Первый слайд презентации: Пробы, направленные на исследование артикуляционной моторики
Выполнила студентка группы 2215 по специальности - Логопедия Садыкова Г.Н.
Слайд 2
Изучение состояния артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции
Слайд 4
Артикуляционные упражнения бывают статические и динамические. Статические артикуляционные упражнения, направленные на выработку правильной позы. Динамические упражнения направлены на правильное выполнение движений. Статические — необходимы для формирования артикуляционного уклада; Динамические — важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи. Артикуляционная гимнастика — это система упражнений, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата. Основная цель гимнастики — выработка качественных движений органов артикуляции и точного, правильного произношения звуков речи. Основные правила проведения артикуляционной гимнастики: продолжительность проведения зависит от возраста, но не должна превышать 10 минут; во время гимнастики обязательно нужно использовать зеркало, чтобы ребенок видел свои органы артикуляции; гимнастика должна проходить в игровой форме; комплекс должен включать не менее 4–5 упражнений, но переутомлять детей большим количеством заданий не нужно; если дети затрудняются в выполнении какого-либо упражнения, не заставляйте их, используйте зонды или чайные ложки; всегда следите за правильностью и плавностью выполнения упражнений, помните, что качество важнее количества.
Слайд 5
Для планомерной коррекционной работы диагностируется артикуляционная моторика : движения губ, челюсти, зубов, языка, мягкого неба, продолжительность силы выдоха и вдоха. Статические пробы по словесной инструкции проводятся после выполнения задания по показу а) улыбнуться;(губы не напрягаются)-счет до 5 -улыбочка б) округлить губы как при произношении звука «О» — удержать позу;-счет до 5 в) опустить расслабленный язык на нижнюю губу- лопаточка», и удержать позу; г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их); д) растянуть губы в «заборчик» (зубки показать и удержать позу); е) поднять язык за верхние зубы в улыбке (парус), нижнюю челюсть; ё) язык расслабленный за нижними зубами, с этой позиции сделать чашечку ж) поднять язык за верхние зубы, с этой позиции язык приклеить, при этом нижнюю челюсть опускаем вниз- грибочек (уздечку смотрим) з)широкий язык поднять к верхним губам «вкусно»-счет до 5 и) многократное повторение произношения губных звуков б-б-б, п-п-п к)предложить ребенку произнести «вялым» языком БЯ – БЯ – БЯ или пошлепать язык губами Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений; проявляется ли тремор, саливации, гиперкинезы; активность участия правой и левой сторон губ; смыкание губ с одной стороны; движение не удается
Слайд 7
Динамические пробы. Исследование двигательной функции челюсти проводят вначале по показу, а затем по словесной инструкции: Лошадка Широко улыбнуться. Приоткрыть рот. Начать цокать языком по нёбу, имитируя топот копыт лошади. Цокать необходимо неторопливо, но ритмично и громко, чтобы уздечка под языком хорошо натягивалась. При цоканье поднимающийся конец языка должен оставаться прямым, как показано на картинке. Прикасаться он должен к нёбу выше задней поверхности верхнего зубного ряда. Цоканье должно продолжаться 5–10 секунд. Отметить: выполнение правильное; движения челюстью недостаточного объема; нет ли содружественных движений, тремора, саливации; движение не удается 3. Исследование двигательных функция языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и по словесной инструкции: Индюк Цель. Выработать верхний подъём языка, подвижность его передней части. Описание. Приоткрыв рот, положим язык на верхнюю губу и широким языком по верхней губе производим движение вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — поглаживая ее. Сначала движения медленные, затем темп убыстряем и добавляем голос. При правильном выполнении упражнения мы должны услышать звук, похожий на "песенку" индюка бл-бл-бл (как индюк говорит). Важно, чтобы язык был широким и не сужался, а движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, всей массой, медленно, неточно; имеются отклонения языка в сторону, удерживается ли язык в определенном положении; истощаемость движений; нет ли тремора, гиперкинезов языка; не проявляется ли саливация; движение не удается
Слайд 8
4. Исследование двигательной функции мягкого неба а ) широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается); б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появиться рвотный рефлекс); в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, отмечаются содружественные движения, малая подвижность небной занавески, гиперкинезы, саливация, движение не удается 5. Исследование продолжительности и силы выдоха а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т. д.); б) поддувать пушинки, листок бумаги и т.п. Отметить: силу и продолжительность выдоха; укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого ) ВЫВОДЫ: движения выполняются в полном объеме, правильно; выражен период включения в движение, истощаемость движений; движение выполняется в неполном объеме, в замедленном темпе, с появлением содружественных движений, тремора, гиперкинезов, саливации; удержание позы не удается; движения не выполняются.
