Первый слайд презентации: Пунктуационное оформление предложений, осложнённых однородными членами, и сложносочинённых предложений. Пунктуационное оформление предложений с обособленными членами, обращениями и вводными словами
Масандилова И.Л., кандидат педагогических наук, заместитель председателя ПК ЕГЭ по русскому языку по г. Москве, доцент кафедры начального филологического образования им. М. Р. Львова Института детства МПГУ Пунктуационное оформление предложений, осложнённых однородными членами, и сложносочинённых предложений. Пунктуационное оформление предложений с обособленными членами, обращениями и вводными словами
Слайд 2
Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко. Освещённый туннель, или «Предчувствие» знака препинания https://ug.ru/russkij-yazyk-10/?ysclid=lt3g6jox57284081493 Во время записи ни одно предложение, кроме самых коротеньких, не присутствует в сознании всё целиком, с одинаковой ясностью. Записываемая фраза движется через сознание пишущего, как ночной поезд через освещённый туннель: отчётливо видна только та часть, которая находится в туннеле. Начало фразы, как первые вагоны поезда, уже ушло за пределы отчётливой видимости, а конец еще не въехал в освещённое пространство.
Слайд 3
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации : Кн. для учащихся. - М. : Просвещение, 1986; https://ug.ru/russkij-yazyk-10/?ysclid=lt3g6jox57284081493
Слайд 4: Задание 16 (базовый уровень), 2024
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Во всём мире любители музыки П. И. Чайковского восхищаются как операми композитора так и его симфоническими произведениями. Точный простой и живописный язык произведений М. М. Пришвина надолго запоминается читателям. Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с мелкими клейкими листьями. В преемственности традиций народных мастеров и верности стилистике древнейшего промысла и содержится секрет успеха и популярности гжельской керамики в наше время. Лес тихо отдыхает от жгучего дневного солнца и степь обдаёт путника накопившимися за день цветочными запахами. Ответ:.
Слайд 5: Задание 16 (базовый уровень), 2024
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Во всём мире любители музыки П. И. Чайковского восхищаются как операми композитора, так и его симфоническими произведениями. Точный, простой и живописный язык произведений М. М. Пришвина надолго запоминается читателям. Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с мелкими клейкими листьями. В преемственности традиций народных мастеров и верности стилистике древнейшего промысла и содержится секрет успеха и популярности гжельской керамики в наше время. Лес тихо отдыхает от жгучего дневного солнца, и степь обдаёт путника накопившимися за день цветочными запахами. Ответ: 125.
Слайд 6: Анализируем задание
Требуется указать предложения, где нужно поставить одну запятую. Какие знания и умения для этого необходимы? Знать, что такое однородные члены предложения. Знать, что такое однородные и неоднородные определения. Знать, что такое причастный оборот. Уметь находить в предложении грамматическую основу, различать простые и сложные предложения; находить в предложении однородные члены ; различать однородные и неоднородные определения; находить в сложном предложении общую часть для двух простых; находить в предложении два стоящих рядом определения, одно из которых выражено прилагательным, второе – причастным оборотом; видеть двойные союзы; видеть повторяющиеся союзы; видеть разные ряды однородных членов; видеть пары однородных членов.
Слайд 8
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации : Кн. для учащихся. – М. : Просвещение, 1986
Слайд 12: Однородные члены предложения
отвечают на один и тот же вопрос; относятся к одному и тому же слову; являются одинаковыми членами предложения. Однородные члены предложения могут быть распространёнными (иметь при себе пояснительные слова). Срубленные осины придавили собой и траву, и кустарник. Ср.: Срубленные осины придавили собой и высокую траву, и мелкий кустарник.
Слайд 13: Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения
А в маленькой комнатке сидела Фенечка и то прислушивалась, то дремала, то посматривала на растворённую дверь. Оба брата молча глядели на него, а Аркадий украдкой посматривал то на отца, то на дядю. Комнатка была очень чиста и уютна. В ней пахло недавно выкрашенным полом, ромашкой и мелиссой. (По И. С. Тургеневу) Возможные задания Найдите в предложениях однородные члены; определите, какими членами предложения они являются. Представьте, что вы автор учебника или сборника упражнений по русскому языку. Составьте пять предложений с однородными членами для иллюстрации правила или проверки усвоения пунктограммы.
Слайд 15
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. – М: АСТ, 2009. – 432 с.
