Первый слайд презентации: Пушкин «Дубровский»
Открытый урок по литературе 6 класс Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Помогаева Ольга Анатольевна
Слайд 2
Литературный эксперимент Прослушайте отрывки из произведения, восстановите пропущенные слова и определите, о ком из героев идет речь: “Его богатство, знатный род и _____ давали ему _____, где находилось его имение. Принимал знаки _____ как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все ____ человека необразо -ванного. Он привык давать полную____всем порывам пылкого своего____и всем затеям довольно ____ ума. _______________ “ Отставной поручик гвардии владел_____. С расстроенным состоянием принуждён был ______ и поселиться в ______ своей деревне. Остался беден и ____”. _____________________________
Слайд 3
Литературный эксперимент “Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Принимал знаки подобострастия как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все пороки человека необразованного. Он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума.” ( К.П.Троекуров ) “ Отставной поручик гвардии владел семьюдесятью душами. С расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне.. Остался беден и независим ”. (А.Г.Дубровский)
Слайд 4
К о н ф л и к т - столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия.
Слайд 5
Тема урока: А.С. Пушкин «Дубровский». Конфликт А.Г. Дубровского и К.П. Троекурова. Цель : формировать навык анализ эпизода художественного произведения с целью анализа характеров героев, их взаимоотношений; формировать умение интерпретировать текст художественного произведения Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовется… Ф.И.Тютчев
Слайд 7
Словарная работа Определить значения слов: Честь- Бесчестие- Произвол- Судебный произвол- Беззаконие- Притеснить- Притеснение- Гордость- Г ордыня- Что обозначают эти слова?
Слайд 9: Работа в группах: На столах карточка, в которой указаны слова, словосочетания, отражающие разные качества: пылкий нрав, грубость, своенравие, избалованность, гордость, независимость, достоинство, верен своим правилам, решениям, твердость в исполнении решенного, прямота, честность, бесцеремонность, властность, стремление к независимости. Распределить данные качества в таблице:
К.П.Троекуров А.Г.Дубровский Избалованность, бесцеремонность, грубость, властность, пылкий нрав, твердость в исполнении решенного, своенравие Гордость, независимость, достоинство, верен своим правилам, решениям, твердость в исполнении решенного, прямота, честность,
Покровское Он (Дубровский) ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка, вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом – пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с огородами и колодезями Кистенёвка Владимир увидел березовую рощу и влево в открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось. Перед собой видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца… Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь.
Слайд 14
Кирилл (гр.) – господин, владыка, повелитель; Пётр (гр.) – скала, утёс, камень; Андрей ( др -евр.) – мужественный, храбрый; Гавриил (др.-евр.) – сильный муж, муж Божий или крепость. О чем говорят имена героев?
Слайд 16
Поднимает руки класс – это «РАЗ». Повернулась голова – это «ДВА». Руки вниз, вперед смотри – это «ТРИ». Руки в стороны пошире – развернули на «ЧЕТЫРЕ ». Силой их к плечам прижать – это «ПЯТЬ». Всем ребятам тихо сесть – это «ШЕСТЬ».
Слайд 17: Работа в группах:
1 группа : Выписать ключевые слова, характеризующие образ Дубровского в сцене суда, заполнив таблицу: Приезд в суд Слушание протокола Подписывание решения Отъезд из суда 2 группа: Выписать ключевые слова, характеризующие образ Троекурова в сцене суда, заполнив таблицу: Приезд в суд Слушание протокола Подписывание решения Отъезд из суда
Слайд 18: Работа в группах:
Приезд в суд никто не обратил на него внимания Слушание протокола стоя прислонился к стенке Подписывание решения секретарь поднес ему бумагу Отъезд из суда вывели и усадили в сани 1 группа 2 группа: образ Дубровского в сцене суда образ Троекурова в сцене суда Приезд в суд встретили с изъявлением глубокого подобострастия Слушание протокола придвинули ему кресло из уважения к его чину, летам и дородности Подписывание решения с низким поклоном обратился, приглашая подписать Отъезд из суда вышел, сопровождаемый всем судом
Слайд 20
Л.Н. Толстой говорил: «Человек подобен дроби: числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает». Попробуем представить характеристику Дубровского и Троекурова в виде дроби. В числителе укажем, что на самом деле представляют собой эти герои, а в знаменателе – что они о себе думают Дубровский: Что представляет собой? независимый, горячий, смелый, прямой, решительный, неосмотрительный, нетерпеливый _______________________________ Что он о себе думает? гордый, честный Троекуров: Что представляет собой? самодур-помещик _______________________________________ Что он думает о себе? независимый, гостеприимный, богатый, сильный, строгий, влиятельный, здоровый, избалованный, хороший отец
Слайд 22: Честь (из “ Толкового словаря живого великорусского языка” В.И. Даля ):
-внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть; -высокое звание, чин, должность.
Последний слайд презентации: Пушкин «Дубровский»: Домашнее задание
Выполнить одно из заданий по выбору: 1. Ответить письменно на вопрос: “Почему “внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его (Троекурова) воображение и отравило его торжество”? или 2. Подобрать пословицы о чести и достоинстве, проанализировать их, соотнеся с событиями главы 2 произведения А. С. Пушкина “Дубровский”. Всем: 3. Составить план действий «Если вдруг я поссорюсь с другом...» 4. Прочитать главы 3-5, озаглавить, ответить на вопросы к главам.