Первый слайд презентации
Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
Слайд 2
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВЫЯВЛЯЕТСЯ У ДЕТЕЙ ВСЕХ ВОЗРАСТОВ. ПРОЯВЛЯЕТСЯ КЛЕВЕТОЙ, НЕПОСЛУШАНИЕМ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬЮ, УГРОЗАМИ, ОСКОРБЛЕНИЯМИ, ЖЕСТОКОСТЬЮ, ОТКАЗАМИ ОТ ОБЩЕНИЯ, АКТАМИ НАСИЛИЯ (УКУСАМИ, УДАРАМИ). АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ – ЭТО НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫЙ СПОСОБ РЕАГИРОВАНИЯ НА СРЫВ КАКОЙ-ТО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА НЕПРЕОДОЛИМЫЕ ТРУДНОСТИ, ОГРАНИЧЕНИЯ ИЛИ ЗАПРЕТЫ. ОСНОВАНО НА НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЯХ, ЖЕЛАНИИ НАВРЕДИТЬ. ПЕРВИЧНО СЛУЖИТ СПОСОБОМ ВЫРАЖЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ – РАЗДРАЖЕНИЯ, ГНЕВА, ЗЛОСТИ. НАБЛЮДАЯ РЕЗУЛЬТАТ ТАКОГО ПОВЕДЕНИЯ, РЕБЕНОК ОЦЕНИВАЕТ ЕГО ПОЛЕЗНОСТЬ. ВТОРИЧНО ОН ДЕМОНСТРИРУЕТ АГРЕССИЮ С ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЦЕЛЬЮ – ЗАПОЛУЧИТЬ ИГРУШКИ, ЕДУ, ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ, ДОКАЗАТЬ СИЛУ, ЗНАЧИМОСТЬ, ПОДЧИНИТЬ ОКРУЖАЮЩИХ. ЧЕМ ЧАЩЕ ДОСТИГАЕТСЯ ЖЕЛАЕМОЕ, ТЕМ ПРОЧНЕЕ ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ АГРЕССИВНОСТЬ В ПОВЕДЕНИИ, СТАНОВЯСЬ КАЧЕСТВОМ ХАРАКТЕРА.
Слайд 3
КАК РОЖДАЕТСЯ АГРЕССИВНОСТЬ КАК ПРОСТЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ( знакома и доступна ) Часто, увидев, что этот способ эффективен, человек понимает, что не зачем учиться договариваться, если можно обозвать, отнять, ударить… КАК МЕХАНИЗМ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ (способы конструктивного разрешения проблемных ситуаций сами по себе сложны, и не даны нам «от рождения»);
Слайд 4
ПРИЧИНЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ: СЕМЕЙНЫЕ ПРИЧИНЫ ! ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАКАЗАНИЙ СО СТОРОНЫ РОДИТЕЛЕЙ В ОТНОШЕНИИ К РЕБЕНКУ. ! ЧРЕЗМЕРНАЯ СВОБОДА ИЛИ ЧРЕЗМЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ НАД РЕБЕНКОМ; ! НЕДОСТАТОК ТЕПЛА ПО ОТНОШЕНИЮ К РЕБЕНКУ; ! НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ. ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ ДОМА НУЖНОЕ ВНИМАНИЕ, ОН ПЫТАЕТСЯ ОБРАТИТЬ ЕГО НА СЕБЯ ЛЮБЫМИ СПОСОБАМИ. ЕМУ ПРОСТО НИКТО НЕ СООБЩИЛ, ЧТО СУЩЕСТВУЮТ ТАКИЕ ВЕЩИ, КАК ПЕРЕГОВОРЫ И КОМПРОМИССЫ! НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ
Слайд 5
ПРИВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ВНИМАНИЯ ГЛАВНЫЕ ЗАБОТЫ – ЭТО ОБЕСПЕЧИТЬ МАТЕРИАЛЬНО НАШУ СЕМЬЮ, ВЕДЬ ЗАПРОСЫ ВСЕ РАСТУТ. И ВСЕ МЕНЬШЕ ИНТЕРЕСУЕМСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ И ПСИХИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ. ЧТОБЫ ПРИВЛЕЧЬ НАШЕ ВНИМАНИЕ, ПОДРОСТОК НАЧИНАЕТ ХАМИТЬ. ГРУБОСТЬ СРАЗУ НАСТОРАЖИВАЕТ, ОБИЖАЕТ И ЗАСТАВЛЯЕТ, НАКОНЕЦ, «ПРОСНУТЬСЯ». ЧТО - ТО НЕ ТАК. ИНОГДА МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ ПРОСТО СТЕСНЯЮТСЯ РАССКАЗАТЬ О СВОИХ ПРОБЛЕМАХ, ПОЭТОМУ НАЧИНАЮТ ПРОСТО АГРЕССИВНО СЕБЯ ВЕСТИ: А ВДРУГ МАМА И ПАПА САМИ ПОЙМУТ, ЧТО НУЖНО ОБНЯТЬ, ПОЦЕЛОВАТЬ, КАК РАНЬШЕ, И СПРОСИТЬ, КАК ПРОШЕЛ ДЕНЬ? АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЖЕТ ИМЕТЬ КАК ВЫРАЖЕННУЮ ФОРМУ: ХАМСТВО, ОСКОРБЛЕНИЯ И ДЕМОНСТРАТИВНОЕ НЕПОСЛУШАНИЕ С ХЛОПАНЬЕМ ДВЕРЕЙ, ТАК И СКРЫТУЮ ФОРМУ: ЗАМКНУТОСТЬ, ПРОГУЛИВАНИЕ УРОКОВ, ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ, ОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