Слайд 16: Неоднородные определения обычно не разделяются запятой
Я видел прекрасную молодую женщину. Нам казалось, что мы обладаем несомненной вечной истиной. НО после определяемого существительного каждое из определений непосредственно связано с существительным и имеет одинаковую смысловую самостоятельность: Я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную (Ч.) Я буду тогда обладать истиной вечной, несомненной (Т.). http://old-rozental.ru/punctuatio.php?sid=98#pp98 Если определения являются эпитетами (обычно в художественной литературе), они чаще всего употребляются как однородные. В этом случае между ними ставится запятая. Утончённый вкус не удовольствовался бы этими тяжёлыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. (И. А. Гончаров)
Слайд 17: Сочинительные союзы
противительные соединительные разделительные И А ИЛИ НО ЛИБО ДА (=НО) ТО – ТО ОДНАКО ТО – НЕ ТО ДА(=И) НИ – НИ КАК – ТАК И НЕ
Слайд 18: Знаки препинания при однородных членах предложения, связанных союзами
Двойные союзы не только О, но и О как О, так и О не столько О, сколько О скалы. если не О, то О скалы. хотя (хоть и) О, но О Обломов, Повторяющиеся союзы и О, и О … О, и О, и О Горный поток шумел, и пенился, и бился о = Горный поток и шумел, и пенился, и бился о «Увяз, любезный друг, по уши увяз, — думал провожая его глазами. — И слеп, и глух, и нем для всего
Слайд 19: Не ставится запятая в устойчивых выражениях
ни свет ни заря ни жив ни мёртв ни пуха ни пера ни рыба ни мясо И др.
Слайд 27: ЗАДАНИЕ № 16. АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ
Внимательно прочитайте все предложения. Выделите грамматическую основу в каждом предложении. Определите по количеству грамматических основ, какие предложения являются простыми, а какие – сложными. Обратите внимание на однородные и неоднородные определения (между однородными определениями возможна вставка союза И, между неоднородными – невозможна). Проверьте, есть ли в начале сложносочинённого предложения общий второстепенный член с обстоятельственным значением (обычно отвечает на вопросы когда? где? как? ). При наличии общего второстепенного члена запятая перед И между частями сложного предложения не ставится! НО если части сложного предложения связаны причинно- следственными отношениями, то запятая ставится, например: Осенью солнце светит не столь ярко, и вы можете не бояться находиться на открытом воздухе. Найдите в простом предложении однородные члены и проанализируйте, какие союзы их соединяют: одиночный союз и, или, либо, да (=и) – запятая перед ним не ставится; 2) двойной союз (как…, так и…; не только…, но и…) – запятая ставится перед второй частой двойного союза; 3) повторяющийся союз и…, и…, и, то…, то…, то – запятая ставится перед вторым, третьим повторяющимся союзом, но не перед первым. Выберите предложения, в которых должна стоять ОДНА запятая.
Слайд 30
Ткаченко, Н. Г. 300 диктантов для поступающих в вузы / Н. Г. Ткаченко. — 11- е изд. — М.: Айрис- пресс, 2011
Слайд 31: Задание 17 (базовый уровень), 2024
Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В 1878 году (1) показанная на VI передвижной выставке (2) картина «Московский дворик» принесла В.Д. Поленову славу (3) явив рождение в русской живописи нового жанра (4) названного «интимным» пейзажем. Ответ:
Слайд 32: Задание 17 (базовый уровень), 2024
Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В 1878 году (1) показанная на VI передвижной выставке (2) картина «Московский дворик» принесла В. Д. Поленову славу (3) явив рождение в русской живописи нового жанра (4) названного «интимным» пейзажем. Ответ: 34
Слайд 33: Анализируем задание
Какие знания и умения необходимы для успешного выполнения задания 17? Знать, что такое причастие и причастный оборот. Знать суффиксы причастия. Помнить, что определения могут быть выражены прилагательными с зависимыми словами Знать, что такое деепричастие и деепричастный оборот. Знать правила постановки знаков препинания при обособленном определении. Знать правила постановки знаков препинания при обособленном обстоятельстве. Уметь находить в предложении причастный оборот и устанавливать его границы. Уметь находить в предложении деепричастный оборот и устанавливать его границы. Уметь определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову. Уметь отличать определяемое слово от зависимого.
Слайд 34: Обособление определений
Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. М.: Высшая школа, 1993.