Слайд 9: Упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи
«Мыльные пузыри» ( развитие меткости выдыхаемой струи). Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет. « Новогодние трубочки-шутки » (развитие длительного плавного и сильного выдоха). Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок. «Фокус», « Парашютик » ( направление воздушной струи посередине языка). Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку. Снегопад. Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони. Техника выполнения упражнений воздух набирать через нос плечи не поднимать выдох должен быть длительным и плавным необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это можно привести к головокружению.
Слайд 11
СОСТОЯНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА. Полный вывод ГУБЫ нормальные (без особенностей, без отклонения в строении), массивные, толстые, мясистые, короткие, тонкие, малоподвижные, достаточно подвижные, смыкаются плотно (неплотно), прохейлия (увеличение размеров верхней губы, нависание над нижней), обвисает нижняя губа, взаиморасположение ( в норме), парез, оскал, хейлоскиз - расщепление верхней губы (расщелина), укорочение верхней губы, послеоперационные рубцы, шрамы. Выполнение упражнений: «Трубочка» «Улыбка» попеременно Тонус нормальный, повышенный ( гипертонус - напряжение мышечного тонуса), чрезмерно напряжённый, пониженный, вялый ( гипотонус ). Объём движений полный, неполный, ограничен, строго ограничен Подвижность: достаточная, недостаточная, тремор, гиперкинезы, движения неточные, вялые, медленные Переключаемость, точность быстрая, достаточная, недостаточная, испытывает затруднения в переключении с одного вида движений на другое, в удержании заданной позы, двигательные функции сохранены ЗУБЫ: нормальные, крупные, мелкие, ровные, неровные, кривые, вне челюстной дуги, поставлены плотно, поставлены редко ( вверху, внизу), с большими промежутками (наличие диастемы, диастемы между передними зубами), отсутствуют (недостающие) резцы (верхние, нижние/передние, коренные), неправильное положение (аномалии) верхних или нижних резцов (внизу растут вперёд), нарушение зубного ряда, двойной ряд зубов ПРИКУС : нормальный (верхние резцы слегка заходят за нижние), ортогнатитический, открытый передний (коренные зубы смыкаются, а передние нет), боковой (передние зубы смыкаются, а боковые нет): двусторонний, односторонний, глубокий, дисталъный, метальный, прямой, перекрёстный закрытый передний (верхние зубы ровно ложатся на нижние) ЧЕЛЮСТИ : соответствуют норме, прогения (выдвинута нижняя челюсть), прогнатия (выдвинута верхняя челюсть, рот не закрывается) Подвижность нижней челюсти: из стороны в сторону, вперёд - назад, умеет держать рот открытым (10-15 сек.на 2 пальца, на 1 палец), умеет держать рот закрытым, легко постукивать зубами при разомкнутых губах
Слайд 12
ТВЕРДОЕ НЕБО: нормальное, узкое, высокое (глубокое, куполообразное, готическое), имеется плёночка в виде треугольника, плоское, низкое, наличие послеоперационных рубцов, увуля, субмбукозная щель/расщелина («волчья пасть») МЯГКОЕ НЁБО:, длинное, короткое, подвижное, малоподвижное, неподвижное, парез (списание всего язычка), односторонний парез(свисание одной половины языка),, раздвоенное (расщелина мягкого нёба), отсутствие маленького языка, ограничение движений мягкого нёба, ярко выраженная асссиметрия Энергично произнести звук «А» при широко открытом рте: поднимание нёбной занавески, наличие или отсутствие утечки воздуха через нос, равномерность утечки при произношении гласного звука, наличие или отсутствие глоточного рефлекса ЯЗЫК (форма и размер): нормальный, обычный, макроглоссия (массивный, большой, мясистый), микроглоссия (маленький), длинный, короткий, широкий, узкий, прямой, гипертрофия корня языка, «географический», ярко выраженная ассиметрия языка. Выполнение упражнений: «Широкий - узкий» «Маятник» «Качели» «Цоканье» Кончик языка: истонченный, широкий, раздвоенный (впереди небольшая расщелина) Позиция в полости рта: правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении, ассиметричное положение вытянутого вперёд языка Тонус: тонус нормальный, гипертонус - повышенный, напряжённый, чрезмерно напряжённый, гипотонус -пониженный, вялый Подвижность: достаточная (подвижен), недостаточная (малоподвижен), тремор вытянутого вперёд языка (непроизвольные колебания и беспокойство), гиперкинезы, изменение конфигурации, отклонение (девиация) в сторону (вправо, влево), остаточные явления пареза, кинестетическая апраксия Движения ( наличие или отсутствие движений вперед, назад, вверх, вниз, вправо, влево): все движения доступны, правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движений, замедленное и несколько напряжённое выполнение, вялые, замедленные, ограниченная возможность проводимых движений из-за параличей, парезов, мышц (ограничены вверх, недостаточное загибание кончика языка вверх), замены движений, невыполнение.
