Признаки и симптомы нарушений обработки сенсорных сигналов. Из опыта работы по — презентация
logo
Признаки и симптомы нарушений обработки сенсорных сигналов. Из опыта работы по
  • Признаки и симптомы нарушений обработки сенсорных сигналов. Из опыта работы по использованию сенсорного диагностического опросника
  • Нарушение сенсорной интеграции
  • Нарушение вестибулярной системы
  • Сенсорный диагностический опросник
  • Сенсорный опросник. Раздел «Зрение»
  • Нарушения обработки зрительной информации
  • Взаимодействие с родителями
  • Сенсорный профиль
  • Подвижность сенсорного профиля
  • Подвижность сенсорного профиля
  • Заключение
  • Литература
1/12

Первый слайд презентации: Признаки и симптомы нарушений обработки сенсорных сигналов. Из опыта работы по использованию сенсорного диагностического опросника

Воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с РАС МБДОУ «Детский сад №67 «Улыбка» г. Тамбова Просветова Ольга Александровна

Изображение слайда

Слайд 2: Нарушение сенсорной интеграции

Нарушение сенсорной интеграции всегда сопутствует расстройствам аутистического спектра. От того, насколько точно будет составлен сенсорный профиль ребенка, во многом зависит успешность коррекционной работы. Приведу простой пример. Ребенок постоянно раскачивается на стуле, что не может не мешать работе за столом.

Изображение слайда

Слайд 3: Нарушение вестибулярной системы

Педагог должен обратиться к сенсорному профилю ребенка и убедиться, что у него нет нарушения обработки вестибулярных сигналов (в форме гипосенсетивности к движению). Если нарушения есть, то потребность в движении нельзя убрать воспитательными мерами. Ее нужно заменить, дав ребенку возможность получать нужный сенсорный сигнал приемлемым для занятия способом. Например, положить на сидение стула балансировочную подушку либо дать под стопы сидящего ребенка балансировочные полусферы.

Изображение слайда

Слайд 4: Сенсорный диагностический опросник

Для создания сенсорного профиля есть специальные диагностические опросники. Один из них разработан нашими коллегами из Самары и опубликован в 2018 году в методическом пособии «Сенсорная интеграция – метод коррекции первичного нарушения при расстройствах аутистического спектра».

Изображение слайда

Слайд 5: Сенсорный опросник. Раздел «Зрение»

Опросник содержит следующие разделы: осязание, вестибулярное чувство, проприоцептивное чувство, слух, вкус, обоняние, зрение. В каждом разделе есть признаки гиперсенсетивности и гипосенсетивности.

Изображение слайда

Слайд 6: Нарушения обработки зрительной информации

Ребенок плачет от яркого света, закрывает глаза (или стабильно прикрывает один глаз). Это будет сигналом зрительной гиперсенситивности (чрезмерная реакция). Для такого ребенка нужно ограничение зрительных сигналов. Другой ребенок никак не научится различать квадрат и прямоугольник, а на картинке видит только отдельные мелкие детали, но никак не соберет их воедино. Это зрительная гипосенсетивность (недостаточная реакция). Для такого ребенка нужна дополнительная зрительная стимуляция. Нарушения обработки зрительной информации

Изображение слайда

Слайд 7: Взаимодействие с родителями

Данный опросник заполняется в двух экземплярах: педагогом и родителем. Есть пункты, которые касаются самого раннего детства ребенка и о которых педагог никак не может знать. Также ребенок с сенсорными нарушениями в силу подготовленности среды в образовательном учреждении может не проявлять некоторых сенсорных дефицитов, тогда как дома родители могут с ними сталкиваться. Взаимодействие с родителями

Изображение слайда

Слайд 8: Сенсорный профиль

После обработки обоих опросников создается сенсорный профиль ребенка. Выделяются сенсорные сигналы, к которым он чрезмерно чувствителен – это сферы, в которых ребенка нужно оберегать. Выделяются сенсорные сигналы, к которым ребенок не восприимчив – это сферы, в которых ребенок постоянно будет искать стимуляций и этот поиск нужно помочь удовлетворить приемлемым способом. Сенсорный профиль

Изображение слайда

Слайд 9: Подвижность сенсорного профиля

Сенсорный профиль ребенка с РАС не является постоянным. Какие-то сенсорные сферы с гипосенсетивностью могут насытиться и стимуляции уйдут навсегда. Например, за год-два ребенок может перестать тащить предметы в рот. Подвижность сенсорного профиля

Изображение слайда

Слайд 10: Подвижность сенсорного профиля

Какие-то нарушения, наоборот, вдруг появятся на фоне перенесенного ОРВИ. Например, после болезни значительно увеличивается тактильная чувствительность и ребенок отказывается одеваться или причесываться, хотя раньше делал это спокойно. Подвижность сенсорного профиля

Изображение слайда

Слайд 11: Заключение

Педагоги и с их помощью родители должны грамотно подойти к составлению сенсорного профиля ребенка, учитывать подвижность профиля, снижать воздействие раздражающих нервную систему ребенка факторов и помогать удовлетворить сенсорный поиск в гипосенсетивных областях. Если педагоги и родители игнорируют сенсорные особенности ребенка – велика вероятность того, что обработка сенсорной информации так и не стабилизируется, а нарушения, напротив, закрепятся. В конечном итоге, это не только усложнит жизнь как ребенку, так и ухаживающим за ним взрослым, но и окажет непосредственное негативное воздействие на результативность коррекционной работы. Заключение

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Признаки и симптомы нарушений обработки сенсорных сигналов. Из опыта работы по: Литература

Айрес Дж. « Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития ». М., 2018. Кислинг У. « Сенсорная интеграция в диалоге ». М., 2020. Кулькова Н.Л. « Сенсорная интеграция без сенсорных комнат ». М., 2024. Сенсорная интеграция – метод коррекции первичного нарушения при расстройствах аутистического спектра. Методическое пособие. Самара, 2018. Диагностические опросник доступен для скачивания по коду Литература

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено