Первый слайд презентации: Промышленность, торговля, городская жизнь в первой половине 19 века
Слайд 2: 1. Промышленное развитие
Особенности развития промышленности в первой половине XIX века: Это было связано с началом в России промышленного переворота, когда в промышленном производстве стали широко применяться паровые машины. Когда происходил промышленный переворот в странах Западной Европы? Это было связано с началом в России промышленного переворота, когда в промышленном производстве стали широко применяться паровые машины.
Основателями таких предприятий выступали не только купцы и мещане, но и крепостные крестьяне, отпущенные помещиками на оброк. Вид Свибловской суконной фабрики. Т.Г. Простаков. 1822–1823 гг.
Слайд 4
Крепостные Гарелины основали в с. Иваново в середине XVIII в. полотняную мануфактуру, позднее перешли на производство ситца. В 1828 г. они выкупились на волю и вскоре установили на своей мануфактуре паровую машину. Благодаря Гарелиным и другим предпринимателям село Иваново стало «русским Манчестером» — одним из самых крупных в России центров текстильного производства.
Слайд 6: Продолжает увеличивать свою продукцию горнозаводская промышленность Урала
с уществовал конкурент в виде Английской металлургической промышленности благодаря новым технологиям она давала более качественный и дешёвый металл. доставка металла по морю из Англии в Петербург обходилась дешевле, чем перевозка чугуна и железа сложными водными путями с Урала.
Слайд 7: Причины отставания российской промышленности от западной?
Внедрение новых технологий затруднялось из-за нежелания предпринимателей вкладывать в них свои капиталы. Купцы по-прежнему предпочитали делать свои состояния на торговле помещики тратили полученные от продажи хлеба деньги исключительно на собственное потребление. нехватка свободной рабочей силы. Крепостной крестьянин, отпущенный в город на оброк всего лишь на сезон, не спешил осваивать профессию высокой квалификации. заработать побольше денег у крепостного не возникало: большую часть заработка он отдавал помещику. Крепостное право серьёзным образом сдерживало завершение промышленного переворота в России.
Слайд 8: 2. Торговля и пути сообщения
На развитие торговли в России решающее влияние оказывали состояние внутреннего рынка и путей сообщения.
Слайд 9: Стимулом для развития торговли служила товарная специализация отдельных районов
Район Специализация Новороссия Хлеб, сахарная свекла Причерноморье, Поволжье Северо-Запад России Товарное скотоводство Лен и льняные ткани Крым, Кавказ Виноградство и виноделие
Слайд 10: Торговый обмен продукцией разных регионов происходил на ярмарках
Самым крупным центром торговли стала Макарьевская ярмарка, получившая своё наименование по монастырю на Волге, около стен которого она проходила.
Слайд 11: Промышленный переворот произвёл настоящую революцию в транспорте: появились железные дороги
В 1837 г. в России была построена первая железнодорожная линия длиной всего в 25 вёрст, соединившая Петербург с Царским Селом. 1 верста равняется 1 км 67 м
Слайд 12
1842 г. – строительство магистрали, соединяющей две столицы империи — Петербург и Москву. Строительство железной дороги, названной после смерти Николая I Николаевской, завершилось в 1851 г. По тому времени она была самой протяжённой магистралью в мире — 645 км.
Слайд 13: 3. Города и горожане
В первой половине XIX в. Россия оставалась страной со слаборазвитой городской жизнью. Население городов составляло менее 10% от общей численности жителей страны.
Слайд 15: План города
Центром города был собор, рядом с которым располагалась соборная площадь. Вблизи находился дом губернатора (начальника уезда) и здание административных учреждений. Неподалёку возводилось здание дворянского собрания, где дворяне губернии или уезда проводили свои заседания, а также устраивали балы. Для развлечения публики находился городской сад. Торговля происходила в торговых рядах, а по определённым дням на торговой площади проводились ярмарки или базары. В городе также действовали один или несколько монастырей, которые располагались как на окраинах, так и в центре. Дома городских жителей были деревянные, одноэтажные, и только богатые горожане строили себе дом из кирпича в два этажа.
Последний слайд презентации: Промышленность, торговля, городская жизнь в первой половине 19 века: Города
Самыми крупными городами империи были две столицы — Санкт Петербург и Москва. В середине XIX в. в них проживало соответственно 500 тыс. и 350 тыс. человек. По численности населения они входили в десятку крупнейших городов Европы.