Первый слайд презентации: Психолингвистика
Денисова Екатерина Геннадьевна denisovakeith@gmail.com
Слайд 2: Психолингвистика
Середина 50-х годов ХХ века Эмиль Бенвенист : «.. нельзя … ограничивать всю лингвистику описанием языковых форм ». Антропоцентрическое (антропологическое) языкознание antropos (греч.) – человек В центре внимания – не структура языка, а «человек говорящий», то есть языковая личность. Языковая личность – человек в его способности совершать речевые действия.
Слайд 3: Основы психолингвистики
В основе психолингвистики – психологическая теория деятельности. Ранняя русская психолингвистика = теория речевой деятельности. Алексей Алексеевич Леонтьев – первый психолингвист. Его работы основаны на идеях русских психологов, среди которых: Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев
Слайд 4: Предмет психолингвистики
– языковая личность, которая рассматривается в индивидуально-психологическом аспекте Языковая личность – это совокупность способностей и характеристик человека, определяющих его использование языка в коммуникации, включая уровень языковой компетенции, речевую активность и систему ценностных ориентаций, выражаемых в языке. Этот термин введен Ю.Н. Карауловым и рассматривается как многоуровневая структура, включающая вербально-семантический, когнитивный и прагматический уровни.
Слайд 5: Восприятие и картина мира
Различные языковые структуры (например, грамматические категории, такие как род, время или аспект) могут влиять на то, как люди воспринимают время, пространство и причины событий. Языковые различия могут также определять, какие аспекты реальности оказываются наиболее значимыми для носителей разных языков, например, некоторые языки уделяют больше внимания направлениям и ориентации в пространстве, в то время как другие — более акцентируют внимание на действиях или состояниях. В целом, язык не просто отражает, но и активно формирует восприятие мира, подчеркивая различные аспекты действительности в зависимости от культурных и языковых особенностей.
Слайд 6: Память
С помощью языковых категорий мы группируем и интерпретируем события, создавая когнитивные структуры, которые затем могут быть сохранены в памяти. Например, использование различных грамматических времён помогает нам помнить и организовывать события в хронологическом порядке. Amici, F., Sánchez- Amaro, A., Sebastián -Enesco, C. et al. The word order of languages predicts native speakers’ working memory. Sci Rep 9, 1124 (2019). https://doi.org/10.1038/s41598-018-37654-9
Слайд 7: Основополагающие принципы функционирования языкового/речевого механизма человека
Узнавание - фундаментальный принцип психического отражения; - отличается избирательностью Память – не просто «склад» образов, это активный творческий процесс. П ринцип использования разных видов опор Опоры способны "выводить" субъекта на индивидуальную картину мира. Характеристики опор: - функциональность; -динамичность, т.е. способность изменяться в соответствии условиями осуществления деятельности; - интегративность, 'т.е. способность включить "в себя" значительное количество смысла; - кодовая вариативность, т.е. разнообразие форм репрезентации знаний. П араллельная опора на перцептивный, когнитивный, эмоционально-оценочный (вербальный и невербальный) опыт при взаимодействии всех форм хранения знаний и их применения.
Слайд 8
Принцип/механизм ассоциирования П амять человека —хранилище ассоциаций. Их выработка и разрушение - основа разнообразных видов обучения. Связываются между собой, сливаются вместе в один образ прежде разобщенные образы восприятия, памяти, собственных действий. П ринципом /механизмом глубинной предикации своеобразное "признание для самого себя" продукта ассоциирования; т акие компоненты не обязательно должны поддаваться словесному выражению. Принцип смысловых замен обеспечение предметности того, о чем идет речь, за счет выхода на образ мира; имеет место контроль правильности распознавания объектов мысли при общении; укрупнение единиц знания («сжатие» смысла) или, наоборот, развертывание. Механизм регуляции: механизмы когнитивного и коммуникационного контроля Регуляции подлежат все составляющие психики человека при взаимодействии её сенсорного, перцептивного и речемыслительного уровней.
Слайд 9: Воображение и внутренние репрезентации
Размышления на иностранном языке лишают воображение ярких красок Hayakawa, S., & Keysar, B. (2018). Using a foreign language reduces mental imagery. Cognition, 173, 8–15. doi:10.1016/j.cognition.2017.12
Слайд 10: Мышление и принятие решений
Слово - одежда всех фактов, всех мыслей. М. Горький. "Эффект иностранного языка": - Исследования показывают, что при принятии решений на неродном языке люди становятся более рациональными и менее подверженными когнитивным искажениям. - Опытные билингвы могут "переключать" стиль мышления в зависимости от языка. Keysar, B., Hayakawa, S. L., & An, S. G. (2012). The Foreign-Language Effect. Psychological Science, 23(6), 661–668. doi:10.1177/0956797611432178
Слайд 11: Подходы к изучению Языковой личности (пример сочетания методов психологии и лингвистики)
Лингвистические личностные индексы: - особенности произношения - особенности построения речевого высказывания - особенности употребления слов и выражений (лексические и фразеологические индексы) Личностные особенности (психодиагностика): - исследования личностных черт (Б-5, темная триада и др ) - исследования когнитивной сферы (стили мышления, когнитивные стили, убеждения и метакогнитивне схемы) - исследования эмоциональной сферы (характеристика эмоциональной жизни, аффективная симптоматика, эмоциональный интеллект и регуляция эмоций)
Слайд 12: Подходы к изучению Языковой личности (пример сочетания методов психологии и лингвистики)
Григорьева Л.М. Я-образ женщины при созависимости : психолингвистический подход // Экспериментальная психология. 2024. Том 17. № 3. С. 158–167. DOI: 10.17759/exppsy.2024170311 Ковалёв А.К., Кузнецова Ю.М., Пенкина М.Ю., Станкевич М.А., Чудова Н.В. Возможности автоматического анализа текста в задаче определения психологических особенностей автора // Экспериментальная психология. 2020. Том 13. № 1. С. 149–158. DOI: 10.17759/exppsy.2020130111
Слайд 13: Заключение
Язык не просто средство коммуникации, но и мощный когнитивный инструмент. Современные исследования показывают, что язык влияет на восприятие, память, эмоции и принятие решений. Язык, на котором мы думаем, может влиять на воображение и нашу способность визуализировать будущие события. Современная психолингвистика всё больше интегрируется с нейронауками, превращаясь в нейролингвистику — область, изучающую, как мозг обрабатывает, порождает и воспринимает язык. С помощью методов фМРТ, ЭЭГ и нейросетевого моделирования исследуется связь языка с когнитивными процессами, мышлением, эмоциями и даже принятием решений. Но об этом в следующий раз…