Первый слайд презентации
Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе Подготовила: Петренко Любовь Александровна, учитель начальных классов, Учитель-методист, «Отличник образования» ГБОУ «СШ № 1 ГОРОДА КИРОВСКОЕ ШАХТЕРСКОГО М.О.» 2025 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1 ГОРОДА КИРОВСКОЕ ШАХТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Слайд 2
«Проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью…» Кагаров Е. Г.
Слайд 3
Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Слайд 4
Одним из ведущих методов на уроках в школе является – метод проектов. С проектной деятельностью я знакомлю учеников начиная с первого класса. Вначале детям даются доступные творческие задания, постепенно задания усложняются, и учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. В основу методов проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учеников на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Благодаря использованию метода проектов повышается творческая активность школьников, происходит соединение теории и практики, развивается самостоятельность.
Слайд 5
Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста (учителя, родителей), в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования).
Слайд 6
Задачи проектно-исследовательской деятельности: создать условия для организации деятельности учащихся: определять её цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты; создать условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Слайд 7
Цель проекта — доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.
Слайд 8
Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности? Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла. Целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п. Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).
Слайд 9
Различия Этапы исследования Этапы проекта 1.Выбор темы исследования. 1.Выбор темы исследования. 2.Постановка целей и задач. 2.Постановка целей и задач. 3.Выдвижение гипотезы исследования. 3.Планирование проектной деятельности. 4.Организация исследования: методы исследования, план. 4.Реализация проекта. 5.Самостоятельная деятельность, фиксирование результатов. 5.Оценка и самооценка проекта. 6.Презентация 6.Презентация
Слайд 10
Виды исследований Исследования классифицируются по различным принципам: по теме; по количеству учащихся; по времени проведения проекта; по месту проведения. В своей работе применяю как групповые и коллективные проекты, так и индивидуальные. Проектную деятельность использую на всех предметах. Остановлюсь на некоторых индивидуальных проектах, так как данные проекты являются научно-исследовательскими трудами учащихся. В работе над этими проектами мне помогало тесное сотрудничество с родителями, которое способствовало объединению учителя, детей, родителей. Мы работали в атмосфере совместного творчества, дети были поглощены, заинтересованы работой.
Слайд 11
Этапы исследования Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы. Выдвижение гипотезы. Постановка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Выбор методов и методики проведения исследования. Описание процесса исследования. Обсуждение результатов исследования. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Слайд 12
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в проектно- исследовательской деятельности: Рефлексивные Поисковые (исследовательские) Умения и навыки работы в сотрудничестве Менеджерские Коммуникативные Презентационные Умение отвечать на незапланированные вопросы
Слайд 13
Материалы из опыта работы по созданию проектно-исследовательской работы Научно-исследовательская работа ученика 2- А класса по теме «Вода в природе» Цель: Раскрытие значения воды в природе и жизни человека, выяснение причин загрязнения водоёмов и определение мероприятий по охране водных ресурсов. Продукт: Экологическая информация о значении воды, причинах загрязнения воды, рекомендации по охране водных ресурсов и экономном использовании воды. Форма презентации: - Научно-исследовательская работа - Презентация. Видео в ВК, ОК - Участие в Республиканском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов детей «Мои первые шаги в науку» (2019 г.) - Участие в Международной научно – практической конференции преподавателей и молодых учёных (2019 г.)
Слайд 14
Научно-исследовательская работа ученика 3- А класса по теме «Правильное питание – основа здоровья» Цель: Принятие участия в Республиканском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов детей «Мои первые шаги в науку». Сообщение о правильном питании человека и значении правильного питания для здоровья человека. Продукт: Информация о правильном питании, рекомендации по сохранению здоровья. Форма презентации: - Научно-исследовательская работа - Участие в Республиканском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов детей «Мои первые шаги в науку» (2020 г.) - Презентация. Видео в ВК, ОК - Буклет - Участие в Международной научно – практической конференции преподавателей и молодых учёных (2020 г.)
Слайд 15
Научно-исследовательская работа ученика 4- А класса по теме «Движение – это жизнь» Цель: Принятие участия в Республиканском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов детей «Мои первые шаги в науку». Сообщение о значении движения в жизни человека, ознакомление с рекомендациями по физической активности для младших школьников. Продукт: Информация о значении движения, физической активности младших школьников, рекомендации по сохранению здоровья. Форма презентации: - Научно-исследовательская работа - Презентация. Видео в ВК, ОК - Буклет - Участие в Республиканском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов детей «Мои первые шаги в науку» (2021 г.) - Участие в Международной научно – практической конференции преподавателей и молодых учёных (2021 г.)
Слайд 16
Научно-исследовательская работа ученицы 3- А класса по теме «Я – правнук Великой Победы» Цель: Принятие участия в Республиканском конкурсе «Вахта памяти», сбор материала об участии моего прадедушки в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг., ознакомление с боевыми подвигами прадедушки. Продукт: Рассказ о прадедушке Андреенко Борисе Арсентьевиче, старшем сержанте 2-го Белорусского фронта 1018 стрелкового полка 269 стрелковой дивизии, участнике Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Форма презентации: Видеоролик Презентация Республиканский фильм Участие в Республиканском историко-патриотическом проекте «Вахта памяти» (2022 г.)