Слайд 13
Объём движений: полный, неполный Точность выполнения: движения неточные, выполняются нечётко, с ошибками, длительный поиск позы, синкинезии, гиперкинезы Добавочные и лишние движения ( синкинезии ): движение нижней челюсти при движении языка вверх, движение пальцев рук при движении языка, насильственные непроизвольные движения, наличие тремора отклонение кончика языка, неправильные, уклады Длительность удерживания заданного положения: при высовывании трудно удерживает заданную позу Кинестетическая апраксия (невозможность произвести произвольно артикуляционное движение), ослабление произвольных движений вследствие нарушений иннервации мышц или группы мышц Переключаемость: быстрая (переход от одного движения к другому осуществляет быстро, свободно, легко), достаточная, недостаточная (нарушена скорость образования смычки), в переключении с одного движения на другое испытывает большие трудности, темп выполнения и переключаемость несколько замедленны. ПОДЪЯЗЫЧНАЯ СВЯЗКА («УЗДЕЧКА»): нормальная, укороченная, короткая, толстая, массивная, спайка с тканями подъязычной области САЛИВАЦИЯ: соответствует норме, повышенная (усиленное слюнотечение) ЩЁКИ: тонус нормальный, повышенный (напряжение мышечного тонуса), чрезмерно напряжённый, пониженный, вялый Выполнение упражнений: надуть втянуть надуть попеременно
Последний слайд презентации: Пробы, направленные на исследование артикуляционной моторики
СОСТОЯНИЕ ПРОСОДИКИ ДЫХАНИЕ: поверхностное, верхнеключичное (в норме: до З – х раз за 16-20 сек), ключичное, ключично-грудное, грудное (диафрагмальное), костно-абдоминальное, диафрагмально-речевое не сформировано Носовое дыхание: соответствует норме, затруднено, отсутствует, неровное, прерывистое, вдох и выдох короткие, поверхностное, шумное, нет пауз, с подниманием плеч, наличие носового оттенка. Ротовой выдох : сформирован (норма: на 1 выдох 3-4 слова), не сформирован Выдох при фонации: ротовой, смешанный ГОЛОС: нормальной силы, громкий, чрезмерно громкий, крикливый, не громкий, тихий, слабый, глухой с носовым оттенком (назализованный, гнусавый), затухающий, сдавленный (тусклый, сиплый), прерывистый, не полётный, гортанный (форсированный, напряжённый), с отсутствием голосовых модуляций (наличие, отсутствие) монотонности, не может менять высоту тона, спонтанный, не умеет говорить шёпотом. РЕЧЬ: выразительная, употребляет основные виды интонации (повествовательную, вопросительную, побудительную), разборчивая, разборчивость снижена, неразборчивая, малопонятная, интонационно-невыразительная, монотонная, назализованная, с незначительной назализацией, смазанная Темп речи: нормальный, медленный, замедленный, несколько замедленный ( брадилалия ), ускоренный (скороговорка), быстрый ( тахилалия ), скачкообразный, захлебываясь на вдохе, с запинками, неправильные паузы в потоке речи, заикание Ритм речи: нормальный, растянутый, скандированный, с определёнными паузами (правильность употребления пауз) 1. Объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации. Дыхание диафрагмальное. 2. Объем дыхания и продолжительность выдоха недостаточные, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации. 3. Объем дыхания недостаточный, выдох короткий, голос слабый, сиплый, хриплый, модуляция нарушена. Темп и ритм речи нарушены, паузация нарушена. Ребенок не употребляет основные виды интонации. Речь не интонирована.