Слайд 35: Обособление обстоятельств
Обстоятельство, выраженное деепричастием или деепричастным оборотом, обычно обособляется: Поздоровавшись, он остановился и, дружелюбно улыбаясь, заговорил. Не обособляются однородные обстоятельства, выраженные д. о., соединённые союзом И и относящиеся к одному сказуемому: И, опустив голову, надев пенсне, отставив от себя книжку и строго глядя на всё сквозь стёкла, Кузьма стал читать; деепричастия, перешедшие в наречия ( стоя, сидя, лёжа, молча, шутя, зря, нехотя, не спеша, не глядя и др.), и устойчивые словосочетания наречного характера ( сломя голову, спустя рукава и др.): Лёжа читать вредно, нужно читать сидя (ср.: Нужно читать, сидя за столом. ); одиночные деепричастия, стоящие после сказуемого и отвечающие на вопрос как? (при тесной связи со сказуемым): Ребята шли не торопясь ; Бабушка сидит согнувшись ; в составе производных предлогов ( Начиная с понедельника я буду делать зарядку.); В составе сочетаний с союзным словом ( Есть задания, не выполнив которые невозможно понять тему.)
Слайд 36
ЗАДАНИЕ № 17. АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ Внимательно прочитайте предложение. Найдите в предложении причастия и / или деепричастия. Определите границы причастного и / или деепричастного оборота(ов). Определите место причастного оборота по отношению к определяемому слову. Вспомните соответствующие правила и расставьте запятые на месте цифр.
Слайд 37: АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ. ИЗ ОПЫТА КОЛЛЕГ
Спишите, расставляя знаки препинания и объясняя их постановку графически. (По повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба») Сыновья были смущены таким приёмом отца и стояли неподвижно потупив глаза в землю. Бедная старушка привыкшая уже к таким поступкам своего мужа печально глядела сидя на лавке. Неугомонный вечно он считал себя законным защитником православия. Уже кони чуя рассвет все полегли на траву и перестали есть. Бедная старушка лишённая последней надежды уныло поплелась в хату. Их лица еще мало загоревшие похорошели и побелели. Все сели не выключая даже и хлопцев стоявших почтительно у дверей. Возможные варианты заданий Найдите в художественной литературе (или в определённом произведении) фрагмент, насыщенный пунктограммой(ами)… Перепишите его, объясняя графически знаки препинания. Найдите в художественной литературе (или в определённом произведении) фрагмент,
Слайд 38: Задание 18 (базовый уровень), 2024
Расставьте недостающие знаки препинания: укажите месте которых в предложениях должны стоять запятые. цифры, на Тогда (1) быть может (2) нас спасут Ирония и жалость к людям, Которым мы простим их суд, А сами судьями не будем. Но (3) ты (4) наверно (5) не продашь И не отвергнешь (6) друг весенний (7) Трудолюбивый опыт наш В пылу повальных отречений. (Д.С. Самойлов) Ответ:.
Слайд 39: Задание 18 (базовый уровень), 2024
Расставьте недостающие знаки препинания: укажите месте которых в предложениях должны стоять запятые. цифры, на Тогда (1) быть может (2) нас спасут Ирония и жалость к людям, Которым мы простим их суд, А сами судьями не будем. Но (3) ты (4) наверно (5) не продашь И не отвергнешь (6) друг весенний (7) Трудолюбивый опыт наш В пылу повальных отречений. (Д.С. Самойлов) Ответ: 124567
Слайд 40: Задание 18 (базовый уровень), 2024
Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Напрасно (1) вы (2) это думаете. Впрочем (3) я вам не верю. Вы не могли сказать это серьезно. — Базаров продолжал сидеть неподвижно. — Евгений Васильевич (4) что же (5) вы (6) молчите? Да что мне сказать вам? О людях вообще жалеть не стоит, а обо мне подавно… Вы напрашиваетесь на любезность (7) Евгений Васильевич. (И. С. Тургенев) Ответ:
Слайд 41: Задание 18 (базовый уровень), 2024
Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Напрасно (1) вы (2) это думаете. Впрочем (3) я вам не верю. Вы не могли сказать это серьезно. — Базаров продолжал сидеть неподвижно. — Евгений Васильевич (4) что же (5) вы (6) молчите? Да что мне сказать вам? О людях вообще жалеть не стоит, а обо мне подавно… Вы напрашиваетесь на любезность (7) Евгений Васильевич. (И. С. Тургенев) Ответ: 347
Слайд 42
Вводные конструкции – это вводные слова, сочетания слов, предложения, при помощи которых говорящий или пишущий выражает свое отношение к тому, что он сообщает: К счастью, мы всё успели. Они, к сожалению, не придут. В устной речи вводные конструкции выделяются интонацией, в письменной – знаками препинания (чаще всего запятыми). Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью: Друзья мои, прекрасен наш союз! (А. С. Пушкин) Я пришла тебя сменить, сестра, у лесного, у высокого костра. (А. А. Ахматова) Обратите внимание! Обращение может иметь при себе зависимые слова, то есть быть распространённым. Например: Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда! (С.А.Есенин.) Кроме того, обращения могут быть однородными и даже осложнёнными обособленными членами. Например: Рыдайте, кабацкие скрипки и арфы, над чёрною астрой с причёскою «афро». (А. А. Вознесенский.) Запомните! Личные местоимения ты и вы не являются обращениями, а выступают в роли подлежащего.