Слайд 17
Научно-исследовательская работа ученика 1- А класса по теме «Я и мой огород» Цель: Принятие участия в Республиканском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов детей «Мои первые шаги в науку». Сообщение о выращивании овощей на своём огороде, о пользе выращенных продуктов для здоровья. Продукт: Информация о выращивании экологически чистых овощей, о значении труда в укреплении здоровья. Форма презентации: - Научно-исследовательская работа - Буклет - Видеоролик в ВК, ОК - Презентация -Участие в Республиканском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов детей «Мои первые шаги в науку» (2022 г.) Участие в Международной научно – практической конференции преподавателей и молодых учёных (2022 г.)
Слайд 18
Научно-исследовательская работа ученика 1- А класса по теме «Перец болгарский «Виктория» Цель: Принятие участия во Всероссийском сетевом проекте по сортоиспытанию «Малая Тимирязевка ». Сообщение о выращивании овощей на своём огороде, о пользе выращенных продуктов для здоровья. Продукт: Информация о выращивании экологически чистых овощей, о значении труда в укреплении здоровья. Форма презентации: Научно-исследовательская работа Презентация Видео в ВК, ОК Буклеты Участие в Всероссийском сетевом проекте по сортоиспытанию «Малая Тимирязевка » - Юный Тимирязевец ( 2023 г.) Участие в Международной научно – практической конференции преподавателей и молодых учёных (2023 г.)
Слайд 19
Научно-исследовательская работа ученика 2- А класса по теме «Моя радуга цветов» Цель: Принятие участия в Республиканском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов детей «Мои первые шаги в науку». Сообщение о моих клумбах на придомовой территории, о посадке, уходе и хранении некоторых видов цветов. Улучшение экологической обстановки через создание клумбы-цветника в палисаднике своего дома, как способ размножения, сохранения и приумножения даров природы. Продукт: Экологическая информационная «Зеленый дом», распространяющая рекомендации выращивания растений на придомовой территории, озеленении дворов, о цветоводстве и ландшафтном дизайне. Форма презентации: - Научно-исследовательская работа. - Анкетирование. Видео в ВК, ОК - Участие в Республиканском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов детей «Мои первые шаги в науку» (2023 г.), - Участие в Международной научно – практической конференции преподавателей и молодых учёных (2023 г.)
Слайд 20
Научно-исследовательская работа ученика 3- А класса по теме «Голубые ели в моём городе» Цель: Принятие участия в Республиканском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов детей «Мои первые шаги в науку». Нахождение оптимальных условий для высадки ели из семян при комнатной температуре, поиск благоприятных условий для роста ели. Продукт: Информация о выращивании ели из семян в домашних условиях. Форма презентации: Научно-исследовательская работа Презентация Видео в ВК, ОК Участие в Всероссийском сетевом проекте по сортоиспытанию «Малая Тимирязевка » - Юный Тимирязевец (2024 г.) Выступление перед одноклассниками на уроке окружающего мира - Участие в Международной научно – практической конференции преподавателей и молодых учёных (2024 г.)
Слайд 21
Участие в Международной научно-практической конференции преподавателей и молодых ученых
Слайд 24
Результативность работы Результаты применения проектной и исследовательской деятельности: расширение и углубление предметных знаний; знания о структуре проектной и исследовательской деятельности; умение выдвигать и обосновывать гипотезы; умение представлять результаты проектной деятельности; умение осуществлять рефлексию своей деятельности; проектно-исследовательская компетентность; умение планировать деятельность; умение формулировать цель.
Слайд 25
Результативность работы Диаграмма уровня сформированности самостоятельности, организационных, информационных и коммуникативных умений Диагностика проводилась в конце первой четверти 1-го класса, в конце первого полугодия во 2 классе и в конце первого полугодия в 3 классе.
Слайд 26
Результативность работы Диаграмма уровня сформированности интеллектуальных умений
Слайд 27
Результаты участия обучающихся в научно-исследовательской, проектной деятельности № ФИО Название конкурса Год Результат Республиканского и Всероссийского этапов 1 Марченко Платон Республиканском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов детей «Мои первые шаги в науку». 2019 1 место 2 Марченко Платон Республиканском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов детей «Мои первые шаги в науку». 2020 1 место 3 Марченко Платон Республиканском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов детей «Мои первые шаги в науку». 2021 2 место 4 Кетчик Александр Республиканском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов детей «Мои первые шаги в науку». 2022 2 место 5 Яроцкая Александ ра Участие в Республиканском историко-патриотическом проекте «Вахта памяти» 2022 1 место
Слайд 28
Результаты участия обучающихся в научно-исследовательской, проектной деятельности № ФИО Название конкурса Год Результат Республиканского и Всероссийского этапов 6 Кетчик Александр Участие в Всероссийском сетевом проекте по сортоиспытанию «Малая Тимирязевка » Юный Тимирязевец 2023 1 место 7 Кетчик Александр Республиканском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов детей «Мои первые шаги в науку». 2023 3 место 8 Кетчик Александр Республиканском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов детей «Мои первые шаги в науку». 2024 2 место 9 Кетчик Александр Участие в Всероссийском сетевом проекте по сортоиспытанию «Малая Тимирязевка » Юный Тимирязевец 2024 Гран-При
Слайд 29
Результаты участия обучающихся в научно-исследовательской, проектной деятельности
Последний слайд презентации: Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе Подготовила: Петренко
Вывод Эффективность использования технологии проектно-исследовательской деятельности в начальной школе – это не просто один из методов обучения - это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, которая позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.