Слайд 6
КЛАССИФИКАЦИЯ: ГЕТЕРОАГРЕССИЮ – причинение ущерба окружающим; АУТОАГРЕССИЮ – нанесение вреда себе. По форме проявления: Экспрессивная агрессия. Методы демонстрации – интонация, мимика, жесты, позы. Вербальная агрессия. Реализуется посредством слов – оскорблений, угроз, ругани. Физическая агрессия. Ущерб наносится с применением физической силы. Данная форма распространена среди детей раннего возраста, школьников (мальчиков). По направленности действий различают:
Слайд 7
- НЕ ПОНИМАЕТ ЧУВСТВ И ПЕРЕЖИВАНИЙ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ; - ОЩУЩАЕТ СЕБЯ ОТВЕРЖЕННЫМ; - ЧАСТО РУГАЕТСЯ И СПОРИТ СО ВЗРОСЛЫМИ; - СОЗДАЁТ КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ; - СВАЛИВАЕТ ВИНУ НА ДРУГИХ; - ТЕРЯЕТ КОНТРОЛЬ НАД СОБОЙ; - СТРЕМИТЬСЯ РАЗОЗЛИТЬ ВЗРОСЛЫХ; - НЕ МОЖЕТ АДЕКВАТНО ОЦЕНИТЬ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ; - ИМЕЕТ МУСКУЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ; ТОЛКАЕТ, ЛОМАЕТ, КРУШИТ ВСЕ КРУГОМ; - ЗАВИСТЛИВ, МСТИТЕЛЕН, РАЗДРАЖИТЕЛЕН, ВИНИТ ДРУГИХ В СВОИХ ОШИБКАХ; - ИМЕЕТ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ЭМПАТИИ; - ЧАСТО СЕРДИТСЯ И ОТКАЗЫВАЕТСЯ ЧТО-ЛИБО ДЕЛАТЬ. ПРИЗНАКИ АГРЕССИВНОГО ПОДРОСТКА:
Слайд 8
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 1.ЛИКВИДИРОВАТЬ ВСЕ АГРЕССИВНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ, ПОМНИТЬ, ЧТО РЕБЕНОК НЕ ВСЕГДА НАС СЛЫШИТ, НО ВСЕГДА ВИДИТ; 2.ПРИНИМАТЬ ЕГО ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ, СО ВСЕМИ НЕДОСТАТКАМИ; 3.УЧИТЫВАТЬ ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ, А НЕ ТО, КАКИМ ВАМ ХОТЕЛОСЬ БЫ ЕГО ВИДЕТЬ; 4.ПОПЫТАТЬСЯ ПОГАСИТЬ КОНФЛИКТ, НАПРАВЛЯЯ ИНТЕРЕС В ДРУГОЕ РУСЛО; 5.НАУЧИТЬ ЕГО ОБЩЕНИЮ СО СВЕРСТНИКАМИ; 6.ПОМНИТЬ, ЧТО И СЛОВО МОЖЕТ РАНИТЬ.
Слайд 9
ЕСЛИ ДОСТУЧАТЬСЯ ДО РЕБЕНКА У ВАС ПОЛУЧАЕТСЯ ТОЛЬКО С ПОМОЩЬЮ КРИКА, ЗНАЧИТ, ЧТО-ТО ИДЕТ НЕ ТАК! ВОТ КАК ПОСТОЯННЫЙ КРИК В ДОМЕ ВЛИЯЕТ НА РЕБЕНКА: НАШИ ПРЕДКИ ИСПОЛЬЗОВАЛИ КРИК, ЧТОБЫ ПРЕДУПРЕДИТЬ СОРОДИЧЕЙ ОБ ОПАСНОСТИ. ЖИВОТНЫЕ И ЛЮДИ ПОДСОЗНАТЕЛЬНО РЕАГИРУЮТ НА КРИК, КАК НА УГРОЗУ ДЛЯ ЖИЗНИ, ЗАДУМАЙТЕСЬ! В МОМЕНТ КРИКА, СОЗНАНИЕ РЕБЕНКА ОТКЛЮЧАЕТСЯ, И ОН ПЫТАЕТСЯ СПРЯТАТЬСЯ ОТ УГРОЗЫ. В ОРГАНИЗМЕ НАЧИНАЕТ ВЫРАБАТЫВАТЬСЯ ГОРМОН СТРЕССА, КОТОРЫЙ ДАЕТ СИГНАЛ «БЕЙ ИЛИ БЕГИ». СТРАХ ВЫКЛЮЧАЕТ НА МГНОВЕНИЕ РАБОТУ МОЗГА. ВСЕ ТЕЛО НАПРЯГАЕТСЯ, МЫСЛИ БЛОКИРУЮТСЯ. МОЗОЛИСТОЕ ТЕЛО ГОЛОВНОГО МОЗГА ЗНАЧИТЕЛЬНО УМЕНЬШАЕТСЯ В РАЗМЕРЕ ( Это «кабель» из нервных клеток, который соединяет два полушария головного мозга ), УМЕНЬШАЕТСЯ ПРИТОК КРОВИ К МОЗЖЕЧКУ, В РЕЗУЛЬТАТЕ СНИЖАЕТСЯ АКТИВНОСТЬ В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ МОЗГА, УХУДШАЕТСЯ ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ. ВСЕ ЭТО В ИТОГЕ ПРИВОДИТ К ПОТЕРЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ У ДЕТЕЙ.