Слайд 44: Различайте вводные слова и омонимичные им выражения!
Слово Вводное слово Запятые нужны! Не вводное слово Запятые не нужны! Однако Нельзя заменить союзом «но»: Мы, однако, очень устали сегодня. Можно заменить союзом «но»: Ливень прекратился, однако ветер дул не переставая. Действительно В значении «в самом деле»; часто стоит в начале предложения: Действительно, мы многого уже достигли в этой сфере. В значении «реально»; часто стоит в середине или в конце предложения: Он действительно ничего не знает. Значит В значении «следовательно»: Наступила зима, значит, скоро Новый Год. В значении «означает, это»: Опоздать – значит не успеть. Наконец В значении «и ещё»: Мне нужно помыть посуду, убрать в комнате и, наконец, сходить в магазин. В значении «в конце концов, после всего»: Мы наконец добрались до нашего отеля. Различайте вводные слова и омонимичные им выражения!
Слайд 45: ЗАДАНИЕ № 18. АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ
Внимательно прочитайте стихотворный или прозаический текст. Найдите слова, называющие того, к кому обращаются с речью, то есть обращения. Найдите слова (словосочетания, предложения), выражающие уверенность, неуверенность, чувства говорящего, источник сообщения, порядок мыслей, то есть вводные конструкции разных значений. Определите, можно ли убрать эти слова из текста без потери смысла. Проверьте, можно ли заменить вводное слово другим, синонимичным вводным словом. Помните о том, что обращениями не являются местоимения ТЫ, ВЫ. Помните о том, что есть «псевдовводные» слова, которые запятыми не выделяются. Имейте в виду, что вводными могут быть не только слова (безусловно, наоборот), но и сочетания слов (без сомнения, к сожалению ), а также предложения ( мне кажется, быть может ).
Слайд 46
Задания 16-18. Актуализация знаний и умений, развитие коммуникативных и регулятивных УУД Можно предложить ученикам составить инструкцию (алгоритм); написать фрагмент учебника/пособия; сформулировать правило для младшего брата (младшей сестры, товарища и др.), который затрудняется в понимании темы; сочинить и/или переписать из художественного произведения текст, насыщенный изученными пункто- и орфограммами. придумать диктант и/или упражнения, насыщенные изученными пункто- и орфограммами
Слайд 47: Задания 16-18. Актуализация знаний и умений
Масандилова И.Л. Контрольные работы для повторения и актуализации знаний и умений в 11 классе // Диагностика уровня предметных и метапредметных образовательных результатов в 8–11 классах средней школы. Приложение к учебно- методическому пособию «Оценивание качества образовательных результатов в современной школе: теория и практика»: Дидактические материалы / Сост. Н.Л. Галеева; под ред. Н.Л. Галеевой. – Москва: МПГУ, 2021 вопросы, задания Предметные результаты (знание, понимание) 1. Прочитайте текст (см. следующую страницу). Сформулируйте проблему, поставленную автором. Приведите два примера из текста, важных для её понимания; свяжите их между собой. Сформулируйте авторскую позицию, выразите согласие или несогласие с ней. Аргументируйте свою точку зрения. 2. Обозначьте в своём тексте орфограммы. 3. Обозначьте в своём тексте пунктограммы. 4. Найдите в исходном тексте предложение, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом, однородными сказуемыми и вводным словом. 5. Какое ещё предложение осложнено обособленным определением и однородными сказуемыми? Метапредметные результаты Познава- тельные УУД 1. Выпишите из исходного текста слова, которые надо проверить по орфографическому словарю. Объясните свой выбор. 2. Кратко сформулируйте алгоритм написания сочинения-рассуждения. Коммуни- кативные УУД 1. Объясните товарищу, как писать комментарий по проблеме (составьте на эту тему текст из 4–5 предложений. 2. Объясните ученику 10 класса, как находить в тексте поставленную автором проблему. Регуляти- вные УУД 1. Представьте, что Вы эксперт. Оцените свою работу по первым четырём критериям ФИПИ (формулировка проблемы, комментарий, авторская позиция, аргументация своей точки зрения)
Слайд 48: Задания 16-18. Актуализация знаний и умений
