального восприятия, а их талантливое использование позволило создать пейзажную композицию с высочайшей гармонией и общим единством.