Слайд 10
ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ОБРАТНОЙ СТОРОНОЙ БЕЗЗАЩИТНОСТИ ЕСЛИ РЕБЕНОК ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ НЕЗАЩИЩЕННЫМ, В ЕГО ДУШЕ РОЖДАЮТСЯ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ СТРАХИ. СТРЕМЯСЬ СПРАВИТЬСЯ СО СВОИМИ СТРАХАМИ, РЕБЕНОК ПРИБЕГАЕТ К ЗАЩИТНО-АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ. КРИКИ ПРИВОДЯТ К ПОЯВЛЕНИЮ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ У ПОДРОСТКОВ. - ТАКИЕ ПОДРОСТКИ ЗАБРАСЫВАЮТ УЧЕБУ; - ВСТУПАЮТ В КОНФЛИКТЫ С ОДНОКЛАССНИКАМИ; НАЧИНАЮТ ВРАТЬ РОДИТЕЛЯМ И Т.Д. КРИКИ ТАКЖЕ ВЛИЯЮТ НА САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА – ИЗ-ЗА ПОСТОЯННЫХ УПРЕКОВ ОН СТАНОВИТСЯ ЗАМКНУТЫМ, НАЧИНАЕТ ДУМАТЬ, ЧТО ЕГО НЕ ЦЕНЯТ И НЕ ЛЮБЯТ.
Слайд 11
КАК ПЕРЕСТАТЬ КРИЧАТЬ НА ДЕТЕЙ ПОДУМАЙТЕ, ЧТО ЗАСТАВЛЯЕТ ВАС КРИЧАТЬ НА РЕБЕНКА ? ( он очень медленно собирается в школу или слишком шумит?) ВОЗМОЖНО, ПРИЧИНА НЕ В НЕМ, А В ВАШЕМ ПЛОХОМ НАСТРОЕНИИ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ, НЕСОБРАННОСТИ. ПОПРОБУЙТЕ ПРЕДОТВРАТИТЬ БУРЮ. НЕ СПЕШИТЕ СРЫВАТЬСЯ НА КРИК, СДЕЛАЙТЕ НЕСКОЛЬКО МЕДЛЕННЫХ И ГЛУБОКИХ ВДОХОВ ИЛИ ПРОСТО ВЫЙДИТЕ ИЗ КОМНАТЫ. НЕ СОЗДАВАЙТЕ ЗАВЫШЕННЫХ ОЖИДАНИЙ. ( Вы ожидали, … но этого не произошло?) ДУМАЕТЕ ЕМУ НРАВИТСЯ ВИДЕТЬ ВАС РАЗДРАЖЕННОЙ? КОНЕЧНО, ЖЕ НЕТ. ПОМНИТЕ: ВЫ ЯВЛЯЕТЕСЬ ДЛЯ СВОЕГО РЕБЕНКА ОБРАЗЦОМ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ. ИМЕННО ВАШЕ ПОВЕДЕНИЕ ОН БУДЕТ КОПИРОВАТЬ И ПЕРЕНОСИТЬ В СВОЮ СЕМЬЮ. ВАМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ ОН БЫЛ ТАКИМ ЖЕ НЕСДЕРЖАННЫМ? ТРАВМЫ, НАНЕСЕННЫЕ ТАКИМИ СРЫВАМИ, НЕВОЗМОЖНО ЗАГЛАДИТЬ ПОДАРКАМИ, ОБЪЯТИЯМИ И ДРУГИМИ ЖЕСТАМИ ЛЮБВИ, КОТОРЫЕ МЫ ПРОЯВЛЯЕМ, ПРИДЯ В СЕБЯ.
Последний слайд презентации: Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
Лучшее лекарство для преодоления агрессии несовершеннолетних – это ! Агрессивность присуща всем людям; ! Избавиться полностью от агрессивности невозможно; ! Агрессивность имеет свои отрицательные и положительные стороны; ! Агрессивность в определенных пределах необходима любому человеку. ВНИМАНИЕ, ПОНИМАНИЕ, ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ТЕРПЕНИЕ.