Масандилова И.Л. Контрольные работы для повторения и актуализации знаний и умений в 11 классе // Диагностика уровня предметных и метапредметных образовательных результатов в 8–11 классах средней школы. Приложение к учебно- методическому пособию «Оценивание качества образовательных результатов в современной школе: теория и практика»: Дидактические материалы / Сост. Н.Л. Галеева; под ред. Н.Л. Галеевой. – Москва : МПГУ, 2021 вопросы, задания ответ баллы (0- 5) Предметные результаты (знание, понимание) Расставьте недостающие знаки препинания. Собака _ друг человека. Семь бед _ один ответ. Мой девиз _ мыслить обо всём _ но писать понятно для всех. Искать друзей в будущем _ удел одиночества. Собака – друг человека. Семь бед – один ответ. Мой девиз – мыслить обо всём, но писать понятно для всех. Искать друзей в будущем – удел одиночества. 3 2. Определите вид односоставного предложения. Зайдёшь к нам? Будете обедать? 3 У нас меняют окна. 4. На улице темно. Определённо- личное. Определённо- личное. Неопределённо- личное. Безличное. 3. Расставьте знаки препинания. Найдите предложение с однородными членами. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Луна была за тучками и сугробы казались синими. С утра шел дождь и небо было затянуто тучами. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Луна была за тучками, и сугробы казались синими. С утра шел дождь и небо было затянуто тучами. 1. 3. Найдите предложение, соответствующее схеме: О : О, О, О – … (знаки препинания не расставлены). Расставьте знаки препинания. а) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики. б) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд. в) Утро рассеивает всё страх усталость волнения. б) Из морской рыбы: трески, сельди, палтуса – можно приготовить много вкусных блюд. В корзине лежали разные фрукты: яблоки, груши, виноград, персики. в) Утро рассеивает всё: страх, усталость, волнения. 4.Нигде не было видно ни воды, ни деревьев. Это предложение осложнено однородными а) сказуемыми. б) подлежащими. в) дополнениями. г) определениями. д) обстоятельствами. в) Метапредметные резуль- таты Познава-тельные УУД Расскажите о любом явлении, которое представляется Вам интересным с точки зрения пунктуации. Примерный ответ: Есть случаи, когда запятая перед «и» в сложносочинённом предложении не ставится: У частей ССП есть общий второстепенный член: Весной голубеет небо и начинают зеленеть деревья. Есть общая главная часть при однородном подчинении придаточных: Тогда казалось, что мы будем вместе и никто не сможет нас разлучить. Есть общее придаточное: Когда я проснулся, всё вокруг было серым и никуда не хотелось идти. Есть общая интонация: Ты придёшь или тебя не ждать? Входят в состав прямого вопроса в бессоюзном сложном предложении: Есть вопрос: ты скоро придёшь или нам идти без тебя? Союз «и» соединяет два назывных предложения: «Мороз и солнце…» Может быть приведено любое явление. 0,5
Слайд 49: Задания 16-18. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
1. Найдите в исходном тексте предложение, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом, однородными сказуемыми и вводным словом. А может, она поняла, что я уже не вернусь, но, парализованная страхом, не может двинуться с места. (По М. Худякову) Какое ещё предложение осложнено обособленным определением и однородными сказуемыми? Мне вдруг почудилось, что она, прикованная к тяжёлой сумке, до сих пор стоит и с надеждой высматривает меня. (По М. Худякову) Найдите в своём сочинении предложения, осложнённые однородными членами / с общим второстепенным членом / с однородными (или неоднородными) определениями и др. (Масандилова И.Л. Контрольные работы для повторения и актуализации знаний и умений в 11 классе // Диагностика уровня предметных и метапредметных образовательных результатов в 8–11 классах средней школы. Приложение к учебно- методическому пособию «Оценивание качества образовательных результатов в современной школе: теория и практика»: Дидактические материалы / Сост. Н.Л. Галеева; под ред. Н.Л. Галеевой. – Москва : МПГУ, 2021) 4. Составьте три упражнения в формате задания № 16 ЕГЭ по русскому языку (постарайтесь включить туда как можно больше правил, которые вы повторили).